Конспект по истории 8 класс социальные и национальные движения оппозиция реформам конспект

Обновлено: 06.07.2024

Сподвижник и свояк царя Борис Иванович Куракин так охарактеризовал Евдокию:

Консервативные взгляды матери не могли не сказаться на воспитании её старшего сына Алексея Петровича, который вырос противником новых порядков и начал готовить заговор против отца.

Однако подробнее об оппозиции реформам и других народных движениях во время правления Петра Первого вы узнаете далее.

Пояснення:

Составьте небольшой рассказ на тему "один день из жизни казахского рабочего"

Казахов в Китайской Народной Республике насчитывается 509 тыс. человек (1953 г.) . Подавляющая их часть (475 тыс. ) населяет Синьцзян- ^йгурский автономный район, где после уйгуров казахи являются наиболее многочисленной народностью. В пределах названного района казахи занимают многочисленные урочища в горах Тарбагатая и Алтая, ряд районов в бассейне р. Или, а также обширные пространства к северо-востоку и востоку от г. Урумчи. Небольшие группы казахов расселены в других местностях, в частности к югу от Гашуньской Гоби. Часть казахов в 1930 г. была переселена гоминь- даноБцами в сос0дние провинции Ганьсу и Цинхай. Кроме того, небольшие группы казахов имеются в Тибете (окрестности г. Лхасы) и в Нинся-Хуэйском автономном районе (Алашань, местность Шацзинтаохай) . Последняя группа — потомки казахов, переселенных сюда в 1759 г. Они давно уже омонголились, но до сих пор исповедуют ислам. Старики помнят о своем казахском происхождении. Группа казахов проживает также в г. Тяньцзине. В 1954 г. в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного, района были образованы Или-Казахский автономный округ в составе 9 уездов, а также автономные казахские уезды Мурэ (Мулэй) и Баркуль. Население Или- Казахского округа составляет 800 тыс. человек, в том числе 445 тыс. казаков. Центр округа —г. Инин (Кульджа) , в котором проживает около 100 тыс. человек, представляющих все национальности Синьцзяна. В уезде Мурэ насчитывается более 7 тыс. казахов, в уезде Баркуль — около 7.5 тыс. В провинции Ганьсу был выделен казахский автономный уезд Аксай, а в западной части провинции Цинхай — монголо-тибетско-казахский автономный округ Хайси; кроме того, в уезде Гунхэ той же провинции — автономная казахская волость. Казахи входят в состав населения монгольского автономного уезда Хобуксар, сибинского автономного уезда Чапчал и хуэйского автономного округа Санджи (Чанцзи) , расположенных в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района.


Вскоре разнёсся слух о том. что следующим шагом властей будет насильственная выдача русских девушек замуж за иностранцев. 29 июля было справлено сто свадеб, а ночью на 30 июля посадский люд, солдаты и стрельцы уничтожили караул, состоящий из иностранцев, и атаковали Астраханский кремль

Воеводу нашли и убили. Также было убито более трёхсот служилых людей - командиров полков, представителей местной власти

Главной движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы. Захватив город, они создали своё выборное правительство во главе с ярославским купцом-старообрядцем Яковом Носовым

Узнав о восстании, Пётр 1 направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирение мятежа. Угроза захвата Астрахани ханом вынудила повстанцев отступить от Царицына.

1705-1706 гг. — Астраханское восстание.

1705-1711 гг. — Башкирское восстание.

1707-1708 гг. — восстание под предводительством К. А. Булавина

Персоналии

К. Булавин. Я. Носов. Царевич Алексей. П. А. Толстой

Домашнее задание

Напишите биографический очерк о Кондратии Булавине (не более 500 слов).

* Используя ранее полученные знания и дополнительные материалы, обобщите причины народных выступлений с древних времён до начала XVIII в. Определите и обоснуйте наиболее часто повторяющиеся причины таких событий.

Соберите материалы о народных выступлениях в XVIII в. на территории вашего региона. Соотнесите эти выступления с событиями, о которых написано в параграфе. Сделайте презентацию об этих событиях

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Изложите проблемы социально- экономического развития России первой четверти XVIII в. Решались ли они властями?

Как разные слои российского общества реагировали на происходившие при Петре I перемены в стране?

Определять основные проблемы развития страны.

Формулировать познавательную задачу урока

Ориентационный (актуализации/повторения)

Приведите примеры социальных протестов в Западной Европе.

Вспомните и назовите формы социального протеста в XVII в.

В каком направлении развивалась социальная политика Петра I?

Актуализировать межкурсовые, предметные знания

Содержательно-операционный

В чём заключался насильственный характер реформ Петра I? Конкретизируйте примерами.

Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII в.? Определите главные причины народных выступлений в первой четверти XVIII в. Отличались ли они от причин народных выступлений в XVII в.?

Прочитайте фрагмент инструкций Петра I местным властям (см. учебник). С какой целью написан документ? В чём, по мнению Петра I, состояли причины народных выступлений?

Пользуясь текстом учебника и картой, составьте рассказ о восстании под предводительством К. А. Булавина.

Используя карту, определите, какое из трёх восстаний (в Астрахани, Башкирии, под предводительством К. А. Булавина) охватило наибольшую территорию.

В чём состояли особенности Астраханского восстания, специфика Башкирского восстания? Докажите с помощью примеров.

Определять способы деятельности исторической персоны.

Выявлять причины, особенности исторических событий.

Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок.

Составлять рассказ на основе 2-3 источников информации с использованием памятки.

Сравнивать исторические события на основе сведений карты.

Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов.

Обосновывать вывод с помощью конкретных исторических примеров

Работа с учебником, документом, картой.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в. В чём его основные причины?

Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в.? Оцените последствия этих движений.

Расскажите о выступлениях старообрядцев; работников мануфактур.

Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра I? С чем они были не согласны? Можно ли считать участников таких движений противниками всех Петровских реформ, модернизации страны?

«Изучив тему урока, я

— считаю, что могу себя похвалить за …;

— считаю, что мне не удалось …;

Определять причины и особенности исторических событий и процессов.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Составлять рассказ с использованием памятки.

Выражать собственное отношение при оценке поступков людей.

Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоны.

Различать достоверную и вымышленную информацию.

Аргументировать точку зрения с помощью конкретных примеров.

Принимать участие в дебатах.

Применять приёмы самоанализа своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты

Работа с картой.

Дополнительный материал

О челобитной астраханцев к Петру I

Приведение в исполнение указов царя об изменении русской одежды на иностранный образец вылилось в массовое оскорбление чувств астраханцев в большой праздник Ильин день в 1704 г., когда по всему городу по приказу воеводы, как писали Петру I челобитчики, «у мужска и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед всем народом

? Что послужило поводом к восстанию?

В. О. Ключевский о Петре I

Материал к дебатам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная таблица восстаний при Петре l. Причины, основные события, итоги.

СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ 1. ОППОЗИЦИЯ РЕФОРМ

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ

АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ

Восстание К.А. Булавина

Башкирское восстание

Выступление старообрядцев

Выступление работников мануфактур

Причины и поводы

Произвол и насилие местной власти, новые налоги и сборы. Повод – нововведения в быту (запрет носить бороды и русское платье)

Ограничение казачьего самоуправления, принудительные работы, розыск беглых

Национальное и религиозное притеснение, налоги и поборы, насилие властей

Усиление налогового гнета, запрет занимать общественные должности, обязанность носить определенную одежду

Тяжелые условия труда, привлечение к строительству городов, каналов и других объектов

Состав участников

Купцы, посадское население, солдаты, стрельцы

Различные слои населения

Основные события

1705г.- захват Астраханского кремля поход на Царицын.

1706г. – захват Астрахани царскими войсками, казнь основной массы верующих.

1708г.-захват Черкасска и избрание Булавина войсковым атаманом. Убийство Булавина.

1710г.- окончательное подавление крестьянских волнений.

1705г.- стихийное восстание башкир.

1706г.- челобитная царю и казнь башкирского посла.

1707-1710гг. – боевые действия, попытки перейти под подданство Османской империи и Крымского ханства.

1711г. – подавление восстания

Выступление разных форм, вплоть до актов самосожжения, на протяжении всего Петра 1.

Выступления разных форм на протяжении всего периода правления Петра 1: волнения на уральских заводах, побеги.

Причины поражения

Слабая организация и отсутствие плана действий, военное превосходство царских войск

Читайте также: