Конспект по русскому языку 10 класс этапы развития русского литературного языка
Обновлено: 06.07.2024
Работа представляет собой конспект урока, предназначенный для использования учителями русского языка в 10 классе на первых уроках.
Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!
© 2017 ООО "Консалтинговая группа "Финиум"
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70758 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Урок русского языка с использованием разноуровневых заданий на разных этапах урока.
Тема: История развития русского языка
2) отработать навыки правописания сложных предложений в процессе переработки научного текста;
3) воспитывать национальную гордость, радость познания.
I. Проверка домашнего задания
1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.
2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.
3. Орфографическая разминка. (Базовый уровень – используйте примеры из словарика; повышенный уровень – используйте свои примеры)
Например: Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу. (базовый уровень).
Повышенный уровень – составьте связный текст, в котором было бы не менее 7 слов на заданную орфограмму.— Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Назовите три периода истории русского языка.
— Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?
— В каком веке возникает письменность? Почему?
2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):
— Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)
— Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год?( Повышенный уровень).
Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.
— Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом? Вы можете вспомнить уроки истории и попробовать ответить самостоятельно. Либо обратиться к учебнику.
— Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)
3. Пунктуационный анализ текста
— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте (или в отдельных предложениях).
4. Объяснить написание орфограмм в словах третьего предложения: переход, преемственность, перестройка.
Обветшалый — ставший ветхим. Здесь дано образное сравнение: как ветшают здания, так ветшают и слова, и становятся трудно-узнаваемыми.
III. Итоги урока
— С каким периодом истории народа связывают возникновение языка?— Кто сыграл большую роль в развитии и формировании русского литературного языка. Вспомните по знакомым вам литературным произведениям, изученным в среднем звене (А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и другие).
Домашнее задание
1. Составить словарный диктант (выписать из орфографического словаря). Правописание приставок при-, пре- (40—50 слов).
Тип урока: комбинированный.
Методы : эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.
Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:
• приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …
3. Этап закрепления и применения изученного.
1. Русский язык обрел статус учебного предмета * :
2. Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке считается:
3. До XVIII века буквари, азбуки в России составлялись:
а) на русском языке;
б) церковно-славянском языке;
в) латинском языке;
г) древнерусском языке.
4. Европейский автор знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.:
в) Томас Эрфуртский;
г) Федор Поликарпов.
5. Центром языкознания в XIX веке являлась страна:
6. Знаменитый лингвист, распространивший философские учения И. Канта и Г. Гегеля на сферу языка:
7. У истоков формирования общественных представлений о русском языке стоял:
8. Основатель славянской филологии:
9. В какой период отечественной истории русский язык фактически исключен из учебных планов:
а) с 1880–1899 годы;
б) 1804–1828 годы;
в) 1900–1917 годы;
г) 1800–1867 годы.
10. В какой период происходит наибольшее совершенствование курса русского языка (XIX век):
11. Какие направления выделились в российском языкознании к концу XIX века?
а) физический источник;
б) мимический источник;
в) психический источник;
г) опыт, приобретаемый в процессе деятельности.
в) В. И. Водовозов;
14. Основателем яснополянской школы является:
15. Звуковой метод обучения грамоте в России впервые предложил:
г) И. Срезневский.
а) обучение грамоте;
б) обучение чтению и письму;
в) обучение разговорной речи;
г) обучение рассказыванию.
Ключи к тесту: 1) б; 2) в; 3) б; 4) в; 5) в; 6) б; 7) а; 8) б; 9) б; 10) б;
11) а, в, г; 12) а, в, г; 13) г; 14) в; 15) в; 16) б; 17) а, б, в, г; 18) а.
представлены конспект и презентация. В конспекте дублируется текстовая информация, которая прописана в заметках к слайдам. В презентации представлены сканированные фрагменты карт, схем и изображений. Все изображения низкого качества.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: