Конспект по теме скоморохи

Обновлено: 07.07.2024

- Сегодня на уроке мы узнаем с вами, кто такие скоморохи, как развивалось искусство скоморошества на протяжении времени.

Известны уже с 11 в., а особую популярность получили в 15-17 вв. Являлись персонажем русского фольклора, главными героями множества народных поговорок:

Первые сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошичьи представления.

Кроме скоморохов бродячих были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно княжеским многим обязана народная комедия.Слайд №6.

Скоморохи являлись так же в виде кукольников. Слайд №7.

Кукольная комедия была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии.

Скоморохи упоминаются в различных русских былинах, известны в качестве представителей народного музыкального искусства, становятся участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в боярских хоромах и проникают в церковную обрядность.

Слайд №9. Фрески Софийского Собора в Киеве.

Представления скоморохов объединяли разные виды искусств: драматические, цирковые.


Скоморохи стали делиться на 2 группы: придворные и народные. В конечном счете роль придворных скоморохов свелась к роли домашних шутов.

Основную массу русских скоморохов составили народные потешники.

Слайд №10. Они одевались в короткополую одежду, часто прибегали к маскам.

Слайд №12. Певцы и плясуны одновременно завоевывали репутацию шутов-острословов. Они потом становились народными сатириками, что играло огромную роль в формировании русской народной драмы.

Слайд №15. Любимый кукольный персонаж – Петрушка.

Наряду со скоморохами – игроками по профессии, в былинах упоминаются и певцы – любители из среды знатных особ княжеских и боярских родов:

Слайд №16. – Добрыня Никитич;

Слайд №17 – СтаврГодинович;

Слайд №18 – Соловей Будимирович;

Слайд №19 – Садко;

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада.

Обрядное переодевание известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.

Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами.

В течение 16-17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами.

Слайд №20. Около середины 17 века бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые – переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей.

Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго.

Скоморох - певец, исполнитель народной поэзии – уступает место представителям поэзии;

Скоморох – гудец (гусельник, домрачей, волынщик, сурначей) – превратился в музыканта – инструменталиста;

Скоморох – плясун – превращается в танцора народных разудалых плясок.

Скоморох – смехотворец – в артиста;

Слайд №23.В настоящее время наш народ не отказывается от своих привычек, (слайд №24) от любимых праздничных народных увеселений, (слайд №25) заводилами которых являются скоморохи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по истории хорео графии

hello_html_466bfcf.jpg

1.Образовательные: познакомить с театральным творчеством русского народа; дать представление о скоморохах, познакомить учащихся с театром Петрушки,

формировать исследовательскую деятельность

2.Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, умение

слушать, артистические способности; расширять знания учащихся о культуре

и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях; формировать и развивать компетенции учащихся (общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную,

развивать мотивацию учащихся к предмету.

3.Воспитательные: воспитывать художественно-эстетический вкус, любовь и интерес к народному искусству.

Предметная задача : самостоятельное применение информации.

Тип урока: комбинированный (многоцелевой)

Вид урока: Урок-беседа

1 С КОМОРОХИ , странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Их развернутую характеристику дает В.Даль:

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других. У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства. У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.

Так изобразил скоморохов П.И.Чайковский,

а летописец из Великого Новгорода в 15 веке так его описал

« Бойкий человек в затейливом колпаке в сафьяновых сапожках поёт, приплясывая играя себе на гуслях:

«Они на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали

Играя на гуслях, волынках, гудках. На ярмарках люд потешали,

Хоть бубен не меч, а сурна не копьё, но кто же из смертных не знает.

Как песня, уставшему силу даёт, как музыка дух поднимает.

Беспечное племя весёлых бродяг, рождённые духом свободы:

Не нужно им было - ни славы, ни благ

Довольно любви всенародной.

в переводе – мастер смехотворства.

2 Скоморошество на Руси

Б) Их профессии (медвежатники, певцы, музыканты, циркачи, глумотворцы, актёры)

3Как отразилось ордынское иго на развитие скоморошьего искусства.

4 Исполнительские приёмы: дроби, верчения, присядки.

Видео: Народные танцы (дроби, верчения,присядки)

5 Скоморошество в 16 веке - Иван Грозный. .

Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами.

Около середины 17 в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад.

УГАСАНИЕ ТРАДИЦИИ СКОМОРОШЕСТВА

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства. После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров.

7 Основной массив русских скоморохов составили народные потешники.

Звучат народные инструменты скоморохов (волынка, жалейка, гудок)

9 Продолжатели скоморошьих представлений - игрища, разновидность кукольной комедии - театр Петрушки.

hello_html_m1b8e46e4.jpg

№ слайда 7

Петрушка-главный герой скоморошьего действа

Откуда взялись скоморохи на Руси

Скоморох, он же игрец, плясец, глумец и скомрах – в традиционной восточнославянской культуре так называли бродячих универсальных артистов, каждый из которых был и актер, разбирающийся в музыке и играющий на музыкальных инструментах, и танцор, выступавший на различных мероприятиях, вроде народных гуляний и свадеб.

Скоморохи

Долгое время представители этой профессии составляли целый социальный класс.

Увидеть бродячих артистов можно было практически на любом крупном сборище людей, независимо от его направленности – играли они и на ярмарке, и на похоронах.

История искусства скоморохов берет своё начало во времена древней Руси, примерно в XI веке нашей эры. Основной их функцией являлась реализация древних как мир потребностей человека – в хлебе и зрелищах.

Скоморохи на ярмарке

Именно ответственность за зрелища и брали на себя скоморохи. Они занимались тем, что затевали песни и пляски на площадях и ярмарках, завлекая в своё представление всё больше народа. Особенностью работы скомороха являлся непосредственный контакт с аудиторией.

Объединяясь в ватаги, эдакий бродячий цирк - скоморохи устраивали грандиозные представления, в которые вовлекались сотни и даже тысячи людей. Создавая атмосферу праздника и веселья, они разряжали социальную напряженность, отвлекали народ от рутинных проблем и тешили развеселыми нарядами и дрессированными животными детей.

Как выглядит скоморох

Этих бродячих русских артистов можно узнать по трем атрибутам: костюму, музыкальным инструментам, на которых они играли, и сопровождавшим их животным.

Костюм

Скоморохи древней Руси

Проводя аналогии с западной культурой, скоморох – это шут для широких масс общественности. Способствовали такому образу и яркие, цветастые, зачастую гротескные костюмы.

Нередко тематический уклон их выступлений был направлен в сторону язычества, с использованием соответствующих костюмов славянской и языческой мифологии. Одним из атрибутов, свойственных скоморохам, был традиционный шутовской колпак с бубенчиками.

Скоморохи древние изображения

О костюмах артистов позволяют судить рисунки, оставленные их современниками.

Музыкальные инструменты

Помимо актерского мастерства важной частью работы скомороха являлось умение играть на всём, что попадется в руки. Гусли, гудки, домры, бубны, волынки – на чём только не играли мастаки-скоморохи в ходе своих представлений.

Животные

Частыми участниками ватаг были всевозможные дрессированные звери и птицы. Коты, собаки, соколы и даже гуси!

Скоморохи с медведем

Традиции скоморохов

Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов.

Скоморохи на Руси

Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.

Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.

Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей.

Гонения на скоморохов и угасание традиции скоморошества

Но, как и в нынешние времена, так и во времена Древней Руси, официальная власть и общепринятая церковь не слишком приветствовала ватаги смутьян, гнущих линию поклонения языческим богам и устраивавшим народные гуляния, временами выливавшиеся в локальные крестьянские восстания.

Выступление скоморохов

Более того, учитывая не слишком рьяное желание вчерашних язычников становиться христианами, колкие высказывания и острая сатира нередко поднимала недовольный положением дел народ против княжеской дружины и христианских священников.

Однако, без структурированной системы внутренней государственной безопасности, в условиях отсутствия средств моментальной связи, бороться со скоморохами – равносильно поиску иголки в стоге сена.

Скоморох

Поэтому, несмотря на постоянные гонения, традиция скоморошества продолжала существовать вплоть до XVII века, когда в 1648 и в 1657 гг. по инициативе архиепископа Никона были подписаны царские приказы, запрещавшие скоморошескую деятельность.

Постепенно перестали существовать ватаги, а сами скоморохи начали активно менять профессию. Кто становился дрессировщиком при дворе вельмож, кто создавал странствующие кукольные театры, а кто – по старой памяти шел в ярмарочные веселители и балаганщики.

В итоге – традиция и культура скоморошества так или иначе повлияла на культурные черты многих славянских народов.


Цель: формирование любви и уважения к культуре и традициям русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с таким видом русского фольклора, как потешки, продолжать учить отгадывать загадки;

- закрепить знание некоторых народных игр со словами и правилами;

- закрепить умение работать в команде, соблюдать правила игр, слушать собеседника;

- получить удовольствие от музыкального развлечения

Оборудование:

- музыкальные народные инструменты: дудочка, трещотки, ложки, бубен и др;

- народные костюмы для детей

- декорации в стиле русской деревни;

Организационный момент: дети заходят в зал, оборудованный в стиле русской деревни, под музыку фона, садятся на заранее приготовленные стульчики. Детей встречает кукла Петрушка.

Петруш ка: Я Петрушка, веселая игрушка, народ собираю, всех развлекаю. Будет много шума, будет много смеха, вам ребятам веселая потеха!

Под веселую музыку выходят педагоги в костюмах Скоморохов.

Скоморохи (вмес те) Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

Прош ка: Я – скоморох Прошка.

Фе дул: А я – Федул – скоморошка.

Прошка: Федул, а Федул, что губы надул?

Фе дул: Кафтан прожег.

Про шка: Зачинить можно?

Феду л: Можно, да иглы нет.

Прошк а: А велика ли дыра-то?

Фед ул: Один ворот остался.

Скоморохи (вмест е): Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

Они срезали по пруточку. Они сделали по гудочку. (Оба гудят)

Вы гуды, гуды, гудите, парней, девок веселите!

Дети вместе со Скоморохами играют на русских народных инструментах под народную мелодию.

Фед ул: Молодцы, ребята, у вас здорово получается! А мы не только играть на музыкальных инструментах любим, но и петь и плясать. Научу я вас песне русской народной, а кто мне расскажет, что такое русская народная песня?

Ребята: (предполагаемый ответ) Это песня, которую придумал русский народ.

Скоморох запев ает: На зеленом лугу.

Реб ята: Их, вох.

Скоморох: Раз нашел я дуду.

Ребя та: Их, вох.

Скоморо х: То не дудка была.

Реб ята: Их, вох.

Скомор ох: Веселуха была.

Реб ята: Их, вох.

Скомо рох: Стал я в дудку играть.

Ребя та: Их, вох.

Скомор ох: Стали все танцевать.

Реб ята: Их, вох.

Скомо рох: Стали все подпевать.

Реб ята: Их, вох.

Скомо рох: Да под дудку плясать.

Ребя та: Их, вох!

Фед ул: Замечательно пели!

Прошк а: У меня, скомороха Прошки, игр да забав полное лукошко!

Фед ул: Собирайся народ, становись в хоровод, без толчей, без спешки.

Скоморохи (вмес те): Вас сегодня ожидают русские потешки!

Прош ка. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Фе дул. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!

Петру шка: Грелки – старинная русская игра. Несколько веков она была одной из самых любимых игр русского народа и сохранилась во многих местах до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки.

Затем скоморохи устраивают конкурс, кто отгадает больше загадок.

Про шка: Два брюшка, четыре ушка (подушка)

Фе дул: Для кудрей и хохолков целых 25 зубков.

И вот под каждым под зубком лягут волосы рядком (расческа)

Про шка: Светленько, чистенько, посмотреть любенько (зеркало)

Фе дул: Четыре брата под одной крышей живут (стол)

Про шка: Черная собачка свернувшись лежит.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)

Фе дул: Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)

Прош ка: На небе повисло цветное коромысло.

После дождя приходит, потом быстро уходит (радуга)

Фе дул: Выгоняли рога на луга.

Рога вечерком пришли с молоком (корова).

Через них тетерка шла, малых детушек вела, одного оставила.

Скоморохи (вмест е): Хороши, да хороши, игруны-малыши! А опосля игры, да под веселую песню и пляска не грех!

Общая пляска под русскую народную песню.

Прошка: Жил-был Кот Колоброд. Он развел огород.

Федул: Уродился огурец. Играм, песенкам – конец!

Прощание со Скоморохами

Читайте также: