Конспект по физике 10 класс мякишев работа силы
Обновлено: 08.07.2024
Ввести понятие механической работы, формулу для вычисления работы, для определения работы равнодействующей силы, единицу измерения работы, понятие механической мощности, формулы для вычисления работы, единицу измерения.
Развивать умения работать с учебником, получать знания самостоятельно, конспектировать самое главное, внимание, способность вести конструктивный диалог.
Воспитывать ответственное отношение к учебе, взаимоуважение.
Формировать мотивацию образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Измерять работу сил и изменение кинетической энергии, сравнивать их. Вычислять работу силы и изменение кинетической энергии тела под действием этой силы. Вычислять кинетическую энергию и ее изменение при вращательном движении. Формулировать принцип минимума потенциальной энергии. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Формулировать и применять закон сохранения механической энергии.
Основные виды деятельности: поисковое чтение, конспектирование, беседа, работа с учебником, выполнение заданий.
- Оргэтап
- Мотивационный этап
- Получение новых знаний.
2. Работа с учебником стр 131-134, чтение, конспектирование, ответы на вопросы
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
10 кл .Тема урока: Работа силы . мощность
Образовательная :раскрыть физический смысл понятий работа, мощность
Развивающая: развивать умение понимать прочитанное, сортировать информацию, делать выводы и обобщения развивать мышления;
Воспитывающая: развивать культуру ответа на вопросы, самостоятельность, толерантность.
Приборы и оборудования: компьютер, экран, проектор, легко подвижные тележки, динамометр, карточки- задания.
Ход и содержание урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний .
1)Что такое импульс тела? Какая величина импульс?
2)Как найти изменение импульса тел?
3)Какую систему называют замкнутой?
4) О чем говорится в законе сохранения импульса тел в замкнутой системе?
Как записывается закон сохранения импульса.
1.Два одинаковых бильярдных шаров массами m движутся с одинаковыми по модулю скоростями противоположно друг другу . Чему равен сумма импульсов этих шаров?
2.Шар массой 200 г, движущийся со скоростью 5 м/с, сталкивается абсолютно неупруго с шаром 300 г, который двигался в том же направлении со скоростью 4 м/с. Найдите скорость шаров после удара.
3.Чему равен модуль изменения импульса шара из пластилина массой 2 m , движущегося со скоростью v , после столкновения со стенкой?
А)0. Б) m v В) 2 m v .
3.Изучение нового материала
Сегодня на уроке повторим понятие работы силы и мощности.
Какие цели и задачи мы должны с вами решать сегодня на уроке? (Вопрос учащимся).
Ответы учащихся: Какая работа называется механической ? Как обозначать, какую единицу имеет работа ? Вывести формулу для вычисления механической работы. Рассмотреть основные характеристики механической работы.
Работа силы численно равна площади прямоугольника со сторонами F x и ∆х.
А = F *∆ r , или А = F * S
F x – сила, под действием которого совершается работа,
∆ r = S - перемещение.
Пусть материальная точка совершает перемещение ∆ r при действии на нее постоянной силы F , направление которой составляет угол ά с направлением перемещения ∆ r .
Работой постоянной силы F , действующей на материальную точку при перемещении этой точки на ∆ r называют произведение модулей силы и перемещения , умноженное на косинус угла между ними.
А = F ∆ r cos ά
В СИ единица работы- Джоуль.
Один джоуль- это работа постоянной действующей на материальную точку силы , модуль которой равен 1 Н при перемещении этой точки на 1 м в направлении действия силы.
Выясни физический смысл работы силы
ά = 0, значит cos ά=1; А = Fs ( направление силы совпадает с направлением перемещения ); А – положительная.
ά =180 0 ; значит cos ά= -1; А = - Fs ( сила противоположно по направлению перемещению ); А – отрицательная.
ά = 90 0 ; значит cos ά= 0; А = 0 ( сила перпендикулярна перемещению , она работы не совершает) скорость тела не меняется, говорят, что действие силы не приводит к изменению скорости и сила не совершает работы
А = Fscos ά
Если ά 0 , работа А силы F положительна, а результат это работы- увеличение скорости тела в ИСО
Если ά >90 0 работа А силы F отрицательна, а результат это работы- уменьшение скорости тела в ИСО
7) Если F =0, то А = 0 ( тело движется по инерции )
Если s =0, то А = 0 ( тело находится в покое )
Учащиеся записывают выводы на рабочих тетрадях.
Если на тело действуют несколько сил, то Работа суммы этих сил равна сумме работ, действующих на материальную точку сил
А = А 1 + А 2 + А 3 +…
Одна и та же работа над данным телом может быть совершена разными источниками (другими телами). Человек, перетаскивая тонну кирпичей на 10 этаж, затратит на эту работу несколько дней, а подъемный кран поднимет эти кирпичи на тот же этаж за несколько минут. Поэтому говорят о физической величине - мощности
Мощность- физическая величина, равная отношению работы А, совершенной за достаточно малый промежуток времени, к длительности этого промежутка.
N = А/ ∆ t
Единица измерения мощности – Ватт.
Зная силу и скорость материальной точки можно найти мощность
N = Fv cos ά
4. Закрепление изученного материала
1. Положительную или отрицательную работу совершает сила тяжести , когда тело скользит вниз по наклонной плоскости, когда тело тянут вверх по наклонной плоскости.
2.Человек, идущий по берегу, тянет на веревке лодку, прикладывая силу 200 Н. Угол между веревкой и берегом 30 0 . какую работу совершит человек при перемещении лодки на 5 м?
3. Какую мощность развивает человек, когда он взбегает с первого на четвертый этаж за полминуты? Высота каждого этажа 4 м. масса ученика 60 кг.
4.Почему водитель автобуса уменьшает скорость при подъеме в гору?
5.Домашние задания. § 31 стр 186 № 2, 4
Задачи 1-4 стр.125 (м.п)
1.Какую тему сегодня мы раскрыли на уроке?
2. Какую величину называем работой? Какой буквой обозначается работа? В каких единицах измеряется работа?
3.Когда работа равна нулю, положительна, отрицательна?
Какие этапы урока больше всего вам понравились, считаете, что они положительные, а какие этапы урока не понравились, считаете, что они отрицательны?
Цель урока: дать представление об энергии как физической величине, зависящий от состояния тела или системы тел, и показать, что изменение энергии при переходе из одного состояния в другое определяется величиной совершенной работы; совершенствовать навыки решения вычислительных задач.
1.Обучающая - ввести новую характеристику работа ,мощность ,механическая энергия, закон сохранения энергии;
- выяснить физический смысл работы ,мощности ,механической энергии, закона сохранения энергии;
- вывести формулы расчета, единицы работы ,мощности ,механической энергии, закона сохранения энергии;
2.Развивающая : - формирование самостоятельного мышления, умения сравнивать,
- анализировать, делать выводы;
3.Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и
предмету в целом, расширение кругозора;
- аккуратность записей в тетрадях, наличие учебников и письменных принадлежностей
Проверка домашнего задания методом фронтального опроса
1.Что называется механической работой?
2. В каких единицах измеряется механическая работа?
3. Как определяется знак работы?
4. В каких случаях механическая работа может быть равна нулю?
5. Как можно вычислить работу графическим способом?
6. Что называется мощностью?
7. Назовите единицу измерения мощности.
8. Векторные или скалярные величины работа и мощность?
9. Если направление скорости и силы совпадают как вычисляется мощность механизма?
10.Если мощность постоянная между силой и скоростью существует обратно пропорциональная зависимость. Приведите примеры использования этой зависимости в технике.
11. Машина движется равномерно по дороге. Какова работа равнодействующих сил, действующих на автомобиль?
12 Чему равна работа силы тяги, развиваемой автомобилем?
Решение задач
F₂
Тело движется по горизонтальной поверхности под действием сил F̄₁ и F̄₂ , причем F̄₁ = F̄₂.
Какая из приложенных сил совершает большую работу. Ответ: (F̄₁)
Изучение нового материала
1. Формирование понятия энергии:
— Тело обладает энергией, если оно способно совершать работу.
— Эксперимент (демонстрационный) углубляющий понятие энергии.
— Тела могут совершать работу, если находятся в определенном состоянии, которое может изменяться:
— сжатая пружина совершает работу, — подъем груза с помощью нити, перекинутой через блок,
— движение тележки с помощью опускающегося груза, — скатывание тела с наклонной плоскости.
2. Вывод теоремы об изменении кинетической энергии.
Тело движется прямолинейно под действием постоянной силы F̄. совпадающей по направлению с
F̄ V̄ вектором скорости тела. Поэтому А = F |Δr̄|. При движении вдоль оси Ох: А = FΔX, где F = ma
Δr̄ X Используем формулу Δх = V²- V₀²/ 2a. Тогда A = ma(V² — V₀²)/2 = mV²/2 — mV₀²/2
Величину mV²/2 – называют кинетической энергией, которую имеет тело, движущееся со скоростью V̄
3 Физический смысл кинетической энергии
При V₀ = 0; A = mV²/2, то есть кинетическая энергия тела Ек равна механической работе, которую должна совершать сила, действующая на покоящееся тело, чтобы сообщить ему скорость V.
4 Особенности кинетической энергии
А) Из формулы Ек = mV²/2 следует, что кинетическая энергия – понятие относительное, так как скорость тела зависит от выбора системы отсчета.
Б) Кинетическая энергия – скалярная величина. По ее приращению можно судить о работе лишь результирующей силы. Например, если автомобиль движется прямолинейно и равномерно, то прироста кинетической энергии нет, значит , работа результирующей силы равна нулю, хотя совершается работа двигателя, которая полностью компенсируется отрицательной работой сил сопротивления и трения.
В) Кинетическая энергия системы тел равна сумме кинетических энергий тел, входящих в механическую систему.
Решение задач:
1. Пуля массой 10г вылетела из винтовки со скоростью 800м/с и пробила доску, после чего скорость пули стала равна 400 м/с. Определить работу по преодолению сопротивления доски.
A = mV²/2 — mV₀²/2 = m/2 (V² — V₀²); A = 0.01/2·(64·104 — 16·104) = 2400 (Дж)
Подведем итоги урока.
Домашнее задание:
§ 40-45 ,стр. 145 задание А1-А5
-75%
Обучающие: формировать умения, обеспечивающих самостоятельное успешное применение формул, определений и закона к решению задач
Развивающие: продолжить формирование умения анализировать и делать выводы; продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний, системы взглядов на мир.
Предполагаемые результаты:
Личностные: формирование познавательной мотивации к учению.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно распределять и контролировать своё время.
построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальный опрос, объяснение, беседа, индивидуальная.
Оборудование: шарик, подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.
Дидактический материал: технологическая карточка - задания
1.Организационный момент (1-2 мин.): проверка отсутствующих.
Взаимные приветствия учителя и учащихся;
Фиксация отсутствующих; (отметить отсутствующих)
Организация внимания и внутренней готовности.
Сегодня на уроке закрепим понятия, о котором вы узнали в 9 классе(механическая работа, мощность, механическая энергия) и раскроем в ходе урока, смысл закона сохранения энергии и преобразования энергии из одного вида в другой.
Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке. Сегодня мы работаем в тетрадях и с технологической картой.
II. Повторение раннее изученного материала. Нужно заполнить пустые строки таблицы(2б)
Читайте также: