Конспект по развитию речи составление описательного рассказа

Обновлено: 06.07.2024

Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.


Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.


Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.


Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка


Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.


Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот


Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Схема описательного рассказа

Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.























Как использовать схему описательного рассказа

Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.

  • какие признаки яблока выделить?
  • в какой последовательности эти признаки перечислять?
  • как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
  • чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?


Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,


Составление описательного рассказа средняя группа







Описательный рассказ в старшей группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.



Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.


Описательный рассказ осень


Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ 03

Цветова Елизавета Юрьевна

Группа: вторая младшая (3-4 года)

Вид деятельности: речевая, игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная

Формы: фронтальная, индивидуальная

Тема: составление описательного рассказа

Цель: развитие любознательности и активности в процессе составления описательного рассказа с помощью воспитателя о медвежонке с опорой на зрительный образ (игрушку)

Планируемый результат: дети демонстрируют желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; дети демонстрируют умение объединять с помощью воспитателя ответы в короткий рассказ; дети проявляют умение составлять описание игрушки, умение сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; дети демонстрируют умение правильно произносить слова со звуком [и]

Воспитательные : Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения

Обучающие: Учить составлять описание игрушки по вопросам; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки; закрепить правильное произношение слов со звуком [и]

Артем : Развивать умение отвечать полным предложением

Соня : способствовать активной вовлеченности в совместную деятельность

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.

Методы воспитания: Беседа, показ, чтение рассказа, мнемосхемы, игра, объяснение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, игра, стимулирование занимательным содержанием, рассказ

Методы развития речи: опосредованное наблюдение (рассказывание по картине); словесные (обобщающая беседа).

Средства воспитания и обучения: игрушка мишки и мышки

Учебно-методический комплект:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016

заинтересовать детей на предстоящую деятельность, воспитывать желание слушать взрослого.

Воспитатель просит детей сесть на ковер

-Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Вы хотите узнать кто? Тогда нужно отгадать загадку.

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной - …

-Ребята, вы догадались кто это? Правильно – это медведь.

Воспитатель вносит игрушку медведя в группу

-Ребята, мишка к нам сегодня пришел не просто так. Он хочет, чтобы вы ему помогли. А как вы думаете, что у него случилось?

-Ребята, мишка совсем забыл, как он выглядит и он хочет, чтобы вы описали ему его внешность.

Внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе, принимают предложение воспитателя помочь мишке вспомнить, как он выглядит

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность, проявляют желание слушать взрослого.

Задача: выработать активность и подвижность губ

Задача : расслабление мышц языка

-Ребята, поможем мишке? Но для начала разомнем губки и язычок, чтобы говорить четко и понятно для мишки

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

-Ребята, а сейчас превратим наш язычок в лопаточку

Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.

Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

-Молодцы ребята, теперь мы точно сможем помочь мишке

Дети совместно с педагогом планируют совместную деятельность, отвечают на вопросы, принимают решения.

Дети демонстрируют умения совместно с педагогом планировать совместную деятельность, продолжают формирование умений отвечать на вопросы

3.Совместная деятельность

Задачи: Развивать умение объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, учить составлять описательный рассказ по вопросам

-Посмотрите на этого медвежонка и скажите, какие у него глаза (черные, блестящие)

Какие у медвежонка уши? (круглые, маленькие)

А какие у него лапы? (толстые, мохнатые)

Расскажите, какой этот медвежонок? (коричневый, большой, мягкий)

А что умеет делать медведь? А еще он умеет рычать. Давайте все вместе порычим, как медведь.

-Ребята, а кто сейчас хочет попробовать описать мишку и составить о нем рассказ?

Дети по желанию выходят и составляют рассказ

-Ребята, а можно я тоже составлю рассказ?

Вот какой мишутка к нам пришел из леса. Он большой, мохнатый. У него блестящие глазки, круглые ушки, толстые лапы. Медвежонок умеет рычать, а еще он очень любит играть. Давайте поиграем с ним?

Встаем на ножки и повторяем за мной.

Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, участвуют в совместной деятельности

Дети демонстрируют умение объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ, составлять описательный рассказ по вопросам

3.2 Физкультминутка

Способствовать снятию мышечного напряжения

Педагог читает стихотворение и наглядно демонстрирует его

Мишка косолапый, по лесу идет

Шишки собирает, песенки поет

Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Дети выполняют движения за педагогом

Дети расслаблены, готовы к дальнейшей деятельности

-Ребята, посмотрите, вместе с мишкой к нам в гости пришла мышка

-Посмотрите, мишка большой, а мышка?

Еще, какой мишка? (толстый, большой, косолапый), а мышка (маленькая, ловкая).

А как разговаривает мышка? «пи-пи-пи

Что любит кушать мишка? А что любит кушать мышка?

Кто хочет повторить какая мышка?

Дети по желанию выходят и составляют рассказ по игрушке. При необходимости педагог помогает детям, задавая наводящие вопросы

Дети внимательно слушают педагога, не отвлекаются

4. Этап рефлексии

(подведение итогов) Задача: формировать умение оценивать результат своей деятельности, подводить итоги

Воспитатель организует обсуждение выполненной деятельности

Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали

Кто к нам приходил? Что у мишки случилось? А кто пришел вместе с мышкой? А как мы помогли мишке? А вам было легко или сложно им помогать?

Беседуют, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение

Демонстрируют умение оценивать результат деятельности, подводить итоги

5. Открытость

ориентировать детей на дальнейшую самостоятельную деятельность

Ребята, за то, что вы помогли мишке, он оставил для вас вот такие раскраски. Вы можете раскрасить их сейчас или дома вместе с родителями.

Автор: Иванченко Юлия Александровна
Описание материала: Данный конспект будет полезен как воспитателям старшей группы общеразвивающей направленности, так и воспитателям (учителям-логопедам), работающим с детьми старшей группы компенсирующей направленности. В конспекте используются приёмы мнемотехники для развития связной речи детей, составления описательного рассказа об одежде.


План рассказа:
1.Что это за предмет?
2.Какого цвета этот предмет одежды?
3.Из каких частей состоит предмет одежды?
4.Из какого материала эта одежда?
6.Какая это одежда (мужская, женская, детская)?
Дети подходят к кукле Кате, и составляют описательный рассказ своей модели. (3-4 рассказа)
Пример.
• Я тебе сшила драповое пальто. У пальто есть перед, спинка, рукава, пояс, карманы. Пальто бывает детское и женское. Пальто сшито из драпа, оно драповое. В пальто можно гулять на улице осенью, зимой, весной, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшил кожаную куртку. У куртки есть перед, спинка, рукава, карманы. Куртка бывает женская, мужская и детская. Куртка сшита из кожи, она кожаная. В куртке можно гулять на улице весной и осенью, ходить в детский сад, или пойти в гости.
• Я тебе сшила шерстяную кофту. У кофты есть перед, спинка, рукава и воротник. Кофта бывает женская, мужская и детская. Кофта сшита из шерсти, она шерстяная. Кофту мы одеваем под верхнюю одежду, чтобы не замерзнуть.
• Я тебе сшила меховую шубу. У шубы есть перед, спинка, рукава, воротник, карманы, пояс. Шуба бывает женской и детской. Шуба сшита из меха, она меховая. В шубе можно гулять на улице зимой, ходить в детский сад или в гости.
Итог занятия: Рефлексия.
Педагог: Молодцы! Ребята, мы помогли нашей Кате не замерзнуть. Она Вам очень благодарна. Скажите, что необходимо знать, чтобы выбрать себе такую одежду?
Ответы детей.
Ребята вам понравилось помогать Кате?
Какие трудности у вас возникли во время помощи Кате?
Какие игры вам больше всего запомнились и понравились?
Если Катя к нам обратиться еще, мы ей поможем?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать навыки связной речи у детей.

· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

· Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование:

· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.

· схема для составления описательных рассказов; мяч.

Ход занятия.

Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.

По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)

Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)

Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)

Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)

Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер).

Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)

Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)

Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).

Педагог: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)

· Повар лечит, а врач готовит.

· Строитель стрижет, а парикмахер строит.

· Маляр рисует, а художник красит.

· Космонавт ездит, а шофёр летает.

Педагог: Молодцы.

Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.

Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.

Педагог: Молодцы, присаживайтесь.

(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).

– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;

– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;

– повару нужно половник, кастрюля, ножик;

– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.

Физкультминутка.

Много профессий
на свете у нас!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-
влево.

О них поговорим сейчас:

Развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьет,

Движения воображаемой иглой.

Повар варит нам компот,

Самолет ведет пилот -

Руки – в стороны,

На посадку и на взлет.

Опускают их вниз, поднимают вверх.

Доктор ставит нам уколы

Скрестить ук. пальцы над головой.
Движения: ладонь – кулак.

И охранник есть у школы.

Каменщик кладет кирпич,

Попеременно кладет кисти рук одна на другую
сверху – вниз.

А охотник ловит дичь

Делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец,

Загибают пальцы, перечисляя профессии

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь

Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).

Хорошо дружок учись!

Погрозить пальчиком.

И, конечно, не ленись!

Отрицательное движение указательным пальцем.

– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.

– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

· Что делает человек данной профессии.

· Спецодежда. Головной убор.

· Что нужно ему для работы.

Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.

Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.

Читайте также: