Конспект повторительно обобщающего урока по обществознанию

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.docx

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мстёрская средняя общеобразовательная школа

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Урок обобщения и систематизации знаний

Учитель истории и обществознания:

Зеленцова Светлана Николаевна

2013 – 2014 учебный год

Тема урока: “Социальная сфера общества”.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся стремление к изучению наук для понимания окружающей действительности и себя, закрепить уверенность в знаниях, повысить мотивацию учащихся к обучению

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, тесты для самостоятельной работы, карточки-задания, презентация,

учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Организационный момент – 0.5 мин.

Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 3 мин.

Повторение, обобщение, систематизация понятий – 31.5 мин.

Подведение итогов работы на уроке - 3 мин.

Организационный момент

Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Все понятия, которые вы написали, являются проверяемыми элементами в рамках ЕГЭ.

Повторение, обобщение, систематизация понятий

Учащиеся выбирают тему и получают вопросы в соответствии с выбранной темой:

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры, работая с АНИМИРОВАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Б. Работа в группах по карточкам-заданиям.

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие, средние и высшие слои.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень. Какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Ты и бессильная

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

В. Тестирование по вариантам.

1. Какие из названных групп относятся к этническим группам:

1) подростки и юноши 3) народности

2) пенсионеры 4) скауты

2. Крестьяне, рабочие, служащие, учителя составляют общность :

1) политическую 3) профессиональную

2) демографическую 4) этническую

3. Под социальным неравенством понимается:

1) изменения в статусе человека 2) освоение индивидом разных социальных ролей

3) выделение в обществе разных социальных групп 4) различие людей в доступе к социальным благам

4. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:

1) мобильность 3) адаптация

2) стратификация 4) стабильность

5. Отклоняющееся поведение – это поведение:

1) не соответствующее принятым в обществе нормам 2) всегда нарушающее нормы права

3) не имеющее осознанных мотивов 4) обязательно ведущее к негативным последствиям

6. Граф С. Ю. Витте был составителем “Манифеста” от 17 октября 1917 года. Это действие явилось отражением его:

1) личностного статуса 2) социальной роли 3) престижа 4) социальной мобильности

7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу

1) социализации 2) социального контроля 3) социальной адаптации 4) отклоняющегося поведения

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей, - это:

1) социальный статус 3) социальные ценности

2) социальные нормы 4) социальный престиж

2. Свойством, объединяющим мораль, право, обычаи, традиции, является то, что они:

1) закреплены в официальных документах 2) обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) регулируют общественные отношения

3. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии:

1) социальное происхождение 2) социальное неравенство

3) социализация 4) социальная мобильность

4. Положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей, - это:

1) социальный престиж 2) социальный статус

3) социальная дифференциация 4) социальное неравенство

5. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этносоциальными группами

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны

6. Во время первой всероссийской переписи населения царь Николай II вписал в графу “занятие”: “хозяин земли Русской”. Какой аспект своей социальной роли отразил царь:

1) профессию 2) возраст 3) образование 4) принадлежность к конфессии

7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

1) адаптивного поведения 2) конформистского поведения

3) противоправного поведения 4) отклоняющегося поведения

1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь

2. Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава 2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением 4) общностью социального статуса

3. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) муж 2) отец 3) преподаватель 4) внук

4. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность 2) социальное неравенство

3) социальная мобильность 4) социальное поведение

5. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли 2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социального контроля 4) проявления социальной мобильности

6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются)

1) всенародная слава 2) вручение памятного подарка

3) всеобщее уважение 4) лестные отзывы читателей

7. Примером негативного отклоняющегося поведения является

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

3) применение криминальных методов для решения личных проблем

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

После выполнения задания, ребята осуществляют взаимоконтроль.

Ответы по вариантам.

ПРОЕКТИРУЮТСЯ НА ЭКРАН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Вариант 1: 3341122

Вариант 2: 2422114

Вариант 3: 3442123

Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание

2. Составить кластер по теме: “Социальная сфера общества”.

Выбранный для просмотра документ СОЦ СФЕРА-ОБОБЩЕНИЕ-ЗЕЛЕНЦОВА.pptx

ВАШ ВЫБОР СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВАШ ВЫБОР СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩ.

ВАШ ВЫБОР СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ СЕМЬЯ. МОЛОДЕЖЬ 2 4 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ 1 3 5

В нашем поселке проживает пять тысяч человек. Как вы думаете, какие критерии.

В нашем поселке проживает пять тысяч человек. Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел?

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная.

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ РАБСТВО КАСТЫ СОСЛОВИЯ КЛАССЫ 1 2 3 4

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ РАБСТВО КАСТЫ СОСЛОВИЯ КЛАССЫ 1 2 3 4

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ? ?

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ? ?

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультанто.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. ? Какой социальный процесс иллюстрирует данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА АРМИЯ БРАК ЦЕРКОВЬ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКА ПОЛИТИКА АРМИЯ БРАК ЦЕРКОВЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ЛЮМПЕНЫ МАРГИНАЛЫ ? ? ?

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ЛЮМПЕНЫ МАРГИНАЛЫ ? ? ?

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИДЫ СОЦ.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СТРАТ ВЛАСТЬ ПРЕСТИЖ ДОХОД ОБРАЗОВАНИЕ

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ СТРАТ ВЛАСТЬ ПРЕСТИЖ ДОХОД ОБРАЗОВАНИЕ

6. Прочитайте текст, выберите из списка пропущенные слова «Общество динамично.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СРАВНИ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Это то, ке.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СТАТУСЫ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СРАВНИ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ Это то, кем является человек в обществе Это ожидаемое поведение человека, обладающего каким-либо статусом.

В отличие от авторитета личности, престиж не зависит от антуража отражает сте.

В отличие от авторитета личности, престиж не зависит от антуража отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств оценка социальной позиции, занимаемой в обществе является особой силой подчинения одних людей другим

ЭТНОС ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ЭТНОС ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

позитивные негативные формальные неформальные Ф- Н+ Ф+ Н- Социальный контроль ?

позитивные негативные формальные неформальные Ф- Н+ Ф+ Н- Социальный контроль ?

? Главная функция семьи: воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводс.

? Главная функция семьи: воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводство рабочей силы

Молодежь как социальная группа ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ Х 16 0 25

Молодежь как социальная группа ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ Х 16 0 25

Презентацию подготовила Зеленцова Светлана Николаевна, учитель истории Мстёрс.

Презентацию подготовила Зеленцова Светлана Николаевна, учитель истории Мстёрской СОШ Вязниковского района Владимирской области 2013 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Обобщить и систематизировать знания по теме, актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания; подготовиться к контрольной работе.

2.Развивать у учащихся умения работать в группе, подбирать информацию, решать задачи, выполнять задания и грамотно заполнять бланки ЕГЭ.

3.Способствовать воспитанию личности обучающихся, активной гражданской позиции, социализации учащихся.

Планируемые результаты урока

знать/понимать:

-основные социальные институты и процессы;

-различные подходы к исследованию проблем человека и общества и социального института;

-характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по данной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

-анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

-сравнивать социальные объекты (социальные институты), выявляя их общие черты и различия; аргументы и выводы;

-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных институтов);

-участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

-формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

-осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: Элементы интерактивного и проблемного обучения, самостоятельная работа с тестами, работа в парах и группах, беседа с элементами дискуссии.

План урока

I. Организационный момент

III. Собственно учебная деятельность ( повторение, обобщение, систематизация понятий, выполнение различных вариантов заданий ЕГЭ и тестов по теме, работа в группах)

IV Заключительная часть

Ход урока

Вступительное слово учителя ( 0,5 мин.):

Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме

( Прием мозгового штурма) ( 2 мин.) Пишут на листочках группой и зачитывают.

(соц.структура, соц.стратификация, соц.мобильность, соц.лифты, соц.институты, соц.структура, соц.статусы и роли, соц.ценности, соц.нормы, соц.контроль, соц.интересы, соц.взаимодействие, соц.конфликт, соц.общности, межэтнические отношения, демография и т.д.

Учитель: ( 0, 5 мин.) Вы достаточно много знаете по данной теме, меня это очень радует. Все понятия, которые Вы вспомнили, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение и одновременно познакомимся с возможными вариантами заданий по теме, которые могут Вам встретиться в работе на экзамене.

Учитель: Каждый человек является членом нескольких социальных групп

Вспомнить, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют, нам поможет выполнение заданий, которые могут вам встретится на экзамене.

( Уровень С5) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие социальная группа? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе

Примерный ответ: Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки ( социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.

Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

( Уровень С1) Назовите любые три причины объединения людей в группы

Примерный ответ:

1)группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности

2)в группе человек удовлетворяет то или иной интерес

3)в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить вне группы

Учитель: Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству.

Вспомнить понятие. - отвечают:

Социальная стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профес-сионального престижа.

Уровень (В4) Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, выпишите цифры, под которыми они указаны.

1)уровень доходов 2)место в системе общественного производства

3)отношение к средствам производства 4)основные черты образа жизни

5)роль в общественной организации труда 6)социальный престиж

Отвечают: ответ: 146

Задание: попробуйте составить самую общую схему стратификации (отвечают, демонстрируют)

Учитель: В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

Работа в группах по карточкам-заданиям. ( 10 мин.)

Задание №1:

Причины бедности.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Вопрос: согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Задание №2:

Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень.

Вопрос: какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Задание №3:

Ты и бессильная

Матушка Русь…. (Н. А. Некрасов. )

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

Учитель: Мы живем с вами в открытом, демократичном обществе. Чем открытое общество отличается от закрытого общества? Приведите примеры таких обществ.

Примерный ответ: социальные группы и люди в открытом демократическом обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

Уровень (С7) Проанализируйте ситуацию

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка.

Вопрос: Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Примерный ответ: Данный сюжет иллюстрирует вертикальную восходящую социальную мобильность. Факторами, которые способствуют перемещению в “социальном пространстве”, выступают: получение образования, брак с человеком, имеющим более высокий социальный статус и т. п. Подобные факторы получили в социологии название социальных лифтов.

Задание: составить схему социальной мобильности – составляют, разбираем.

З адание: составить схему социального статуса личности ( обе схемы – 1,5 мин.)

главный приписываемый достигаемый личный социальный

президент национальность доктор наук лидер, лентяй гражданин, буддист

Учитель: - В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите ее на конкретных примерах

Ответ: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписывается ( от него ожидаются) определенные модели ( типы поведения). Приводятся примеры: от ученика- посещение школы, освоение учебных предметов, соблюдение дисциплины на уроках; от руководителя предприятии – ответственных решений, заботы о членах коллектива, - от родителей – заботы о детях, их воспитание и т. д.

Уровень В ( В.3) Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

1) мужчина 2) высшее образование 3) 25 лет; 4) инженер; 5) женат

А) прирожденный статус Б) приобретенный статус

Ответ:АБАББ

обратите пожалуйста, внимание, как правильно записывается ответ в заданиях части В – без пробелов и запятых.

Работа в парах, Выполняют задания:

Уровень( В.5)Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

2.Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

3. Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

4.По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Ответ: АААБ

Учитель: “Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.

- Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.

Тогда Ягужинский сказал Петру:

Учитель: Как вы думаете, ребята, что ответил Ягужинский Петру I?

Ответ Ягужинского:

- Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.

Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал”.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие следующие понятия темы мы будем с вами повторять?

Предположения ребят…

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

В рамках ЕГЭ

Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

1.) верно только А, 2.) верно только Б, 3) верны оба суждения, + 4) оба суждения неверны

В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

Что такое санкции? Назовите виды санкций.

Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему? учащиеся вспоминают понятия, после чего выполняют задание.

- Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.

- Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, регулятор действий и поступков людей.

- Отклоняющееся поведение - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

- Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Уровень ( В3) Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота

1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции

Правильный ответ: 2112

Учитель: Мы повторили основные понятия изученной нами темы и рассмотрели основные варианты заданий части В и С. Сейчас я предлагаю Вам выполнить более простые задания, содержащиеся в части А работы.

Тестирование, 10 мин. - после тестирования - взаимопроверка,

Подведение итогов урока, рефлексия (3 минуты)

Какие понятия на сегодняшнем уроке не были нами рассмотрены?

Какие вопросы вызвали у Вас затруднение?

Закрепление:

Проверка выполнения работы с заданием уровня С – было в дом.задании

Домашнее задание: Подготовиться к КР №1 (поработать с заданием после 1 главы)

Тестирование часть А Вариант 1

А1. Деление общества на группы называется

1)социальным перемещением 2)социальной дифференциацией 3)социальной адаптацией

А2. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между

1)характер общества 2)политика общества 3)структура общества 4)социальная мобильность

A3. Маргиналами называют

1)наиболее богатых членов общества 2)наиболее бедных членов общества

3)деклассированные элементы 4)пограничные слои и группы

А4. Племена и народности — это

1)исторические типы общества 2)социальные страты 3)этнические общности 4)социальные группы

А5. Глубинная причина всех социальных конфликтов — это

1)несовпадение интересов 2)различные воззрения социальных групп 3)зависть людей друг к другу

4)несовпадение экономических, политических и духовных инте­ресов и возможностей

А6. Межнациональное сотрудничество способствует:

A. Развитию национальной культуры

B. Преодолению национальной ограниченности

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего соци­ально значимого признака?

1)дети 2)пожилые люди 3)мужчины 4)молодежь

А9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения со­гласно общепринятым социальным

1)самоконтроль 2)самообразование 3)социализация 4)самореализация

А10. К показателям предписанного статуса личности относится

1)карьера 2)возраст 3)квалификация 4)образование

All. Вертикальная социальная мобильность проявляется при

1)смене вероисповедания 2)перемене места жительства 3)повышении по службе

4)переходе с одного места работы на другое на такую же долж­ность

А12. Какой критерий не является признаком социальной группы?

1)демографический 2)этнический 3)поселенческий 4)религиозный

Тестирование часть А Вариант 2

А1. Любая социальная группа характеризуется

1)малочисленностью состава 2)общностью социального статуса

3)неформальным контролем поведения 4)родственными отношениями

1)армию 2)церковь 3)школу 4)все перечисленное

A3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, на­зывается

1)аморальным 2)девиантным 3)безнравственным 4)противоправным

А4. Социальный статус приобретается в результате

1)трудовой деятельности 2)процесса обучения 3)семейного воспитания 4)социализации

А5. Преодолению национальных противоречий способствует

1)обеспечение прав и свобод личности независимо от националь­ности

2)перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

3)переход к рыночным методам ведения хозяйства

4)государственная поддержка малого бизнеса

А6. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная диффе­ренциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1)высокой политической активностью 2)общностью быта 3)общими увлечениями 4)профессиональными интересами

А9. К показателям достигаемого статуса личности не относится

1)карьера 2)возраст 3)квалификация 4)образование

А10. К малым группам в отличие от больших можно отнести

1)мелких предпринимателей страны 2)директоров предприятий региона

3)бригаду рабочих на крупном предприятии 4)рабочих страны

All. Социальные санкции подразделяются на

1)поощрения 2)награды 3)наказания 4)убеждения

А12. Любая социальная норма

1)является обязательным правилом поведения 2)обеспечивается принудительной силой государства 3)регулирует общественные отношения 4)выражается в официальной форме


Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование: карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

III. Актуализация по теме.


      1. Межличностные отношения.
      2. Человек в группе.
      3. Общение.
      4. Конфликты в межличностных отношениях.

    IV. Обобщение и систематизация знаний.

    Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

    Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

    Работа сопровождается показом Презентации.

    Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

        • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
        • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



        Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

        • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
        • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
        • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
        • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
        • Глеб и Фёдор — одноклассники.
        • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
        • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
        • Лариса и Артём делают уроки вместе.
        • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
        • Никита и Платон обмениваются марками.
        • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.


                  • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
                  • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



                  Задание 3.
                  Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

                  а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

                  б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

                  в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

                  г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

                  д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

                  е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

                  ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

                  з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

                  и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

                  к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

                  Задание 3. Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

                  Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

                            • Какие правила общения использовала Наташа?
                            • Давайте вспомним правила общения.

                            2. Группа.

                            ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

                            Повторительно - обобщающий урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политика" (УМК Л.Н. Боголюбова) проводится в игровой форме. Это позволяет сделать процесс закрепления знаний на уроке ярким, увлекательным. Дух соревнования стимулирует учащихся к активной деятельности на уроке. Работа в группе помогает слабым ученикам лучше усвоить понятия темы.



                            Целевая аудитория: для 9 класса

                            1 Олег_Беникович • 23:53, 23.11.2014

                            Хороший материал, непростые, даже я бы сказал, что интересные вопросы, но с кроссвордом можно было бы придумать что-то интереснее, не хватает интерактивности.

                            avatar

                            2 ficser • 11:23, 30.05.2017

                            Физкультминутки

                            Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

                            Свидетельство о публикации презентации

                            Конкурсы для учителей

                            Диплом и справка о публикации каждому участнику!

                            350 лет Петру I

                            8 марта

                            Маркер СМИ

                            © 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
                            Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
                            Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
                            Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

                            Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
                            Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
                            При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
                            Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

                            Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


                            Фотографии предоставлены

                            Читайте также: