Конспект по художественной литературе заучивание стихотворения

Обновлено: 07.07.2024

Планируемый результат:

Дети с мотивированы на совместную деятельность;

У детей совершенствуется диалогическая речь: умение отвечать на вопросы взрослого;

Дети проявляют интерес к художественной литературе, желание слушать литературное произведение;

Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения;

Дети отвечают на вопросы в процессе общения;

У детей снято мышечное напряжение;

Дети запоминают стихотворение;

У детей развивается слуховая и зрительная память, произвольное внимание;

Дети умеют выразительно читать наизусть с использование приема мнемотехники;

Дети умеют воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием;

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать;

Дети умеют анализировать процесс и результат своей деятельности;

Дети умеют сообщать о своих впечатлениях, желаниях;

У детей совершенствуется диалогическая речь;

Дети с мотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:в оспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературное произведение; в оспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать

Развивающие: развивать любознательность и активность в процессе заучивания стихотворения; развивать умение отвечать на вопросы взрослого; развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание мнемотехники; развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

- воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности,

Методы воспитания: беседа, поощрение, создание ситуации успеха

Методы обучения: беседа, игра, демонстрация, показ, объяснение, пример, стимулирование занимательным содержанием

Учебно-методический комплект:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Последовательность деятельности

Содержание деятельности

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационно-целевой этап

Задача: с мотивировать детей на совместную деятельность; развивать умение отвечать на вопросы взрослого

Воспитатель читает письмо с телефона: Здравствуйте ребята, это пишет вам Комар Комарович у меня случилась беда, я хотел обрадовать маму выучить для неё стихотворение и рассказать ей его, но ребята, у меня не получается выучить стихотворение потому что я не умею, вы научите меня это делать? - Ребята, я очень хочу помочь, а вы готовы помочь?
Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы

Дети с мотивированы на совместную деятельность; у детей совершенствуется диалогическая речь: умение отвечать на вопросы взрослого .

2.Основной этап

Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание.

Чтение воспитателя.

Воспитатель просит детей сесть на коврики полукругом:
-Ребята, слушайте стихотворение внимательно, а потом расскажете, что вы почувствовали, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение, договорились?

Ответы детей

Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла

Дети делятся своими впечатлениями, воспитатель выслушивает и хвалит за высказывания.

Дети слушают стихотворение, проявляют эмоциональный отклик

2.1Работа над текстом

Задача:совершенствовать диалогическую речь: задавать вопросы в процессе общения; развивать любознательность и активность в процессе заучивания стихотворения.

- Ребята, о чём или о ком стихотворение?
Постарайтесь отвечать словами из стихотворения.

Ответы детей

- Где росли подснежники ?

Ответы детей

- Что сделала герой произведения?

Ответы детей

- Что сделала мама?

Ответы детей

- Что стало с подснежником?

Ответы детей

(весело, радостно)

Дети отвечают на вопросы

У детей совершенствуется диалогическая речь; дети отвечают на вопросы в процессе общения; дети проявляют любознательность и активность в процессе заучивания стихотворения.

2.2.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение.

Дети выполняют упражнения

У детей снято мышечное напряжение

2.3 Организация повторного восприятия с установкой на запоминание

Задача:побуждать детей запоминать стихотворение; развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание

-Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение еще раз, а вы внимательно слушайте, смотрите на таблицу и запоминайте, хорошо?

Ответы детей

Воспитатель читает стихотворение

-Ну как, ребята, получилось?

Ответы детей

-Что вы запомнили?

Ответы детей

Дети слушают и запоминают стихотворение

Дети запоминают стихотворение; у детей развивается слуховая и зрительная память, произвольное внимание

2.4. Выразительное чтение детей по мнемотаблице.

Задача: Учить детей выразительно читать наизусть с использование приема мнемотехники.

Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать

- Отлично, теперь я предлагаю Ирине рассказать стихотворение четко, выразительно, а мы послушаем и посмотрим, справишься ли ты, хорошо?

Ребенок читает стихотворение, воспитатель и дети слушают

-Молодец, кто еще хочет прочитать стихотворение также выразительно и четко?

Ответы детей

Воспитатель слушает, корректирует,просит прочитать стихотворение ребенка, который лучше всех читает или прочитывает стихотворение сама.

Дети читают наизусть стихотворение

Дети проявляют умения выразительно читать наизусть с использование приема мнемотехники; дети проявляют умения воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать

3.Подведение итогов

Задача:формировать у детей умение анализировать процесс и результат своей деятельности; формировать у детей умение сообщать о своих впечатлениях, желаниях; совершенствовать диалогическую речь.

-Ребята, расскажите, что мы сегодня с вами делали?

Ответы детей
- А как вы думаете, мы смогли помочь нашему Нашему комару Комаровичу?
Ответы детей
- Я с вами полностью согласна, благодаря вам, Ваня он будет знать как учить стихотворение наизусть и сможет порадовать свою маму!

-У нас все получилось? Какие сложности были?

Ответы детей

-Вам понравилось учить это стихотворение, кто напомнит, как оно называется?

Ответы детей

Ответы детей

-Молодцы, ребята! Я вами горжусь, вы у меня сегодня были внимательными, сосредоточенными! Мне было очень приятно слушать как вы читали стихотворение!

Дети отвечают на вопросы

Дети проявляют умения анализировать процесс и результат своей деятельности; дети проявляют умения сообщать о своих впечатлениях, желаниях; у детей совершенствуется диалогическая речь.

4.Открытость

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

-Ребята, я вам предлагаю в следующий раз сделать рисунки, нарисовать подснежник для наших мам, чтобы мы тоже порадовали их.
Ответы детей
- Здорово!

Задачи: Познакомить детей с новым стихотворением.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Упражнять в умении подбирать однокоренные слова,

Развивать речь, воображение, способность к наблюдению.

Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам, прививать

любовь и бережное отношение к книгам.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас в очередной раз, на занятии присутствуют гости. Давайте покажем, какие вы уже большие, как вы умеете внимательно слушать, думать и отвечать на вопросы.

Интересно вам, чем мы сегодня будем заниматься? Тогда начнём, слушайте мою загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Я склеена и сшита,

Без дверей, но закрыта.

Кто меня открывает –

Многое узнает. (книга)

Правильно – книга. Я приготовила для вас волшебную книгу.

Прежде чем её открыть, ответьте на вопросы:

Нужны ли человеку книги?

Для чего людям книги?

Что мы читаем в книгах?

Кто пишет книги?

Каких писателей вы знаете?

С каким писателем вы недавно познакомились?

Хочу вас познакомить с отрывком из стихотворения Сергея Михалкова, называется стихотворение

Снег кружиться, снег ложиться

Рады снегу зверь и птица

И конечно человек

Рады серые синички,

На морозе мёрзнут птички.

Выпал снег, упал мороз

Кошка лапой моет нос

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки

Понравилось ли вам стихотворение?

О чем рассказывается в нём?

Какое бы вы дали название этому отрывку? Почему?

Давайте попробуем это стихотворение выучить, и вы сможете дома рассказать его своим родным.

Что может помочь выучить стихотворение? (картинки)

А где же нам их взять? Давайте обратимся за помощью к волшебной книги. На первой страничке для вас задание:

Снег – снежок, зима – зимушка, мороз – морозец, снежинка - снежиночка

- Рассмотрите эти картинки, что делают на них дети и скажите, что общего у этих картинок?

1) дети строят снежную крепость

2) дети лепят снеговика

3) дети играют в снежки

4) мальчик катается с горки

5) мальчик упал в сугроб

6) дети чистят снег

7) девочка делает снежного ангела

Улыбка – радость, гнездо – птица, лес – звери, дом – человек.

Сорока, скворец, синица, сова, снегирь.

Низкий куст – высокий дом,

Горький перец – сладкий сахар,

Легкая снежинка – тяжелый камень,

Медленная черепаха – быстрый конь,

Тёмная ночь – светлый день,

Жаркое солнце – холодный мороз.

Снег – холодный, солнце – яркое, ветер – сильный, лужа – мокрая, снежинка – красивая

Вот мы и справились со всеми заданиями. Давайте, теперь разложим карточки в нужном порядке. Я вам буду читать строчку из стихотворения, а вы выкладывайте нужные картинки.

Теперь послушайте ещё раз стихотворение, но при этом рассматривайте картинки и пытайтесь запомнить его. (воспитатель читает стихотворение, дети рассматривают картинки – схемы)

А теперь давайте изобразим это стихотворение жестами

Снег кружиться, снег ложиться - покружиться

Снег, снег, снег, - присесть

Рады снегу зверь и птица – показ звериных когтей и птичьих крыльев

И конечно человек – хлопки, указать на себя пальцем

На морозе мёрзнут птички. – изобразить холод

Выпал снег, упал мороз – упасть на пол

Кошка лапой моет нос – имитирующие движения

У щенка на черной спинке – погладить друг друга по спине

Тают белые снежинки – расставить пальцы обеих рук, сжать руки в кулаки.

Давайте вместе попробуем прочитать стихотворения с помощью картинок (дети вместе с воспитателем читают стихотворение, опираясь на картинки)

Может есть желающие попробовать прочитать стихотворение (дети (2-3 ребенка) самостоятельно читают стихотворение, опираясь на картинки)

Итог: из волшебной книги выпадают снежинки (с улыбкой и без)

- Ребята, вспомните, как прошло наше занятие, понравилось ли оно вам? Трудно ли вам было справляться с заданиями, выучить стихотворение.

Выберите снежинку, которая соответствует вашему настроению после занятия

(дети выбирают снежинку и проводят самооценку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с творчеством казахского поэта Н. Жанаева; совершенствовать умения детей о разновидностях казахских национальных напитков.

Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения: 12. 12. 18

Воспитатель: Виноградова И. Н.

Пән/Предмет: Художественная литература

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание художественного вкуса.

2.Дамытушылық- развивающая: развитие речи, памяти, мышления.

3.Оқыту- обучющая: познакомить с творчеством казахского поэта Н. Жанаева; совершенствовать умения детей о разновидностях казахских национальных напитков.

Көптілділік/полиязычный компонент: корова-сиыр-cow, лошадь-жылқы-horse, верблюд-түйе-camel.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

(звучит казахская мелодия)

- Ребята, посмотрите на меня. Какие у вас красивые и добрые глаза. Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с нашими гостями:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: „Доброе утро!"

Доброе утро всем нашим гостям,

Доброе утро всем вам!

2. Негізі бөлімі/основная часть

(Дети подходят к столу, где стоят стаканчики с трубочками, и пьют молоко).

- Кто догадался, что это за слово? (молоко) Как оно звучит на казахском языке? (сүт) Молодцы.

- А теперь мы наше слово помещаем на волшебный экран и рядом тех, кто дает молоко. Кто должен появиться на экране? (дети называют животных).

Молоко – это хорошо, а кислое молоко еще лучше и полезнее.

Кисло-молочные напитки мы называем по-разному.

У коровы – кефир, у лошади - кумыс, у верблюдицы – шубат.

(воспитатель на каз. яз. называет животных.)

Кого позабыли? (верблюдица) Как называется ее напиток? (шубат)

(читаю стихотворение).

Что за вкус и аромат —

В пиалы разлит шубат.

Хочешь пить — попей шубат,

Хочешь есть — поешь шубат.

Слаще меда наш шубат —

Так в народе говорят.

Как волшебный эликсир,

Он тебе прибавит сил.

Шубат — верблюжье молоко.

- А сейчас мы будем читать стихотворение по-разному, и в этом нам поможет кубик-говорунчик.

(дети называют автора и название стихотворения и читают по цепочке тихо-громко)

- Ребята, давайте разделимся на группу девочек и группу мальчиков. Девочки будут читать медленно, а мальчики – быстро, но при этом четко проговаривать слова. А наши волшебные карточки-картинки вам помогут.

Повторное чтение стихотворения с подготовкой к заучивании.
Чтобы Лень ушла, нужно читать стихотворение с выражением.
Опрос нескольких детей. Рассматривание картины.
III.Заключительная часть.
В конце занятия сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.
Рефлексия: Ромашка-смайлик Анализируют свою работу на занятии.
Ожидаемый результат
Воспроизводит –отрывок стихотворения Весна
Понимает – различие между стихотворением и рассказом
Применяет– умеет эмоционально воспринимать художественные произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предоставлен в помощь воспитателям для занятий по художественной литературе.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой

Воспитатель: Воротникова С.

Подготовительная группа.

Направление образования и развития (образовательная область):

Образовательные:

2. Продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать текст стихотворения, понимать его содержание, а также переносный смысл языковых средств выразительности (сравнения, метафоры).

3.Прививать интерес к поэтическому слову.

4. Вызывать желание заучить текст наизусть и рассказывать его выразительно.

5. Учить выявлять признаки зимы в художественном тексте.

Развивающие:

1. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи.

2. Развивать желание рассказывать стихотворение своим сверстникам, родителям.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к своей Родине, родной природе.

2. Воспитывать культуру речевого поведения

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание, ответы на вопросы, физминутка, рассказывание по мнемотаблице.

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование: пейзаж с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, снежинка, мнемотаблица.

1.Вводная часть (мотивация).

На занятиях я сижу

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю

И красиво отвечаю.

-Какое сейчас время года? (зима)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.)

-Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра).

- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).

- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)

Воспитатель предлагает детям оценить свое настроение и обозначить его значком-символом. (солнышко или тучка) (Значки - символы индивидуально для каждого дошкольника в группе)

- Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?

- На что он похож?

- Какими красивыми словами о нем можно сказать? (белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).

- Пушистый, белый, ватный.

Какой бывает снег?

Холодный, но приятный.

Какой бывает снег?

Колючий и скрипящий.

Какой бывает снег?

2. Основная часть

-О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин (портрет), великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.

- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.

Читайте также: