Конспект по обществознанию 8 класс боголюбов 6 параграф сфера духовной жизни

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока:
Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении обществознания в 6-7 классах.


Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России.


Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного.


Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны.

В ходе урока учащиеся смогут:


Уяснить основные черты понятия культура, понять невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей.


Понять важность ценностей для человека и культуры в целом.


Научиться анализировать сущность духовных ценностей.


Высказывать свое мнение по дискуссионным вопросам современной духовной жизни.


Понять важность защиты своих ценностей от девальвации и уничтожения.


Продолжить формирование навыков работы при фронтальном взаимодействии с учителем, участия в дискуссии, анализа проблемных ситуаций.

Форма урока - комбинированный (урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и выполнение познавательных заданий).


План изучения нового материала (слайд№2).


Духовная сфера общества.


Культура личности и общества.


Развитие культуры в современной России.

Учитель начинает урок.

Организационный момент – 1 мин.

На доске таблица основных сфер общественной жизни общества.(слайд№4)

Вопрос ученикам: Вспомни!



Ка кие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная).


В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни?


(ответ учеников по предыдущим темам).


Ни кто не станет спорить, что в жизни каждого общества и отдельного человека существенную роль играет культура.

Что такое культура?

Ученые дают более 200 определений. (слайд6)

Истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Что составляет духовный мир человека?



Са мостоятельно запишите в схему компоненты духовной сферы. Прочитать учебник стр. 30 первый абзац.

работа с документом Конституция РФ ст.28 ст.45

На партах лежит раздаточный материал (см. приложение).

Ученики в течение 2-х минут вписывают компоненты культуры.

Учитель проверяет выполненную работу (слайд №7).

Связи между элементами носят разнообразный характер и в схеме могут быть представлены в разном порядке.

Остановимся на особенностях других компонентов духовной жизни. Подобно тому, как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе (слайд№8).


Ка кие духовные ценности вам известны? Вместе с учениками в ходе беседы учитель делает вывод.

Задание: Прочитать фрагмент документа на стр.30 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым.

Вопросы и задание к тексту:


Какие объекты составляют духовные ценности?


Как вы понимаете слова автора о том, что культурные ценности не ограничиваются только объектами, которые могут быть перечислены в списках и каталогах?

Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть.

Что Вы почувствовали, когда смяли листок?

Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли!

Характерные черты ценностей:

- достойные желания, свободный выбор человека;

- выражают наивысший уровень отношений между людьми и общностями;

- не могут быть отобраны у человека, ни при каких обстоятельствах.



Ра ссказ учителя о внутренней и внешней культуре человека. Как человек приобщается к духовным ценностям.

Беседа с учениками на основе текста учебника (с.32-33).

Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность, порядочность – это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.


По -настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Ему интересно не только то, что практически полезно. Ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы культуры: (слайд№10)

Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений.

Во всем многообразии захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры.

Представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей - как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.
История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного "воображаемого музея", в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен владеть компьютером.

Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.
В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.
И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.
Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: ". Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать. без культуры".
Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.
В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.
Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.
Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.
Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.
Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 19 материалов

5699707 5630684 5487183 5465948 5400050 4514697 4302810 4296934 3929749 3899319 3880876 3802475 3161063 2948403 2834486 2786488 2468348 2197359 2165217

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями совре­менного общества; характеризовать составляющие сферы духов­ной жизни.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной куль­туры; определять различия между материальными и духовными

ценностями; исследовать духовные ценности общества; прово­дить сравнительный анализ культуры общества и культуры лич­ности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб­ной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

2) ре­гулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познава­тельной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

(Ответы учеников.)

Введение в новый материал

Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная

и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Духовная сфера жизни общества.

Культура личности и общества.

Развитие культуры в современной России.

Проблемные вопросы

Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

Работа по теме урока

все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготов­ления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Культура — это:

совокупность материальных и духовных ценностей;

творчество, изменяющее жизнь.

Духовная сфера жизни общества

Послушайте отрывок из рассказа американского писателя- фантаста.

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало со­кровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титани­ческой цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевав­ших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни од­ного разумного существа, не осталось даже животных.

Вопросы к тексту

Является ли найденное оружие элементом культурного на­следия?

К какой культуре — материальной или духовной — оно при­надлежит?

(Ответы учеников.)

Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Та­кова мысль Шекли.

Под культурой обычно понимают:

совокупность достижений и творчества того или иного на­рода;

система сознательно приобретенных и передаваемых от по­коления к поколению значимых символов, идей, ценно­стей, верований, традиций, норм, правил поведения;

характерные особенности жизни и деятельности определен­ных исторических общностей, групп населения;

степень совершенствования в той или иной сфере человече­ской деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

Культура неразрывно связана с обществом — она всегда со­циальна.

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно го­ворить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с ду­ховной сферой общественной жизни.

Что можно отнести к материальной культуре, а что к куль­туре духовной?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)


Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные осо­бенности духовной сферы от других сфер общества. Резуль­таты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)


потребности в них безграничны;

запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.

Культура личности и общества

Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неоду­шевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богат­ство человеческой личности.

Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)


Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России доста­точно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 6 учебника, за­полните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры в современной России.

Вторая группа анализирует негативные черты развития куль­туры в современной России.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Положительные черты

Негативные черты

Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

Общество освободилось от гос­подства одной идеологии.

Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

Многонациональность культуры России.

Многообразие традиций, обы­чаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов

Наличие низкопробных и ма­лохудожественных поделок.

Засилье жестокости, кри­минальной романтики,секса на экранах телевизоров, кино­театров и в книжно-журнальной продукции.


Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 9 класса.


Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

которые читают вместе с этой





Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.


Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют “второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Духовная сфера общества – формы и значение кратко (обществознание, 8 класс)

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Духовная сфера общества – формы и значение кратко (обществознание, 8 класс)

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Читайте также: