Конспект по теме национальная политика

Обновлено: 07.07.2024

Россия — многонациональная страна. Веками, словно в огромном плавильном котле, смешивает и соединяет она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. Россия на протяжении столетий ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов, формируя уникальную цивилизацию.

↑ Принципы национальной политики РФ

Национальная политика — комплекс мер и действий государства в отношении народов, проживающих на его территории. Главная задача

национальной политики — согласование интересов народов, создание гармоничных и мирных отношений между ними, основанных на взаимном уважении и сотрудничестве. Национальная политика выражается в документа (конституция страны, законы, договоры), в практической деятельности государственных органов и чиновников.

При несбалансированности национальной политики обостряются отношения между нациями, между центральной властью и отдельными ее национально-территориальными образованиями. Это может привести к национальным конфликтам.

Основой национальной политики РФ является Конституция. В ее преамбуле и главах можно выделить основные идеи политики в сфере межнациональных отношений: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Еще одним важным документом является "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации", приведем некоторые положения:

Оппозиция – это движение или партия, выступающая против господствующей партии или противостоящая правительственному курсу.

МДГ – Межрегиональная депутатская группа

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Сепаратизм – это политика небольших народов обособления от государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного) государства.

Ключевые слова

Политический кризис, межнациональные конфликты, политические партии и объединения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. История России.10 класс.Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3. /М.М.Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В.Торкунова.-М.; Просвещение, 2016.
  2. Коржаков А. В. Борис Ельцин: от рассвета до заката / Редактор: И. Филатова. — М.: Интербук, 1997.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Первое заседание МДГ было весьма обширным. На заседании присутствовало более трехсот депутатов. Формально МДГ не имела своего лидера, но фактически Б.Н. Ельцин отвечал за действия МДГ в Президиуме Верховного Совета СССР.

Межрегиональная депутатская группа выступала с требованием отмены 6-ой статьи Конституции СССР, демократизации избирательной системы, разработки нового Союзного договора, принятии демократических законов о печати, земле и собственности. Кроме того, члены МДГ требовали кардинальных изменений в социальной сфере – оказание бесплатных социальных услуг, введение системы льгот длямалообеспеченных. Многие из этих требований были удовлетворены.

К этому времени усиливается межнациональные конфликты. Так, например, Карабахский кризис, начавшийся в феврале 1988 года, стал из разряда локальных проблем в разряд государственных.

В разразившейся борьбе за власть национальный вопрос использовался в качестве инструмента. В этой связи руководство КПСС в серьез задумалась о расширении прав союзных республик, автономных образований, а также впервые ставился вопрос о подготовке нового Союзного договора. Однако, в своих решениях коммунисты запаздывали и ситуация в сфере межнациональных отношений практически вышла из-под контроля. В 12-15 марта 1990 года состоялся III съезд народных депутатов, на котором была упразднена 6-я статья Конституции СССР, президентом СССР был избран Горбачев, а также был сформирован президентский совет в составе 16 человек.

2 июля 1990 года состоялся XXVIII съезд КПСС. Многими он воспринимался как судьбоносный, который решает будущее не только партии, но и государства. Здесь сошлись два диаметрально противоположных взгляда: консерваторов и радикал-реформаторов. Первые выступали за сохранение принципов объявленной перестройки, а вторые – за дезинтеграцию государства и раскол КПСС. Группа во главе с Горбачёвым представляла центристскую позицию.

Разбор типового тренировочного задания

2 июля _______(1) года состоялся XXVIII съезд КПСС. Многими он воспринимался как судьбоносный, который решает будущее не только партии, но и государства. Здесь сошлись два диаметрально противоположных взгляда: консерваторов и ____________________(2). Первые выступали за сохранение принципов объявленной перестройки, а вторые – за дезинтеграцию государства и раскол КПСС. Группа во главе с Горбачёвым представляла ____________(3) позицию.

Раздел ЕГЭ: 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Каждое государство выстраивает свою линию поведения касательно различных наций. Без этого невозможно ведение политики в принципе.

Национальная политика — часть общей политики, проводимой государством, которая касается межнациональных отношений. Относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности.

Главная цель национальных отношений — регулирование отношений между различными этносами.

Вся политическая система Российской Федерации основывается на Конституции. Она очерчивает все основные моменты жизни страны, в том числе и необходимой национальной политики.

Конституция — главный закон страны, определяющий основы политической, правовой и экономической систем государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ

Согласно Конституции государству необходимо проводить политику, направленную на сохранение исторически сложившегося территориального единства народов, а также сохранение памяти предков. На территории государства должны соблюдаться права и свободы человека, гражданский мир и согласие, а также равноправие народов.

Четыре статьи Конституции регулируют национальные отношения внутри Федерации.

  • Статья 2, пункт 19. Человеку гарантируются права и свободы человека вне зависимости от его национальной принадлежности, их равенство, понимание, соблюдение и защита.
  • Статья 26. Каждый человек имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества.
  • Статья 68. Русский язык — государственный язык на всей территории РФ. При этом республики имеют право дополнительно установить свои государственные языки.
  • Статья 13, пункт 29. На территории РФ запрещены действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Федерации, ведение пропаганды расового, национального или языкового превосходства.

НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 1996 г. предписывает основные направления и принципы проводимой этносоциальной политики. К данным направлениям относятся:

  • контроль сохранения равенства прав и свобод человека вне зависимости от его расы, национальности, языка;
  • запрет на любые формы ограничений прав граждан по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам;
  • сохранение исторически сложившейся целостности РФ;
  • равные права всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • гарантия соблюдения прав коренных малочисленных народов;
  • право самоопределения гражданина своей национальной принадлежности без всякого принуждения;
  • поддержка развития национальных культур и языков народов РФ; мирное и своевременное разрешение национальных противоречий и конфликтов;
  • запрет деятельности, подрывающей безопасность государства, разжигание социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов, ненависти и вражды;
  • защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих за пределами государства.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Межэтнические отношения и национальная политика

Цели и задачи: 1) познакомить с уровнями межэтнических

отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений,

показать сущность межнационального сотрудничества, причины

и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения

и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной

политики Российской Федерации;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации

по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии;

3) формировать отрицательное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

I. Организационный момент

Н.А. Бердяев говорил: ≪Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть≫.

- Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую

картину он нам рисует?

О сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока: ≪Межэтнические отношения и национальная политика≫.

План урока

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.

3. Регулирование межэтнических отношений.

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

II. Изучение нового материала

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития

межэтнических отношений

- Вспомните, что такое межэтнические отношения.

Мы выяснили, что проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

• история и современная повседневная жизнь;

• духовный мир личности;

• экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

- К каким выводам пришли энтологи?

(По ходу объяснения на доске выстраивается схема.)

Два уровня межэтнических отношений

Основные тенденции развития межэтнических отношений

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Нам следует проанализировать природу данных отношений. Разделитесь на две творческие группы.

Первая группа на основании пункта 1 § 9 анализирует вопрос

Вторая группа на основании пункта 2 § 9 анализирует вопрос

Группы отвечают на вопросы и представляют результаты работы наглядно .

Вопросы и задания для первой группы

1. Как вы понимаете сущность термина ≪ сотрудничество ≫?

2. В чем оно может проявляться ?

3. Какие тенденции проявились в XX в .?

4. Приведите примеры , подтверждающие наличие этих интеграционных

5. Какие последствия они имели ? Проанализируйте позитивные

и негативные последствия .

6. Как обстояло дело с процессами интеграции в Европе в последней

7. Определите свое отношение к созданию и деятельности Европейского

8. Участвует ли Россия в интеграционном процессе ? В чем

9. Выскажите свое суждение относительно степени участия

Российской Федерации в процессах интеграции . Мнение

10. В чем проявилась тенденция к дифференциации в современном

мире ? Как вы к этому относитесь ?

11. Прокомментируйте высказывание К . Гельвеция : ≪ Чем государства

просвещеннее , тем больше они сообщают друг

другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность

Вопросы и задания для второй группы

1. Чем социальный конфликт отличается от конфликта между

2. В учебнике приведены два определения межнационального

конфликта. Какой из них вам кажется более объективным?

3. Назовите и проанализируйте основные причины следующих

4. Какие из перечисленных выше причин чаще всего провоцируют

конфликтные ситуации? Мнение аргументируйте.

5. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте

его природу. Мнение аргументируйте.

6. Что такое ксенофобия? Проанализируйте ее природу. Приведите

примеры данного явления.

7. Выразите свое отношение к данным явлениям.

(По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.)

Межнациональный конфликт

3. Регулирование межэтнических отношений

В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств ≪ тушения ≫ межнациональных ≪ пожаров ≫: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил . Это зависит :

• от стадии самого конфликта ( начало , кульминация или этап постепенного затухания противоборства );

• содержания конфликтного опыта ;

• идеологических установок в национальном сознании ;

• множества других факторов .

- В чем может выражаться позиция этнического превосходства ?

- Почему идеи превосходства одних народов над другими

до сих пор пользуются определенной популярностью ?

- Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм

в современную эпоху ?

Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях

между народами, а что - преодолению? Перед вами документ. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.

Этика межнациональных отношений

Высший нравственный идеал т р е б у е т , чтобы мы л ю б и л и всех л ю д е й , к а к с а м и х с е б я , н о т а к к а к л ю д и н е с у щ е с т в у ю т в н е н а р о д н о с т е й ( к а к и наро д н о с т ь не с у щ е с т в у е т вне отдельных л ю д е й ) . то прямой л о г и ч е с к и й вывод о т с ю д а есть тот, что мы д о л ж н ы любить в с е н а р о д н о с т и , к а к с в о ю с о б с т в е н н у ю .

Т р е б о в а н и е л ю б и т ь д р у г и е н а р о д н о с т и , к а к с в о ю с о б с т в е н н у ю , вовсе не о з н а ч а е т п с и х о л о г и ч е с к о й о д и н а к о в о сти чувства, а т о л ь к о э т и ч е с к о е р а в е н с т в о в о л е в о г о о т н о ш е н и я : я д о л ж е н т а к же хотеть и с т и н н о г о б л а г а в с е м д р у г и м н а р о д а м , к а к и с в о е м у с о б с т в е н н о м у . . . Р а з у м е е т с я , т а к а я

э т и ч е с к а я л ю б о в ь с в я з а н а с. п о н и м а н и е м п о л о ж и т е л ь н ы х о с о б е н но с т е й ч у ж и х н а ц и й , п р е о д о л е в б е с с м ы с л е н н у ю и н е в е ж е с т в е н н у ю н а ц и о н а л ь н у ю в р а ж д у , мы н а ч и н а е м ценить ч у ж и е н а р о д н о с т и

Но э т а любовь о д о б р е н и я не м о ж е т быть т о ж д е с т в е н н а с тою, к о т о р у ю мы ч у в с т в у ем к с в о е м у народу, к а к и с а м а я и с к р е н н я я л ю б о в ь к б л и ж н и м , э т и ч е с к и равная л ю б в и к с а м о м у с е б е , н и к о г д а н е м о ж е т быть с н е ю психоло г и ч е с к и о д и н а к о в о ю . З а с о б о ю , з а с в о и м н а р о д о м о с т а е т с я н е и з м е н н о е п е р в е н с т в о исходной точки (B.C. Соловьев)

Вопросы и задания

1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между ≪психологической одинаковостью чувства≫ и ≪этическим равенством≫? В чем тут различия?

2. Что означают слова ≪этическая любовь≫? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

3. Что означают слова ≪любовь одобрения≫? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению B.C. Соловьева, в основе межнациональных отношений?

Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции B.C. Соловьева.

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их решения?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?

(Примерный ответ. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений. Воспитание толерантности, которая будет определять созна ние и поведение личности, групп населения, представителей властных органов. Применение правовых механизмов. Организация переговорных процессов. Информационный способ, общественный диалог. Поддержка политики многокультур ности. Решение социально-экономических вопросов.)

4. Конституционные основы государственной национальной

политики Российской Федерации

- Что вы понимаете под термином ≪национальная политика≫?

- Какими факторами она определяется?

- В основе демократической национальной политики лежат:

• принцип уважительного отношения к людям, представляющим

любую этническую общность;

• установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом национальной политики Российской Федерации является Конституция РФ.

Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений

содержит преамбула Конституции?

2. Проанализировав статьи 2,13,19,26,29,68, определите, как

Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

3. Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

4. Какой язык считается государственным языком на территории РФ?

5. Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Работая с материалом учебника на с. 93, изучите ≪Концепцию государственной национальной политики российской Федерации≫ (1996) и проанализируйте принципы этой политики. Выскажите свое отношение к данному документу. Мнение аргументируйте.

III. Итог уроков

В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях Объясните, почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия.

Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами общественного развития XX в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное.

- Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Домашнее задание

Выучите § 9, выполните задание. Подготовьте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

Российская Федерация представлена многонациональным государством, в которое входит больше 100 наций и 30 этнических общностей. Конституция Российской Федерации осуществляет национальную политику: все индивиды имеют равные права и свободу, несмотря на расовую принадлежность, конфессию или демографический признак, гарантируя защиту (свободное пользование языком, культурой, традициями). Каждая республика может устанавливать государственные языки.

Задачи национальной политики: сохранение и развитие культуры каждого этноса, укрепление и развитие сложившейся культуры Российской Федерации.

Читайте также: