Конспект по теме цветок его строение и значение 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель : познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

  1. изучить особенности строения цветка,
  2. показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
  3. сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
  1. умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  2. прививать бережное отношение к природе,
  3. воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
  1. развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
  2. оценивать и сравнивать.

Тип урока : комбинированный.

  1. Организационная часть (2 мин.).
  2. Проверка домашнего задания (8 мин.).
  3. Актуализация изучения материала (2 мин.).
  4. Новая тема (20 мин.).
  5. Обобщение и закрепление изученного материала (10 мин.).
  6. Подведение итогов урока (2 мин.).
  7. Задание на дом (1 мин.).

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

2.1 Фронтальный опрос.

- Какие черты сходства знаете между типичными побегами и видоизмененными побегами?

- Какое строение имеет клубень картофеля?

- Что доказывает, что луковица- побег?

- Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?

- Какие человек использует видоизмененные побеги?

- Клубень картофеля представляет собой:

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Донце луковицы - это;

А) укороченный стебель;

Б) видоизмененный лист;

В) видоизмененный корень.

- Луковица лука представляет собой:

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Корневище – это видоизменённый:

А) боковой корень;

3. Актуализация знаний

Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

4. Изучение нового материала.

(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)

- Какая наука занимается изучением растений?

Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.

(На партах учащихся лежат гербарии растений)

- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)

- Цветок служит для семенного размножения растений.

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь)

- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.

- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.

- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).

- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.

- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.

- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки?

- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.

- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.

- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.

- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.

- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков.

- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.

Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок , если только тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: “Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их “пустоцветами”.

Примеры однополого однодомного цветка.

- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения.

Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

1 – неправильный цветок,

- пестичные (женские) цветки,

- тычиночные (мужские) цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

- число частей цветка больше 12.

Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.

- Итак, давайте выполним лабораторную работу “Строение цветка”.

1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.

  1. Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).
  2. Какую форму имеют лепестки?
  3. Какие размеры?
  4. Какие бывают лепестки?
  5. Какие бывают чашелистики?

2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.

Выставление оценок за урок.

7. Задание на дом:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 6 классе. "Строение цветка"

Разработанный урок может быть использован при изучении новой темы по биологии в 6 классе "Строение цветка".


Урок по биологии в 7 классе. "Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни"


Строение и разнообразие цветков. Типы соцветий.

Разработка урока биологии для 7 класса. Урок направлен на формирование знаний учащихся о генеративных органах растения,приспособлений к опылению и размножению растений;типами соцветий; ознакомит.

Цели: научить уч-ся различать части растений;Развивать способности быстро отвечать на вопросы;Воспитывать самостоятельность, интерес к биологии, бережное отношение к природе.Оборудование: мульти.


Урок по биологии по модульной системе "Разнообразие Рептилий"

Урок состоит из трех частей, с использованием мальтимедийных презентаций.В первой части проводится актуализация знаний по теме "Общая характеристика и особенности строение пресмыкающихся"Во второй час.

Цветок — это укороченный и ограниченный в росте побег, выполняющий генеративную функцию. Состоит из: цветоножки, цветоложа с чашелистиками и лепестками (околоцветник), а также тычинок и плодолистиков.

Чашелистики прoизoшли oт верхних вегетативных листьев и служат для защиты цветка в бутoне, их сoвoкупнoсть называется чашечкoй. Лепестки служат для привлечения oпылителей. Сoвoкупнoсть лепесткoв oбразует венчик. Oн бывает раздельнoлепестнoй и срoстнoлепестнoй.

Тычинки цветка представляют сoбoй микрoспoрoфиллы и сoстoят из тычинoчнoй нити и пыльника с двумя пыльцевыми мешками, или микрoспoрангиями. Кoличествo тычинoк мoжет быть oт oднoй (семействo oрхидейные) дo сoтен. Сoвoкупнoсть тычинoк в цветке oбразует андрoцей. Тычинки мoгут быть срoсшимися и свoбoдными. Каждая пoлoвинка пыльника имеет два (реже oднo) гнезда — микрooпoрангия. Гнезда пыльника запoлнены материнскими клетками микрoспoр, микрoспoрами и зрелoй пыльцoй. В пыльниках oсуществляются микрoспoрoгенез и микрoгаметoгенез. Пыльцевoе зернo является незрелым гаметoфитoм. В пыльцевoм зерне в результате мейoза материнскoй клетки фoрмируются две гаплoидные клетки: клетка трубки и генеративная клетка, кoтoрая пoзднее делится на два спермия. Проросшее пыльцевое зерно с ядром трубки и двумя спермиями представляет собой зрелый мужской гаметофит.

Верхняя часть цветка занята плодолистиком, включающим семязачаток, или мегаспорофилл. Верхние концы плодолистиков вытягиваются в столбик, заканчивающийся рыльцем, который обычно состоит из двух лопастей. Совокупность плодолистиков в цветке нaзывaется гинецей. В зaвисимости от положения рaзличaют верхнюю, полунижнюю и нижнюю зaвязи. Семязaчaтки рaсполaгaются нa плaцентaх зaвязи, в которых происходят мaкроспорогенез — формировaние мaкроспор и мaкрогaметогенез — формировaние женского гaметофитa, a тaкже процесс оплодотворения.

Семязaчaток после оплодотворения зaключенной в нем яйцеклетки рaзвивaется в семя. Семязaчaток состоит из центрaльной чaсти — нуцеллусa, одного или двух покровов — интегументов, которые нa верхушке нуцеллусa обрaзуют кaнaл — микропиле. В семязaчaтке рaзличaют aпикaльную (верхушечную) чaсть — микропилярную и противоположную ей хaлaзaльную чaсть. От хaлaзы отходят интегументы.

Женский гaметофит рaзвивaется из мaтеринской клетки мегaспоры, нaходящейся внутри семяпочки. В результaте мейозa мaтеринской клетки обрaзуются четыре гaплоидных мегaспоры, три из которых отмирaют. Четвертaя клеткa рaзвивaется в женский гaметофит, который в зрелом состоянии предстaвляет собой восьмиядерный зaродышевый мешок. Этот мешок включaет: яйцеклетку, две вспомогaтельные клетки-синергиды, рaсположенные у микропиле, центрaльную двуядерную клетку, и три клетки-aнтиподы, нaходящиеся нa противоположном конце от микропиле. У покрытосеменных растений в цветках есть особые железки-нектарники, которые вырабатывают сахаристую жидкость — нектар, имеющий в своем составе гормоны и бактерицидные вещества. Нектарники привлекают насекомых-опылителей и влияют на процесс оплодотворения и развития семени и плода.

Цветки мoгут быть oднoпoлыми и oбoепoлыми. Oбoепoлые цветы сoдержат и тычинки и пестики, а oднoпoлые сoдержат либo андрoцей, либo гинецей и мoгут развиваться на oднoм растении (oднoдoмные) и на разных растениях (двудoмные).

Цветки мoгут быть симметричными и асимметричными. Симметричные цветки делятся на актинoмoрфные (симметричные пo всем направлениям) и зигoмoрфные (имеющие oдну oсь симметрии), например гoрoх. Асимметричный цветoк невoзмoжнo разделить на две равные части.

Соцветия

Цветки могут быть одиночными или собраны в соцветия.

  • Простые соцветия: кисть, зонтик, головка, колос.
  • Сложные соцветия: корзинка, сложный зонтик, щиток, сложный колос.

соцветия

Биологическое значение соцветий: сoцветия увеличивают верoятнoсть oпыления цветкoв при экoнoмии материала. Из oрганических веществ, кoтoрые идут на стрoительствo oднoгo крупнoгo цветка, растение сoздает мнoжествo мелких цветкoв, при этoм резкo вoзрастает кoличествo плoдoв, сoзревающих на растении. У ветрooпыляемых растений сoцветия oблегчают перекрестнoе oпыление.

цветок таблица

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО Орехова Светлана Павловна

Место работы МОБУСОШ №9

Должность учитель

Предмет биология

Тема урока: Цветок, его строение и значение.

Цель урока:

Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть особенности строения цветка как органа полового размножения;

познакомить с сущностью процесса оплодотворения;

показать биологическое значение полового размножения растений.

Развивающие:

совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений;

продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником;

развивать ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные:

воспитывать у учеников интерес к изучению природы.

Планируемые образовательные результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:

Сформулировать определение понятиям: цветок, типы цветков, тычинки и пестик

определять какие бывают части цветка

раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка

развивать умения описывать строение цветка на живых объектах и на гербарном материале, рисунках.

Метапредметные обучающиеся смогут

Познавательные:

-обобщать полученную информацию;

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные обучающиеся смогут

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

Тип урока: комбинированный урок

1). Словесные (лекция, беседа)

2). Наглядные (иллюстрации, таблицы, модель цветка)

3). Практические (работа в тетради)

4). Проектный (показ видео)

I . Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок и мотивирует их к уроку.

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали вегетативное размножение растений.

1. Индивидуальная работа с карточками (установить соответствие между представителями растений и способами вегетативного размножения).

Предста вители

Спос о б вегетативного р а змножен и я

1 бриофиллиум

2 топинамбур

3 клубника

5 смородина

7 ч е сн о к

А корневыми отпрысками

В корневищем

Г клубнями

Е луковицей

Ж выводковыми почками

Ответы : 1 — Ж , 2 — Г, 3 — Д , 4 —В, 5 — А , 6 — А, 7 — Е.

2. Вза и мопр о в е рка результат о в домашн е го задания запо л не н н ы х таблиц (тетрадь на печатной основе с. 47) .

Какие органы растения называются вегетативными?

Какие природные способы вегетативного размножения вы знаете?

Каково значение вегетативного размножения для растений?

В чём преимущества вегетативного размножения перед семенным?

Какие способы вегетативного размножения, встречающиеся в природе, использует человек?

Какие из методов вегетативного размножения являются исключительно человеческим изобретением?

III . Мотивация учебной деятельности. На доске много цветов(красный, синий, желтый, зеленый, белый) и рисунок тока. Что бы это означало?

Вопрос учителя:

— Представьте , что у растений исчезла способность к регенерации . К каким последствиям это может привести?

Посмотрите на эпиграф нашего урока:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Константин Георгиевич Паустовский

Учитель: Ребята, скажите о каком процессе идет речь? Ребята подумайте пожалуйста и ответьте на следующие вопросы:

-Растения это неподвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?

Ответ учащихся. Правильно, способность к размножению. У какой части растений есть семена?

Итак, давайте вместе назовем тему и сформулируем цель сегодняшнего урока.

раскрыть сущность понятия…

расширить представления о…

научиться выделять … размножения.

Учащиеся добавляют в строки нужные слова.

IV . Изучение новой темы.

Вокруг нас много красивых, ярких цветов- одни с одним листиком(коала), с большим количество(ромашка)(демонстрирует фото). Так из чего- же они состоят? Учитель показывает и объясняет органы цветкового растения на модели вишни. По ходу показа учителем на модели частей цветка, учащиеся записывают и схематично зарисовывают части цветка снизу вверх).

Работа в парах.(5 мин)

Дайте определение термину цветок.

Проверка правильности выполнения задания- взаимопроверка в парах.

Самая яркая и заметная часть цветка – венчик . Именно он бывает окрашен в различные цвета. Венчик состоит из лепестков , основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.

Достаточно часто случается так, что венчик окружён чашечкой , которая состоит из чашелистиков .

Чашечка, как правило, окрашена в зелёный цвет. Основной её функцией является защита внутренних частей цветка.

Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником .

(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией цветков комнатных растений, гербариев, рисунков и моделей цветков и таблиц).

Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными . Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными . (учитель показывает примеры цветков)

- В чём состоит основная функция цветка, её частей?

Объяснение учителя . Цветок – генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка и состоит в образовании плодов и семян, т.е. в размножении. Основными частями цветка являются тычинки и пестик .

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити . Внутри пыльника развивается и созревает пыльца , а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту.

Пестик делится на три части. Рыльце – верхняя часть – приспособлено для удержания на нём пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нём выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Внутри нижней, расширенной части пестика – завязи – находятся семязачатки , из которых после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего формируется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.

Обоеполые цветки – в цветках имеются как тычинки, так и пестики. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми .

Физкультминутка.(1.5 мин)

Учитель: Таким образом мы выяснили, что цветок -- орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Итак, цветок является генеративным органом, а почему ? (вспоминаем, что означает этот термин, мы знакомились с ним в начале года). Следовательно в нем должны содержаться половые клетки. Наша задача выяснить названия этих половых клеток и место их образования в цветке.

Половые клетки – гаметы вообще клетки особенные. У цветковых растений половые клетки называются - яйцеклеткой – ж. п. кл. и спермием – м. п. кл.

Какая главная часть цветка является мужской частью? ( работа с учебником )

- Тычинка является мужской частью цветка, в ней есть мужские половые клетки – спермии или мужские гаметы, которые развиваются из пыльцевых зерен, их 2.

пыльцевое зерно

2. Строение семязачатка. (рассказ с элементами беседы).

Пестик же является женской частью цветка. В его завязи находится семязачаток, а в нем – зародышевый мешок.

семязачаток

зародышевый мешок

яйцеклетка центральная и клетки синергиды – 2

Учитель: Цветки образуются на побегах. Показывает картинки с различными цветками. Чем они отличаются друг от друга? (Строением цветков).

Работа с учебником(с. 119). Найти определение понятия соцветие. Такая группа цветков – соцветие . Различают простые: кисть, щиток, колос, зонтик; и сложные соцветия – сложный колос, сложный зонтик (показывает на таблице соцветия цветков).

V . Закрепление полученных знаний.

1. Укорочен ный видоизмененный и укороченный у растений побег, который приспособлен к половому размножению растений, называется…

2. Главными частями цветка я вляются…

3. Женская часть цветка.. .

4 . Пестиксостоит из…

5 . Т ы чинка состоит из …

6. Группа цветков собранны в …

VI . Рефлексия учебной деятельности.

Проверка способности самооценки как личностный результат. Научить себя адекватно оценивать.

Оценивание работы учащихся учителем.

- сегодня с собой я возьму следующие знания.

- мой рюкзак наполнился…

- рюкзак мой пуст, так как я …

VII . Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. В ней я дала разные способы и методы подачи нового материала.

1______________. 2.Удивительный, неповторимый, роскошный. 3.Растет, распускается, благоухает. 4.Дарит радость, красоту. Его воспевают поэты, композиторы, рисуют художники. О ком идет речь?

1______________. 2.Удивительный, неповторимый, роскошный. 3.Растет, распускается, благоухает. 4.Дарит радость, красоту. Его воспевают поэты, композиторы, рисуют художники. О ком идет речь?

2. Четвертый лишний (критическое мышление) 1.лист,цветок, корень, стебель. 2.Растет, развивается, цветет, имеет строение. 3.Дышит, питается, имеет значение, размножается. Лишние понятия: Цветок, имеет строение, имеет значение. Сформулируйте тему урока.

2. Четвертый лишний (критическое мышление)

Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…

- А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?

-Чего ещё не хватает в растении?

Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

- Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Цветы, скажите мне, цветы Где вы, собой являя чудо, Берете столько красоты?

Цветы, скажите мне, цветы Где вы, собой являя чудо, Берете столько красоты?

Знаю. Хочу узнать . Актуализация знаний. Методика чистого листа.

Хочу узнать .

Актуализация знаний. Методика чистого листа.

Тема урока: Цветок. Строение. Значение. Задачи урока : 1.Выяснить из каких частей состоит цветок, какое они имеют значение. 2.Узнать, какое строение имеет каждая часть цветка. 3.Познакомиться с разнообразием цветов. 4.Выяснить значение цветов для растений и для человека.

Тема урока: Цветок. Строение. Значение.

Задачи урока :

1.Выяснить из каких частей состоит цветок, какое они имеют значение.

2.Узнать, какое строение имеет каждая часть цветка.

3.Познакомиться с разнообразием цветов.

4.Выяснить значение цветов для растений и для человека.

Видео.

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал цветки комнатных растений, таблица

Число частей цветка

1. Рассмотрите цветок

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

4.Сделайте выводы. Запишите в тетрадь.

Строение цветка. Многообразие цветков.

Строение цветка. Многообразие цветков.

 Соцветия. Простой зонтик Початок. Метелка. Метелка. а.

Проверим знания. Немой текст. Цветок прикрепляется к растению при помощи _________________, ее расширенная часть, на которой располагаются остальные части цветка, называется _______________________, к нему прикрепляются ______________________, которые образуют ______________________ и ___________________________, которые образуют ___________________________. Чашечка и венчик вместе образуют _____________________________. Главные части цветка: _______________________, расположенный в центре, вокруг него размещаются ________________________

Проверим знания. Немой текст.

Проверим. Немой текст.

  • Цветок прикрепляется к растению при помощи цветоножки, ее расширенная часть, на которой располагаются остальные части цветка, называется цветоложе, к нему прикрепляются чашелистики , которые образуют чашечку , и лепестки , которые образуют венчик . Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник . Главные части цветка: пестик , расположенный в центре, вокруг него размещаются тычинки .



Формула цветка.

Моделирование цветка. Мы с вами сейчас совершим путешествие в один очень красивый сказочный замок. Посмотрите, все, что необходимо, у меня находится на столе. -На высоком холме стоит замок (шарик из пластилина со стержнем из-под шариковой ручки или карандаш). Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены четыре зеленых зубца (зеленая бумага), а во втором– четыре больших белых стены (белая бумага). В центре замка стоит дворец (гвоздик), а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни (спички). – О каком замке идет речь? – Таким образом, получили модель цветка.

  • Мы с вами сейчас совершим путешествие в один очень красивый сказочный замок.
  • Посмотрите, все, что необходимо, у меня находится на столе.
  • -На высоком холме стоит замок (шарик из пластилина со стержнем из-под шариковой ручки или карандаш). Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг
  • замка расположены четыре зеленых зубца (зеленая бумага), а во втором– четыре больших белых стены (белая бумага). В центре замка стоит дворец (гвоздик), а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни (спички).
  • – О каком замке идет речь?
  • – Таким образом, получили модель
  • цветка.

Обоеполые, мужские, женские… . О чем идет речь? ЦВЕТКИ

Есть пестики и тычинки.

Пестичные (женские) Тычиночные (мужские)

Однодомные и двудомные растения. Огурцы, кукуруза, тыква, ольха, лещина. Ива, облепиха, крапива.

Однодомные и двудомные растения.

Огурцы, кукуруза, тыква, ольха, лещина.

Ива, облепиха, крапива.

Вопросы. Подумайте пожалуйста , почему нельзя обрывать тычиночные цветки у огурцов ? Почему в саду нельзя сажать только одно растение облепихи? Могут ли растения жить без цветков? Лото.

  • Подумайте пожалуйста , почему нельзя обрывать тычиночные цветки у огурцов ?
  • Почему в саду нельзя сажать только одно растение облепихи?
  • Могут ли растения жить без цветков?

Тест-соответствие поставьте соответствие букв - цифрам: Название частей цветка 1.Цветоножка 2.Цветоложе Строение 3.Чашелистики А)Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. Б)Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. 4.Лепестки В)Мужской орган размножения. 5.Тычинки Г)Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. 6.Пестик Д)Прикрепляет к стеблю. Е)Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Тест-соответствие

поставьте соответствие букв - цифрам:

Название частей цветка

А)Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Б)Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

В)Мужской орган размножения.

Г)Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

Д)Прикрепляет к стеблю.

Е)Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Красоту цветов воспевали композиторы, их рисовали художники, о них сочиняли стихи поэты.

1. Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.

2. У архидеи цветок цветёт от 45-50 дней

3. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса

5. 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает

Цветок — орган семенного размножения покрытосеменных растений, который представляет собой видоизменённый побег.

Цветоножка — это видоизменённый стебель, а ч ашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизменённые листья.

Цветок снаружи окружает околоцветник . Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник .

70521043.jpg

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником .

строение цветка_ziedu struktūra_flower structure.jpg

nature-3263198_640.jpg

у тюльпанов в цветке одинаковые листочки — у них простой околоцветник. Листочки простого околоцветника могут быть крупные и яркие, как у тюльпана, а могут быть невзрачные, как у свёклы.

Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми .

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными ( околоцветник простой раздельнолистный ) или срастаться ( околоцветник простой сростнолистный ).

У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку , и лепестки — сростнолепестный венчик .

22.jpg

Особенности строения цветка можно отметить сокращённо в виде формулы. При её составлении используют слдедующие сокращения: Ок листочки простого околоцветника, Ч — чашелистки, Л — лепестки, Т — тычинки, П -пестики.

Число частей цветка обозначается цифрами в виде индекса ( Ч 5 — это \(5\) чашелистиков), при большом количестве частей ставится знак ∞ .

В случае срастания частей между собой цифру, указывающую их число, берут в скобки ( Л ( 5 ) — венчик состоит из пяти сросшихся лепестков).

Если одноименные части цветка расположены в несколько кругов, то между цифрами, указывающими их число в кругах, ставят знак \(+\) ( Т 5 + 5 — десять тычинок расположены в два круга по пять в каждом). Например, формула цветка лилии — О 3 + 3 Т 3 + 3 П , колокольчика — Ч 5 Л ( 5 ) Т 5 П 1

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки ( тычиночные , или мужские , цветки ), или только пестик ( пестичные , или женские , цветки ).

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными .

мужской и женский цветок_vīriešu un sieviešu ziedi_male and female flower.jpg

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными .

Читайте также: