Конспект по краеведению 6 класс

Обновлено: 07.07.2024


Ход занятия:

Россия на протяжении столетий была и остается самой большой страной в мире. На её территории проживает много народов и народностей. Каждой области характерен свой народный костюм.
Русский народный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющий свою историю создания.

Слайд 2 (На экране проецируется фото Белгородского народного костюма)
Народная одежда Белгородской области собрала в себе все виды русского народного костюма; впитала в себя общерусские, южнорусские и украинские черты, которые прослеживаются в деталях, вышивках и украшениях, т.к. Белгородская область образовалась в результате слияния юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области.

Слайд 3 (На экране проецируется фотографии народных рубах, преобладающих на территории Белгородской области)
Внимание воспитанников обращается на фотографии народных рубах, преобладающих на территории
Белгородской области.
( Дети делятся мнениями о видах изображений).
Народный костюм Белгородской области состоит из рубахи.
Рубаха – основа народного костюма, самая древняя и необходимая его часть, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Ее носили мужчины, женщины, дети.
С рубахой связывали множество обрядов и поверий. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной - человек тоже был облачен в рубаху
Самая распространенная на Белгородчине, была рубаха с прямыми прямоугольными плечевыми вставками – поликами. Она состояла из двух частей: верхняя (стан) шилась из тонкого полотна, нижняя (подстава) изготавливалась из более грубого холста, которая пришивалась и отпарывалась по мере необходимости.

Слайд 9 (На экране проецируется фотографии поясов, преобладающих на территории Белгородской области)
Пояс наши предки называли еще кушак, женщины подпоясывали им понёвы и сарафаны, мужчины - рубахи. Длина пояса — около трех метров. Почти на всей территории Белгородчины (кроме Приосколья) бытовал пояс фабричного производства, который украшали вышивкой, кружевом, лентами, блестками, бахромой, парчой, бисером. Пояс также имел магическое значение. Он сопровождал человека от рождения до самой смерти, считался сильным оберегом.

Слайд 10 (На экране проецируется фотографии женских головных уборов, преобладающих на территории Белгородской области)
Головной убор имел огромное значение для женщины, т.к. две трети своей жизни она с ним не расставалась.
По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой.
Головной убор русского народного костюма, представлял из себя твердое основание различной формы (кика, кичка) поверх которой надевалась сорока или кокошник. Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой — кокошник.
По головному убору можно было определить, кому он предназначался (молодой женщине, будущей маме; пожилой женщине) и для чего предназначался (для праздника;
для ношения каждый день).
- Какая есть ещё составная часть народного костюма?
(Ответы детей).

2. Коллективная работа в группах
(Для выполнения задания, воспитанникам предлагается разделиться на группы).
Задание: объяснить основную идею пословиц
- По одёжке встречают, по уму провожают.
- Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
- Без порток, а в шляпе.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Достались от жилетки рукава.
- Одежда лучше новая, а друг — старый.
- С миру по нитке - голому рубаха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи раздела:

Сформировать представление учащихся о красоте и величии степей и пойменных лесов родной области. Дать понятие памятникам природы и ознакомиться с ними.

Методы и приемы:

-объяснительно-иллюстративные (беседа с опорой на учебник и презентацию, рассказ учителя с иллюстративным материалом и картой оренбургской области);

I . Организационный момент

1.Приветствие. Здравствуйте, садитесь!

2.Проверка подготовки к уроку учащихся учителем.

3. Проверка отсутствующих по журналу, дежурным.

II . Постановка темы и цели урока

Цель урока: Сформировать представление учащихся о красоте и величии степей и пойменных лесов родной области. Дать понятие памятникам природы и ознакомиться с ними.

III . Проверка домашнего задания

1.Площадь Оренбургской области?

Ответ: Площадь Оренбургской области равна 124 тыс. км.

2.Между какими широтами находится область?

Ответ: Территория области расположена между 50 и 54° с.ш.

3.На сколько км. Растягивается с запада на восток?

Ответ: 720 км. 4.С какими областями граничит Оренбургская область?

Ответ: . Область граничит на юге с Казахстаном, на западе и северо- западе - с Самарской областью, на севере - с Республикой Татарстан, Республикой Башкортостан и Челябинской областью.

5.Какова среднемесячная температура июля и января? Ответ: Среднемесячная температура воздуха в июле составляет около +22°С, в январе--14 °С.

6.Какова процентная доля пашни? Ответ: под пашней находится 51%

IV .Изучение нового материала

Открываем тетради и записываем новую тему.

Ученики открывают тетради и записывают новую тему.

Как вы думаете, что такое памятники природы?

Ответ: Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Оренбургские степи - край редкой красоты, исключительного многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Степями называют равнинные или холмистые участки земной поверхности с черноземными почвами и травянистой растительностью . До того, как человек на этой территории начал свою хозяйственную деятельность, большие участки были заняты луговыми степями. В настоящее время луговая степь полностью превращена в пахотные угодья. Лески пострадали от вырубок, пожаров, выпаса скота. Сохранившиеся участки луговых степей образованы красочном луговым разнотравьем, к которому примешиваются степные злаки и радуют людей своими красками.

Степи особенно красивы весной, когда в почве много влаги. В это время расцветают яркие тюльпаны, сон-трава, ирисы, горицвет. Но эти растения быстро отцветают, а на смену им появляются растения, которые могут переносить летний зной и сухость. Это ковыль, типчак, шалфей и др.

В степях широко распространены растения типа перекати-поле, особенно курай (солянка чумная), сплошь покрывающий землю своими растопыренными ветвями. Осенью, ко времени созревания плодов, это растение приобретает форму шара, легко обламывается у корня и тысячами носится по полям, пока не остановится в каком- нибудь овраге, на лесной полосе или у забора, где образует огромные завалы.

Жуткое впечатление производит такая степь в лунные ночи, когда, сцепившись друг с другом и образовав огромные комья, растения несутся по степи. Недаром перекати-поле называют в народе степными или ветровыми ведьмами.

Кроме курая, группу перекати-поле образуют качим метельчатый, кермек татарский, катран татарский, рогач песчаный и некоторые другие растения. Эта группа растений может развиваться только на широких степных просторах. Сухость климата и свойства почв степной зоны неблагоприятны для произрастания в ней леса. Поэтому здесь он растет только на влажных местах - в поймах рек, балках, лощинах. Много пойменных лесов в долинах рек Урал, Илек.

Леса строго охраняются законом, так как они приносят большую пользу людям. Они не только дают лесоматериалы и топливо, но и задерживают влагу, очищают воздух.

В некоторых местах долгое время оставались нераспаханными значительные пространства плодородных почв. Их называли целиной. С 1954 года на целине стали создавать поселения для обрабатывания этих почв.

На вновь освоенных землях вырастили и сейчас продолжают выращивать знаменитую оренбургскую пшеницу.

Памятники природы

Оренбургская область обладает целым рядом разнообразных природных достопримечательностей.

Кваркенский район. Уртазымские скалы

Находится в 6,5 км к югу от с. Уртазым, в устье р. Уртазым напротив с. Покровка. Геолого-геоморфологический, ботанический памятник природы, площадь - 15,6 га. Грандиозный, высотой до 30 м, известняковый правобережный обрыв над приустьевой частью р. Большой Уртазымки.

Травостой Уртазымских скал образуют многочисленные петрофитно-степные виды, среди которых редкими для области являются астрагал Гельма, тимьян мугод- жарский, гвоздика узколистная, смолевка алтайская, астра альпийская, очиток гибридный, горноколосник колючий и другие.

Соль-Илецкий район. Гора Змеиная (Ханская гора, Могила хана)

Находится в 1,5 км к юго-востоку от с. Михайловка, в 0,5 км к юго-западу от с. Беляевка. Геологический (палеонтологический) памятник природы, площадь - 33,2 га.

Представляет собой высокий правобережный обрыв эрозионного происхождения между селами Михайловка и Беляевка, который опоясан крутой излучиной р. Бер дянки. Обрыв уникален тем, что в нем вскрыт почти непрерывный разрез отложений верхней юры с богатыми скоплениями фауны.

Обилие ископаемой фауны и красота урочища привлекают к горе многочисленные учебные и познавательные экскурсии, из которых обычно привозят памятные сувениры - ростры белемнитов, отливающие перламутром раковины аммонитов. К северу от обрыва на вершине горы ведется карьерная разработка юрских ракушечников для строительных нужд.

Адамовский район. Карагачская степь

Находится в 12 км к юго-востоку от пос. Айдырлинский. Ландшафто- ботанический памятник природы, площадь - 2400,0 га.

Участок эталонной плакорной степи, расположенный в верховьях ручьев Карасу и Аулы-Сай. Растительность представлена в основном типчаково-ковылковыми сообществами с характерным степным разнотравьем: тысячелистник благородный, подорожник степной, прострел раскрытый, люцерна румынская, зопник клубненосный, вероника беловойлочная и др.

Курманаевский район. Колки Русская Швейцария

Новосергиевский район. Старобелогорские меловые горы и дубрава Корш- Урман

Находится на юго-западной окраине с. Старая Белогорка, Новосергиевское лесничество, кв. 20 - площадь 56,1 га. Новосергиевский лесхоз. Ландшафтный (комплексный) памятник природы, общая площадь - 126,8 га.

Памятник природы представляет собой типичную сыртово-нагорную дубраву, окружающую меловые холмы у села Старая Белогорка. Урочище включает действующий меловой карьер, пять меловых холмов северо-восточной экспозиции и двуглавый холм на северной опушке дубравы, а также саму дубраву Корш-Урман. На меловом субстрате у карьера и на холмах произрастают кальцефитные виды, внесенные в Красную книгу России и Оренбургской области: пупавка Корнух-Троцкого, копеечник Разумовского, копеечник крупноцветковый, а также реликт - льнянка слабая.

Бузулукский район. Трехсотлетние сосны

Два дерева сосны в возрасте 300-350 лет, высотой более 30 м, диаметром около 1,5 м. Одни из самых старых сосен Бузулукского бора. Деревья защищены изгородью.

Адамовский район. Карабутакский гранитный массив (скалы Шонкал)

Находится в 2,5 км к северо-западу от с. Карабутак. Геологогеоморфологический и ландшафтный памятник природы, площадь - 41,6 га. Трещины и другие углубления в гранитах, собирая и храня дождевую влагу, создают условия для произрастания древесно-кустарниковой растительности. В расщелинах растут карагана, кизильник черноплодный и низкорослые березы. Наблюдается обилие мхов и лишайников, разнообразен видовой состав растительности. Березы в сочетании с гранитными архитектурными ансамблями выглядят оазисом среди степного однообразия.

Беляевский район. Озера Косколь

Акбулакский район. Гора Тасуба (Тас-Тюбе)

Находится в 5 км к северо-западу от пос. Юрьевский. Геолого- геоморфологический памятник природы, площадь - 50,6 га.

На склонах встречаются небольшие березово-осиновые рощицы. На горе обитают барсук, корсак, степная пищуха, гнездится степной орел, а в рощицах - курганник. Памятник является эталоном каменисто-степной растительности.

Тюлъганский район. Красный Шихан

Красный Шихан - крайний восточный и самый высокий холм на водораздельной гряде между р. Ташлой и небольшим ее правобережным притоком - сухим в летнее время логом. Абсолютная отметка вершины - 388,0 м. Долина притока Ташлы и гора частично покрыты лесом (кв. 325, 326 Ташлинского лесничества) и степной растительностью. Основу травостоя образуют у подножия Шихана ковыль красивейший, в нижней части склона - тырса. В древостое доминируют дуб черешчатый и береза повислая.

Илекский район. Урочище Ветрянка.

Фрагмент ландшафта барханных песков второй надпойменной террасы Илека. Находится в 2-х км от села Привольного. Для урочища характерен типичный эоловый рельеф с чередованием высоких песчаных бугров с глубокими котловинами выдувания. Песчаные бугры покрывает изреженная псаммофитная, а котловины - лугово-степная растительность. В котловинах встречаются тополевые рощицы, отдельные заросли ивы, кусты боярышника кроваво-красного.

V . Закрепление

Подумай и ответь

Что называют памятником природы?

Ответ: Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Геологические памятники природы (их в области 25) — это прежде всего обнажения редких горных пород и минералов

4.Где в вашем районе можно создать национальный природный парк?

Ответ: Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

VI . Домашнее задание

учебное помеще ние. П олучить навыки пост роения мо дели городов.

Методы: модел ирование, ра бота с картой, схематизация.

- Ребята, мы с вам и живем в Орен бургской области . В чем особенност и

географическ ого положе ния областног о центра г орода Оренбу рг ?

- Кто из вас заду мывался, почему Оренбу рг находится именн о в этом месте ?

Учащиеся ищут обоснование особенностей географического положения Оренбурга.

Далее учитель ставит перед уче никами задач у, в ходе урока, используя ме тод

моделирования исследовать особенности пространственного размещения городов.

Предположим, что кабинет ге ографи и – это модель территории. Парт ы

поставим в од ин ряд по центру класса – это Ураль ский горн ый хребет

(горный ба рьер ). На полу с л евой стороны ряда начерчена схема

насыщенная Е вропейская Рос сия, а с правой стороны ря да разреженн ая

Сибирь. На полу возле кл ассной доски и у первой парты мел ом начерчена

схема располож ения дву х городов Оренбурга и О рска. Та ким образом,

Ученикам п редлагается п редставить се бя в роли ку пцов из Европейской

России в Сиб ирь проложить возм ожные т орговые пути, а также обосновать

По команде у чителя начинает ся экспе римент. «Ученики, отправля ясь в

путешествие п о классу во всех направлени ях, но вынуждены п роходить

через проход у доски. В итоге, ребят а с помощью о днокласс ников,

наблюдающих за п роцесс ом, подходят к в ыводу, что единст венно

возможный тра нзитный путь из Е вропейской Росс ии в Сибирь, (и наобо рот )

через Оренбу рг и Орск. Поэтому становится ясно, что, эти города обла даю т

- Найдите на ка рте России та кие города, котор ые стоят у окраины барье ра?

(Оренбург, Орск – обход Урала с юга; Дербент – обх од Кавказа с вос тока)

Главным в объ яснении темы у рока был о показать возм ожност и

пространствен ного анализа геог рафически х карт и созд ать тем самым

условия для разв ития у детей геог рафического мышл ения, н аправленного на

Предложенны й сценарий у рока в 6 классе раз работан и создан на основе

С.В. Рогачева «Уро ки пониман ия карты (основы простра нственного

пространствен ного анализа, но и много численные пр имеры с комме нтариями

к ним, рису нки и схемы, во просы и зада ния. Схемы л егко можно

отксерокопировать , разм ножить и испол ьзовать в в иде раздаточ ного

материала для у чащихся, или отсканиро вать и показывать на экране.

Возможности и нтерактив ной доски, п озволяют не т олько демон стрировать

их учащимся, н о и последоват ельно доб авлять, вычерчивать, вырисовывать

Самым тру дным в ходе п одготовки и проведении за нятия, было

моделирован ие ситуации, соз давать и ме нять местоп оложение па рт и

стульев, потому что их перемеще ние могло отвл ечь учащи хся от главног о,

Учащиеся, как п равило, любят нетради ционные у роки с необыч ными

подходами к изу чению. Это ста новится фактором, разв ивающим их о бразное

мышления, у силивает стремле ние к поз нанию и пробу ждает ребячье

В ходе урока в ыявились про белы в знания х и умениях у чащихся. Нап ример,

чаще всего воз никали тру дности с теор етическим обо снованием разме щения

Урок помог у чащимся у знать, что размещен ие объектов, со зданных

человеком, пре допределено ос обенност ями распол ожения п риродных

Метод пространств енног о анализа заста вляет детей п онимать, что

необходимо у делять больше в нимания к артам, выра батывает пр ивычку

самостоятельно читать карту не только тогда, когда к этому действию

призывает у читель, а постоянно при выпол нении любы х заданий.

Взаимоотноше ния с картой ст ановятся боле е вдумчивым и, воспитывается

географическа я зоркость, п ространстве нное мышлен ие и а налитическая

потребность. Кр оме э того, у ребят в озникает пот ребность и возможность

реализовать вну трипредмет ные и межпре дметные связи ме жду физико -

географическ ими и общ ественно - географическ ими курсам и. Они с

удовольствием использу ют знания в этих о бластях, демонст рируя кру гозор и

Многие школьник и при встрече с к артой теряются : как зап омнить такое

обилие бесп орядочной (та к, по крайне й мере, кажетс я ребенку ) информации ?

Если же познакомит ь их с метод ом простран ственного анал иза, понемн огу,

поэлементно научить раскла дывать карт у на отдельные э лементы, об ъяснять

их взаимосвязи, испу г исчезнет. Будет развиваться с иту ация успеха,

формироваться ге ографический в згляд на мир, а п отом люб овь к предмету и

Школьники на конкретных п римерах ра ссмотрели п ричинно - следственные

связи обусловивши е возникнове ние городов, ос ознали зав исимость

поведения челов ечества от пр остранства, в котором оно жи вет и развиваетс я.

Уяснили, что и менно прир одные фактор ы формировал и на прот яжении все й

На уроке я понял, п очему именно здесь был об разован город О ренбург и к ак

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нескольких метрах от места, где стоял дом родителей Гладкова, спуск к роднику, из которого детскими ладошками более века назад черпал воду юный писатель. Родник был восстановлен силами Ключевской сельской администрации, здесь же образована зона отдыха.

Большая Чернавка, где прошло детство писателя, встречает сегодня запустением. Остатки домашней утвари разбросаны возле многих уже нежилых домов.

Большая Чернавка, где прошло детство писателя, встречает сегодня запустением. Остатки домашней утвари разбросаны возле многих уже нежилых домов.

река Няньга, на берегу которой стояла когда-то деревня Чернавка

река Няньга, на берегу которой стояла когда-то деревня Чернавка

О ранее существовавших здесь постоялых дворах напоминали лишь названия деревень - Князь-Умет, Волхон-Умет… В селе Ключи церковь и усадьба, описанные Гладковым, превратились в развалины.

О ранее существовавших здесь постоялых дворах напоминали лишь названия деревень - Князь-Умет, Волхон-Умет… В селе Ключи церковь и усадьба, описанные Гладковым, превратились в развалины.

 Расскажи о Красном Маре, - попросил я бабушку. - Почему он - один и высокий? Почему - красный? Бабушка словно ждала от меня этого вопроса: она даже лошадь остановила и с задумчивой улыбочкой вгляделась из-под ладони в эту высокую гору с темно-красными пятнами на склонах, такую одинокую и угрюмую среди ржаного поля. - Он еще от Пугача стоит. А может, и до Пугача был - кто его знает. Только от Пугача слава о нем осталась. Бывало, когда я еще в девках была, песню пели: Во степях-то было во саратовских, За Волгой-матушкой, на горной стороне За лесами, за долами, стоит Map высок. А на Маре-то на Красном казаки стоят , Казаки-то удалые. Пугачевы молодцы.

Расскажи о Красном Маре, - попросил я бабушку. - Почему он - один и высокий? Почему - красный? Бабушка словно ждала от меня этого вопроса: она даже лошадь остановила и с задумчивой улыбочкой вгляделась из-под ладони в эту высокую гору с темно-красными пятнами на склонах, такую одинокую и угрюмую среди ржаного поля. - Он еще от Пугача стоит. А может, и до Пугача был - кто его знает. Только от Пугача слава о нем осталась. Бывало, когда я еще в девках была, песню пели: Во степях-то было во саратовских, За Волгой-матушкой, на горной стороне За лесами, за долами, стоит Map высок. А на Маре-то на Красном казаки стоят , Казаки-то удалые. Пугачевы молодцы.

Пугач-то ведь с казаками на бар шел, мужиков на волю отпускал и землю барскую им отдавал. Тогда мужики все за Пугачом пошли. А когда Пугача да казаков полонили, из нашего села половину мужиков казнили, а бабам косы обрезали да кнутами секли. Только сказывали, что казаки-то нахлынули сюда - этот Map и насыпали. Со всех сел мужиков согнали и кругом всю землю на три сажени вынули и гору с колокольню навалили. Сейчас там болото моховое, и нет на нем пути человеку.

И сказывали старики, что на этом Мару каменная крепость стояла, а в самом Мару атаман Удалов жил с казаками, судил да рядил и с солдатами царскими воевал. С год солдаты боем бились и никак победить не могли. Крепость-то всю разорили. Разорить-то разорили, а никого в ней не нашли: все казаки под землю скрылись. Барин приказал весь Map раскопать, голодом их изморить. Копают, копают - глядят, а земля-то опять как не копана. Диву дались, с рук сбились, пригнали мужиков, баб, девок, парнишек - копай! А утром, как солнышко взойдет, земля-то опять как не копана, а солдаты-то, сторожа, мертвые лежат. И вся земля кровью залита. Барин с начальником рвут и мечут. Стали на мужиках вымещать, людей хватать, да пороть до смерти, да вешать.

А Удалов-атаман войдет в село с казаками да на этих виселицах и вздернет барскую родню. Однова даже и самого барина притащил и перед народом выставил:

А Удалов-атаман войдет в село с казаками да на этих виселицах и вздернет барскую родню. Однова даже и самого барина притащил и перед народом выставил: "Вот тебе, бает, сказ и наказ: не обижай народ, а то все твое племя погублю. Пускай виселица стоит тебе на устрашение". Дрожмя дрожит барин-то, язык отнялся

Так и было-то: чего бы атаман ни делал, солдаты да начальники только утром глаза продирали. Барин потом со страху скрылся. Солдаты хоть и стояли, а после тихо было: мужиков не обижали, боялись. Мужики-то осмелели и барскую землю пахали. Потом тьму-тьмущую солдат нагнали. Нашли проход, в нутре ворвались. Никого не нашли. Только в келье у образа Спаса свечка теплится. А подземелье махонькое и ладаном пахнет. Стоит на коленях старичок дряхленький и на голос кафизму читает.

Схватили его и допрашивают: "Где твои разбойники? Кто ты такой?" А старичок-то ласково да безбоязненно слабеньким голоском да с улыбочкой и ответствует: "Не знаю я, братие,

никаких разбойников, а сам я тут вырыл келейку и славлю господа. Затворник я, людие

никаких разбойников, а сам я тут вырыл келейку и славлю господа. Затворник я, людие". Выволокли его и терзать стали, а он, светлый, улыбается, поет чуть слышно: "Се что добро и что красно да живите, братие, вкупе. " Всяко сказывали старики - твой прадедушка Селиверст, отец дедушкин, бывало, внушал: это родитель был атамана, и казаки не столь слушались Удалова, сколь этого старца.

Ну, он тут и остался для души спасения, народу на утешение. Он и веру в народе укрепил. А другие противились: не родитель атамана, а сам атаман с мужиками остался. Казаков-то с миром отпустил - мало их осталось, - а сам на всю округу защитником жил. Сказывали: ежели барин кому обиду творил, он ночью к нему являлся атаманом, во всем одеянии, и приказывал: "Не тесни, не мордуй людей - кару великую примешь". Барин-то маленький ростом был, а нравом свирепый. Кричит, ногами топает: "Слуги! Рабы! Все ко мне! Хватайте разбойника! На конюшню, на дыбу, до смерти пороть!" А атаман-то возьмет его за шиворот, бросит на кровать и смеется: "Не кричи, не взывай - никто к тебе не придет.

Это я к тебе буду по душу приходить

Это я к тебе буду по душу приходить". Тогда и народ жил способно, а барин дрожмя дрожал. А потом, сказывают, ноги и руки у него отнялись. Красный Map, который маячил далеко в лиловой дымке знойного дня, чудился мне сказочным обиталищем каких-то необыкновенных видений. Может быть, в этом кургане, пропитанном кровью, еще до сих пор живет душа грозного атамана и любвеобильного пророка-келейника. И будет вечно стоять этот кроваво-красный курган и напоминать людям о правде и о вольной воле.

На месте, где стоял дом Гладковых, небольшой холмик с табличкой да куст сирени, который всегда рос под окнами их дома.

На месте, где стоял дом Гладковых, небольшой холмик с табличкой да куст сирени, который всегда рос под окнами их дома.

Семья Гладковых у своего дома в деревне Чернавка. 1913 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Семья Гладковых у своего дома в деревне Чернавка. 1913 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

праведным делом учить детей грамоте,

чтобы они могли читать псалтырь, жития

Женщины в деревне были наподобие рабочего скота: их били смертным боем, истязали, и в деревне было много кликуш. Моя мать в двадцать лет уже страдала тяжелой нервной болезнью. В детстве я много плакал: больше всего страдал за мать, которую бил отец. Она лежала вся в синяках, с распухшим лицом и судорожно дрожала. Били и меня за то, что я играл, за то, что плакал около матери, за то, что не мог поднять лопату с навозом на телегу. Бабушка была рыхлая, добрая, и голос у нее был плачущий, скорбный. Она хорошо пела песни и умела рассказывать сказки и предания так, как будто сама все видела и пережила. Таких преданий и сказок я потом никогда не читал и не слышал, и мне кажется, что она их создавала сама. И мать и бабушка очень хорошо пели песни, и песни эти нередко переходили в плач.

Женщины в деревне были наподобие рабочего скота: их били смертным боем, истязали, и в деревне было много кликуш. Моя мать в двадцать лет уже страдала тяжелой нервной болезнью.

В детстве я много плакал: больше всего страдал за мать, которую бил отец. Она лежала вся в синяках, с распухшим лицом и судорожно дрожала. Били и меня за то, что я играл, за то, что плакал около матери, за то, что не мог поднять лопату с навозом на телегу.

Бабушка была рыхлая, добрая, и голос у нее был плачущий, скорбный. Она хорошо пела песни и умела рассказывать сказки и предания так, как будто сама все видела и пережила. Таких преданий и сказок я потом никогда не читал и не слышал, и мне кажется, что она их создавала сама. И мать и бабушка очень хорошо пели песни, и песни эти нередко переходили в плач.

тряпичников маленькие книжечки

и читал их запоем. Знал я уже

стихотворения Пушкина,

Лермонтова, Некрасова, рассказы

Л. Толстого, Тургенева, Короленко,

Г. Успенского, увлекался и

лубочными книжками.

Вскоре семья переехала.

1898 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Федор Гладков у Максима Горького в Сорренто(Италия). 1930 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Федор Гладков у Максима Горького в Сорренто(Италия). 1930 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Москва, Лаврушинский пер.17, кв.45.Кабинет.1943 год. После награждения орденом Трудового Красного Знамени. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Москва, Лаврушинский пер.17, кв.45.Кабинет.1943 год. После награждения орденом Трудового Красного Знамени. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Ф. Гладков в п. Красково. Фото Кочнева. 1957 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Ф. Гладков в п. Красково.

Фото Кочнева. 1957 год. Фото из архива Андрея Борисовича Гладкова, внука Ф. Гладкова.

Умер Ф. Гладков 20 декабря 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Умер Ф. Гладков 20 декабря 1958 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем Ф. В. Гладкова были названы средняя школа и библиотека в его родном селе Чернавка (ныне они не сохранились). Имя Гладкова носит одна из улиц в г. Пензе (с 28 июня 1959). В 1983 году на границе Малосердобинского района Пензенской области был установлена стела с барельефом Гладкова (скульпторы — В. К. Цой и С. Н. Олешня. В Пензенском областном Литературном музее и Малосердобинском районном краеведческом музее действуют экспозиции, посвящённые Ф. В. Гладкову. В частности, в пензенском литмузее есть мемориальные вещи писателя, его документы и книги из личной библиотеки.

Именем Ф. В. Гладкова были названы средняя школа и библиотека в его родном селе Чернавка (ныне они не сохранились).

Имя Гладкова носит одна из улиц в г. Пензе (с 28 июня 1959).

В 1983 году на границе Малосердобинского района Пензенской области был установлена стела с барельефом Гладкова (скульпторы — В. К. Цой и С. Н. Олешня.

В Пензенском областном

Литературном музее и

Малосердобинском районном

краеведческом музее

действуют экспозиции,

посвящённые Ф. В. Гладкову.

В частности, в пензенском

литмузее есть мемориальные

вещи писателя, его документы

и книги из личной библиотеки.

Ф. В. Гладков не раз приезжал в Пензу, с его именем связаны памятные места в городе: территория улицы бывшей Базарной, а точнее, Хлебной площади, где производилась торговля зерном и крупой. От XIX века на этой улице сохранились два мельничных комплекса.

Ф. В. Гладков не раз приезжал в Пензу, с его именем связаны памятные места в городе: территория улицы бывшей Базарной, а точнее, Хлебной площади, где производилась торговля зерном и крупой. От XIX века на этой улице сохранились два мельничных комплекса.

По ходатайству правления Союза писателей СССР об увековечении памяти известного русского писателя, одного из зачинателей советской литературы Федора Васильевича Гладкова (1883-1858) решением Пензенского горисполкома от 28 июня 1959 года была переименована в улицу Гладкова. Расположена в центральной части года, между Пушкинским сквером и улицей Бакунина, параллельно улице Володарского

По ходатайству правления Союза писателей СССР об увековечении памяти известного русского писателя, одного из зачинателей советской литературы Федора Васильевича Гладкова (1883-1858) решением Пензенского горисполкома от 28 июня 1959 года была переименована в улицу Гладкова.

Расположена в центральной части года, между Пушкинским сквером и улицей Бакунина, параллельно улице Володарского

Память о писателе увековечена в стеле с барельефом Гладкова , открытой в 1983 году на границе Малосердобинского и Пензенского районов, в непосредственной близости от трассы, соединяющей Саратов и Нижний Новгород. Так что теперь каждый проезжающий по этой дороге может увидеть этот чёрно-белый кубический монумент, напоминающий о том, что в Пензе, помимо Лермонтова и Мейерхольда, есть и другие славные имена. Забывать о которых не стоит.

Память о писателе увековечена в стеле с барельефом Гладкова , открытой в 1983 году на границе Малосердобинского и Пензенского районов, в непосредственной близости от трассы, соединяющей Саратов и Нижний Новгород. Так что теперь каждый проезжающий по этой дороге может увидеть этот чёрно-белый кубический монумент, напоминающий о том, что в Пензе, помимо Лермонтова и Мейерхольда, есть и другие славные имена. Забывать о которых не стоит.

Читайте также: