Конспект природа наш общий дом

Обновлено: 20.05.2024

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Воспитательные задачи:
- создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи:
- создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Возрастная группа: подготовительная группа, длительность НОД: 25-30 мин.

2. Мотивация образовательной деятельности.
- Ребята, сегодня нас ждет очень интересная работа, а для этого вам нужно хорошо слушать, быть внимательными и активными.
- Дети, вы бы хотели найти клад?
- А что это такое? (ответы детей)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся, ведь к вам на помощь пришел добрый доктор Айболит.

3. Постановка детьми темы занятия.
- Ребята посмотрите, у Айболита в руках большая коробка. Прежде чем ее открыть послушайте загадку, и мы поймем, что же там лежит:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
- Ребята, а что такое глобус? (Глобус – это модель Земного шара).
- Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
(Она круглая похожа на шар).
- Каким цветом обозначена на глобусе суша? (Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.)
- Много ли на нашей планете воды? (Воды больше, чем суши).
- Каким цветом она обозначена на глобусе?( Вода обозначена синим, голубым, белым цветами).

5. Разрешение проблемной ситуации.
- Дети рассмотрите иллюстрацию. Ребята нарвали большой букет цветов для воспитателя, но он не обрадовался, а расстроился.
- Почему, как вы думаете? (дети отвечают)
- Ребята, а как нужно себя вести на природе?
(Не шуметь, не оставлять костер не потушенным, не рвать цветы, не ломать ветки, не трогать гнезда птиц.)
Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.

7. Чтение стихов о защите живой природы.
- Ребята, вы все верно назвали, я предлагаю вам присесть на стулья. Дети вы знаете, что наш добрый доктор Айболит лечит животных, помогает жучкам, зайчатам, он очень любит природу и бережет её. Вы ведь тоже все добрые и заботливые, знаете много стихов о защите живой природы, выходите и расскажите:
1. Нельзя так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут!

2. Не играй с костром в лесу
Будь внимателен к нему
Прежде чем зажечь его
Сделай ямку для него.

3. Но вокруг остались банки
Целлофан, железки, склянки
Оставлять их здесь нельзя!
Не пленимся друзья:
Мусор тут в лесу, чужой
Заберем его с собой.

4. Зря цветы не надо рвать!
И не надо их топтать
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья и цветы
И не будет красоты.

5. Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой
Находят пропитанье
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят.

8. Физкультминутка.
Под музыку дети выполняют упражнения вместе с воспитателем.
9. Игра Тропинка.
– Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
- Ребята, давайте муравьям поможем, камни на тропинку сложим. (дети берут камни, рассматривают их, на них цифры от 1 до 10) Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?
-Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

(Воспитатель зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
- Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет не может.
- Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Копоть. Возьмем по ватную палочку, проведем по пятну. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
- Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: пожаров, заводских труб.
- Как защитить воздух от дыма?
Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.
- Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
- На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: красивой, цветной.

11. Итог занятия, рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? Посмотрите, у меня на столе разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия и опустите в волшебную коробку.
- Помните, что я вам говорила - знания это клад, и мы этот клад сегодня точно нашли, вы узнали много нового, работали хорошо и активно. Доктор Айболит и я подготовили вам подарочки: новые журналы в группу по экологии и сладкие призы для хорошей мозговой деятельности – шоколадные медальки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

2.Развивать мыслительные процессы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Название этапа занятия: Организационный этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Этап занятия – самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, начнем наше занятие с загадки.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг. (природа).

Актуализация опорных знаний.

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Посмотрите в окно, какие объекты природы вы видите?

- Что же такое природа? (Природа - это то, что существует независимо от человека т.е.

без помощи человека).

- Что нельзя назвать природой? - Правильно, это уже называется рукотворный мир.

Постановка цели занятия.

- Человек всегда стремился познать тайны природы, а наука, которая изучает взаимоотнешия человека с природой, называется экологией, и мы сегодня с вами будем разговаривать о природе.

Живая и неживая природа.

- Природа делится на живую и неживую.

- Давайте определим, что относится к живой и неживой природе.

Перед вами представлен на слайде представлены картинки. Скажите, что относится к живой природе? И к неживой? Объясните почему? Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

Овощи. (капуста, огурец, помидор)

Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)

Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые. (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)

Ягоды (малина, клубника, вишня)

- Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

Конкурс загадок и проблемных вопросов

- Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).

Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).

С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).

Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).

Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).

Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).

Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).

Чем до неба докинешь? (взглядом)

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

- Молодцы, правильно ответили.

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно. (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы). Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

- Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

- Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем. (зернышко) и посадим его в. (землю).

- Чтобы зерно взошло, надо его. (полить).

- Еще растению нужно. (солнце)

- Пройдет время и появится. (росток)

- Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

- Растение - земли украшение.

- Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

- Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

- Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

- Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.


Целью мероприятия является становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека; привитие у учащихся любви и бережного отношения к природе.

Описание разработки

Цель:

становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека; привитие у учащихся любви и бережного отношения к природе

Задачи:

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

развивать мышление, логику, воображение, чувство прекрасного, умение анализировать свою деятельность и деятельность человека и последствия этой деятельности, усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

воспитывать экологически грамотную личность, бережное и внимательное отношение к природе, эстетические чувства, потребность видеть и понимать прекрасное, любовь и уважение к родному краю, природе.

Ход мероприятия.

Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет охранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать ее красоту.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

А землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что земле

Надолго ль хватит нам воды

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит в ней лесов

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь – только ты,

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она – твой давний-давний лекарь

Разработка мероприятия для начальных классов Природа - наш общий дом

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы на ветру:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.

II. Представление команд. (Класс делится на две команды)

Каждый из командиров представляет свою команду девиз и эмблему, объясняет название команды.

III. Конкурс "Бывалые туристы".

- Поход, костёр, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристами быть не просто, надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим.

Каждая команда получает набор карточек, на которых записаны слова:

компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щётка, коньки.

- Выберите только те предметы, которые необходимы в походе.

IV. Составление динамической картинки "Лес и река".

- Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

- Да, мы отправляемся в лес. Что же такое лес? Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник был очень доволен. Он лёг спать. Проснувшись утром, художник увидел, что лес завял, все деревья засохли…Почему же погиб лес?

- Ребята, давайте оживим наш лес.

Конкурс "Отгадай – ка". (на фоне аудиозаписи "Звуки леса")

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цель: становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека; привитие у учащихся любви и бережного отношения к природе

расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

развивать мышление, логику, воображение, чувство прекрасного, умение анализировать свою деятельность и деятельность человека и последствия этой деятельности, усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

воспитывать экологически грамотную личность, бережное и внимательное отношение к природе, эстетические чувства, потребность видеть и понимать прекрасное, любовь и уважение к родному краю, природе.

Оборудование и материалы:

аудиозапись "Звуки леса";

карточки с заданиями для конкурсов;

стихи А.Рыжовой "Лесные правила", "Мы - любители природы";

задачи на тему экологии и охраны окружающей среды.

Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет охранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать ее красоту.

И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

II. Представление команд. (Класс делится на две команды)
Каждый из командиров представляет свою команду девиз и эмблему, объясняет название команды.

III. Конкурс "Бывалые туристы".
- Поход, костёр, палатка – разве это не прекрасно?! Но туристами быть не просто, надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? Это мы сейчас и проверим.
Каждая команда получает набор карточек, на которых записаны слова:
компас, учебники, мыло, полотенце, кружка, чашка, телевизор, миска, ложка, будильник, коробка конфет, пакет для мусора, консервы, зонтик, хлеб, утюг, спальник, кошка, ролики, теннисные ракетки, зубная щётка, коньки.
- Выберите только те предметы, которые необходимы в походе.

- Да, мы отправляемся в лес. Что же такое лес? Однажды один художник решил нарисовать лес. Сразу же взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник был очень доволен. Он лёг спать. Проснувшись утром, художник увидел, что лес завял, все деревья засохли…Почему же погиб лес?
- Ребята, давайте оживим наш лес.

Конкурс "Отгадай – ка". ( на фоне аудиозаписи "Звуки леса")
- Вы должны отгадать загадки и объяснить, почему слова – отгадки нужны лесу. (Изображение картинки постепенно меняется: появляются солнце, грибы, цветы, звери…)
Ну - а кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт (Солнце)

Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Называются … (Лисички)

Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают (Цветы)

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У ствола грызёт кору (Заяц)

Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке горошки.
А люди говорят,
Что в нём опасный яд (Мухомор)

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой (Дятел)

Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нём - миллион (Муравейник)

Течёт – течёт, не вытечет,
Бежит – бежит, не выбежит (Река)

- Слышите, ребята, наш лес действительно ожил!
- Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

· Лес – зелёный наряд нашей Земли.
· Лес – это дом для всех лесных обитателей.
· Лес – это чистый воздух.
· Лес – это место отдыха, сбора грибов, ягод.
· Лес – это топливо.
· Лес – это древесина, мебель, бумага.
· Лес – это наше богатство.
- Не надо забывать, что лес – это экосистема, это содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома. Давайте ещё раз вспомним законы экосистемы:
· В экосистеме есть всё, что нужно для жизни его обитателей.
· В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что производится, полностью используется её обитателями.
· Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

V. Конкурс "Экологические знаки". ( Приложение 1)
- Каждая команда подготовила по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.
1-ая команда:
1) - Нельзя портить кору деревьев.
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек.
2) - Не оставляй мусор.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
· кожура апельсина – 2 года;
· пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
· жестяные банки – от 80 до 100 лет;
· пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
4) - Нельзя вырубать деревья.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки!
5) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

2-ая команда:
1) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
2) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
3) - Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
4) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
5) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

VI. Конкурс чтецов

Чтение наизусть стихов А.Рыжовой "Лесные правила", "Мы - любители природы"

- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)

Читайте также: