Конспект по теме животные
Обновлено: 07.07.2024
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dikie_i_domashnie_zhivotnye_srednyaya_gruppa.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
- Закреплять и расширять представления детей о внешнем виде, образе жизни диких и домашних животных;
- Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;
- Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей;
-Помогать употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (медведица – медвежонок).
- Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
- Развивать психические процессы детей: внимание, память,
- Развивать творческие способности.
- Продолжать формировать интерес к живой природе;
- Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным.
Методы и приемы:
- словесные: беседа, вопросы к детям, загадки;
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Активизация словаря: зайчонок, медвежонок, волчонок, бельчонок, ежонок,
Педагог: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Лесовичок. Он хочет у вас спросить, каких животных вы знаете? Давайте расскажем Лесовичку, что мы знаем. Послушай, Лесовичок! Животные бывают дикие и домашние.
Ребята, как называются животные, которые заботятся о себе сами?
Дети: Эти животные называются дикими.
Педагог: А если о животных заботится и ухаживает человек, как называются эти животные?
Педагог: Назовите диких животных (ответы детей).
- Правильно, ребята, а сейчас Лесовичок хочет узнать, умеете ли вы отгадывать загадки? Давайте проверим.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных, после того как загадки отгаданы.
В деревне кур крадет! (Лиса)
- Расскажите про лису. Какие ее отличительные особенности?
Дети: У лисы красивая рыжая шубка. Лиса ищет мышиные норки, выслеживая мышей, бегает, пугает мышек своим топотом, выгоняя их из нор.
Педагог : Слушайте загадку:
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
- Расскажите про медведя.
Дети: Медведи зимой спят в берлогах, летом бродят по лесу, собирают ягоду, любят мед.
Педагог : Правильно, еще медведя называют хозяином леса и его боятся другие звери. Слушайте еще одну загадку:
Кто по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- А что вы знаете про белку?
Дети: Зимой у белки красивая рыжая шубка, летом - серого цвета. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, орехи, сушеные грибы, ягоды. Зимой они подходят близко к жилью человека и люди их подкармливают семечками, орешками.
Педагог: Слушайте загадку:
Кто зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк)
- Расскажите про волка.
Дети: У волка густой мех серого цвета. Он бродит по лесу голодный. Все звери попрятались в норки и волку трудно отыскать добычу.
Педагог: Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
- Ребята, что вы знаете про зайца?
Дети: Зимой заяц одет в белую пушистую шубку, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотники не заметили его на снегу. Летом заяц - серый, чтобы его не было видно в траве, среди кустов. Заяц любит полакомиться корой деревьев, свежей травой.
Педагог: На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (Ежик)
- Расскажите про ежика.
Дети: Ежик бегает по лесу , кормится ягодами, грибами; насекомыми: кузнечиками и разными жучками. Если еж почувствует опасность, то сворачивается в клубок. А осенью он найдет себе норку, в которой будет спать всю зиму и проснется только весной.
Педагог: Молодцы! Вы много знаете о диких животных, которые живут в лесу. А каких домашних животных вы знаете?
Воспитатель показывает карточки-картинки с домашними животными.
Дети: Корова, коза, лошадь, кролик, свинья, овца, собака, кошка.
Педагог: Какие домашние животные помогают человеку в его делах? Какую пользу они приносят людям?
Дети: Корова и коза дают молоко; лошадь перевозит тяжелые грузы; овца и коза дают шерсть; собака сторожит дом, ходит с человеком на охоту; кошка ловит мышей.
Хомка, хомка, хомячок –
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хочет Хомка сильным стать. (Движения выполнять по тексту)
Беседа о детенышах животных.
Педагог: У всех животных есть детеныши, о которых они заботятся. Детеныши большинства животных рождаются слабыми, беспомощными и первое время находятся около матери.
Проводится игра . Педагог показывает картинки. Дети отвечают:
Педагог: Ребята, давайте вспомним о детенышах диких животных.
У зайчихи - зайчонок,
У медведицы - медвежонок,
У волчицы - волчонок,
У белки - бельчонок,
У ежихи - ежонок,
У лисицы - лисенок.
- Корова, овца, белка, барсук, баран, лошадь, козел, лиса, медведь, собака, панда, кошка, конь, крокодил, бегемот, коза.
(дети хлопают в ладоши)
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Руки на уровне талии.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками
Педагог: А сейчас Лесовичок проверит, как вы умеете рисовать.
Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам раскрасить медвежонка Мишу, давайте уточним части фигуры медведя. Назовите их? (Показать рисунок медвежонка).
Дети: Голова, туловище, лапы; на голове есть уши, глаза, нос, рот.
Педагог: А какая форма головы? Форма туловища? Форма лап?
Педагог: А сколько лап у медведя?
Дети: Четыре лапы.
Педагог: Приступайте к раскрашиванию рисунка, а Лесовичок посмотрит, как вы справились с работой.
Дети раскрашивают медведя, дополняют рисунок по собственному замыслу.
Педагог: Молодцы, ребята, все справились с заданием, раскрасили медвежат. Лесовичку все ваши раскраски очень понравились.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, о каких животных мы с вами беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии: играть, отвечать на вопросы или раскрашивать? (Воспитатель помогает детям ответить на вопросы)
Педагог: Ну что же, ребята, давайте попрощаемся с Лесовичком, ему пора возвращаться домой в свою лесную избушку.
-Я приглашаю вас, ребята, совершить путешествие в мир животных.
-Скажите, а животные это часть какой природы: живой или неживой?
-Чем отличаются одни животные от других? ( окраской, формой тела)
-Где обитают животные? ( на суше, в воде, в воздухе)
-А какие группы животных вы знаете?
-В каких сказках они встречаются?
-Нужны ли животные в природе? Почему?
-Прослушайте небольшой текст, продолжите его и оцените поступок мальчика.
Хромой скворец.
В то утро Антон испытывал свою новую рогатку. Стрелял в разные стороны. И вдруг прямо ему под ноги упал живой комочек.
-Что случилось? Кто упал?
-Можно ли так поступать? Почему?
Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (уч-ся называют тему урока)
Постановка цели урока учащимися.
Работа над темой урока
*Работа с классом.
- По одинаковым существенным признакам разных животных объединяют в одну группу.
-Первая группа в нашей азбуке это млекопитающие.
-Назовите существенные признаки млекопитающих. слайд6
(уч-ся рассказывают о млекопитающих)
-С какими животными иногда сравнивают людей? Слайд7
Смешной, как…(обезьяна), неуклюжий, как …(медведь), трусливый, как …(заяц), хитрый, как….(лиса).
Слайд8.
-Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, во дворе, у реки?
-По каким признакам определили, что перечисленные вами животные, являются птицами?
-Почему птиц называют пернатыми?(Потому что их тело покрыто перьями)
-Где живут птицы?
-С какими птицами иногда сравнивают человека?
-Летят голуби, синицы, мухи, щуки и стрижи.
-Совы летят, орлы, аисты, вороны, галки, макароны.
-Лебеди летят, соколы, цапля, чижи, волки, стрижи.
-Воробьи, кукушки, пингвины, плюшки и ватрушки.
-Самая многочисленная группа животных это насекомые.
-Назовите существенные признаки насекомых. слайд 9
(уч-ся рассказывают о насекомых)
-А эти животные живут в подводном мире.
-Конечно же это рыбы.
-Назовите части тела рыбы.
- Назовите рыб, которых вы знаете? Слайд 10
7.-Давайте с вами вспомним правила поведения на уроке.
Разговаривать Говорить своё мнение
Мешать Делать выводы
- Так вот давайте сейчас с вами порассуждаем.
А) Пресмыкающиеся выводятся из яиц. Птенцы вороны тоже появляются из яиц.
Значит, ворона –пресмыкающееся?
Б)У волка 4 ноги. Тело покрыто шерстью. Волчица рождает волчат и выкармливает их молоком. Волк-это млекопитающее?
В) Все рыбы размножаются в воде. Они мечут икру. из которой появляются мальки, т.е. маленькие рыбки. Лягушка тоже мечет икру в воду. Из икринок появляются головастики. Значит, лягушка-рыба?
8.Работа в группе:
Каждому из вас предстоит возможность поработать в группе и представить проект в виде странички.
Задачи для групп:
придумать символ-эмблему для группы.
рассказ о животных.
по рисунку придумать правило поведения в природе.
9. Работа учащихся по тематическим страничкам.
11.Работа с классом.
-Не всегда люди соблюдали эти правила и занимались охраной животных. По их вине были уничтожены ил находятся на грани исчезновения многие виды животных. Поэтому в 1963 году появилась Красная книга. Красный цвет-это сигнал опасности. У каждой страны есть своя Красная книга.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов. Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.
Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных
Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:
1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с развитием опорно-двигательной и нервной систем.
5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высокоорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуляции (у растений только гуморальная).
8. Имеется защитная (иммунная) система.
9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.
Систематика животных
Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одноклеточные (простейшие) и Многоклеточные.
— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),
— Инфузории (класс Ресничные инфузории),
— Апикомплекса (класс Споровики).
Подцарство Многоклеточные включает типы:
— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие),
— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочники (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы , Земноводные (Амфибии),
Классификация животных
Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.
Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д. (паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны). Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).
Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).
Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд). Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).
Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.
Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики). Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).
Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).
Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие). Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных). Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).
Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви). Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые). Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).
Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).
Интенсивность обменных процессов. Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).
Роль животных в природе и жизни человека:
● животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
● геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
● использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
● участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
● создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
● участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
● источник пищи, сырья, медикаментов;
● некоторые являются возбудителями заболеваний;
● используются как биологические враги уничтожают вредителей;
● имеют научное значение как объекты исследований;
● используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
Карл Линней - шведский врач и натуралист, основоположник методов и принципов систематики. Именно с него началась история биноминальной номенклатуры, принятой сегодня во всем научном мире.
Биноминальная (бинарная - от лат. binarius двойной) номенклатура - способ обозначения вида, состоящий в использовании двухсловного названия, к примеру: Таракан американский, Аскарида человеческая, Слон африканский, Гидра пресноводная.
Царство Животные - самое большое по числу видов, оно включает около 1,6 миллиона видов, большую часть из которых - 1,3 млн составляют насекомые. Займемся описанием признаков, по которым животных можно отличить от других организмов. Итак, признаками животных являются:
-
Голозойное гетеротрофное питание
Слово "гетеротрофное" также очень значимо, оно происходит от гр. heteros другой и trophe пища, то есть дословно "питание за счет других". Животные, в отличие от растений (которые питаются автотрофно) не синтезируют органические вещества, а поглощают готовые: поедая растения, других животных, осуществляя паразитирование.
У животных клеточная стенка отсутствует, форма клетки непостоянна, благодаря чему осуществляется питание: в частности у одноклеточных организмов цитоплазма, перетекая, обволакивает пищевую частицу и поглощает ее (образуется фагосома). У растительных клеток с плотной целлюлозной оболочкой такие движения и голозойный тип питания становятся невозможными.
Все когда-то в жизни бывает впервые. Был у меня момент, когда я первый раз открыл незнакомую мне главу "Зоология". Хочу уделить особое внимание моменту, чрезвычайно запутавшему меня тогда (очень рад, если вас он не сбивает с толку!).
Вы должны отделять друг от друга понятия "цитоплазматическая мембрана" и "клеточная стенка". Запомните, что цитоплазматическая мембрана - обязательный атрибут клетки, она есть у всех клеток: растений, животных, грибов! Клеточная стенка есть не у всех клеток, а лишь у клеток растений, грибов, бактерий.
Клеточная стенка - это оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны, выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. Она обладает повышенной прочностью и придает форму клетке.
Человек, вершина эволюции, и другие животные состоят из 4 типов тканей: эпителиальной, внутренней среды (соединительная), мышечной и нервной.
Животные используют в качестве источника энергии вещества, накопленные другими организмами. Организмы располагаются в разных местах, поэтому жизненно необходимо для животных совершать перемещения, находить новые источники энергии.
Существуют также и сидячие животные, которые утратили подвижность. Они ведут паразитический образ жизни, могут быть фильтраторами (морские донные животные) - двустворчатые моллюски: устрицы, тридакны.
Для животных характерно выделение побочных продуктов белкового обмена веществ в виде мочевины, мочевой кислоты. Функцию выделения выполняют органы выделительной системы, у человека - почки.
Возбудимость - это уникальное свойство некоторых тканей животных - мышечной, нервной. Под действием раздражителя происходят изменения в организме: меняется тонус мышц, генерируются нервные импульсы.
Это молекулярные механизмы, расположенные на границе клетки с окружающей средой. Два этих насоса имеются только у животных. Натриевый насос связан с работой соединительной и нервной ткани, кальциевый - находится в мышцах. Они контролируют концентрацию ионов снаружи и внутри клетки, влияя, таким образом, на ее активность и работу.
В связи с прогрессивным развитием нервной системы, для животных характерно сложноорганизованное поведение, основанное на условных и безусловных рефлексах. Для человека - высшей ступени эволюции - особенно характерно максимальное развитие высшей нервной деятельности, выражающейся в мышлении, памяти, речи.
Нейрогуморальная регуляция - одна из форм физиологической регуляции процессов жизнедеятельности в организме животных и человека. Под термином "нейрогуморальная регуляция" понимается нервная регуляция, заключающаяся в возбуждении нервных тканей и перемещении импульсов, и гуморальная регуляция (от лат. humor — жидкость), осуществляемая благодаря биологически активным веществам во внутренних средах организма - кровь, лимфа.
Таким образом, "нейрогуморальная регуляция" представляет собой участие нервной и гуморальной регуляции в едином регуляторном процессе.
По большей части у животных нет сложных, запутанных жизненных циклов, где чередуются спорофит и гаметофит, как у растений. Гаплоидная фаза (n) представлена только гаметами
Подавляющее большинство животных не обладает столь выраженными регенеративными способностями, как растения.
У животных имеется сложно устроенная иммунная система. Основные ее функции: обеспечить защиту организма от инфекционных заболеваний, уничтожить опухолевые клетки.
Рост животных в отличие от роста растений ограничен, достигнув определенного предела, заложенного генетически, рост останавливается. Растения же растут в течение всей жизни в точках (зонах) роста - верхушечной меристеме, зоне деления корня. У животных отсутствует такая локальная сосредоточенность образовательных тканей, они растут диффузно сразу всей поверхностью, а не за счет отдельных участков.
У членистоногих рост тела сдерживается плотным наружным скелетом - хитиновым покровом.
Классификации и систематика
Царство Животные подразделяется на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные. В систематике животных используются следующие таксоны: (таксон - единица классификации) тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Взглянем на таксоны парусника Алексанора.
Позвоночные и беспозвоночные
Также вы часто можете встретить деление всего животного мира на беспозвоночных и позвоночных. К позвоночным относят обычно всех хордовых.
Первичноротые и вторичноротые
Животные делятся на первичноротых и вторичноротых по способу развития рта. Организмы, у которых первичный рот зародыша становится ртом взрослой формы называются первичноротыми.
К первичноротым относятся большинство беспозвоночных: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски и членистоногие.
В случае если рот взрослой формы возникает не из первичного рта зародыша, а прорывается на обратной стороне - такие животные называются вторичноротыми. Фактически у вторичноротых в процессе эмбриогенеза рот и анальное отверстие меняются местами.
Вторичноротыми являются хордовые, а также иглокожие (морские звезды, морские ежи).
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Читайте также: