Конспект по физике 10 класс мякишев работа силы

Обновлено: 08.07.2024

Ввести понятие механической работы, формулу для вычисления работы, для определения работы равнодействующей силы, единицу измерения работы, понятие механической мощности, формулы для вычисления работы, единицу измерения.

Развивать умения работать с учебником, получать знания самостоятельно, конспектировать самое главное, внимание, способность вести конструктивный диалог.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, взаимоуважение.

Формировать мотивацию образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Измерять работу сил и изменение кинетической энергии, сравнивать их. Вычислять работу силы и изменение кинетической энергии тела под действием этой силы. Вычислять кинетическую энергию и ее изменение при вращательном движении. Формулировать принцип минимума потенциальной энергии. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Формулировать и применять закон сохранения механической энергии.

Основные виды деятельности: поисковое чтение, конспектирование, беседа, работа с учебником, выполнение заданий.

  1. Оргэтап
  2. Мотивационный этап
  3. Получение новых знаний.

2. Работа с учебником стр 131-134, чтение, конспектирование, ответы на вопросы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10 кл .Тема урока: Работа силы . мощность

Образовательная :раскрыть физический смысл понятий работа, мощность

Развивающая: развивать умение понимать прочитанное, сортировать информацию, делать выводы и обобщения развивать мышления;

Воспитывающая: развивать культуру ответа на вопросы, самостоятельность, толерантность.

Приборы и оборудования: компьютер, экран, проектор, легко подвижные тележки, динамометр, карточки- задания.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний .

1)Что такое импульс тела? Какая величина импульс?

2)Как найти изменение импульса тел?

3)Какую систему называют замкнутой?

4) О чем говорится в законе сохранения импульса тел в замкнутой системе?

Как записывается закон сохранения импульса.

1.Два одинаковых бильярдных шаров массами m движутся с одинаковыми по модулю скоростями противоположно друг другу . Чему равен сумма импульсов этих шаров?

2.Шар массой 200 г, движущийся со скоростью 5 м/с, сталкивается абсолютно неупруго с шаром 300 г, который двигался в том же направлении со скоростью 4 м/с. Найдите скорость шаров после удара.

3.Чему равен модуль изменения импульса шара из пластилина массой 2 m , движущегося со скоростью v , после столкновения со стенкой?

А)0. Б) m v В) 2 m v .

3.Изучение нового материала

Сегодня на уроке повторим понятие работы силы и мощности.

Какие цели и задачи мы должны с вами решать сегодня на уроке? (Вопрос учащимся).

Ответы учащихся: Какая работа называется механической ? Как обозначать, какую единицу имеет работа ? Вывести формулу для вычисления механической работы. Рассмотреть основные характеристики механической работы.

Работа силы численно равна площади прямоугольника со сторонами F x и ∆х.

А = F *∆ r , или А = F * S

F x – сила, под действием которого совершается работа,

∆ r = S - перемещение.

Пусть материальная точка совершает перемещение r при действии на нее постоянной силы F , направление которой составляет угол ά с направлением перемещения r .

Работой постоянной силы F , действующей на материальную точку при перемещении этой точки на ∆ r называют произведение модулей силы и перемещения , умноженное на косинус угла между ними.

А = F ∆ r cos ά

В СИ единица работы- Джоуль.

Один джоуль- это работа постоянной действующей на материальную точку силы , модуль которой равен 1 Н при перемещении этой точки на 1 м в направлении действия силы.

Выясни физический смысл работы силы

ά = 0, значит cos ά=1; А = Fs ( направление силы совпадает с направлением перемещения ); А – положительная.

ά =180 0 ; значит cos ά= -1; А = - Fs ( сила противоположно по направлению перемещению ); А – отрицательная.

ά = 90 0 ; значит cos ά= 0; А = 0 ( сила перпендикулярна перемещению , она работы не совершает) скорость тела не меняется, говорят, что действие силы не приводит к изменению скорости и сила не совершает работы

А = Fscos ά

hello_html_m4ab9a8a0.jpg

Если ά 0 , работа А силы F положительна, а результат это работы- увеличение скорости тела в ИСО

Если ά >90 0 работа А силы F отрицательна, а результат это работы- уменьшение скорости тела в ИСО

7) Если F =0, то А = 0 ( тело движется по инерции )

Если s =0, то А = 0 ( тело находится в покое )

Учащиеся записывают выводы на рабочих тетрадях.

Если на тело действуют несколько сил, то Работа суммы этих сил равна сумме работ, действующих на материальную точку сил

А = А 1 + А 2 + А 3 +…

Одна и та же работа над данным телом может быть совершена разными источниками (другими телами). Человек, перетаскивая тонну кирпичей на 10 этаж, затратит на эту работу несколько дней, а подъемный кран поднимет эти кирпичи на тот же этаж за несколько минут. Поэтому говорят о физической величине - мощности

Мощность- физическая величина, равная отношению работы А, совершенной за достаточно малый промежуток времени, к длительности этого промежутка.

N = А/ ∆ t

Единица измерения мощности – Ватт.

Зная силу и скорость материальной точки можно найти мощность

N = Fv cos ά

4. Закрепление изученного материала

1. Положительную или отрицательную работу совершает сила тяжести , когда тело скользит вниз по наклонной плоскости, когда тело тянут вверх по наклонной плоскости.

2.Человек, идущий по берегу, тянет на веревке лодку, прикладывая силу 200 Н. Угол между веревкой и берегом 30 0 . какую работу совершит человек при перемещении лодки на 5 м?

3. Какую мощность развивает человек, когда он взбегает с первого на четвертый этаж за полминуты? Высота каждого этажа 4 м. масса ученика 60 кг.

4.Почему водитель автобуса уменьшает скорость при подъеме в гору?

5.Домашние задания. § 31 стр 186 № 2, 4

Задачи 1-4 стр.125 (м.п)

1.Какую тему сегодня мы раскрыли на уроке?

2. Какую величину называем работой? Какой буквой обозначается работа? В каких единицах измеряется работа?

3.Когда работа равна нулю, положительна, отрицательна?

Какие этапы урока больше всего вам понравились, считаете, что они положительные, а какие этапы урока не понравились, считаете, что они отрицательны?


Цель урока: дать представление об энергии как физической величине, зависящий от состояния тела или системы тел, и показать, что изменение энергии при переходе из одного состояния в другое определяется величиной совершенной работы; совершенствовать навыки решения вычислительных задач.

1.Обучающая - ввести новую характеристику работа ,мощность ,механическая энергия, закон сохранения энергии;

- выяснить физический смысл работы ,мощности ,механической энергии, закона сохранения энергии;

- вывести формулы расчета, единицы работы ,мощности ,механической энергии, закона сохранения энергии;

2.Развивающая : - формирование самостоятельного мышления, умения сравнивать,

- анализировать, делать выводы;

3.Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и

предмету в целом, расширение кругозора;

- аккуратность записей в тетрадях, наличие учебников и письменных принадлежностей

Проверка домашнего задания методом фронтального опроса

1.Что называется механической работой?

2. В каких единицах измеряется механическая работа?

3. Как определяется знак работы?

4. В каких случаях механическая работа может быть равна нулю?

5. Как можно вычислить работу графическим способом?

6. Что называется мощностью?


7. Назовите единицу измерения мощности.

8. Векторные или скалярные величины работа и мощность?

9. Если направление скорости и силы совпадают как вычисляется мощность механизма?

10.Если мощность постоянная между силой и скоростью существует обратно пропорциональная зависимость. Приведите примеры использования этой зависимости в технике.

11. Машина движется равномерно по дороге. Какова работа равнодействующих сил, действующих на автомобиль?

12 Чему равна работа силы тяги, развиваемой автомобилем?

Решение задач


F₂

Тело движется по горизонтальной поверхности под действием сил F̄₁ и F̄₂ , причем F̄₁ = F̄₂.



Какая из приложенных сил совершает большую работу. Ответ: (F̄₁)

Изучение нового материала

1. Формирование понятия энергии:

— Тело обладает энергией, если оно способно совершать работу.

— Эксперимент (демонстрационный) углубляющий понятие энергии.

— Тела могут совершать работу, если находятся в определенном состоянии, которое может изменяться:

— сжатая пружина совершает работу, — подъем груза с помощью нити, перекинутой через блок,

— движение тележки с помощью опускающегося груза, — скатывание тела с наклонной плоскости.


2. Вывод теоремы об изменении кинетической энергии.

Тело движется прямолинейно под действием постоянной силы F̄. совпадающей по направлению с

F̄ V̄ вектором скорости тела. Поэтому А = F |Δr̄|. При движении вдоль оси Ох: А = FΔX, где F = ma


Δr̄ X Используем формулу Δх = V²- V₀²/ 2a. Тогда A = ma(V² — V₀²)/2 = mV²/2 — mV₀²/2

Величину mV²/2 – называют кинетической энергией, которую имеет тело, движущееся со скоростью V̄

3 Физический смысл кинетической энергии

При V₀ = 0; A = mV²/2, то есть кинетическая энергия тела Ек равна механической работе, которую должна совершать сила, действующая на покоящееся тело, чтобы сообщить ему скорость V.

4 Особенности кинетической энергии

А) Из формулы Ек = mV²/2 следует, что кинетическая энергия – понятие относительное, так как скорость тела зависит от выбора системы отсчета.

Б) Кинетическая энергия – скалярная величина. По ее приращению можно судить о работе лишь результирующей силы. Например, если автомобиль движется прямолинейно и равномерно, то прироста кинетической энергии нет, значит , работа результирующей силы равна нулю, хотя совершается работа двигателя, которая полностью компенсируется отрицательной работой сил сопротивления и трения.

В) Кинетическая энергия системы тел равна сумме кинетических энергий тел, входящих в механическую систему.

Решение задач:

1. Пуля массой 10г вылетела из винтовки со скоростью 800м/с и пробила доску, после чего скорость пули стала равна 400 м/с. Определить работу по преодолению сопротивления доски.

A = mV²/2 — mV₀²/2 = m/2 (V² — V₀²); A = 0.01/2·(64·104 — 16·104) = 2400 (Дж)

Подведем итоги урока.

Домашнее задание:

§ 40-45 ,стр. 145 задание А1-А5


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: формировать умения, обеспечивающих самостоятельное успешное применение формул, определений и закона к решению задач

Развивающие: продолжить формирование умения анализировать и делать выводы; продолжить формирование навыков применения полученных знаний для решения задач.

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, стремления к глубокому освоению теоретических и практических знаний, системы взглядов на мир.

Предполагаемые результаты:

Личностные: формирование познавательной мотивации к учению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно распределять и контролировать своё время.

построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальный опрос, объяснение, беседа, индивидуальная.

Оборудование: шарик, подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность.

Дидактический материал: технологическая карточка - задания

1.Организационный момент (1-2 мин.): проверка отсутствующих.

Взаимные приветствия учителя и учащихся;

Фиксация отсутствующих; (отметить отсутствующих)

Организация внимания и внутренней готовности.

Сегодня на уроке закрепим понятия, о котором вы узнали в 9 классе(механическая работа, мощность, механическая энергия) и раскроем в ходе урока, смысл закона сохранения энергии и преобразования энергии из одного вида в другой.

Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке. Сегодня мы работаем в тетрадях и с технологической картой.

II. Повторение раннее изученного материала. Нужно заполнить пустые строки таблицы(2б)

Читайте также: