Конспект по теме огонь

Обновлено: 06.07.2024

На сегодняшний день цель формирования основ знаний и умений поведения детей при чрезвычайных ситуациях, остается на первом месте. Трагедия в Кемерово показала, что дети должны быть готовы ко всему, даже, на первой взгляд, в безопасном для них месте. Занятие представлено в виде путешествия, где затрагиваются все познавательные виды деятельности. Раскрыта история зарождения огня на Земле. Дети сами воспроизводят правила поведения при пожаре.

Содержимое разработки

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ

Группа: старшая.

Тип занятия: обучающее занятие

Вид занятия: познавательное занятие

Актуальность.

На сегодняшний день цель формирования основ знаний и умений поведения детей при чрезвычайных ситуациях, остается на первом месте. Трагедия в Кемерово показала, что дети должны быть готовы ко всему, даже, на первой взгляд, в безопасном для них месте.

Занятие представлено в виде путешествия, где затрагиваются все познавательные виды деятельности. Раскрыта история зарождения огня на Земле. Дети сами воспроизводят правила поведения при пожаре.

Целевые ориентиры:

Формирование знаний о пользе и вреде огня, причинах возникновения пожара и правилах пожарной безопасности, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Образовательные:

закреплять знания о пользе и вреде огня;

формировать знания о предметах, необходимых при тушении пожара;

продолжить учить правилам пожарной безопасности.

Связная речь:

активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;

формировать умение вести диалог со взрослым;

слушать и понимать заданный вопрос, и отвечать на него.

Развивающие:

развивать познавательный интерес;

развивать мелкую моторику;

развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

формировать умение говорить в нормальном темпе и не перебивать говорящего;

воспитывать уважение к труду пожарного;

воспитывать бережное отношение к своей жизни и своих близких.

Методические приемы: словесный, наглядный, эксперимент, частично-поисковый.

Материалы и оборудование: фланелеграф, свеча, вода, песок, земля, снег, спички, ноутбук, презентация, эмблемы (медали).

Интеграция областей:

Практическая значимость: занятие имеет отражение в любой образовательной организации учебно-воспитательной деятельности старшей группы. Может служить вводной частью для экскурсии в музей пожарной безопасности.

Ход занятия

Организационный момент. Мотивация

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наше занятие необычное, мы с вами отправимся в путешествие, где сможем узнать много интересного и познавательного. Но для этого мы должны запомнить несколько правил: внимательно слушать, все запоминать и помогать друг другу. Вы готовы? (Да). Ну, что начнем!

2. Основная часть

Мозайка огня.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, чему посвящено наше путешествие, нам нужно собрать рисунок, который и станет ключом! (Дети собирают мозайку огня на фланелеграфе, убирая лишние детали).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь, давайте, попытаемся ответить на несколько вопросов:

- Чему посвящено наше путешествие?

- Как и когда появился огонь на Земле? (Дети делятся своими мыслями и суждениями).

Воспитатель: Ребята, а вот чтобы узнать, правы мы или нет, давайте, и отправимся в истоки жизни огня на Земле! Для этого нам нужно закрыть глазки и досчитать до 5.

Пещера древнего человека (на экране включается изображение пещеры древних людей).

Воспитатель: Как, вы думаете, где мы? (ответы детей).

Воспитатель: Это пещера древнего человека. Сотни тысячи лет назад люди так же, как и дикие звери, боялись огня. Но однажды они заметили, что огонь – это не только разрушение, но и свет, тепло и защита от нападений диких зверей. Тогда люди поняли, что можно самим разводить костры, используя силу огня от пожара или от извержения вулкана. Конечно, такой костер древним приходилось постоянно поддерживать, собирая для этого хворост, и наблюдать за тем, чтобы огонь не погас. Спустя время древние люди заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева о другой возникает тление. Вот так постепенно у древнего человека появился огонь.

- Скажите, ребята, где сейчас человек может встретить огонь? (спички, нагревательные приборы, зажигалки и т.д).

- Для чего человеку нужен огонь? (приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.).

Молодцы, ребята! Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле и путешествовать по морям. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах: плавит металл, варит стекло, обжигает кирпичи и многое другое. Даже космическая ракета, взлетая ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Но когда огонь попадает в неумелые руки, то может произойти беда –пожар. Как вы думаете, ребята, от чего? (ответы детей: от спички, газовой плиты, петарды, непотушенного окурка, невыключенных электроприборов и т.д.).

Воспитатель: Правильно!

Эксперимент.

Воспитатель: Следующая наша остановка в путешествие – лаборатория. Чтобы отправится туда, нам нужно немножко потрудиться, ребята, вы готовы?

Физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Вот мы и на месте (дети выстраиваются вокруг стола воспитателя с заранее приготовленным материалом для эксперимента).

- Чего же боится огонь? (Воды, песка, снега и земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды). Теперь повторим это с песком, снегом и землей. Что опять произошло? (Огонь погас под действием песка, снега и земли).

Теперь проведем еще один опыт и сделаем соответствующие выводы. Воспитатель горящую свечу плотно накрывает стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? (Без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас).

Чрезвычайная ситуация

Перед детьми на экране высвечивается задание, где нужно выбрать правильное слово. Дети отвечают хором или по очереди, поясняя ответ.

Самостоятельно тушить пожар разрешается / запрещается;

В случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть / нужно спрятаться под кроватью или в шкафу;

Если нет возможности, не следует выходить / следует выйти на балкон и громко звать на помощь, вызвать пожарную бригаду по телефону 01;

Запрещено / разрешено пользоваться лифтом во время пожара;

Если пламя перекинулось на одежду, то нужно / не нужно падать на пол и катаясь, тушить ее;

Дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует / не следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие закончилось – отправляемся домой, для этого нам нужно опять закрыть глазки и досчитать до 5.

3 Итог занятия

Воспитатель: Вот мы и на месте! Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее и уютнее. Вы должны запомнить, что с огнем нужно быть осторожным и внимательным, помнить об опасности и всегда соблюдать правила безопасности и тогда беда обойдет вас стороной.

4. Рефлексия

(Воспитатель раздает заранее приготовленные эмблемы (медали) с изображением огня).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программные задачи:

- рассказать о пользе огня для человека;

-познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;

- показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни;

- продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;

- обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями;

- воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде;

- развивать исторический интерес к прошлому.

Словарная работа : лучина, кремень, свеча.

Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова “Дядя Стёпа”, А.Толстой “Пожарные собаки”, К.Чуковский “Путаница”, рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.

Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу тянется.

Верно, красный бык-это огонь, а голубой бык-это дым.

Ребята, вы уже знаете, что наша жизнь не всегда была такой, как сейчас. Давным – давно люди пользовались только тем, что давала сама природа(сл.3). Жилищем им служили пещеры(сл.4), где было холодно, сыро и темно, питались тем, что росло вокруг и что удавалось добыть во время охоты. Что такое огонь люди тогда еще не знали.

Ребята, скажите, а как же огонь попал к человеку?

Однажды от молнии загорелось дерево(сл.5). Один смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в свою пещеру(сл.3).

-Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (В пещере стало тепло, светло и уютно(сл.6)). Но для того чтобы огонь не погас, нужно было постоянно подкладывать ветки, защищать от ветра и дождя(сл.7). Огонь стал для человека настоящим другом. В каждой пещере обязательно было место для огня. Но случалось, что огонь угасал из-за того, что не хватало дров. Из-за дождя были сырыми поленья или просто человек засыпал.

Пришлось человеку задуматься над тем, как огонь добыть. Кто-то заметил, что при ударе одного камня о другой, появляются искры. Вот так человек научился самостоятельно добывать огонь(сл.4). Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником.

Со временем люди научились на огне готовить пищу, греть воду для купания и т.д. Огонь действительно готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, — так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо — получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром — так и сейчас делают шашлыки. Но на смену каменной посуде и первобытным приспособлениям пришли сначало печи (*сл.8,9), а спустя время, газовые и электрические плиты(сл.10) и чайники(сл.11), нагревая которые, мы можем насладиться ароматным чаем.

По вечерам в домах зажигали свечи, а на улицах - уличные фонари (сл.12,13), прошло много времени, прежде чем человек изобрел электричество, благодаря которому в наших домах появилось современное освещение(сл.14).

Человек кормил огонь — и огонь кормил человека!

Верно, для этого нам служат телефоны, почта и интернет(сл.15,16,17).

Когда человек научился использовать металл, и тут огонь пригодился. Жарко горел огонь в кузнице - разогревал до красна железо (сл.18), делал его мягким и податливым. А кузнец мастерил из железа различные инструменты: топоры, вилы, мечи. Полыхает огонь в доменной печи, плавит железо (сл.19). В других печах огонь плавит стекло, из которых мастер стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия.

-Ребята, как вы думаете, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.

- Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины(сл.20) В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы(сл.21). И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит.

И в воздух человека тоже огонь поднял: первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь заставляет вертеться пропеллер самолета; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты(сл.22).

И сегодня огонь наш верный друг и помощник. Как приятно посидеть в летний вечер у костра (сл.23), испечь картошку, пожарить шашлык, сварить в котелке ароматную уху. Но, к сожалению некоторые люди забывают костер после отдыха потушить. К чему это может привести? Верно к лесному пожару(сл.24).

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали,

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И. сыпля искры, посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки искры с них летели,

Над серыми сугробами золы.

Да, ребята неосторожное обращение с огнем может привести к пожару. Забудешь погасить костер, подует ветер, и разнесет искры по всему лесу, лугу или даче. Огонь беспощадно сжигает на своем пути все, что ему попадается: деревья, кусты, цветы, животных, которые не успели спастись, дома, мебель, игрушки, одежду. Огонь оставляет после себя страшный след: пепел, золу, обожженные головешки.

Так что огонь может быть не только другом, но и врагом.

- А давайте и мы с вами превратимся в огоньки!

Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

- Понравилось вам быть огоньками?

-Скажите, ребята, а кто же помогает бороться с огнем?

Верно, это пожарные (сл.25).

Доклад ребенка.

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

Дети: Пожарные

А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:

Рыжий зверь на всех сердит.

Он со злости ест дрова,

Может, час, а может, два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает он ладонь.

Бороться с огнем и пожаром помогают люди особой профессии – пожарные. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной(сл.26). Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.

Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.

Пожарный должен быть смелым, отважным, храбрым, умным. Ленивых, трусливых, слабых в пожарные не берут.

Для того чтобы быть пожарным необходимо много знать и уметь.

Ребята, давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара?

-неисправные электроприборы и электрические провода;

-детские шалости со спичками, свечами;

-не выключенный из розетки утюг;

-неосторожное обращение с новогодними бенгальскими огнями.

-оставленная без присмотра электроплита.

Ребята, что нужно делать, если вдруг по неосторожности возник пожар?

-Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью;

-Если взрослых дома не оказалось, то нужно звонить по номеру телефона 01 и вызвать бригаду пожарных, еще нужно сообщить по телефону город, адрес, фамилию, и что горит. Запомнить этот номер вам поможет четверостишие.

Если вьется пламя, дым валит столбом,

-самостоятельно тушить огонь не пытайтесь, это опасно.

Ребята, а какие правила поведения при пожаре нужно соблюдать?

-Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар;

-Не тушите водой включенные в сеть электроприборы;

-Чтобы дым не попал вам в легкие, обмотайте лицо мокрым полотенцем и передвигайтесь, пригнувшись, т.к. внизу ядовитого дыма меньше.

-Главное -побыстрее покиньте горящую квартиру.

Обыгрывание ситуации :

Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру:

Выберите пожалуйста предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара (спички, игрушка, мячик, ножницы), (зажигалка, свеча, бенгальские огни, матрешка). Варианты выбора предметов могут быть разными.

Да, ребята, неосторожное обращение с огнем может привести к пожару и он может сильно навредить человеку. И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда (сл.27). Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и использовать, сами научились им управлять! Сами сделали его мастером на все руки. И огонь стал для нас другом и помощником (сл.28).

Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

- Вам хорошо известны эти строки из сказки К.И.Чуковского “Путаница”:

А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
- Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!

- Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
- Сегодня мы будем говорить о нашей безопасности. Мы постараемся ответить на вопрос “Огонь – наш друг или враг?”, как выглядит опасность и почему она возникает.

Работа по теме урока.

- Ребята, как появился огонь на земле у человека?
- Как давно это произошло?
- Для чего нужен был огонь человеку?
- Я попросила группу наших шефов – пятиклассников сочинить сказку про огонь. Хотите узнать, что у них получилось?

Сказка про Огонек.

Жил-был Огонек. Он был сыном мамы Молнии.

Как любой малыш он был временами добрым, отзывчивым и послушным.

С давних времен Огонек с радостью приходил на помощь людям, чтобы зажечь костер, затопить очаг, печь, чтобы люди могли согреться, приготовить вкусную еду. И сейчас он зажигает горелки газовых плит, помогает работе плавильных печей, мартенов.

Огонек защищал первобытного человека от диких животных, помогал ему на охоте загонять мамонтов и бизонов в ямы и ловушки.

Он освещал в ночи дорогу путникам - зажигал факела и лучины. А позже люди придумали фонари, и Огонек зажигал их вечерами, освещая улицы и дороги.

Но Огонек мог быть шалуном, непоседой и проказником. Он очень любил веселиться в оставленных без присмотра кострах, печах, свечах, гирляндах новогодних елок.

Большую радость доставляли ему игры с Ветром. Как здорово, когда можно рассыпаться тысячей искр, поднимать языки пламени до самого неба! Как весело потрескивали дрова, а потом и деревья, когда Огонек обнимал их своими жаркими объятиями! Правда, ему было жаль погибающих и мчащихся прочь от дыма и пламени зверей и птиц.

Он любовался собой, когда Ветер раздувал пламя в квартирах и домах. Это так красиво! Правда, страдает человек. Но что поделать.

Вот таким был наш Огонек. Себе он очень нравится. А вам?

Физминутка.

Мы работаем отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше ноги,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем все бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

- Как случаются пожары?

Пожар в квартире, в доме, на даче может возникнуть и по нашей вине, и из-за стихии. Если мы неосторожно обращаемся дома с огнем, пользуемся испорченными электроприборами или просто включаем в одну розетку и пылесос, и холодильник, и электрочайник, – жди пожара. Не нужно сушить выстиранное белье над газовой плитой или разогревать на ней огнеопасные жидкости (лаки и краски). Под Новый год и Рождество не стоит приносить домой купленные на рынках фейерверки, хлопушки и бенгальские огни, а еще лучше – не пользоваться ими и во дворе: они очень опасны! Не оставлять на ночь телевизор включенным.

- Назовите причины пожаров.

  1. Молнии.
  2. Природные катаклизмы.
  3. Неисправность газовых и электроприборов.
  4. Оставленные без присмотра электроприборы, газовые приборы, печи.
  5. Игры со спичками , зажигалками. (работа с плакатом)
  6. Горючие материалы (бензин, краска и т.д.).
  7. Сушка белья над газом.
  8. Петарды, свечи, фейерверки, елочные украшения.
  9. Большое количество включенных в одну розетку электроприборов.

“Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!” В.Маяковский. СЛАЙД № 3

- Кто является самым главным виновником пожаров?
- По какому номеру телефона нужно позвонить, чтоб вызвать пожарных или службу спасения? СЛАЙД № 4

Игра “Вызов по телефону пожарной команды”.

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.

- Какие данные должен сообщить звонящий в пожарную часть? СЛАЙД № 5

(- свою фамилию;
- адрес, где горит; на каком этаже горит;
- как удобнее подъехать)

Все это нужно произносить быстро, без запинок.

- Если случился пожар в квартире , как надо действовать? СЛАЙД № 6, 7

Главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Если огонь разгорается и захватывает все большую площадь, необходимо немедленно покинуть квартиру. Уходя из квартиры, перекройте газ , закройте дверь в горящую комнату и в квартиру. Пламя уменьшится без доступа кислорода. Уходить из квартиры только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми и животными. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома – помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Обратись за помощью к соседям, прохожим на улице. Вызывай “01” или службу спасения.

- Как надо действовать, если загорелся телевизор , утюг или новогодняя елка ? (работа с плакатом) СЛАЙД № 8

Если пожар совсем маленький, вызвав по телефону “О1” пожарных, стоит тушить огонь самостоятельно, с помощью огнетушителя, воды, или просто накрыв пламя ковром или одеялом. Горящие электроприборы можно тушить, лишь отключив их от источника тока. Нельзя открывать окна во время пожара: приток кислорода только даст огню силы разгореться. Если пожар потушить не удалось, а покинуть здание уже трудно, нужно вывесить в окне “знак беды” — белую простыню. Если ты живешь на одном из первых этажей, путь к спасению лежит только через окно, брось вниз матрасы, подушки, одеяла; сократить высоту прыжка можно, используя привязанные к батареям отопления веревки, шторы или простыни.

- Как уберечь органы дыхания от дыма? СЛАЙД № 7

Часто на пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

- Что нужно делать если горит в подъезде или другой квартире , чтобы дым не попал в вашу квартиру?

Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако это делать нужно осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься вниз. Возвращайся в квартиру, сообщи соседям и звони “01”и родителям, сообщай о случившемся. Закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, выйди на балкон, закрой балконную дверь , подавай знаки спасателям ,жди пожарных.

- Можно ли пользоваться лифтом во время пожара?

Нет, спускаться только по лестнице. В случае распространения пожара по всему зданию лифт может остановиться и превратиться в страшную ловушку.

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Нас еще работа ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

- Пожары возникают только в тех местах, где живут, учатся, работают люди?

- Конечно, часто случаются пожары и в лесу, куда люди выезжают на отдых, за грибами и ягодами, на охоту. В Хабаровском крае и в районе нашего города Комсомольска – на Амуре довольно часто бывают лесные пожары. СЛАЙД № 9

Очень опасен лесной пожар, его жертвой могут стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Лесные пожары бывают двух видов: низовые и верховые. При низовых пожарах выгорает лесная “подстилка”, трава, кустарник и молодая поросль. А вот старые деревья чаще всего выходят из огня целыми. Низовой пожар — тихоход, движущийся со скоростью 2-3 метра в минуту.

Верховые пожары возникают в сухую погоду при сильном ветре, когда огонь распространяется на кроны деревьев (преимущественно хвойных). Скорость верхового пожара при умеренном ветре сравнима со скоростью курьерского поезда — около 100 метров в минуту. При верховом пожаре лес выгорает полностью.

Действия в зоне пожара: СЛАЙД № 10

Очень коварен в нашем крае тихий пожар на торфяниках. Этот пожар – подземный. В его причине виновны и люди, и молнии, и даже. никто, так как торф может возгореться сам и гореть без доступа воздуха, даже под водой! Если пламя во время небольшого низового пожара можно сбить, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, затаптывая ногами, то верховой и торфяной пожар потушить так практически невозможно. Торфяные пожары тушат, перекапывая горящий торф и поливая его очень большим количеством воды, но отдельные очаги все-таки сохраняются.

Выход из задымленного лесного массива:

Если ты оказался вблизи очага пожара, немедленно предупреди всех находящихся поблизости людей и постарайся покинуть опасную зону. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня. Если обстоятельства мешают уйти от огня, лучше всего войти в водоем или оставаться на открытой полянке, накрывшись мокрой одеждой. Дышать нужно воздухом возле земли (он менее задымлен), прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой.

Закрепление изученного:

Игра “Крестики – нолики” (работа в парах)

Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.

Объект Причина
Люди Техника Другие причины
Утюг
Печь
Телевизор
Елочная гирлянда
Лес
Густой дым на лестнице
Молния

Итог урока:

- Назовите причины возникновения пожаров.
- Как правильно вызвать службу “01”?
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Как действовать в лесу, если вы попали в зону пожара?
- Вспомните вопрос, который я задала вам в начале урока “Огонь – наш друг или враг?”

Конспект урока по теме

изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям?

Цель работы: Исследование значения огня для человека.

Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям? (Приложение 1).

Справочная литература: словарь, энциклопедия , информация из сети Интернет.

1. Что такое огонь? Основные свойства огня

Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …

Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.

Интересный и загадочный этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко

Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет!

Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То же происходит и с газовой конфоркой. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит

Продолжим изучение свойств огня.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра.

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый.

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит голубым цветом, а дерево - желто-оранжевым.

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк!

2. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных наблюдений, а также из прочитанного материала мы убедились, что люди постоянно используют огонь в своей жизни, и он приносит им очень большую пользу.

  1. В быту: для отопления помещений, приготовления пищи, нагревания воды, освещения - если электричество не работает. Еще огонь служит для уюта. Например, камин или ароматические свечи.
  2. Как оказалось, полезные свойства огня используют на многих заводах и фабриках. Огонь плавит металл, после чего ему придают какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или наоборот, сваривают его. Таким образом, его используют, например, для того, чтобы делать различные машины и механизмы.

Еще огонь используется при:

  • Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
  • Производстве пластмасс, красок.
  • Изготовлении лекарств.
  • Переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому. (См.: Приложение, слайд 26).

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

- Никогда не играйте с огнем!

- Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.

- В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.

- Нельзя оставлять огонь без присмотра.

- Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.

Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Читайте также: