Конспект права ребенка в семье
Обновлено: 07.07.2024
Если по каким-либо причинам отец сомневается в биологическом родстве с ребёнком, он вправе сделать тест ДНК.
- воспитывать детей;
- обеспечивать получение ребёнком образования;
- обеспечивать ребёнка достойными условиями проживания;
- выплачивать денежные средства после развода ( алименты).
Алименты — средства, которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому на содержание ребёнка, либо же ребёнку лично.
Согласно семейному кодексу РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, что означает: воспитание детей является как правом, так и обязанностью.
В случае неисполнения родителями своих обязанностей они могут понести административную или уголовную ответственность.
- получение материальной поддержки от родителей;
- получение денежных средств от государства (стипендии, пенсии);
- выражение собственного мнения при решении вопроса, затрагивающего его интересы;
- общение с обоими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками;
- владение имуществом, полученным по наследству.
У детей также присутствуют обязанности в отношении родителей , однако они могут возникнуть только с наступлением ребёнком дееспособности . Согласно действующему законодательству, ребёнок обязан обеспечивать и заботиться о своих родителях в случае их нетрудоспособности (получение инвалидности).
Существуют также неформальные обязанности , которые присутствуют в жизни, но не регулируются законодательством. К таким обязанностям могут относиться:
Актуальность: Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка. Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.
Цель: - Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т.е. именем).
- Учить детей называть членов своей семьи.
- Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.
- Понимать роль взрослых в семье.
- Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу, формировать уважение, доверие, взаимопонимание.
- Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.
- Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи:
- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
- совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
- развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.
Применяла следующие приемы:
художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.
Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.
Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Предварительная работа: Знакомство детей с нравственными нормами и правилами;
ознакомление с собственными правами: на отдых, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед;
Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.
Возраст: подготовительная группа.
Воспитатель: Семья – родное слово!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнце сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют,
Забота родных – как солнца лучи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель: Как вы думаете: что такое семья?
(Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,
- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
Вика: Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Егор: Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она отвечу я: это мамочка моя!
Стас: Я и мама в целом мире –
Верно лучшие друзья.
Я у мамы на буксире,
Куда мама, туда я.
Вместе в кухне и в сарае,
В огороде и в саду,
Вместе кушаем, играем
И купаемся в пруду.
Воспитатель: Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. А сейчас я хочу услышать, как вас зовут. (Дети называют свои имена).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали свои имена. А сейчас мы поиграем.
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. А теперь вставайте в круг, мы с вами поиграем.
Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони,
В морщинках собраны (показ рук ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые (поглаживают ладонь об ладонь)
Все работали ладони
Долгими годами (постукивают кулачком о ладонь)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу, нюхают)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони, (гладят себя по голове)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (обнимают себя за плечи)
Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: - А сейчас ребята давайте вспомним пословицы о семье, о доме, о маме:
1.Родительское сердце - в детках.
2.Дети не в тягость, а в радость.
3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
4. Без семьи нет счастья.
5. Вся семья вместе, так и душа на месте.
6. В гостях хорошо, а дома лучше.
7. Каков сам, таковы и детки.
8. Всякой матери свое дитя мило.
9. Птица рада песне, а мать – деткам.
10. Нет друга нежнее матери.
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!” Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека:
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. (Рассуждения детей)
Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка) (Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась “кукушкой”?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети под мелодию из мультфильма рисуют). (Затем дети рассказывают о своей семье, кого они нарисовали в своём рисунке, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными).
Воспитатель читает стихотворение: “Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”
(Воспитатель предлагает детям из рисунков сделать альбом и показать его родителям)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.
2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.
3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход занятия.
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.
- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!
- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).
- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.
- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?
- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.
2. Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.
3. Подарить ребёнку жизнь
Маме с папой (разрешается, запрещается).
Это право на жизнь.
4. Вот в углу стоит мальчишка,
Бить, наказывать ребёнка
Строго (разрешается, запрещается).
Это право на защиту от насилия.
5. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).
Это право на образование.
Права ребенка в семье
• право на жизнь
• право свободно выражать свои взгляды и мнения
• право на образование
• право жить с родителями
• право на защиту от насилия
- Молодцы, все права подобрали верно.
- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)
- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)
- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)
Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!
Сын: - Это проявление жестокости, папа!
- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.
Обязанности ребенка в семье
• помогать по дому
• заботиться о старших
• стараться самому обслуживать себя
• заботиться о младших
- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.
- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).
Цель: развитие слуховой памяти
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).
- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).
- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?
- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)
- любил свою маму
- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь
- помнил о своих обязанностях
- не любили свою маму
- не были заботливыми
- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь
- забыли о своих обязанностях
- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)
- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)
- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)
- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.
- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).
- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)
- Давайте, на их примере, поучимся это делать.
Алгоритм последовательности принятия правильного решения :
Учусь поступать правильно :
1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)
2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)
3. Представим последствия:
А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)
Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)
4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)
5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Права, обязанности надо знать.
- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).
- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).
Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.
(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).
- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)
(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).
- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).
- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).
Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!
1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?
Что такое Семейный кодекс?
Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.
Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?
- Ответственность родителей за своего ребенка.
- Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
- Воспитание ребенка родителями.
- Защита родительских прав.
- Лишение родительских прав.
- Права ребенка.
- Порядок взыскания и выплаты алиментов.
- Защита семейного права.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:
Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 56. Право ребенка на защиту:
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.
Ст. 60. Имущественные права ребенка:
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Права и обязанности родителей
В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.
Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.
Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:
Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:
Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.
Ст. 65. Осуществление родительских прав:
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:
В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.
Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.
Ст. 68. Защита родительских прав:
Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.
3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения
практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Цель: 1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.
3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения
практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
Ход классного часа:
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.
(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:
- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)
- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).
- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.
Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).
- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).
- А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.
«Как хорошо, что есть такое слово.
Как хорошо, что есть такое чувство.
Не будь его, Земля была б холодной и грустной.
Не было б любви, семья не смогла б родиться.
Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.
Не было б любви, несчастными были бы люди.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)
- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).
- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).
Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
Задания для работы в парах:
1). С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это - право ребенка
2). Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается), (запрещается).
3). Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право ребенка на . .
4). Вот в углу стоит мальчишка,
Бить, наказывать ребенка
Строго (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на …………………………………………………………………………..
5). Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право на …………………………………………. .
(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям).
Права ребенка в семье
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз быстро повторим и запомним.
- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)
- А сейчас я вам хочу рассказать одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно. Послушайте, пожалуйста.
- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
Обязанности ребенка в семье
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
- Теперь давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Доказываем и если есть, соединяем их стрелками (на доске).
Коллективное обсуждение проблемы.
- Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).
- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.
- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).
- Итак, ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (потому что только один сын помог своей матери, а двое не помогли).
- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).
- Теперь наша задача – узнать причину, почему же так происходит?
- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? В чем причина? (Ответы детей)
Причины выполнения своих обязанностей
Причины невыполнения своих обязанностей
- любил свою маму
- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь
- помнил о своих обязанностях
- не любили свою маму
- не были заботливыми
- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь
- забыли о своих обязанностях
- Ребята, посмотрите, как много причин мы назвали. Но, можем ли сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)
- Значит, легко ли найти точные причины поступков, которые уже произошли? (Нет)
- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)
- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.
- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).
- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).
- Давайте, на их примере, поучимся это делать.
Алгоритм последовательности принятия правильного решения:
Учусь поступать правильно:
1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)
2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)
3. Представим последствия:
ам себя контролирую, проверяю.
А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)
Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)
4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)
5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).
- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли необдуманные поступки и дела детей повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).
- Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете. (Приводят примеры).
(Дети приводят положительные воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).
- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
- Чему научились? (Ответы детей).
И звезды светят ярче.
Глаза лучатся счастьем.
Мы говорим «Люблю
И радость в дом приходит.
Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, тем крепче и дружнее будут наши семьи.
Читайте также: