Конспект по биологии 6 класс параграф 42

Обновлено: 07.07.2024

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Актуальное сегодня конспектирование особенно важно при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Научившись составлять краткую запись текста, лекции быстро и четко, школьники смогут впоследствии за минимальный отрезок времени оценить и записать полную и обширную информацию. Это пригодится им в науке, учебе, творчестве, будущей профессии и бизнесе. Сегодня конспекты по биологии 6 класс составляются в классе или задаются педагогом в качестве домашнего задания. Сжатое записывание данных урока, учебного пособия, справочника, иной литературы полезно не только с точки зрения практического применение этих записей впоследствии. Но и как задание на формирование навыков логического осмысления прочитанного и услышанного и отображения этой информации для последующего повторения.

Почему необходимо уметь грамотно конспектировать уроки?

Важно научиться грамотно составлять конспекты по биологии в 6 классе, что позволит:

  • представлять данные параграфов, разделов, тем в максимально компактном, удобном для изучения и быстрого повторения изученного, виде;
  • отображать законспектированные записи наглядно, практично для быстрой оценки материала, выделения нужного блока, который необходимо будет немедленно использовать;
  • выработать умение планомерной и качественной работы с информацией: анализировать и сравнивать ее, обобщать, выделять ключевые моменты, формулировать их кратко и четко записывать полученный результат;
  • быстро и надолго запоминать законспектированные данные, что даст возможность хорошо подготовиться к проверочной, ответу, контрольной, зачету, ВПР, экзамену и получить высокую оценку.

Какие трудности возникают чаще всего при составлении конспектов?

Нередко у подростков, учащихся в средней школе, возникают проблемы с составлением кратких записей уроков, параграфов учебной литературы. Причина - в неумении обрабатывать значительные объемы данных. Научиться этому несложно, причем необязательно привлекать в помощники специалистов - репетиторов, педагогов и. т. д. Можно освоить навык и самостоятельно.

Например, обратившись на портал Еуроки, где конспекты по биологии за 6 класс представлены в широком разнообразии. Коллекция включает краткие записи уроков по всем применяемым в школах программам и УМК по предмету. Используя их, можно:

  • грамотно подготовиться к ответу и получить высокий балл;
  • понять, что лежит в основе качественного конспектирования и научиться самостоятельно, опираясь на образец, конспектировать материал;
  • изучить дополнительные источники в их краткой записи, сэкономив время и обретя нужные, глубокие и полные, знания по дисциплине.

Старшеклассники-выпускники также смогут воспользоваться площадкой в целях повторения непростого курса материала по предмету за шестой класс. С помощью готовых конспектов намного проще и быстрее повторить и систематизировать изученный ранее материал по программе и дополнить свои знания данными из других источников, представленными в удобном, кратком виде.

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об отделе Покрытосеменные.

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • формирование систематизированных представлений об отделе Покрытосеменные;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.
  • помочь учащимся определять признаки покрытосеменных, отличать их от голосеменных, знать жизненные формы, способы питания и размножения, значение отличать двудольные растения от однодольных растений;

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия : покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Голосеменные). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Устная проверка.

1. Кто такие голосеменные? (растения, у которых семена расположены, открыто на поверхности чешуй шишек).

2. Какие растения относятся к отделу голосеменные? (секвой, ель, сосна, пихта, гинкго, эфедра)

3. Как размножаются? (семенами с помощью ветра)

4. Листья видоизменены в? (хвою)

5. Какие ткани хорошо развиты? (образовательная, проводящая, покровная, фотосинтезирующая, механическая, запасающая)

6. К каким жизненным формам относятся? (в основном деревья, кустарники и лианы, трав нет)

7. Каково значение в природе отдела Голосеменные? (очищают воздух, содержат фитонциды, дом для животных, использование древесины в хозяйственной деятельности, получении бумаги, мебели, использование шишек в питании, лечении болезней. Участвуют в почвообразовании)

8. Как отличить ель от сосны?

III.Мотивация . (3 мин)

Учитель: Какие еще растения размножаются семенами? (цветковые или покрытосеменные).

Почему же их так называют? (семя закрытое, находится внутри плода).

Это один из самых крупных отделов царства растений, насчитывает более 240 000 видов. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить в пустынях, болотах, рядом с водоемами, в горах. Есть влаголюбивые и сухолюбивые (ксерофиты, гидрофиты, мезофиты). Они имеют разный вегетационный период, есть эфемеры, у которых очень короткий вегетационный период, всего несколько недель (подснежники, тюльпаны, лютик, ветреница). Другие могут жить до 2000 лет платан восточный или чинар, древесное растение Италии.

Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Многие виды вошли в число культурных растений: капуста, морковь, томаты, огурцы и т. д.).

Цель урока: Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Итак, сегодня мы должны:

План работы на уроке:

1. Дать характеристику покрытосеменным растениям.

2. Приводить примеры покрытосеменных растений.

3. Знать их среду обитания.

4. Жизненные формы покрытосеменных.

5. Давать сравнительную характеристику покрытосеменным и голосеменным растениям.

6. Способы питания

8. Рассмотреть на какие классы делят отдел (однодольные и двудольные)

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

Работа с учебником

1.Покрытосеменные растения это отдел высших растений, у которых имеется цветок, как орган полового размножения и плод.

2. К покрытосеменным относят: дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста.

3. Обитают в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Обитают на кислых, соленых, плодородных и неплодородных почвах.

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

корень таблица

корень

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена oбразoвательная ткань — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Клеточное строение корня

клеточное строение корня

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa — осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

строение корня

Видоизменения корней.

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Читайте также: