Конспект по русскому языку 10 класс этапы развития русского литературного языка

Обновлено: 06.07.2024

Работа представляет собой конспект урока, предназначенный для использования учителями русского языка в 10 классе на первых уроках.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Поддержите эту публикацию - расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!

© 2017 ООО "Консалтинговая группа "Финиум"

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70758 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием разноуровневых заданий на разных этапах урока.

Тема: История развития русского языка

2) отработать навыки правописания сложных предложений в процессе переработки научного текста;

3) воспитывать национальную гордость, радость познания.

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

3. Орфографическая разминка. (Базовый уровень – используйте примеры из словарика; повышенный уровень – используйте свои примеры)

Например: Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу. (базовый уровень).

Повышенный уровень – составьте связный текст, в котором было бы не менее 7 слов на заданную орфограмму.— Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

II. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос.

— Назовите три периода истории русского языка.

— Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

— В каком веке возникает письменность? Почему?

2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):

— Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)

— Почему и в связи с чем автор текста упоминает 1750 год?( Повышенный уровень).

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.

— Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом? Вы можете вспомнить уроки истории и попробовать ответить самостоятельно. Либо обратиться к учебнику.

— Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)

3. Пунктуационный анализ текста

— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте (или в отдельных предложениях).

4. Объяснить написание орфограмм в словах третьего предложения: переход, преемственность, перестройка.

Обветшалый — ставший ветхим. Здесь дано образное сравнение: как ветшают здания, так ветшают и слова, и становятся трудно-узнаваемыми.

III. Итоги урока

— С каким периодом истории народа связывают возникновение языка?— Кто сыграл большую роль в развитии и формировании русского литературного языка. Вспомните по знакомым вам литературным произведениям, изученным в среднем звене (А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и другие).

Домашнее задание

1. Составить словарный диктант (выписать из орфографического словаря). Правописание приставок при-, пре- (40—50 слов).

Тип урока: комбинированный.

Методы : эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

• приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

3. Этап закрепления и применения изученного.

1. Русский язык обрел статус учебного предмета * :

2. Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке считается:

3. До XVIII века буквари, азбуки в России составлялись:

а) на русском языке;

б) церковно-славянском языке;

в) латинском языке;

г) древнерусском языке.

4. Европейский автор знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.:

в) Томас Эрфуртский;

г) Федор Поликарпов.

5. Центром языкознания в XIX веке являлась страна:

6. Знаменитый лингвист, распространивший философские учения И. Канта и Г. Гегеля на сферу языка:

7. У истоков формирования общественных представлений о русском языке стоял:

8. Основатель славянской филологии:

9. В какой период отечественной истории русский язык фактически исключен из учебных планов:

а) с 1880–1899 годы;

б) 1804–1828 годы;

в) 1900–1917 годы;

г) 1800–1867 годы.

10. В какой период происходит наибольшее совершенствование курса русского языка (XIX век):

11. Какие направления выделились в российском языкознании к концу XIX века?

а) физический источник;

б) мимический источник;

в) психический источник;

г) опыт, приобретаемый в процессе деятельности.

в) В. И. Водовозов;

14. Основателем яснополянской школы является:

15. Звуковой метод обучения грамоте в России впервые предложил:

г) И. Срезневский.

а) обучение грамоте;

б) обучение чтению и письму;

в) обучение разговорной речи;

г) обучение рассказыванию.

Ключи к тесту: 1) б; 2) в; 3) б; 4) в; 5) в; 6) б; 7) а; 8) б; 9) б; 10) б;

11) а, в, г; 12) а, в, г; 13) г; 14) в; 15) в; 16) б; 17) а, б, в, г; 18) а.




представлены конспект и презентация. В конспекте дублируется текстовая информация, которая прописана в заметках к слайдам. В презентации представлены сканированные фрагменты карт, схем и изображений. Все изображения низкого качества.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: