Конспект по рисованию теплые холодные цвета

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гимаева Альфия Рахиповна
Должность: преподаватель детской художественной школы №1 г. Альметьевск
Учебное заведение: МБОУДО АДХШ №1
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: план-конспект открытого урока по живописи
Тема: "Теплые и холодные цвета"
Раздел: дополнительное образование

ПЛАН-КОНСПЕКТ\

Открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет отделения

раннего эстетического развития АДХШ №1

Преподаватель: Гимаева А.Р.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по живописи (3 часа) для детей 6-7 лет воскресного

отделения АДХШ № 1

Цели: формирование навыков, умений и знаний о цветоведении.

- Изучение цветового круга, ознакомление с холодными и теплыми

цветами. (20 минут)

- выполнить рисунок-построение дракона; (30 минут)

- закрепить навыки работы акварелью. (30 минут)

анализ (10 минут)

Практическая работа

- выполнить изображение дракона с плаката в выбранной цветовой гамме

Оборудование для учащихся: мольберт, планшет, стул, бумага (А4),

простой карандаш, ластик, акварель палитра, кисти белка.

Оборудование для учителя: доска, магниты, методические разработки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это не просто урок, а урок-сказка, урок-творчество. На нем дети смогут почувствовать себя волшебниками.

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса

Тема: Холодные и теплые цвета

Раздел: Как говорит искусство

УМК: Школа России

Цель: Расширить представления о теплых и холодных цветах, об их значении в создании художественного образа.

Задачи: 1) учить получать как можно больше теплых и холодных цветов путем насыщения цвета желтой или синей краской, достигать контраста;

2) развивать творческие способности, фантазию, совершенствовать технику работы с графическими материалами;

3) воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства.

Используемая литература:

Б.М. Неменский Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

О.В. Островская Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, цветовой круг, гуашь, кисти.

Организационный момент

-Добрый день , 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

2.Самоопределение к деятельности

-Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски)

-Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые)

-Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О цветах, о настроении, которое они могут создавать)

Работа по теме урока

-Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и теплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковер. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У Весны – желтый, теплый, солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в теплый, согреть. Солнечные цвета всегда сравнивают с солнцем и называют теплыми, а холодные – со льдом и называют холодными.

Работа с цветовым кругом.

У девочек-подружек есть еще один секрет: расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать громче, ярче, сочнее. Но существует между ними и спор. Они никак не могут решить, как же назвать зеленый цвет – теплым или холодным, ведь он состоит их теплого – желтого и холодного – синего цветов. Если в зеленом окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит большой желтый луч – зеленый цвет станет теплее. Все познается в сравнении!

Подготовка к практической работе

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем. (Жар-птица)

-В какой сказке можно встретить жар-птицу? (Конек-Горбунок)

-Представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов)

-Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба.

Учитель демонстрирует этот контраст краской на бумаге, прикрепленной к доске.

-Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около теплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно.

-Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас.

Практическая работа

Выполнение учащимися работы в рабочей тетради стр.35


6. Анализ работ, оценивание

Несколько учеников выходят к доске, демонстрируют свою работу, комментируют ее.

-Ваши работы замечательные. Вы все использовали в своих рисунках и холодные, и теплые цвета.

7. Итог урока

-О чем мы говорили на уроке? (О холодных и теплых цветах)

-Какие цвета относятся к теплым? К холодным? (ответы детей)

-Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной)

8. Домашнее задание

Подумать, где еще в природе встречается борьба теплых и холодных цветов, в каком времени года больше выражен контраст теплых и холодных цветов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Задачи:

  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором

Материалы (для учеников): графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета

Используемая литература:

Конспект открытого урока

Фамилия, имя, отчество: Белаш Ольга Николаевна

Используемый УМК: программа Б.М. Неменского

Цель: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов : основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в рисунке.

упражнять в приемах смешивания красок на палитре ;

развивать эмоциональную сферу детей;

развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.

воспитывать художественный вкус;

воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

воспитывать аккуратность и трудолюбие

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором

Материалы (для учеников): графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета

Используемая литература:

Этап урока, продолжительность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Проверяют порядок расположения материалов на столе

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке вам понадобятся следующие материалы, инструменты и приспособления: графический рисунок рыбки, кисти, гуашь, вода, палитра, полоски бумаги, окрашенные в теплые и холодные цвета.

Эмоциональный настрой на работу

Рассматривают цветовой круг, вспоминают изученный ранее материал, определяют цели и задачи

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний, 15 мин.

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Мысленно представляют образы, о которых говорится

Дети включаются в игровой момент-берутся за руки с соседом по парте

Дети включаются в игру-соревнование.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения

Дети делают вывод

Дети рассматривают изображение радуги

Слово учителя: «Любите ли вы путешествовать?

-К вам в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре –самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как .вы готовы? Тогда летим.(закройте глаза)

Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете как стало холодно?

-Внимание !Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку надо угадать какие краски живут в ее царстве. Подсказка-

Эти краски такие же холодные как лед и снег,но не белые.

Какие это цвета?

Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку.слайд6

Царевна может творить настоящие чудеса- она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета.слайд8

Молодцы! Вы справились с заданием и царевна награждает вас орденом Синей тучки слайд9

-Внимание посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим!

-В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза.слайд10

Хотите увидеть царевну? Отгадайте какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня.

Вы справились с заданием. Слайд 11

А вот и сама царевна. Слайд12

Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые,добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Слайд 13

Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета. Слайд13

Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца.Слайд14-15

Спор двух царевен

Между двумя царевнами существует спор. Они никак не могут решить зеленый цвет теплый или холодный. Помогите решить спор.Слайд16

Из каких двух цветов можно составить зеленый?слайд17

Посмотрите на слайд и объясните как получить разные оттенки зеленого слайд18

Ну вот мы и помирили двух царевен . Солнце и туча этому так обрадовались. что засияла на небе разноцветная радуга. Слайд19

Посмотрите радуга образует спектр , а зеленый находится на границе теплых и холодных.

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других

Метод погружения помогает сформировать зрительные образы

Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения

Игровой метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников

Цели: ознакомление с разнообразием различных цветовых пятен. Подбор тёплой и холодной цветовой гаммы. Выполнение творческой композиции “Натюрморт”, “Пейзаж”. Формирование эстетического отношения к изобразительному искусству. Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.

Задачи: обучение детей составлению тёплой и холодной гаммы цветов. Заполнение подобранными цветами необходимых поверхностей изображаемого рисунка. Развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции “Натюрморт” или “Пейзаж” из разнообразных форм, линий и пятен. Использование навыков смешения цвета в выполнении задания.

Оборудование: методическое пособие “Цвета радуги”, методическое пособие “Тёплые цвета”, методическое пособие “Холодные цвета”, фотографии природы в различных её состояниях “Осень-Зима”, репродукции с картин художников, “Пирамидка-радуга”.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой и очень интересной темой, которая называется: “Тёплые и холодные цвета”. Но перед изучением данной темы, давайте с вами вспомним, а какие цвета вы вообще знаете? Какие виды цветов мы изучали на прошлых уроках?

Дети: основные и дополнительные цвета.

Учитель: Правильно! Это основные и дополнительные цвета. Это синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет. Ребятки, я открою вам один большой секрет: эти цвета существуют у нас в природе, только, к сожалению, нам не так часто удаётся их встретить. А может кто-то из вас уже встречал эти цвета в природе? Не кажутся ли вам они очень знакомыми?

Дети: похоже на радугу!

Учитель: Конечно, радуга! А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание поучаствовать в мини-конкурсе: Собери радугу.

Задачи и условия конкурса: перед вами находится пирамида-радуга, но, к сожалению, она пока пуста и не имеет характерных для радуги цветов. Я предлагаю вам вспомнить, в какой поочерёдности находятся каждый из цветов радуги и раскрасить её правильно. Вы делитесь на две команды. Будете подходить по одному человеку. Каждый из ребят может наложить на свою радугу только один цвет. Берём кисти и краски, и конкурс начинается!

Молодцы ребята! Вот какие замечательные радуги у нас получились! Следующий наш конкурс называется “Тёплое и холодное”. Обратите внимание, перед вами находятся множество различных предметов, которые нам с детства очень знакомы. Ваша задача: подумать и разделить предметы на две группы. Первая – включает в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Тёплым цветам”. Вторая – должна включать в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Холодным цветам”. Будьте предельно внимательны и не ошибитесь. Три – четыре, поехали! (Конкурс начинается) (Перед началом конкурса преподавателем подготовлено два стула, на которых располагаются драпировки тёплой и холодной гаммы цветов. Дети размещают предложенные предметы так, что они организовываются в два натюрморта: тёплый и холодный)

Замечательно! Молодцы! Вы, как всегда, очень организованны и правильно отвечаете на данный конкурс. Все предметы разложены правильно и соответствуют данной группе. Но далее нас ожидает следующее задание! (Преподаватель развешивает перед детьми репродукции, на которых изображены осень и зима)

Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти репродукции. Как вы думаете, какие из них состоят из тёплых цветов, а какие из холодных?

Дети: Зима-холодная, осень - тёплая.

Учитель: Верно! Осень - тёплая, а зима - холодная. А почему вы так решили?

Ученик: Осень похожа на солнышко, а зима на лёд и холод.

Учитель: Да, ваши внутренние ощущения вам подсказывают правильно. Ведь глядя на оранжевый, красный, жёлтый цвета действительно становится тепло. А синий цвет, фиолетовый, голубой нас просто замораживают. А как же поэты и писатели описывают эти времена года? Ведь порой словом рассказать гораздо труднее, чем кистью. Давайте послушаем…

Учитель: Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками, согнулись стволы молодых берёз…

Красиво, правда? Автор сравнивает лес с чем-то живым, одухотворённым. А сейчас послушайте стихотворение, в котором также звучат строки, описывающие это чудесное время года.

За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О зиме синицы
Песенки поют.

В этом стихотворении автор выразил все свои чувства и эмоции, которые переполняли его поэтическую душу. А вот следующее стихотворение Александра Трифоновича Твардовского посвящено другому времени года и с помощью него можно полностью выразить все свои чувства, которые мы испытываем при взгляде на другую репродукцию, находящуюся перед нами.

Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся сёла
Ко Дню урожая.

Учитель: замечательное стихотворение, правда, ребята? А все ли слова в этом стихотворении были знакомы?

Ученик: а что такое слово жнивьё?

Учитель: молодец Петя! Ты оказался очень внимательным! Слово жнивьё – это диалектное слово. Его употребляли в своём обиходе крестьяне. А слово это означает – поле, где сажали хлеб.

Ученик: а что означает слово зябь?

Учитель: умница, Машенька! Ты тоже внимательно слушала стихотворение!

Слово зябь также относится к диалектным словам, то есть к словам, которыми пользуются или пользовались люди, проживающие в определённой местности. Эти слова также можно назвать местными. Зябь – это поле, вспаханное с осени для посева яровых, то есть хлебов, которые сажали осенью.

Учитель: ну а теперь вам предстоит выполнить задание. Оно заключается в следующем: нужно нарисовать с помощью цвета (теплых или холодных оттенков) свою творческую композицию “Натюрморт” или “Пейзаж”. Она может быть нарисована с натуры, так как мы с вами сегодня уже составили свои натюрморты, или вы можете использовать свою творческую фантазию. Важно лишь выполнить одно условие: композиция должна состоять из разнообразных цветовых пятен, относящихся к тёплой или холодной цветовой гамме.

Читайте также: