Конспект права ребенка в семье

Обновлено: 07.07.2024

Если по каким-либо причинам отец сомневается в биологическом родстве с ребёнком, он вправе сделать тест ДНК.

  • воспитывать детей;
  • обеспечивать получение ребёнком образования;
  • обеспечивать ребёнка достойными условиями проживания;
  • выплачивать денежные средства после развода ( алименты).

Алименты — средства, которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому на содержание ребёнка, либо же ребёнку лично.

Согласно семейному кодексу РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, что означает: воспитание детей является как правом, так и обязанностью.

В случае неисполнения родителями своих обязанностей они могут понести административную или уголовную ответственность.

  • получение материальной поддержки от родителей;
  • получение денежных средств от государства (стипендии, пенсии);
  • выражение собственного мнения при решении вопроса, затрагивающего его интересы;
  • общение с обоими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками;
  • владение имуществом, полученным по наследству.

У детей также присутствуют обязанности в отношении родителей , однако они могут возникнуть только с наступлением ребёнком дееспособности . Согласно действующему законодательству, ребёнок обязан обеспечивать и заботиться о своих родителях в случае их нетрудоспособности (получение инвалидности).

Существуют также неформальные обязанности , которые присутствуют в жизни, но не регулируются законодательством. К таким обязанностям могут относиться:

Актуальность: Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка. Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Цель: - Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т.е. именем).

- Учить детей называть членов своей семьи.

- Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.

- Понимать роль взрослых в семье.

- Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

- Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу, формировать уважение, доверие, взаимопонимание.

- Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.

- Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи:

- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

- совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

- развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.

Применяла следующие приемы:

художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.

Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.

Предварительная работа: Знакомство детей с нравственными нормами и правилами;

ознакомление с собственными правами: на отдых, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед;

Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.

Возраст: подготовительная группа.

Воспитатель: Семья – родное слово!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными,

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнце сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют,

Забота родных – как солнца лучи.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете: что такое семья?

(Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,

- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Вика: Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

Егор: Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она отвечу я: это мамочка моя!

Стас: Я и мама в целом мире –

Верно лучшие друзья.

Я у мамы на буксире,

Куда мама, туда я.

Вместе в кухне и в сарае,

В огороде и в саду,

Вместе кушаем, играем

И купаемся в пруду.

Воспитатель: Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. А сейчас я хочу услышать, как вас зовут. (Дети называют свои имена).

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали свои имена. А сейчас мы поиграем.

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. А теперь вставайте в круг, мы с вами поиграем.

Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони,

В морщинках собраны (показ рук ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые (поглаживают ладонь об ладонь)

Все работали ладони

Долгими годами (постукивают кулачком о ладонь)

Пахнут добрые ладони

Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу, нюхают)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони, (гладят себя по голове)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони. (обнимают себя за плечи)

Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)

Воспитатель: - А сейчас ребята давайте вспомним пословицы о семье, о доме, о маме:

1.Родительское сердце - в детках.

2.Дети не в тягость, а в радость.

3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

4. Без семьи нет счастья.

5. Вся семья вместе, так и душа на месте.

6. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Каков сам, таковы и детки.

8. Всякой матери свое дитя мило.

9. Птица рада песне, а мать – деткам.

10. Нет друга нежнее матери.

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!” Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека:

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. (Рассуждения детей)

Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка) (Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

- Ребята, назовите, как называется сказка?

- Почему мама обернулась “кукушкой”?

- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети под мелодию из мультфильма рисуют). (Затем дети рассказывают о своей семье, кого они нарисовали в своём рисунке, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными).

Воспитатель читает стихотворение: “Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков сделать альбом и показать его родителям)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.

2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.

3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия.

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.

- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?

- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.

2. Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.

3. Подарить ребёнку жизнь

Маме с папой (разрешается, запрещается).

Это право на жизнь.

4. Вот в углу стоит мальчишка,

Бить, наказывать ребёнка

Строго (разрешается, запрещается).

Это право на защиту от насилия.

5. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).

Это право на образование.

Права ребенка в семье

• право на жизнь

• право свободно выражать свои взгляды и мнения

• право на образование

• право жить с родителями

• право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно.

- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)

Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!

Сын: - Это проявление жестокости, папа!

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.

Обязанности ребенка в семье

• помогать по дому

• заботиться о старших

• стараться самому обслуживать себя

• заботиться о младших

- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

Цель: развитие слуховой памяти

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

- любил свою маму

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения :

Учусь поступать правильно :

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Права, обязанности надо знать.

- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!

1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?

Что такое Семейный кодекс?

Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.

Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.


2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.


3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.


Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.

3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Цель: 1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.

3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход классного часа:

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).

- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).

- Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

Задания для работы в парах:

1). С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это - право ребенка

2). Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

Это (разрешается), (запрещается).

3). Подарить ребенку жизнь

Маме с папой (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это право ребенка на . .

4). Вот в углу стоит мальчишка,

Бить, наказывать ребенка

Строго (разрешается), (запрещается).

Мы думаем, что это право ребенка на …………………………………………………………………………..

5). Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать.

Это (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это право на …………………………………………. .

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям).

Права ребенка в семье

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз быстро повторим и запомним.

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

- А сейчас я вам хочу рассказать одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно. Послушайте, пожалуйста.

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

Обязанности ребенка в семье

хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

- Теперь давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Доказываем и если есть, соединяем их стрелками (на доске).

Коллективное обсуждение проблемы.

- Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

- Итак, ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (потому что только один сын помог своей матери, а двое не помогли).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать причину, почему же так происходит?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? В чем причина? (Ответы детей)

Причины выполнения своих обязанностей

Причины невыполнения своих обязанностей

- любил свою маму

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- Ребята, посмотрите, как много причин мы назвали. Но, можем ли сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

Учусь поступать правильно:

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

ам себя контролирую, проверяю.

А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Права, обязанности надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли необдуманные поступки и дела детей повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

- Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете. (Приводят примеры).

(Дети приводят положительные воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Чему научились? (Ответы детей).

И звезды светят ярче.

Глаза лучатся счастьем.

Мы говорим «Люблю

И радость в дом приходит.

Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, тем крепче и дружнее будут наши семьи.

Читайте также: