Конспект по литературному чтению в 1 классе с применением пальчиковой гимнастики

Обновлено: 05.07.2024

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее”. В.А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых сказках-играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су-Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су-Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

С помощью шариков (“ежиков”) и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 3-4 лет) дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Колобок румяный бок, (катаем шарик по ладошке круговые движения)
Покатился за порог (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Покатился за порог,
Скок – поскок, (сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Покатился он в лесок, (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Скок-поскок, (сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Повстречал в лесу зайчонка (имитирующие изображающие животных )
И зубастого волчонка,
Мишку косолапого,
А лисичка колобка ам взяла и сцапала! (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)

Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 5-7 лет)

дети повторяют слова и выполняют действия с шариком и колечком в соответствии с текстом

1,2,3,4,5 (поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого)
Сказку будем начинать (Держа шарик подушечками пальцев,
Старик старухе говорит делайте вращательные движения вперёд
По амбару помети, (как будто закручиваете крышку)).
По сусекам поскреби (Держа шарик подушечками пальцев,
Да и тесто замеси. делайте вращательные движения назад
Колобок ты испеки, (как будто открываете крышку)).
На окошко положи.
Колобок румяный бок, (дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения)
Покатился за порог (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Покатился за порог,
Скок – поскок, (обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Покатился он в лесок, (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Скок-поскок, (обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Повстречал в лесу зайчонка (имитирующие движения
И зубастого волчонка, изображающие животных )
Мишку косолапого,
А лисичка колобка, ам взяла и сцапала! (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)

Пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционных логопедических технологий Су-Джок терапии по мотивам русских народных сказок, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия движениям.

Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пальчиковая гимнастика для учащихся 1 классаАвтор презентации: Черниченко Та.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пальчиковая гимнастика для учащихся 1 классаАвтор презентации: Черниченко Та.

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пят.

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согретьс.

Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.
Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. Повторяют четверостишие несколько раз.

Строим мы в лесу шалаш. Будет прочным домик наш. Столбики мы в землю вроем.

Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных и мизинцев обеих рук, а средние сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Движения имитирующие движения плавников. Взмахи ладонями. Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики.

Хлопки на счет.
Поочередное загибание пальцев.

Плавные волнообразные движения ладонями. Загибают пальчики на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на стол.

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами

Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяло крылом.

Сжимают кулачки, резко разжимают кулачки, крутят руками, машут кистями рук.

Вот за партами ребята
расшалились, как котята:
парты пальчиками трут,
словно лапками скребут.

Ребенок ставит подушечки пальцев на стол и имитирует движение котят, подтягивает пальцы к ладони, а затем оттопыривает. Выполняет сразу двумя руками.

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз, пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти, интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Мы бежим сегодня кросс. Кто обгонит? Вот вопрос. Обогнать мы всех хотим И беж.

Мы бежим сегодня кросс.
Кто обгонит? Вот вопрос.
Обогнать мы всех хотим
И бежим, бежим, бежим.
Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой — к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе.

Мы на парту пальчик ставим. Снизу — четверо друзей. А теперь сильнее давим —.

Мы на парту пальчик ставим.
Снизу — четверо друзей.
А теперь сильнее давим —
Будут пальчики сильней.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев — снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее. Повторяют четверостишие несколько раз.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 950 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.01.2022 110
  • PPTX 3.5 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Черниченко Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с техникой безопасности при занятиях пальчиковой гимнастикой, суставной гимнастикой.

Оздоровительные задачи:

развитие координационных способностей;

Воспитательная задача:

Формирования чувства грации и красоты.

Место проведения: зал ЛФК

Инвентарь: гимнастические коврики, полусферы, гимнастические скамейки, гимнастические палочки

Время проведения: 40 мин

Содержание учебного материала

Методические замечания

I. Подготовительная часть

1.Разминка в движении

I круг:

Ходьба по кругу. Вытяжение в позах на 4 счета. Ходьба по массажному коврику.

II круг:

Х. по скамейке с высоким подниманием бедра руки в стороны;

Х. по гимнастической палочке руки на поясе приставным шагом правым боком;

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по психомоторике для 1 класса детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал адресован педагогам - психологам.

Развивать координацию движений руки и глаза

Развивать тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику рук

Развивать цветовое восприятие

Развитие речи обучающихся

Образовательные:

Воспитательные:

Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Воспитывать коллективизм, уважение друг к другу.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Организационный момент начала занятия

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами продолжим играть с пальчиками, разучим новое упражнение и раскрасим интересные картинки

2.Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев – пара рук –

Вот твоё богатство, друг.

Сжимать, разжимать кулаки.

Загибать по одному пальцы

одной, потом другой руки.

Сжимать, разжимать кулаки.

Ладони здороваются крест на крест.

Упражнение с мячом- ежом

- Ребята, посмотрите на картинку, кто это?

- верно это лягушка.

Сегодня про нее мы разучим новое упражнение.

Скачут две лягушки —
Зеленые подружки.
(Пальцами обеих рук выполняем собирающие движения на поверхности стола, при этом кисти слегка подпрыгивают)

Комаров они поели,
Прогуляться захотели.
Шлеп-шлеп ножками,
(Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу)

Хлоп-хлоп ладошками!
(Хлопаем в ладоши)

- Высуньте язык лягушки далеко, так, чтобы язык стал длинным. А теперь сделайте так, чтобы язык стал покороче — лягушка прячет свой язык. Теперь лягушка совсем спрятала язык — втяните его.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие двигательных и познавательных способностей детей, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи :

Образовательные:

· способствовать развитию мелкой моторики.

· учить показывать слова стихотворений жестами, чувствуя слова через движения;

· способствовать развитию памяти, наглядно-образного и логического мышления;

· закреплять навыки работы с пластилином.

Развивающие:

· развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

· воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство сострадания, взаимопомощи.

Методы и приёмы : беседа, загадки, проблемные ситуации, ситуации успеха, музыкальное сопровождение, обращение к прошлому опыту детей, демонстрационный материал.

Оборудование: аудиомагнитофон; ёмкость с перемешанной крупой (фасоль, горох); чашки; шаблоны платьев по количеству детей и шнурки; шаблоны платочков, прищепки; крашенные макароны, шнурки; пластилин, заготовки для аппликации.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, мои друзья! Рада видеть всех вас я!

В круг скорее становитесь и друг другу улыбнитесь.

(Дети встают в круг, и выполняют движения в соответствии с текстом).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех мы вас приветствуем!

Воспитатель:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них

Сегодня ребята, мы с вами отправимся в чудесную удивительную страну Сказок.

Воспитатель: Но сначала…

Разгадаем мы загадки,

Пальчики мы разомнём,

И тогда, уже ребята,

В сказку точно попадём !

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Он хозяина любил,

Верно, он ему служил,

В сапогах ходил и злого

Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки. А вот ещё одна:

Сестрам с мачехой стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

(выставляю театр «Золушка и картинку с грустной Золушкой)

Ой, ребята, посмотрите какая Золушка грустная. Что же её так огорчило? (Прослушивание запись песни Золушки).

Так, что же произошло у Золушки? (Ответы детей).

Оказывается сегодня во дворце бал и ей очень хочется туда попасть и увидеть принца.

А злая мачеха приказала выполнить ей много работы по дому: рассортировать фасоль, заштопать платья, постирать, собрать рассыпавшиеся бусы сестёр и украсить их платочки бахромой.

Давайте, все вместе выполним задания злой мачехи, и поможем Золушке собраться на бал.

Утром Золушка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре песню спела.

С песней солнышко взошло,

Стало радостно, тепло.

Птицы весело запели,

Бабочки вдруг прилетели.

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Вы садитесь поскорей,

И поможем ей дружней!

(Дети выполняют движения согласно тексту).

2. Основная часть:

Воспитатель: Злая мачеха смешала фасоль красную и белую, а мы должны помочь ей рассортировать её снова.

Вам нужно белую фасоль положить в один стаканчик, а красную в другой, потом мы ссыпим её в мешочки. Работать нужно дружно и аккуратно. (Дети подходят к столу, выполняют задание двумя подгруппами)

Воспитатель : Молодцы дети! Посмотрите, мешок красной и мешок белой фасоли готовы! А у нас впереди еще столько дел…

Воспитатель: Ребята, нас ждёт следующее задание. Злые сестры приказали Золушке украсить платочки бахромой. Вместо бахромы мы с вами будем использовать прищепки. Прищепки на одном платочки должны быть одного цвета и прикреплены по две на каждой стороне. (Уточняю форму платочков, количество сторон). Приступайте к работе.

Воспитатель: Вот какие красивые получились платочки, Золушка сможет выбрать один из них для себя.

Золушке поможем дружно,

Постираем, пыль протрём.

И крупу переберём.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь платья разорваны пополам, нужно их заштопать. Как мы будем это делать? (Нужно положить две половинки платья так, чтобы дырочки совпали и после сшить шнурком)

(дети выполняют задание после показа воспитателя)

Воспитатель: Какие аккуратные платья получились! Теперь Золушка сможет выбрать платье, в котором отправится на бал.

Воспитатель : Но к платью нужны украшения. Какие украшения вы бы ей предложили?

(бусы, серьги, браслеты).

Воспитатель: мы с вами сделаем красивые бусы из необычного материала. Посмотрите, из чего мы будем их делать?

(Дети рассматривают материалы на столе)

Воспитатель: Сейчас мы возьмём шнурок и будем нанизывать на неё наши бусины – макароны, цвета макарон должны чередоваться и всего у вас должно получиться по 10 бусин на шнурочке, не забывайте считать. А потом постараемся завязать шнурочек узелком, чтобы бусы не рассыпались.

Воспитатель: Ребята, вы настоящие волшебники! Посмотрите! (Выставляю картинку с красивой радостной Золушкой). Старое рваное платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, деревянные башмачки — в хрустальные туфельки и мы с вами сделали для Золушки вот такие красивые бусы. Теперь наша Золушка готова ехать на бал.

-Молодцы! В таком наряде Золушка сможет блистать на балу!

Воспитатель : Но Золушка не может ехать на бал с пустыми руками. Ей хочется порадовать гостей и подарить им красивые открытки. Сейчас мы все вместе нарисуем для Золушки красивые весенние открытки, а рисовать мы будем не красками и карандашами, а пластилином.

(Показываю детям открытку, и объясняю, как нужно выполнять задание).

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг –

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

А под солнцем на лужочке,

(Дети выполняют задание, дорисовывают солнышко и тюльпаны).

Вы, молодцы! Справились со всеми заданиями. И Золушка может отправляться на бал!

Давайте пожелаем Золушке счастливого пути!

Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться из сказки в наш любимый детский сад.

Вы сегодня молодцы!

Давайте вспомним, в какой сказке мы сегодня побывали? Какие задания мы выполняли? (Ответы детей). Какое задание вам понравилось больше всего?

Золушка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие подарки! Принимайте их. (Раскраски)

Читайте также: