Конспект по химии 8 класс габриелян 7 параграф химические формулы

Обновлено: 06.07.2024

Схема. Химические формулы в 8 классе

4. Основные определения в 8 классе

  • Атом — мельчайшая химически неделимая частица вещества.
  • Химический элемент — определённый вид атомов.
  • Молекула — мельчайшая частица вещества, сохраняющая его состав и химические свойства и состоящая из атомов.
  • Простые вещества — вещества, молекулы которых состоят из атомов одного вида.
  • Сложные вещества — вещества, молекулы которых состоят из атомов разного вида.
  • Качественный состав вещества показывает, из атомов каких элементов оно состоит.
  • Количественный состав вещества показывает число атомов каждого элемента в его составе.
  • Химическая формула — условная запись качественного и количественного состава вещества посредством химических символов и индексов.
  • Атомная единица массы (а.е.м.) — единица измерения массы атома, равная массы 1/12 атома углерода 12 С.
  • Моль — количество вещества, в котором содержится число частиц, равное числу атомов в 0,012 кг углерода 12 С.
  • Постоянная Авогадро (Na = 6*10 23 моль -1 ) — число частиц, содержащихся в одном моле.
  • Молярная масса вещества (М) — масса вещества, взятого в количестве 1 моль.
  • Относительная атомная масса элемента Аr — отношение массы атома данного элемента m0 к 1/12 массы атома углерода 12 С.
  • Относительная молекулярная масса вещества Мr — отношение массы молекулы данного вещества к 1/12 массы атома углерода 12 С. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс химических элементов, образующих соединение, с учётом числа атомов данного элемента.
  • Массовая доля химического элемента ω(Х) показывает, какая часть относительной молекулярной массы вещества X приходится на данный элемент.

АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
1. Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры.
3. Молекулы находятся в непрерывном движении.
4. Молекулы состоят из атомов.
6. Атомы характеризуются определённой массой и размерами.
При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются. Атомы при химических явлениях перегруппировываются, образуя молекулы новых веществ.

ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА ВЕЩЕСТВА
Каждое химически чистое вещество молекулярного строения независимо от способа получения имеет постоянный качественный и количественный состав.

ВАЛЕНТНОСТЬ
Валентность — свойство атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция — явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. Реагенты — вещества, вступающие в химическую реакцию. Продукты реакции — вещества, образующиеся в результате реакции.
Признаки химических реакций:
1. Выделение теплоты (света).
2. Изменение окраски.
3. Появление запаха.
4. Образование осадка.
5. Выделение газа.

  • Химическое уравнение — запись химической реакции с помощью химических формул. Показывает, какие вещества и в каком количестве вступают в реакцию и получаются в результате реакции.

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка.

  • Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения;
  • Формирование умений проведения поиска, обработки, анализа и систематизации информации;
  • Воспитание чувства патриотизма к Родине и русским ученым, на примере М. В. Ломоносова, внесшего значимый вклад в развитие мировой науки.

Личностные: демонстрация интереса к изучению темы и осознание значимости темы урока.

Регулятивные: умение определять последовательность действий, контролировать правильность своих действий; давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.

Познавательные: умение анализировать и осуществлять поиск средств выполнения поставленной цели; использовать знаково-символические средства представления информации; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы;

Коммуникативные: умение сотрудничать в процессе работы в парах, четко выражать свои мысли.

Методы и технологии : Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей химических веществ.

Этап 1. Организационный

Приветствие обучающихся, учитель задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке и способствует позитивному настрою школьников на решение учебных задач.

Приветствуют учителя, готовятся к решению поставленных учителем задач

2 этап: Актуализация знаний обучающимися основных положений атомно-молекулярного учения

Учитель: Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов.

Учитель: Учение о молекулах и атомах было разработано в середине 18 века великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765 гг.) Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ ученый прозорливо объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.

Учитель: Что мы можем сказать о М.В. Ломоносове? Кем он был?

М.В. Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем.

К сегодняшнему уроку вашим домашним заданием была подготовка группами произвольного состава (по 3-4 человека) информационных проектов о жизни и деятельности М.В. Ломоносова с представлением информации проекта в форме буклета.

(Представление 2-3 буклетов)

Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы и молекулы.

Из атомов состоят:

многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).

Из молекул состоят:

все органические вещества;

некоторые неорганические: простые газы (N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 ), сложные (CO 2 , NO 2 , SO 3 , SO 2 ).

Формирование ассоциативного ряда (воспроизведение имеющихся знаний по данной теме)

Учащиеся называют основные смысловые единицы, свои предположения и ассоциации, связанные с темой урока.

-Учащиеся высказывают свои мысли и суждения о великом русском ученом.

-Учащиеся представляют классу информационные буклеты с презентацией на экране.

Ученики класса прослушивают представляемую информацию, задают вопросы.

Учащиеся записывают информацию в форме опорного конспекта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по химии 8 класс

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

-Химический диктант (приложение 1).

3. Повторение изученного материала

- Скажите, пожалуйста, как называется система, в которой расположены химические элементы? (Периодическая система химических элементов).

-В каком году была открыта периодическая система? (1869). Какой великий учёный открыл периодическую систему химических элементов? (Д.И. Менделеев).

- Рассказать строение периодической системы. (Состоит из периодов- 7 (1 период состоит из двух химических элементов, 2 и 3й малые- 8 х.э., 4 и 5 большие- по 18 х.э., и 7- незаконченный; состоит из групп-8, каждая из которых разделена на 2 подгруппы- главную А, побочную В).

- Каждый химический элемент имеет своё место в периодической системе и находится в специальном окошке, какая информацию о химическом элементе мы там можем увидеть? (Порядковый номер, относительная атомная масса, название химического элемента).

Задание: определить расположение следующих химических элементов, пользуясь периодической системой химических элементов: Na , Ca , Zn , Fe , I ;

4. Изучение нового материала

-Вспомним что такое химический элемент? (определённый вид атомов).

-Каждый химический элемент имеет свой определённый знак, приведите примеры, пожалуйста. (Записать на доске).

-Скажите, пожалуйста, что составляют химики всего мира из химических элементов? (Формулы).

-Как вы думаете для чего они это делают? (Чтобы отразить химический состав того или иного вещества).

- Какова тема нашего урока? (Химические формулы).

-Какова цель нашего урока? (Узнать что такое химическая формула, научиться записывать из знаков химических элементов формулы веществ.)

-Из чего состоят все химические вещества? (Из молекул, а молекулы из атомов).

Задание: определить, где записан атом химического элемента, а где записана молекула вещества:

-Какие бывают вещества? (Простые и сложные)

-Вспомним, что называют простым веществом - вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

-Сложные вещества- вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

Задание: определить, где простое вещество, а где сложное

-Так вот, состав простых и сложных веществ химики всего мира отражают очень красиво и лаконично в виде химических формул. Сегодня мы с вами тоже научимся отражать состав веществ в виде химической формулы.

-Попытаемся дать определение понятию химическая формула, подумайте в парах и попробуйте составить определение используя вспомогательные слова.

- Условная запись, молекула, знаки, химический элемент. (Можно склонять слова).

Запишем у себя в тетрадях это определение.

-Какое слово из этого определения вам не известно? (Индекс).

-Позже мы с вами определим, что же такое индекс и для чего он нужен в химических формулах.

-Давайте с вами выразим с помощью химических символов состав самого распространённого вещества на планете, какого? (Воды). Это простое или сложное вещество? (Сложное).

-Итак, давайте с вами определимся вода это атом или молекула? (Молекула).

-В молекулу воды входит два атома Н и один атом О. Запишем их рядом друг с другом.

-Выразим состав простых веществ. Из скольки атомов состоит молекула водорода. (Из 2х одинаковых атомов водорода).

- Скажите, а молекула бывает только одна? (Нет, множество).

-Чтобы отразить число молекул используют коэффициенты, которые пишутся перед химическими формулами. Например, запишем три молекулы углекислого газа.

-Точно также можно записать количество атомов свободного элемента, например: 2 Al , 3 O , 4 H , 5 Na .

Задание: записать химическую формулу знаками химических элементов

1. 2 молекулы воды

2. 5 атомов кальция

3. 6 молекул углекислого газа

4. 7 молекул калия

5. 3 молекулы водорода

6. 4 атома железа

-Скажите, пожалуйста, можно ли вычислить массу молекулы? (Да, если известны массы атомов химических элементов, образующих эту молекулу).

-Массы атомов всех химических элементов определены например:

Масса атома водорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 001 674 г можно представить как 1, 674 * 10 -24 г.

Масса атома кислорода равна: 0, 000 000 000 000 000 000 000 026 667 г можно представить как 2, 6667 * 10 -23 г.

Масса атома углерода равна 1, 993 * 10 -23 г.

Масса молекулы воды равна 3,002 *10 -23 г.

-Удобно ли работать с такими значениями чисел?

-Было принято вычислить относительную атомную массу химического элемента для удобства работы с ним. Рассчитаем на примере атома кислорода.

-Самым лёгким химическим элементов является водород. Учёные определили во сколько раз масса атома кислорода больше самого легкого элемента, массы атома водорода.

-(Кислород делим на водород) 2, 6667 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 = 16 т.е в 16 раз масса атома кислорода больше массы атома водорода.

-Аналогично для атома углерода: 1,993 * 10 -23 / 0,1674 * 10 -23 =12 т.е в 12 раз масса атома углерода больше массы атома водорода.

-Что показывают эти величины? (Эти величины показывают, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше массы атома водорода, т.е. являются относительными).

-Масса атома углерода равна массе 12 атомов водорода.

-В настоящее время ученые-физики и ученые-химики придерживаются мнения, что относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода. (Записать в тетрадь).

-Относительную атомную массу обозначают буквами Ar , где r - начальная буква английского слова relative - относительный.

Например: Ar (О)= 16, Ar (Н)= 1, Ar (С)=12.

-Каждый химический элемент имеет своё значение относительной атомной массы. Значение относительных атомных масс представлено в периодической системе химических элементов Д.И, Менделеева, например, найдите химический элемент натрий его Ar = 22, 989, было принято округлять эти значения, натрий Ar = 23.

Задание: определить по таблице относительную атомную массу следующих элементов:

-Это для атомов - относительная атомная масса, а если нам дана молекула и нужно определить её массу, то как тогда будет называться её масса - относительная молекулярная масса.

-Обозначается Mr , как вы думаете, как найти молекулярную массу? (сложить относительные атомные массы элементов, входящие в состав молекулы).

-Рассчитаем Mr молекулы воды.

Mr (H 2 O)= Ar (H)*2 + Ar (O)= 1*2+16= 18 г .

-Рассчитаем относительную молекулярную массу молекулы углекислого газа.

Задание: рассчитать относительную молекулярную массу следующих веществ.

1. 4 CaO (оксид сальция)

3. 2 H 2 S (сероводород)

4. NaI (йодид натрия)

5. H 2 SO 4 (серная кислота) - вместе

6. 2ZnCO3 ( карбонат цинка). (65+12+16*3)*2=250 г.

Закрепление изученного материала.

1.Скажите, пожалуйста, что такое химическая формула?

2. Что показывает индекс?

3. Что обозначает коэффициент?

4. Что такое относительная и молекулярная массы вещества?

5. Чем они отличаются?

Параграф, задания после параграфа. Самостоятельная работа по определению относительной молекулярной массы и записи химической формулы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.

Цели урока : - повторение написания и произношения знаков химических

- закрепление рассмотренных понятий при решении

развивающие - развитие памяти;

воспитывающие - формирование диалектико - материалистических

Оборудование: - периодическая система химических элементов;

- Химия 8 класс учебник для общеобразовательных

учреждений О.С.Габриелян . - М:Дрофа, 2014

-интерактивная доска, проектор.

Условные обозначения: ☺- материал для записи;

☼- задания для самостоятельной работы;

ІΙ. Для проверки домашнего задания , с целью актуализации полученных ранее знаний

проводится опрос по карточкам на знание химических знаков.

По желанию 1-2 уч-ся вызываются к доске.

А) Из железа состоит Кутубская колонна в городе Дели.

Б) Железо способно намагничиваться

В) Железо входит в состав железной окалины

Г) Железо имеет серебристо-серый цвет.

Но из чего могут состоять наши вещества?

Учащиеся отвечают: молекулы, атомы, ионы, частицы.

ΙІΙ .Объяснение нового материала. Слайд 14

1. Атом водорода имеет массу 1,674 ∙10 -24 г. Атомная единица массы (а.е.м.)- это величина , равная 1,66∙10 -24 атома изотопа углерода (примерно массе атома водорода)- это 1/12 массы атома углерода.

Относительная атомная масса (Ar)-это отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода . Это безразмерная величина, которая показывает во сколько раз масса атома данного элемента больше 1 а.е.м.

Расположите элементы в порядке уменьшения их относительных атомных масс: кальций, фосфор, натрий, железо, медь, водород, сера, хлор.

Зная относительные атомные массы, мы всегда можем рассчитать относительную молекулярную массу

2. Относительная молекулярная масса рассчитывается на основании химической формулы молекулы вещества.

Химическая формула- условная запись количественного и качественного состава вещества СЛАЙД 3

СО2- произносим (цэ о два), ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЦИФРА 2? КАК НАПИСАТЬ 2 ТАКИЕ МОЛЕКУЛЫ?

☺ Коэффициент показывает число молекул вещества. СЛАЙД 8.

3. ☺ Относительная молекулярная масса вещества (Mr) – это отношение массы молекулы данного вещества к 1/12 массы атома углерода. Это безразмерная величина, которая показывает, во сколько масса молекулы данного вещества больше 1 а.е.м.

Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс с учётом индексов (числа атомов)

Пользуясь ПСХЭ, вычислите относительную молекулярную массу вещества.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание : §6 (уч. Габриелян О.С.. 8 кл), упр.1 стр.43 индивидуальные задания.

Читайте также: