Конспект по развитию речи рассказ по картине шишкина зима

Обновлено: 06.07.2024

Развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

  • Учить писать сочинения по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать эстетические чувства.
  • Внимательно рассмотреть картину.
  • Сравнить со своими наблюдениями за природой.
  • Составить план описания.
  • Описать картину устно, а затем письменно.

Все художники-пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, т.к. каждое время года может быть и ГРУСТНЫМ И ВЕСЕЛЫМ, РАДОСТНЫМ И ТОСКЛИВЫМ. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года.
Несколько картин о зиме написал И.И. Шишкин.

Он очень любил природу, особенно лес и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

2. Открываю картины “Иней”, “Не севере диком”.

Какие краски использовал художник для написания этих картин?
1) Иней–тонкий снежный слой, образующийся на охлаждающейся поверхности.
Картина “Иней” - написана голубым (голубой более радостный цвет), желтым, розоватым цветом, чтобы показать радость этого года.
2) Картина “На Севере диком” – написана холодными красками. Преобладает синий цвет, вызывает ЧУВСТВА ГРУСТИ, ТОСКИ, ПЕЧАЛИ.
А вот послушайте, как с помощью слова поэт Михаил Юрьевич Лермонтов передает эти чувства:
“. Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте ночи; только снег на сосне сияет в лунном свете. ”

  • Рассмотрите внимательно картину. Что на ней изображено?
  • Правильно. Но эту картину можно описать подробнее, лучше, если внимательно ее рассмотреть.
  • Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.
  • Какая погода нас встретит?
  • А в каком стихотворении А.С. Пушкина тоже говорится о замечательной погоде, о чудесном зимнем деньке?
  • Какие строки о зимнем дне вызывают радостное настроение?
  • Мороз и солнце! День чудесный.
  • Какой же зимний день изобразил И.И.Шишкин, давайте опишем его.
  • Что можно сказать о воздухе? Какой он?
  • Давайте прислушаемся, в лесу тихо. А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?
  • А что бы вы могли услышать?

4. Включаю грамзапись.

Послушайте, как изображает Петр Ильич Чайковский красоту зимней природы. (Слушают). Какое настроение, чувство вызвала у вас эта музыка? Итак, художник – красками, поэты – стихами, композитор – музыкой изображают красоту и величие родной русской природы.

  • Ребята, с чего мы начали описание картины? Как озаглавили это описание?
  • А как вы думаете то, о чем мы говорили, чем является в нашем сочинении.
  • ВСТУПЛЕНИЕМ (обратите внимание, Вступление может состоять из 2–3 предложений, короткое; а может быть из 5–6 предложений, более подробное, но смысл один). Оно должно быть очень маленькой частью в сочинении.
  • А теперь, пользуясь рабочим материалом, опишите последовательно чудесный зимний день (устно).
  • Что изображено на переднем плане?
  • Какие деревья вы видите на переднем плане картины?
  • Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их.
  • Как озаглавить вторую часть?

7. Открываю вторую часть.

  • Итак, описывая деревья и кустарники, все ли мы сказали о картине? Что мы не описали?
  • Рассмотрите великолепный ковер снега, какой он? (Снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает темный. Ведь мы только что видели на других картинах И.И. Шишкина).
  • Вспомните, какие строки А.С. Пушкина вспоминаются нам, когда мы смотрим на этот снег? “Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит”.
  • Как озаглавить?
  • Все ли мы сказали о картине? Все.
  • Какой частью сочинения это будет являться?
  • ОСНОВНОЙ.
  • Хочется Вам уходить из этого леса? Почему?
  • Чем же мы заполним мы свое сочинение?
  • Какой частью будет являться концовка нашего сочинения? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ.
    Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?
  • Вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас.

– Что общее можно назвать?
Как прекрасна наша родная русская природа!
– Какова главная мысль этой картины и нашего сочинения?
Как прекрасна наша родная русская природа!
Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.
Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.
– Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа – красота и богатство Родины и ее надо охранять и беречь).

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Хоть сама и снег и лед,
А уходит, слезы льет. (Зима).

– Вам нравится зима? Почему?
– А вы можете добавить об этом удивительном времени года стихами поэтов?

1 кадр. Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой.
2 кадр. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели.
3 кадр. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник, белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь.

БЕСЕДА:
1. Какое время года изображено?
2. Вспомните картины, где изображалась осень? Сравните их (пейзажи Левитана, Остроухова).
3. Кто знает зимние загадки и пословицы?

  • Белая скатерть все поле покрыла.
  • В огне не горит и не тонет.
  • Береги нос в большой мороз.

4. А кто из вас любит зиму? Почему?
5. В какие игры вы можете играть зимой?
6. Какие стихи о зиме знаете?
7. Рассмотрите картины.

10. Раздаю отпечатанный рабочий материал.

Цель: Поставить ударение в словах и объяснить правописание безударных гласных и трудных для написания орфограмм. Итак, план и рабочий материал помогут вам правильно описать картину устно, а затем письменно.

11. Устное сочинение. 2-3 человека. Затем пишут.

12. Зачитывают свои сочинения.

ИТОГ УРОКА:
– А теперь подведем итог. Что нового вы взяли для себя на уроке? (картина И.И.Шишкина “Зима”). Теперь, если вы будете в музее, вы легко узнаете эту картину И.И. Шишкина. А какую еще?
– Какую речь мы с вами развивали сегодня на уроке? (устную и письменную).
– Какова у вас письменная речь, я скажу, когда проверю ваши сочинения. А за устные ответы я сегодня ставлю оценки.

Цель: развивать монологическую речь, познакомить детей с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; учить подбирать красочные выражения для описания.

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А сейчас отгадайте загадку:

- А какой снег зимой?

- Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.

- Какой бывает лес зимой?

- Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.

- Какими словами можно сказать о зиме?

- Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.

- А сейчас давайте посмотрим на картину, которую написал русский художник Иван Иванович Шишкин. Он детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи Елабужских окрестностей. И.И.Шишкин очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.

- Каким художник изобразил на картине снег?

- Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью.

- Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный?

- Нет, есть места коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев, он еще и голубоватый, а где-то синий.

- А каким художник написал небо?

- Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи.

- Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу?

- Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Снег, снег, белый снег. (хлопают в ладоши)

Засыпает он нас всех. ( кружатся и машут руками на себя)

Дети все на лыжи встали ( имитация лыж)

И по снегу побежали. (бег)

- Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.

- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он?

- Морозный, прозрачный, свежий, легкий.

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох.

- Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку.

- Мне кажется в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб (звучала тихая спокойная музыка).

- Ну, а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце. Сначала послушайте мой рассказ.

- Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

А теперь вы, ребятки попробуйте рассказать об этой замечательной картине.

- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая?

- Картина тихая, спокойная, негромкая.

- Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?

- Как прекрасна наша родная русская природа!

-Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте.

- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

- Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программное содержание: · Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич.


Дети составляют описательный рассказ по картине.




Беседа по картине И. Шишкина "Зима в лесу"

Беседа по картине.

Коспект НОД по развитию речи "Рассказывание по картине И. Шишкина "Зима".

Данный конспект позволяет научить детей правильно составлять описательный рассказ по картине. Беседа поможет с уверенностью рассказывать об увиденном и придаст уверенности в собственных силах.


Рассматривание картины И. Шишкина "Зима"

НОД направлен на развитие связной и образной речи у старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Учить детей составлять описательный рассказ по картине.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

4. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.

Словарная работа: непроходимый, еловый бор, частый лес или чащоба, припорошить.

Ход ООД.

1. Вступительное слово воспитателя.

Как же хороша наша русская зима! Снег укрыл землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев и кустарников, которые погрузились в глубокий сон. Ударили морозы, раскрасив инеем деревья и дома. Зима радует и удивляет нас ярким солнцем и морозным воздухом.

На дворах и домах

Снег лежит полотном,

И от солнца блестит

На безлюдный простор

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,

И на ветках берёз

Как алмазы горят

Капли сдержанных слёз.

Перед вами зимний пейзаж.

Внимательно рассмотрите картину.

- О чём рассказал нам художник? (Ответы детей: о зиме в лесу).

- Какое первое впечатление появилось у вас при знакомстве с этой картиной? (Ответы детей: зимний лес очень красивый)

- Какой же это лес? (Ответы детей: старый, дремучий).

- Да, это старый, непроходимый лес. Про него ещё можно сказать еловый бор.

- Посмотрите на ели. Какие они? Обратите внимание на стволы и ветви елей. (Ответы детей: ели огромные, у них толстые стволы, ветви начинаются высоко наверху).

- Каким мы видим лес на картине чуть дальше от этих огромных елей? (Ответы детей: деревья растут близко друг к другу, и человеку невозможно пройти мимо них).

-Запомните, про такой лес можно сказать частый лес или чащоба.

- Чем припорошены огромные ели? (Ответы детей: припорошены снегом и инеем).

- Что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (Ответы детей: огромные стволы упавших старых деревьев).

- Обратили ли вы внимание на наклонившиеся стволы деревьев? (Ответы детей: да, есть наклонившиеся старые стволы, которые тоже скоро упадут).

Заметили ли вы маленькие ёлочки и кусты? (Ответы детей: да, они чуть виднеются из-под снега).

- Почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? (Ответы детей: художник стоял очень близко к деревьям, поэтому не видел их верхушек, а видел только стволы).

- Что больше всего привлекло внимание художника в зимнем старом лесу? (Ответы детей: огромные снежные сугробы).

- Действительно, снег. На переднем плане картины мы видим поляну с поваленными деревьями, которые покрыты пушистым снегом).

- Видим ли мы на картине обитателей леса? (Ответы детей: только одну птицу, сидящую на ветке).

- Как вы думаете, какое время суток изображено художником? (Ответы детей: утро, потому что первые солнечные лучи осветили только верхушки деревьев да небольшую полянку слева).

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Ответы детей: хочется попасть в такой лес и полюбоваться его красотой).

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны.)

Справа берёзка в шубке стоит (Руку отвести вправо и посмотреть на неё.)

Слева ёлка на нас глядит. (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом.)

Снежинки в небе кружатся, (Кружатся.)

На землю красиво ложатся. (Приседают.)

Вот и зайка поскакал, (Прыжки на двух ногах на месте.)

От лисы он убежал,

Серый волк рыщет, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас, (Медленно присесть, прячась.)

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)

Так всю зиму он проспит.

Прилетают снегири, (Имитируют полёт птиц.)

Ух, красивые они!

В лесу красота и покой, (Развести руки в стороны.)

Вот только холодно зимой. (Обхватить руками плечи.)

4. Составление описательных рассказов детьми.

На картине художника И. И. Шишкина я вижу зимний лес. Он старый, дремучий и непроходимый, потому что деревья растут близко друг к другу. Лес припорошен снегом и инеем.

Справа на картине изображены огромные ели: у них толстые стволы, ветки растут высоко. На земле под снегом лежат огромные стволы старых деревьев.

Солнышко освещает только верхушки деревьев и маленькую полянку слева.

В лесу холодно и морозно.

5. Итог.

Цель: Формирование умения детей составлять связный, последовательный.

1. Создать условия эмоционального настроя в процесс восприятия произведений искусства.

2. Продолжать формировать интерес к произведениям искусства.

4. Воспитывать интерес к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Словарная работа: серебристый, дремучий, непроходимый, величественный, заснеженный, махровый, искристый, вьюжная, волшебная.

1. Раздается звон колокольчика. Дети входят в группу, встают в круг, берутся за руки и хором проговаривают:

Встанем рядышком друг с другом,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это у меня в руках? (Показывает детям.)

Воспитатель: Волшебный сундучок. Потрогайте его, он какой? (Дети гладят сундучок руками.)

Дети: Холодный, серебристый, блестящий, зимний.

Воспитатель: А вам интересно посмотреть, что там внутри?

Воспитатель открывает сундучок, достает снежинку.

Воспитатель: Какая снежинка?

Дети: Красивая, голубая, резная, волшебная.

Воспитатель: А тут замечательное стихотворение, послушайте и, скажите мне о каком времени года в нем говорится.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно.

Воспитатель: Это стихотворение о зиме написал поэт Иван Суриков.

А вам нравится зима?

А почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Зима волшебное время года, только зимой природа украшена великолепными, невиданными нарядами. О зиме написано много красивых стихов, музыки, а также картин. С одной из них мы сегодня познакомимся. (Показ картины.)

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картину. (Дети рассматривают картину.)

Воспитатель: А теперь встаньте, подойдите и рассмотрите картину ближе.

Дети садятся. (Выключить музыку.)

Воспитатель: Понравилась вам картина?

Дети, а как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Хотите поиграть? (Ответы детей.)

Тогда начинаем: мой вопрос – ваш ответ.

Воспитатель: Что изображено на картине? (Ответы детей.)

Расскажите, что вы видите на первом плане, прямо перед нами внизу картины? (Ответы детей.)

Что лежит под снегом? (Ответы детей.)

Что изображено на заднем плане картины? (Ответы детей.)

Какой лес? Опишите его. (Лес старый, дремучий.)

Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать старый, дремучий, непроходимый лес? (Ответы детей.)

А что вы видите среди огромных, гигантских сосен? (Ответы детей.)

Где самое светлое пятно на картине? (Ответы детей.)

А каким цветом художник написал небо? (Ответы детей.)

Каким художник изобразил на картине снег? (Ответы детей.)

Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Ответы детей.)

Видите ли вы кого-нибудь еще в этом лесу? (Ответы детей.)

Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Почему мы не видим верхушек деревьев? (Ответы детей.)

А скажите мне, какое настроение вызывает у вас эта картина? (Ответы детей.)

А, как вы думаете, почему именно это место художник решил изобразить на холсте? Что больше всего привлекло его внимание? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, давайте окунемся в зимнюю атмосферу этой картины.

(Встали около стульчиков.)

Посмотрите на картину: (руки вытягиваем вперед)

Белая полянка, (обводим круг руками)

Замело в лесу все ели, (плавные движения руками перед собой)

Спят под снегом звери. (приседаем с закрытыми глазами)

В небе желтая луна. (потягивание на носочках)

Лишь одна не спит она. (круговые движения головой)

2. Воспитатель: Слышите, кто-то шуршит в нашем сундучке. (открывает сундучок)

Ой, а это Зайчик. Давайте с ним поздороваемся.

Воспитатель: Зайчик, а ты откуда тут взялся? (слушает, что говорит Зайчик)

Дети, Зайчик мне сказал, что он потерялся и никак не может вспомнить, где его домик. Но мне, кажется, что мы сможем ему помочь.

Воспитатель: А знаете, как мы ему поможем?

Воспитатель: Мы будем ему рассказывать, что изображено на нашей картине и, может быть, после нашего рассказа Зайчик вспомнит, где его дом.

Кто хочет первый начать свой рассказ? (Рассказы детей.)

Воспитатель: Зайчик, понравились тебе рассказы детей по картине?

Дети, чей рассказ вам понравился больше?

Чем понравился рассказ?

О чем удалось интересно рассказать?

О чем они не рассказали?

Чтобы вы добавили?

На картине мы видим кусочек дремучего, великого, зимнего леса. Зимой лес спит, он пустынен и тих. Лишь одна замерзшая, одинокая птица сидит на ветке могучей ели. Белым покрывалом укрыта земля и деревья в лесу. Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Мы видим, как красив и величав зимний лес.

Воспитатель: Дети, Зайчик мне сказал, что слушая наши рассказы и рассматривая картину, он вспомнил на какой полянке в лесу его дом. Зайчик говорит вам огромное спасибо.

3. Воспитатель: А давайте Зайчику расскажем, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

Какими словами можно описать зиму? Зима какая? (Ответы детей.)

А какой снег зимой? (Ответы детей.)

Как называется картина, которую мы с вами рассматривали? (Ответы детей.)

Кто её написал? (Ответы детей.)

Что мы с вами сегодня делали на занятии? (Ответы детей.)

Какое было занятие? (Ответы детей.)

Что больше всего понравилось вам на занятии? (Ответы детей.)

Какие красивые, необычные слова услышали на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети сегодня на занятии мы с вами поговорили о зиме, о красоте зимней природы, изображенной на картине И.И.Шишкина.

Мне вы очень понравились: были активными и внимательными, отвечали полными ответами, дополняли друг друга, сочинили интересные рассказы по картине и помогли Зайчику. И на память о нашем занятии мы с Зайчиком приготовили вам подарок: это эскизы, вы сами дорисуете красивый зимний пейзаж. (Детям раздаются эскизы в черно-белом варианте.)





Ф. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.


С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку дня.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).


Читайте также: