Конспект профилактического занятия для подростков

Обновлено: 06.07.2024

обучение младших подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

  • познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • содействовать осознанию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию навыков конструктивного общения в среде сверстников;
  • научить детей договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Форма проведения:

игровое занятие с элементами тренинга; дети работают в кругу.

Возраст учащихся:

5 класс – 7 класс (11-14 лет)

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • текст для разыгрывания ситуации;
  • воздушные шары;
  • сосуд (ваза);
  • цветные декоративные камешки;
  • листы (бумажные полотенце);
  • цветные кружочки;
  • пазлы – разрезные картинки;
  • ножницы;
  • клубок нити.
  • Iэтап. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята . Рада снова с вами встретиться. Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего общения, оцените свое настроение. Обратите внимание, наше помещение украшено воздушными шарами. Кто пришел сегодня

Ритуал-приветствие.

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

- Молодцы, ребята! По вашему эмоциональному состоянию видно, что вы зарядились позитивной энергией!

Правило общения.

- Вспомним правило общения в группе.

II этап. Целевая установка и определение темы.

- Предлагается тренировочная игра на построение фигуры.

- Нельзя: разговаривать, договариваться, касаться руками друг друга, использовать какие-либо средства общения.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши впечатления от игры?

- Что было легко, а что было трудно в этой игре?

- Чему эта игра может научить?

- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?

Дети садятся в круг.

- Вывод: Всегда есть то, что объединяет людей, и то, что приводит к разногласиям. Вы правильно сказали – разговор пойдет о конфликтах и о том, как их нужно правильно разрешать, как научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

- На протяжении всего занятия, мы с вами будем заполнять волшебный сосуд выхода из конфликтных ситуаций разноцветными декоративными камешками.

(Один из участников наполняет волшебный сосуд красными камешками).

(Возможные ответы: спор, обида, страх, потеря, боль, драка).

III этап. Ознакомление со стратегиями поведения в конфликтной ситуации

СЛАЙД 4

  1. Возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Предположительные ответы детей: потому что мы все разные…)

- Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим , мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В жизни существуют различные способы выхода из конфликтной ситуации , стратегии поведения: с самыми актуальными я вас познакомлю:

Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При компромиссе партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. При этом человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта. При соперничестве человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

- Теперь мы знаем, существует несколько путей выхода из конфликта.

(Участник наполняет волшебный сосуд зелеными камешками).

Психолог: ( мягко и спокойно)

- Что бы вы ответили червяку? .

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

(Участник наполняет волшебный сосуд желтыми камешками).

- Каждый выберет один из трех цветов кружок. Затем объединитесь по цветовому признаку на три (пять, в зависимости от количества участников) группы для работы с разрезными ситуативными картинками конфликтных ситуаций. Задача: определить ситуацию и способ решения конфликта. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

- Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?

(не разрезную аналогичную картинку на магнитную доску)

- Сложно ли было выполнять это упражнение вместе? Почему? Что мешало?
- Что помогало выполнению задания?
- Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия?
(терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться) .

(Участник наполняет волшебный сосуд синими камешками).

Правовая информация.

Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здо­ровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо­ровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

- Безобидная, на ваш взгляд, драка при конф­ликтной ситуации, которую вы сейчас разыграли, может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы за­щищали себя. Лучше

(Участник наполняет волшебный сосуд белыми камешками).

IV этап. Закрепление полученных знаний.

- Принимают участие двое. Предлагается прочитать задание на карточке, проанализировать конфликтную ситуацию, определить причины ее возникновения.

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное, чего не смогли сделать мальчики?

Вывод: После совместного разбора ситуации учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать;
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

(Участник наполняет волшебный сосуд розовыми камешками).

- Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом.

- А что значит - уметь общаться?

(Ответы детей: Соблюдать правила доброты, честности и вежливости ).

- Надо вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

V этап. Итог занятия.

Психолог держит в руках клубок ниток и предлагает по очереди передать нить друг другу, при этом говоря:

- Что нового и полезного вы сегодня узнали для себя?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Было ли интересно?
- Чему научились?

- Ребята, я думаю, вы обратили внимание на состояние нашей нити, она свободна, не натянута. Мы еще раз вместе убедились в том, что можно строить свое общение без конфликтов, просто надо находить адекватное решение.

- Давайте, еще раз подойдем к шарам и оценим свое настроение.

- Посмотрите, какой яркий, необычный получился у нас сосуд. В случае малейшего конфликта, вспоминайте его, и знайте - всегда можно найти правильный выход.

Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

• повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;

• обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;

• развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;

• воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.

• изменение отношения детей к вредным привычкам;

• формирование мотивации к сохранению здоровья.

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: несовершеннолетние, стоящие на обслуживании Центра.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, мяч, карточки с буквами на каждого участника, карточки с полезными и вредными привычками на каждого участника, чистые листы, карандаши, видео-ролики, план избавления от вредной привычки на каждого участника.

Ход ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Игра-разминка на знакомство

Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.

Упражнение 2. Выявление уровня работоспособности группы

Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т. д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах.

Упражнение 3. Развитие внимания, памяти, мышления

Упражнение 4. Беседа

«Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).

Привычка – это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.

- Т. е. привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?

- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

- Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.

- Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (Полезные). Чем они помогают нашему организму?

А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).

Упражнение 5. Работа на карточках

Класть вещи на место

Мыть после себя посуду

Делать ежедневную зарядку

Упражнение 6. Физическая минутка

Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.

Задание: встать в шеренгу:

- по возрасту от самого старшего,

- по первой букве в имени, фамилии.

Упражнение 7. Беседа

«Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.

Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

- Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?

- Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).

Шпаргалка. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память, меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.

Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.

«От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).

Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители, от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).

Задание: Определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни", посредством мозгового штурма.

Ответ: в понятие "здоровый образ жизни" входят:

• отказ от разрушающих вредных привычек,

• активный двигательный режим,

«Как вы считаете, с каким человеком приятнее общаться : с тем, который имеет вредные или полезные привычки?

- Какие привычки и поступки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?

- Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?

- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?

Давайте попробуем составить "План избавления от вредной привычки". Сначала нужно подумать, какая ваша вредная привычка опасна для вашего здоровья (каждый ученик получает бланк задания "План избавления от вредной привычки").

Мой план избавления от вредной привычки.

1. Вредная привычка, от которой я хочу избавиться

2. Время для работы над собой ___

3. Мне понадобится помощь ___

4. Я должен (должна) сделать ___

5. Избавившись от этой привычки, я ___

Учащиеся объясняют, что они хотели изобразить, доказывают свои предложения о влиянии привычек на внешний облик человека.

Подведение итогов занятия.

Профилактика вредных привычек у подростков Среди основных вредных привычек выделяют: Алкоголизм, табакокурение, токсикомания и наркомания. Но так же имеются и другие вредные привычки.

Музыкальные инструменты и их влияние на человека Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента,.

Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ Шевченко Регина Дмитриевна Студентка 4 курса 541 группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка занятия предназначена для учащихся старших классов с целью профилактики противоправного, аутодеструктивного поведения.

В ходе урока, учащиеся определяют, анализируют представления о понятиях "свобода", "внутренняя свобода", "независимость", "зависимость"

Осознают личную ответственность в свободе выбора поступков, действий, значимость для человека ЗОЖ, пагубное влияние на человека различного рода зависимостей.

Умеют отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и групповом режиме, ориентируясь, как на личное мнение и опыт, так и мнение и опыт одноклассников.

Мотивированы по средствам интерактивных форм работы, раздичных диалога, ИК-технологий.

Профилактическое занятие для подростков

тема: Человек и свобода

Свобода - это ответственность,

потому-то, все ее так боятся.

Бернард Шоу

ОПРЕДЕЛЯЮТ И АНАЛИЗИРУЮТ

личную ответственность в свободе выбора, поступков, действий

Значимость для человека ЗОЖ, пагубное влияние зависимостей на человека

на прогнозирование благополучного жизненного сценария, самоанализ, объективность, саморазвитие

отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и совместном поиске решений, ориентируясь, на личный опыт и мнение, а также, опыт и мнения одноклассников

по средствам интерактивных методов работы через активизацию и внедрение различных форм диалога, коммуникаций, применения ИК-технологий

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы и приемы:

Диалоговая беседа, дискуссия

Ресурсы: электронная тематическая презентация

Техническое оснащение урока: интерактивная доска, тематическая презентация, тематический видеоролик.

Введение в тему.

В его основу положен принцип дискуссии.

Как обычно, свою работу, мы будем строить, ориентируясь на личный опыт, а также, взамообмен мнениями, который очень необходим.

- Для чего? (рассуждения…)

Не только для взаимообогащения имеющейся информации, но и для формирования умения критически мыслить.

- Что дает человеку умение критически мыслить?

Ориентировочные ответы учащихся:

А потому, с вашей стороны, я жду активной работы, которая предполагает, умения не только высказывать свое мнение, но еще его и обосновывать.

Свобода

- Подумайте и ответьте, какой оттенок в основном носят ваши ответы? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Большинство ассоциаций, так или иначе, связанны в основном, с позитивными, приятным моментами жизни…

Согласитесь, каждый человек, хочет быть свободным или, по крайней мере, считать себя таковым.

А потому, вопрос, ответ на который мне хотелось бы получить от каждого из вас в самом начале нашего занятия, это вопрос-рассуждение:

Поднимите руки, кто согласен с выражениями:

- Быть свободным – значит беспрепятственно делать то, что я желаю и так, как я хочу.

- Жить в обществе и быть свободным от общества (рассуждения…)

Безусловно, у каждого на этот счет, свое мнение.

Кто-то из вас, уже на данный момент имеет относительно верные суждения о понятии свобода…

Преставления других же, менее глубоки, но так или иначе, задача нашего сегодняшнего урока, дать более объективную оценку этому понятию, и сформировать объективное представление о свободе, как таковой.

Таким образом, не факт, что к концу урока, мнение кого-то из вас, на этот счет может измениться…

В течение последующей пары уроков, мы с вами попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

Вопрос-ответ:

- Что такое свобода для человека? (рассуждения…)

- Что дает человеку свобода? (рассуждения…)

- Меняется ли с возрастом представления человека о свободе и от чего эти представления зависят? (рассуждения…)

- От чего человек зависим в этой жизни? (рассуждения…)

- Считаете ли вы себя свободным человеком? (рассуждения…)

- В чём выражается ваша свобода? (рассуждения…)

Думаю, что в последующих рассуждениях о свободе, у каждого из нас возникнут моменты, над которыми захочется задуматься уже сейчас, а если нет, то возможно, ответы на некоторые из них, в последствии, даст сама жизнь….

Ориентировочные ответы учащихся:

Свобода - это возможность проявлять собственную волю.

Анализируя собственные ответы и ответы своих одноклассников, к какому выводу мы с вами приходим? ?(рассуждения..)

Ориентировочные ответы учащихся:

Наши собственные суждения о свободе, безусловно, кажутся нам правильными.

В то же время, суждения одноклассников, также не лишены смысла…

Всеобщая декларация прав человека гласит:

Однако, согласитесь, далеко не все и не всегда, отчего-то, каждый из нас, может с уверенностью заявлять о свободе личной, несмотря на отсутствие каких-либо физических ограничений..

Человек живет в мире, построенном на определенных конкретных законах, где каждый из нас играет определенные роли.

- Каковы эти роли? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Роль семьянина, родителя, ученика, учителя, работника, работодателя, и у каждого, в связи с этим есть определенные обязанности.

Если ты родитель, то….

то у тебя есть ответственность, по отношению к собственным детям.

Если ты сын или дочь, то ….

то у тебя есть обязанность по отношению к собственным родителям (помощь, забота, поддержка в старости)

Если ты старший брат или сестра, то ….

то у тебя есть обязанность по отношению к своим младшим братьям и сестрам (забота)

Если ты работодатель, то …

то у тебя есть определенные обязанности по отношению к своим работникам (несешь ответственность за их жизнь и здоровье) (соблюдение трудового договора, правил ТБ)

Если ты ученик, то ….

у тебя есть ответственность по отношению к самому себе (выучиться, получить образование)

Если ты учитель, то…

у тебя есть ответственность по отношению к своим ученикам,

(дать качественное образование)

- Перед вами три пары слов…

Установка к работе:

Соотнесите между собой следующие понятия

- В чем выражается каждое из них? (рассуждения….)

- Как одно из них соотносится к другому? (рассуждения…)

Каждый (свободный) человек

несет ответственность за что-либо или за кого либо в своей жизни,

что в свою очередь ограничивает его свободу..

У каждого (свободного) человека в жизни,

так или иначе, есть свои привязанности (люди, которые ему дороги, люди, которых он любит)

Что в свою очередь, ограничивает его свободу….

Каждый (свободный) человек,

(пусть даже не самый нравственный) в целом, совершает нравственные поступки, граничащие с добром, благородством, преданностью, долгом…

(хотя бы, по отношению к близким и дорогим ему людям)

что уже, само по себе ограничивает его свободу

Итак, делаем выводы…

Ориентировочные ответы учащихся:

Сравни два понятия:

Обязанность

По велению сердца

- Всегда ли исполнение обязанностей является таким тяжелым и скучным делом? (рассуждения…)

- Обоснуйте свой ответ…

Ориентировочные ответы учащихся:

Исполнение обязанностей является тяжелой и скучной повинностью, в случае если человек исполняет их по принуждению, а не от чистого сердца, не имея на то внутренней потребности.

- В чем выражается чувство долга, по отношению к любимому человеку? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Испытывая любовь к близкому и дорогому нам человеку, мы стараемся сделать для него, что либо, полезное или приятное.

Пример….. (проявляешь заботу, щадишь его нервы, боишься расстроить…)

- Какие понятия, было бы уместнее всего сопоставить в связи с этим? (рассуждаем….)

- Любишь Родину, а потому… можешь пожертвовать за нее даже своей жизнью.

- Какие два понятия уместно было бы, сопоставить в этом случае? (рассуждаем….)

- Согласны ли вы с тем, что свобода напрямую связана с любовью? (рассуждения…)

Свобода личности

Ориентировочные ответы учащихся:

Каждый из нас представляет собой отдельно взятую личность, которая в определенном смысле имеет право на свободу.

- Как вы понимаете выражение:

Ориентировочные ответы учащихся:

Зачастую, провозглашая свободу собственную, удовлетворяя собственные интересы, прихоти, мы нередко, тем самым, ограничиваем свободу других людей (приведите примеры из жизни…)

Cогласитесь, что современный человек, на сегодняшний день, пожалуй, имеет больше возможностей быть свободным, нежели чем наши предки.

Хорошо это или плохо, давайте попробуем разобраться…

продавать поддельные дипломы ВУЗов

не беречь девственность,

стать уважаемым без труда и таланта

выпускать некачественные продукты

- Однако, вместе с тем, напрашивается вопрос:

Ориентировочные ответы учащихся:

Потому что каждый, пользуется ею, в силу своих индивидуальных потребностей и понимания, в силу своего уровня (интеллектуального, духовного, нравственного…).

Свобода – на то и свобода, что никого ничего не заставляет делать что-либо, каждый - самостоятельно делает свой выбор.

Кому-то свобода действительно помогла….

И безусловно, это здорово.

Однако, всегда ли свобода идет лишь во благо человеку? (размышления…)

- Приведите примеры, когда свобода оказалась людям не во благо, а во вред (рассуждения…)

На сегодняшний день, психиатры всего мира, констатируют катастрофический рост числа зависимых людей.

Ориентировочные ответы учащихся:

* зависимость от алкоголя

* зависимость от наркотиков,

* зависимость от табакокурения

* зависимость от компьютерных и азартных игр

Цель: профилактика наркозависимости, содействие формированию здорового образа жизни,

Анализ-диспут:

- Можно ли этих двух людей назвать свободными? (рассуждения…)

- Обоснуйте свою точку зрения…

- Каковы результаты их свободного выбора? (рассуждения…)

- Смогли ли они на ваш взгляд, правильно распорядиться собственной свободой? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:
Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам.

- К чему приводит ложное восприятие свободы? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Ложное восприятие свободы, зачастую, приводит к большим непоправимым бедам, разрушает жизни, разваливает семьи, делает несчастными детей, рожденных в этих семьях…

Самое главное, пожалуй, понимать…

что свобода – есть не конечная цель, к которой должен стремиться человек.

Свобода – это всего лишь возможность достичь той или иной цели.

Главное - чтобы цели, которые ставит перед собой человек были оправданы, благородны…

Только тогда, свобода, необходимая для осуществления такой цели, пойдет во благо…

Если человек ставит перед собой ложные цели, то такая свобода пойдет ему только во вред.

Внутренняя свобода –

состояние, при котором, человек в любых обстоятельствах, (способен) выбирать то, что для него действительно правильно, важно, хорошо.

По сути, именно внутренняя свобода – есть свобода истинная.

Обладая внутренней свободой, человек может чувствовать себя абсолютно свободным везде, в любом обществе (государстве) и даже в тюрьме.

Свобода - как юридическое право, не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя.

- Что, на ваш взгляд, может стеснять внутреннюю свободу человека? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

- Какой смысл вы вкладываете в это понятие? (рассуждения…)

Пристрастие - привычка, сильное навязчивое влечение, желание.

Любое пристрастие не только ограничивает свободу, но еще и мучает человека.

- Может ли человек, имеющий пристрастие к деньгам, обогащению, считать себя внутренне свободным? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Не может, поскольку страдает не столько от недостатка денег, а от самой возможности лишиться их, тем самым, ограничивая собственную свободу, в попытке их сохранить.

* завистливый,

* амбициозный человек? (рассуждаем…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Зависть, корысть - не позволит человеку ощутить внутреннюю свободу…

купить более дешевую марку машины, если есть хоть какая-то возможность иметь более дорогую престижную марку.

Степень свободы - возрастает по мере освобождения от наших пристрастий.

- Назовите добродетели противоположные пристрастиям:

Ориентировочные ответы учащихся:

доброжелательность,

- Что лежит в основе всех этих добродетелей? (рассуждения….)

Ориентировочные ответы учащихся:

В основе всех этих добродетелей – любовь.

И чем больше у человека тех или иных добродетелей, тем больше в человеке любви.

Любящий человек - щедр и бескорыстен в проявлении своих чувств.

Только он может способен дать другому человеку то, в чем он нуждается сам.

Чтение и анализ притчи

Однажды к Соломону пришел человек, в момент, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и обратился к нему со словами:

- Царь Соломон, помоги мне, развеять мои сомнения.

- Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они забросали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

- А для чего ты освободил рабов своих?

Пришедший за советом, ответил:

- Все дело в том, что мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех, с кем сам когда-то провел детство. Подарив им свободу, ведь я хотел сделать их счастливее.

На что Соломон ответил:

- А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?

- Взгляни на этого хищного сапсана.

- Хотя он и содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель.

И если он не захочет охотиться, его никто не заставит это делать. Однако, вечером, он все равно он получит своего кролика. Он может улететь, и его никто не задержит.

А это значит, что - со мной он, покуда он сам того пожелает. Для него свобода — не есть счастье, она для него — сама жизнь.

- И еще…. добавил он, есть и другая птица — курица.

День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. И если ее выпустить в степь, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Так вот для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.

На что отчаявшийся проситель спросил:

- А в чем же тогда заключается мудрость данного тобой совета?

На что Соломон ответил: …

ЗАКОНЧИТЕ МЫСЛЬ СОЛОМОНА….

Окончание притчи:

- Мудрость заключается в том, чтобы научиться отличать сапсанов от кур.

Первых ты погубишь неволей, а вторых —погубишь свободой.

И еще сказал он:

- Запомни, что Сапсанов мало, а кур много, но нужно беречь и тех, и других.

В чем заключается смысл притчи?

Кого Соломон сравнил с Сапсанами, а кого с курами?

Ориентировочные ответы учащихся:

Под Сапсанами он подразумевал людей умеющих пользоваться своей свободой…

А под курами – людей, не умеющих пользоваться свободой.

В чем смысл данного афрризма:

Свобода - это ответственность,

потому-то, все ее так боятся.

Бернард Шоу

Очень важно уметь грамотно пользоваться своей свободой.

- Перед вами таблица, в которую внесены понятия.

Потребление психоактивных веществ – острейшая проблема в мире. Российское общество на стыке тысячелетий столкнулось с новой реальностью, когда опасные зависимости, захватывающие в первую очередь молодое население страны, стали стремительно прогрессировать.

Действенным средством борьбы с распространением наркотического заражения является профилактика.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании, как болезни.

В связи с этим современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.

Данное занятие рассчитано для детей среднего и старшего школьного возраста, направлено на выработку у учащихся отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.

Требование к организации занятия.

Занятие успешно реализуется в структуре внеклассной работы школьного коллектива.

Для проведения занятия используется обычный класс, столы и парты необходимо сдвинуть к стенам, освободив место в центре, так как во время занятия предусмотрены размещения по кругу.

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, устойчивого неприятия психоактивных веществ.

  • Создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
  • Помочь осознать участникам проблем, связанных с употреблением наркотиков;
  • Снизить вероятность вовлечения учащихся в экспериментирование с психоактивными веществами.

– Вот мы и поздоровались, а теперь давайте познакомимся. Меня зовут . А вас?
– На счет 3–4 все вместе произнесем свои имена. 3-4!
– О-о-о, здорово, я вас всех запомнила

Ну, а теперь давайте, познакомимся! Я буду называть личное качество или буду описывать какую-либо ситуацию, а вы будете выполнять это действие, если условие относится к вам. И так:

Ребята, наше общество сегодня борется со множеством проблем, которые угрожают нашему здоровью – это загрязнение окружающей среды, некачественные продукты, преступность, СПИД, рак, наркомания, вредные привычки.

Все вы обладает самыми ценными вещами на земле. У нас есть: молодость, энергия, здоровье.

Материал: карточки со словами (совесть, любопытство, любовь к себе, опека со стороны родителей, ответственность, доверчивость, свободное воспитание, уважение к близким, желание выделиться, пассивное поведение, неорганизованность, социальное окружение, межличностное окружение).

Прочитайте то, что написано на карточках и разделите их на две группы следующим образом:

1-я группа – факторы, которые способствуют распространению наркотиков среди подростков;
2-я группа – факторы, которые сдерживают подростков от употребления наркотиков.

Все карточки закрепить на доске по группам.

В ходе распределения карточек, обсуждают каждый фактор и принимают общее решение, к какой группе его отнести.

После обсуждения ведущий задает следующие вопросы:

1. Как вы думаете, можно ли фактор из одной группы поместить в и другую?
2. Имеет ли каждая ситуация единственное правильное решение? Почему?
3. Всегда ли люди поступают так, как хотят?

Затем ведущий делает вывод из всего сказанного

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Инструкция. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд; на 4 – названия любимых занятий, увлечений; на 4 – имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит:

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

Как себя чувствовали участники во время игры?
Как сейчас себя чувствуют?
С чем или с кем труднее было расставаться?

Сядьте поудобнее, настолько это возможно в данный момент.

Закройте глаза. Мысленно представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Возможно, у вас есть фотография этого возраста, вспомните ее.

Посмотрите в глазки этому ребенку.
Подойдите к нему.
Погладьте его по головке…..
Почувствуйте его мягкие, нежные волосы.
Сядьте на колени перед ним.
Обнимите, он этого очень долго ждал.
Скажите, что очень, очень любите его.
Возьмите в свои ладони, его маленькие, теплые ручки.
Скажите, что всегда теперь будите вместе.
Что будите защищать его, чтобы не случилось.
Уменьшите образ до размеров горошины.
Возьмите его в сердце.
Почувствуйте, как тепло расходиться оранжевым цветом по всему телу, плавно переходя в руки, ноги.
Почувствуйте приятный для вас запах.
Возможно, это будет запах леса, цветов.
Этот ребенок будет всегда с вами.
Он чувствует себя там защищенным, и будет согревать вас своим теплом.
Можно открыть глаза.
Шерринг.

– удалось ли увидеть ребенка?
– что чувствовали?

Наша жизнь непредсказуема, и мне бы очень хотелось, если вдруг когда-нибудь вам предложат попробовать наркотик, что бы вы вспомнили, глаза этого ребенка, которому пообещали сейчас, чтобы не случилось защищать его!

Читайте также: