Конспект погода и организм

Обновлено: 06.07.2024

Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.

2.1. Природные факторы и их воздействие на организм

2.1.2. Метеорологические факторы и их влияние на организм

Человек, находясь в условиях естественной внешней среды, подвергается влиянию различных метеорологических факторов: температура, влажность и движение воздуха, атмосферное давление, осадки, солнечное и космическое излучения и т. д. Перечисленные метеорологические факторы в совокупности определяют погоду.

Погода – это физическое состояние атмосферы в данном месте в определенный период времени. Многолетний режим погоды, обусловленный солнечной радиацией, характером местности (рельеф, почва, растительность и т. д.), и связанная с ним циркуляция атмосферы создают климат.

Существуют различные классификации погод в зависимости от того, какие факторы положены в основу. С гигиенической точки зрения различают три типа погоды: оптимальный, раздражающий и острый.

• Оптимальный тип погоды благоприятно действует на организм человека. Это умеренно влажные или сухие, тихие и преимущественно ясные, солнечные погоды.

• К раздражающему типу относят погоды с некоторым нарушением оптимального воздействия метеорологических факторов. Это солнечные и пасмурные, сухие и влажные, тихие и ветреные погоды.

• Острые типы погод характеризуются резкими изменениями метеорологических элементов. Это сырые, дождливые, пасмурные, очень ветреные погоды с резкими суточными колебаниями температуры воздуха и барометрического давления.

Хотя на человека влияет климат в целом, в определенных условиях ведущую роль могут играть отдельные метеорологические элементы. Следует отметить, что влияние климата на состояние организма определяется не столько абсолютными величинами метеорологических элементов, свойственных тому или другому типу погоды, сколько непериодичностью колебаний климатических воздействий, являющихся в связи с этим неожиданными для организма.

Метеорологические элементы, как правило, вызывают у человека нормальные физиологические реакции, приводя к адаптации организма. На этом основано использование различных климатических факторов для активного воздействия на организм с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Однако под влиянием неблагоприятных климатических условий в организме человека могут происходить патологические сдвиги, приводящие к развитию болезней. Всеми этими проблемами занимается медицинская климатология.

Медицинская климатология – отрасль медицинской науки, которая изучает влияние климата, сезонов и погоды на здоровье человека, разрабатывает методику использования климатических факторов в лечебных и профилактических целях.

Температура воздуха. Этот фактор зависит от степени прогревания солнечным светом различных поясов земного шара. Перепады температур в природе достаточно велики и составляют более 100 °C.

Зона температурного комфорта для здорового человека в спокойном состоянии при умеренной влажности и неподвижности воздуха находится в пределах 17–27 °C. Следует заметить, что этот диапазон индивидуально обусловлен. В зависимости от климатических условий, местожительства, выносливости организма и состояния здоровья границы зоны термического комфорта для разных лиц могут перемещаться.

Независимо от окружающей среды температура у человека сохраняется постоянно на уровне около 36,6 °C и является одной из физиологических констант гомеостаза. Пределы температуры тела, при которых организм сохраняет жизнеспособность, сравнительно невелики. Смерть человека наступает при повышении до 43 °C и при падении ниже 27–25 °C.

Относительное термическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое посредством физической и химической терморегуляции, позволяет человеку существовать не только в комфортных, но и в субкомфортных и даже в экстремальных условиях. При этом адаптация осуществляется как за счет срочной физической и химической терморегуляции, так и за счет более стойких биохимических, морфологических и наследственных изменений.

Между организмом человека и окружающей его средой происходит непрерывный процесс теплового обмена, состоящий в передаче вырабатываемого организмом тепла в окружающую среду. При комфортных метеорологических условиях основная часть тепла, вырабатываемого организмом, переходит в окружающую среду путем излучения с его поверхности (около 56 %). Второе место в процессе теплопотери организма занимает отдача тепла путем испарения (примерно 29 %). Третье место занимает перенос тепла движущейся средой (конвекция) и составляет примерно 15 %.

Температура окружающей среды, влияя на организм через рецепторы поверхности тела, приводит в действие систему физиологических механизмов, которая в зависимости от характера температурного раздражителя (холод или жара) соответственно уменьшает или увеличивает процессы теплопродукции и теплоотдачи. Это, в свою очередь, обеспечивает сохранение температуры тела на нормальном физиологическом уровне.

Местная и общая гипотермия способны вызвать ознобление кожи и слизистых оболочек, воспаление стенок сосудов и нервных стволов, а также отморожение тканей, а при значительном охлаждении крови – замерзание всего организма. Охлаждение при потении, резкие перепады температур, глубокое охлаждение внутренних органов нередко ведут к простудным заболеваниям.

При адаптации к холоду терморегуляция изменяется. В физической терморегуляции начинает преобладать расширение сосудов. Несколько снижается артериальное давление. Выравнивается частота дыхания и сердечных сокращений, а также скорость кровотока. В химической терморегуляции усиливается несократительное теплообразование без дрожи. Перестраиваются различные виды обмена веществ. Сохраняются гипертрофированными надпочечники. Уплотняется и утолщается поверхностный слой кожи открытых участков. Увеличивается жировая прослойка, а в наиболее охлаждаемых местах откладывается высококалорийный бурый жир.

В реакции приспособления к холодовому воздействию вовлекаются почти все физиологические системы организма. При этом используются как срочные меры защиты обычных реакций терморегуляции, так и способы повышения выносливости к продолжительному воздействию.

• При срочной адаптации происходят реакции термической изоляции (сужение сосудов), понижения теплоотдачи и усиления теплообразования.

• При длительной адаптации те же реакции приобретают новое качество. Реактивность понижается, но резистентность повышается. Организм начинает отвечать значительными изменениями терморегуляции на более низкие температуры внешней среды, поддерживая оптимальную температуру не только внутренних органов, но и поверхностных тканей.

Таким образом, в ходе адаптации к низким температурам в организме происходят стойкие приспособительные изменения от клеточно-молекулярного уровня до поведенческих психофизиологических реакций. В тканях идет физико-химическая перестройка, обеспечивающая усиленное теплообразование и способность переносить значительные охлаждения без повреждающего действия. Взаимодействие местных тканевых процессов с саморегулирующимися общеорганизменными происходит за счет нервной и гуморальной регуляции, сократительного и несократительного термогенеза мышц, усиливающего теплообразование в несколько раз. Повышается общий обмен веществ, усиливается функция щитовидной железы, увеличивается количество катехоламинов, усиливается кровообращение мозга, сердечной мышцы, печени. Повышение метаболических реакций в тканях создает дополнительный резерв возможности существования при низких температурах.

Умеренное закаливание значительно повышает устойчивость человека к повреждающему действию холода, к простудным и инфекционным заболеваниям, а также общую сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, повышает работоспособность.

При повышении температуры основной обмен, а соответственно и выработка тепла у человека снижаются. Физическая терморегуляция характеризуется рефлекторным расширением периферических сосудов, что увеличивает кровоснабжение кожи, при этом отдача тепла организмом увеличивается в результате усиления излучения. Одновременно увеличивается потоотделение – мощный фактор теплопотери при испарении пота с поверхности кожи.

Химическая терморегуляция направлена на понижение теплообразования путем снижения обмена веществ.

При адаптации организма к повышенной температуре вступают в действие механизмы регуляции, направленные на поддержание термического постоянства внутренней среды. Первыми реагируют дыхательная и сердечно-сосудистая системы, обеспечивающие усиленную радиационно-конвекционную теплоотдачу. Далее включается наиболее мощная потоиспарительная система охлаждения.

Значительное повышение температуры вызывает резкое расширение периферических кровеносных сосудов, учащение дыхания и пульса, увеличение минутного объема крови с некоторым снижением артериального давления. Кровоток во внутренних органах и в мышцах уменьшается. Возбудимость нервной системы падает.

Когда температура внешней среды достигает температуры крови (37–38 °C), возникают критические условия терморегуляции. При этом теплоотдача осуществляется главным образом за счет потения. Если потение затруднено, например при сильной влажности окружающей среды, происходит перегревание организма (гипертермия).

Гипертермия сопровождается повышением температуры тела, нарушением водно-солевого обмена и витаминного равновесия с образованием недоокисленных продуктов обмена веществ. В случаях недостатка влаги начинается сгущение крови. При перегревании возможны нарушения кровообращения и дыхания, повышение, а затем падение артериального давления.

Длительное или систематически повторяющееся действие умеренно высоких температур приводит к повышению толерантности к тепловым факторам. Происходит закаливание организма. Человек сохраняет работоспособность при значительном повышении температуры внешней среды.

Таким образом, изменение температуры окружающей среды в ту или иную сторону от зоны температурного комфорта приводит в действие комплекс физиологических механизмов, способствующих сохранению температуры тела на нормальном уровне. В экстремальных температурных условиях при срыве адаптации возможны нарушения процессов саморегуляции и возникновение патологических реакций.

Влажность воздуха. Зависит от присутствия в воздухе водяных паров, которые появляются в результате конденсации при встрече теплого и холодного воздуха. Абсолютной влажностью называют плотность водяного пара или его массу в единице объема.

Переносимость человеком температуры окружающей среды зависит от относительной влажности.

Относительная влажность воздуха – это процентное отношение количества содержащихся в определенном объеме воздуха водяных паров к тому их количеству, которое полностью насыщает этот объем при данной температуре.

При падении температуры воздуха относительная влажность растет, а при повышении – падает. В сухой и жаркой местности днем относительная влажность составляет от 5 до 20 %, в сырой – от 80 до 90 %. Во время выпадения осадков она может достигать 100 %.

Относительную влажность воздуха 40–60 % при температуре 18–21 °C считают оптимальной для человека. Воздух, относительная влажность которого ниже 20 %, оценивается как сухой, от 71 до 85 % – как умеренно влажный, более 86 % – как сильно влажный.

Умеренная влажность воздуха обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. У человека она способствует увлажнению кожи и слизистых оболочек дыхательных путей. От влажности вдыхаемого воздуха в определенной мере зависит поддержание постоянства влажности внутренней среды организма. Сочетаясь с температурными факторами, влажность воздуха создает условия для термического комфорта или нарушает его, способствуя переохлаждению или перегреванию организма, а также гидратации или дегидратации тканей.

Одновременное повышение температуры и влажности воздуха резко ухудшает самочувствие человека и сокращает возможные сроки пребывания его в этих условиях. При этом происходит повышение температуры тела, учащение пульса, дыхания. Появляется головная боль, слабость, понижается двигательная активность. Плохая переносимость жары в сочетании с повышенной относительной влажностью обусловлена тем, что одновременно с усилением потоотделения при высокой влажности окружающей среды пот плохо испаряется с поверхности кожи. Теплоотдача затруднена. Организм все больше перегревается, и может возникнуть тепловой удар.

Повышенная влажность является неблагоприятным фактором и при пониженной температуре воздуха. При этом происходит резкое увеличение теплоотдачи, что опасно для здоровья. Даже температура 0 °C может привести к отморожению лица и конечностей, особенно при наличии ветра.

Низкая влажность воздуха (менее 20 %) сопровождается значительными испарениями влаги со слизистых оболочек дыхательных путей. Это приводит к уменьшению их фильтрующей способности и к неприятным ощущениям в горле и сухости во рту.

Границами, в пределах которых тепловой баланс человека в покое поддерживается уже со значительным напряжением, считают температуру воздуха 40 °C и влажность 30 % или температуру воздуха 30 °C и влажность 85 %.

Движение воздуха. Неравномерное прогревание различных участков земной поверхности приводит к перемещению воздушных масс. Холодные и тяжелые массы воздуха непрерывно вытесняют более теплые и легкие, создавая ветер. Скорость или сила ветра измеряется узлами, баллами и метрами в секунду. В соответствии с этим была предложена следующая шкала ветров (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Сила ветра по Бофорту 1

Описание: i_010

Ветер, являясь составной частью погоды, может оказывать значительное влияние на организм. Нормальными для человека считают условия, когда в области термического комфорта дует тихий и легкий ветер со скоростью 1–4 м/с.

Умеренный ветер оказывает тонизирующее действие на организм. Усиливая испарение с поверхности кожи и конвекционно снимая тепло, он способствует лучшей теплоотдаче и охлаждению тела. Это облегчает переносимость жары. Однако когда температура воздуха начинает превышать температуру кожи человека, то ветер уже не охлаждает, а конвекционно нагревает организм. Сухой и горячий ветер раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, высушивает кожу.

Умеренный ветер при холодной погоде стимулирует увеличение теплообразования. Он бодрит здорового человека, способствует закаливанию организма.

Интенсивный ветер передвигает границы температурного комфорта, что стимулирует теплорегуляцию, усиливает деятельность нервной и эндокринной систем организма, вызывает изменение просвета кровеносных сосудов кожи. Сильный ветер также оказывает давление на механорецепторы кожи. Он затрудняет дыхание, угнетающе влияет на психическую сферу человека. В сочетании с высокой температурой сильный ветер способствует перегреванию организма, дегидратации кожи. В холодную погоду, особенно при больших морозах, он не только оказывает высушивающее действие, но и приводит к охлаждению, озноблению и отморожению.

Таким образом, различные скорости движения воздуха вызывают неоднозначные изменения жизненных функций организма.

Атмосферное давление. На уровне моря в среднем атмосферное давление составляет 101,3 кПа (760 мм рт. ст.). Общее барометрическое давление распределяется между составляющими воздух газами в соответствии с их процентным содержанием. Каждый газ имеет свое парциальное давление, т. е. суммарное давление всех молекул данного газа в объеме.

Давление играет важную роль в функционировании организма. Вследствие разности парциальных давлений в теле человека совершается газообмен. Вся система кровообращения работает по принципу разности гидростатических давлений, которые находятся в коррелятивных связях с внешним давлением. Меняющееся давление в придаточных полостях черепа способствует кровообращению в мозге. Изменения разности давлений между внешней средой и замкнутыми полостями тела сказываются на состоянии человека.

Перепады атмосферного давления вызывают ряд функциональных изменений в организме. Прежде всего они касаются сердечно-сосудистой системы. Так, в нормальных условиях при повышении барометрического давления снижается артериальное давление, возрастает частота сердечных сокращений. При понижении барометрического давления отмечаются противоположные сдвиги. Могут возникнуть признаки кислородного голодания.

Значительные перепады атмосферного давления, гипер– и гипобария приводят к разнообразным патологическим проявлениям.

2. Дать знания, где на Земле какой климат.

3. Дать знания о значении погоды и климата в жизни человека, животных и растений.

Оборудование: глобус, презентация.

Словарная работа: Антарктида.

Ход занятия.

- Назовите времена года по порядку. ( Ответы детей: зима, весна, лето, осень).

Люди всегда наблюдали за природой. Они узнали, что на смену зиме приходит весна и природа пробуждается. За весной наступает лето, и в природе всё цветёт, растёт. За тёплым летом наступает осень, и природа начинает готовиться к зиме.

Вы уже знаете, почему весна сменяет зиму, а лето – весну. Мы уже говорили с вами, что смена времён года связана с вращением Земли вокруг Солнца. Земля делает оборот вокруг Солнца за один год.

- Подумайте, когда территория нашей страны будет освещена Солнцем сильнее – летом или зимой?

- Скажите, когда бывает теплее: в январе или июле? (Ответы детей).

Конечно, вы ответили правильно. Каждый из вас знает, что снег идёт зимой, а дождь бывает осенью; весной теплее, чем зимой, а осенью холоднее, чем летом.

Запомните, что называется погодой : состояние природы в определённое время года в определённом месте.

Каждый год погода одинаково изменяется по временам года.

Повторяющееся состояние погоды в течение года называется климатом.

Запомните, что климат в каждом месте Земли постоянен, а погода дарит нам сюрпризы : она разнообразна и может меняться неожиданно.

Каждый человек ощущает тепло по-своему. Один считает, что погода холодная, другой – тёплая. Чтобы не спорить, люди измеряют температуру – то есть количество тепла.

Вы умеете называть температуру по табло температуры: 0°С – ноль градусов, +3°С тепла, -5°С градусов мороза.

Давайте подойдём к окну и посмотрим на табло температуры и узнаем, сколько градусов оно показывает.

В году четыре времени (Показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (Ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (Охватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (Указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (Присесть, развести руки

Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (Руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (Слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (Руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать. (Ходьба на месте).

Земля круглая, поэтому на её различные участки попадает разное количество солнечного тепла. Те области, на которые падает одинаковое количество солнечных лучей, называются климатическими поясами.

Жаркий пояс расположен в том месте Земли, куда падает больше всего солнечных лучей и летом и зимой. Поэтому там жарко. Если места в этом жарком поясе влажные – много рек, болот, то здесь растут тропические леса. В них живут птицы - попугаи, туканы, обезьяны, летучие мыши, множество различных змей, в том числе огромных удавов. В тёмных тропических лесах почти нет травянистых растений, но есть растения, которые приспособились тянуться к свету, обвивая стволы деревьев. Это лианы. Прямо под сомкнутыми кронами деревьев протекают небольшие реки, в которых водятся хищные пираньи и крошечные неоны.

У берегов неподвижно лежат крокодилы, затаившиеся в ожидании добычи.

Есть места сухие, безводные, - это пустыни. Там живут верблюды, змеи, ящерицы, черепахи. Ящерицам, змеям, черепахам достаточно влаги, которая содержится в пище.

Пустынным животным необходимо пить воду, хотя бы изредка. Зато потом они могут долгое время не пить, а использовать вместо воды запасы жира в своём теле. Верблюд накапливает жир в горбах на спине.

Растения приспособились жить в жарких пустынях. Верблюжья колючка достаёт воду из-под земли корнем, который проникает на глубину, почти равную высоте двухэтажного дома. А кактусы сохраняют воду в толстом, мясистом стебле.

На Северный и Южный полюса падает меньше всего солнечных лучей. Там холодно. Вода замерзает и превращается в лёд. Холодный пояс вокруг полюса в Северном полушарии называется Арктикой (показываю на глобусе, а в Южном – Антарктикой. В холодных поясах полгода длится тёмная полярная ночь, а полгода – полярный день. В Арктике живут белые медведи, песцы. В Антарктике живут пингвины, тюлени Уэдделла.

Здесь созданы научные станции, где живут полярники и изучают природу Севера. Они наблюдают за погодой.

Между холодными и жарким поясом (и в Северном полушарии, и в Южном) расположен умеренный пояс. В умеренном поясе Северного полушария мы с вами живём. Летом здесь бывает тепло, а зимой – холодно. В умеренном поясе растут леса, живут зайцы, медведи, волки, лоси, лисы, белки, кабаны, много других животных и птиц.

Мы с вами живём в лесной зоне умеренного климатического пояса. Люди изменили здесь природу до неузнаваемости: выкорчевали деревья, распахали землю, застроили домами и заводами, затопили водой водохранилищ. Чтобы добраться до настоящего леса, иногда надо далеко ехать. Лесов становится всё меньше, потому что люди используют деревья как топливо, изготавливают древесину, пиломатериалы, мебель, бумагу и другие вещи.

Дополнительная информация об экстремальном климате.

- Почему происходит смена времён года?

- Что называется погодой?

- Скажите, какая погода чаще всего бывает в январе?

- Вспомните, каким был в этом году Новый год и начало января?

- Что называется климатом?

- Зачем люди измеряют температуру воздуха?

- Что вы узнали о жарком поясе?

- Что можете рассказать о жизни людей, животных в холодном поясе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны; способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.

Задачи: учащиеся должны:

1.Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

2.В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека.

5.Иметь представление о мерах охраны воздуха в своей стране и области.

Природоведенье 5 класс

Тема урока:

Влияние погоды на состояние живых организмов

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны; способствовать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке.

Задачи: учащиеся должны:

1.Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

2.В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека.

5.Иметь представление о мерах охраны воздуха в своей стране и области.

Климат — это то, чего вы

ожидаете, а погода — то,

что вы получаете.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдёт необычно. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).

Так темно осенней ночью,
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)

Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою

Облака на нем летают (небо)

Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,

А в небе ведь живет! (дождь)

Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)

О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)

2.Изучение нового материала

Я читаю первую строчку, а вы отвечаете да или нет.

Что такое Атмосфера?

Может это литосфера? – нет!

Может это гидросфера? – нет

Может, это просто точка? –нет

Значит это оболочка? –да

Из чего она? из камня? –нет!

Состоит из смеси газов? –да!

Той, что воздухом зовут,

Они жизнь для нас дают!

Практически каждый день в нашей жизни мы слышим это слово – погода. Что же такое погода? Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно ответить на этот вопрос. При ответе обратите внимание на то, что мы не зря вспомнили о том, что такое атмосфера.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

Основные признаки погоды: температура, облачность, ветер, атмосферное давление. К погодным явления, например относится дождь, молния, град, снег, иней, роса и т.д.

Погода изменчива. Сегодняшняя погода может резко отличаться от завтрашней. Но её научились предсказывать. В давние времена её предсказывали по местным признакам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных . Сейчас для этого существует целая наука –метеорология. Учёные, занимающиеся предсказанием погоды, называются метеорологи, а станции, на которых они работают – метеорологические станции. Благодаря их работе мы по телевизионным программам узнаём прогнозы погоды на каждый день, неделю и даже более длительные сроки. Иногда наблюдения за погодой проводят с помощью спутников.

Вопрос: Почему человек должен знать и уметь предсказывать погоду? (урожай, отдых, работа аэропортов, метеозависимые люди, дорожных служб и др.)

В давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.

– Если воробьи купаются в пыли, говорят – быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают – быть хорошей погоде и теплу. Но если пчёлы сидят в улье и гудят – ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождём выделяют большое количество липкого сока.

Растения – предсказатели погоды.

Человек давно заметил, что у многих растений перед изменением погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут улавливать то, что не подвластно нашим органам чувств. Такая способность объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а так же от солнечного света.

Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Лёгкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождём же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семена.

Предсказатели погоды среди животных.

Некоторые народы как живой барометр используют рыбу голец. В ясную погоду он лежит на дне аквариума неподвижно, но вот, виляя длинным телом, он начинает сновать вдоль стенок аквариума, и через какое-то время небо затягивается тучами. А теперь голец уже бросается по аквариуму вверх – вниз, справа – налево, значит, вскоре забарабанят капли дождя.

Замечательные метеорологи – пауки. Известно, что они не переносят влажности, поэтому крайне редко выходят на охоту утром. Утром они появляются лишь тогда, когда нет росы, а отсутствие росы – один из признаков близкого ненастья. Жары пауки также боятся, поэтому, когда паук выходит на охоту в знойный полдень, это значит, что он чувствует сильный ветер или грозу, которая, порвав паутину, может лишить его еды. Вечером пауки охотно оставляют своё жильё, если не чувствуют приближение дождя. Увидев паука вечером, можно смело ожидать хорошей погоды на следующий день. Давно известна способность пчёл предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.

Немало примет связаны с поведением вездесущих воробьёв. В хорошую погоду они весёлые, подвижные. Если же воробьи собираются стайками на земле, становятся вялыми, сидят затопорщив – к дождю.

Большой пёстрый дятел сообщает об изменении погоды своей барабанной дробью на суках. Если дятел стучит клювом в ясный летний день, – значит, будет дождь.

В народе существует точная примета: ласточки летают высоко – к хорошей погоде, низко – к дождю.

Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды?

Климат – многолетний режим погоды в определённой местности.

Вопросы к учащимся: А как называется климат нашей местности? (умеренный).

Какими признаками он характеризуется? (смена времён года (сезонов))

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Вопрос: какое значение имеет воздух в жизни всех живых организмов?

Воздух необходим для всех живых организмов: растений, животных, важнейшая составная часть среды обитания людей. Он -- основа жизни на Земле, в том числе жизни человека. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом, оказывает решающее воздействие на здоровье людей, их трудоспособность, жизнедеятельность растительного и животного мира.

Вопрос: По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Чем это опасно?

Загрязнение воздуха, т. е изменение его природного состава из-за пыли, выхлопных газов или пахучих веществ, может вредно влиять на условия труда и быта людей, отражаться на их жизни и здоровье, наносить вред окружающей среде и народному хозяйству. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт.

Вопрос: А как вы думаете, нужно ли воздух охранять? Как можно это сделать?

3.Закрепление и выводы: что нового узнали и чему научились.

-по терминам на доске: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорологические станции.

4.Домашнее задание: параграф 20,подготовиться к письменному опросу.

Оценить 625 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: