Конспект первый в космосе

Обновлено: 07.07.2024

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: проектор, интерактивная доска

Временные рамки: 25-30 минут

Цель: Расширить представления детей о космических полетах, а так же закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин СССР Юрий Гагарин.

1. Обучающая: расширять представления о космосе и космических полетах

2. Воспитательная: воспитывать в детях гордость за свою страну

3. Развивающая: развивать познавательные интересы и коммуникативные навыки (побуждать рассказывать о своем отношении к подвигу первого космонавта).

Прогнозируемый результат: ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, использует речь для выражения своих мыслей и желаний, обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, достаточно хорошо владеет устной речью, обладает развитым воображением.

Предварительная работа: беседы о космосе, о космонавте Ю.Гагарине, просмотр иллюстраций о космосе.

Технологическая карта конструкта.

Этапы совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведёт к достижению результата

Создание атмосферы психологической безопасности, принятие эмоциональной поддержки ребенка.

установка зрительного контакта.

Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно значимом уровне.

Создает ситуацию с мотивацией через диалог: «Ребята, 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Мы с Вами провели беседу о первом космонавте Ю.Гагарине. Расскажите о своих впечатлениях.

Самостоятельные попытки детей ответить на вопросы.

Поиск решения проблемы (задачи)

Цель: опора на опыт детей необходимый для открытия нового знания.

Стимулирование общения, любознательность детей.

Поддержание детской инициативы.

А теперь давайте прослушаем фонограмму из песни

Беседа по содержанию (вопросы):

- Кто такие космонавты?

- Как Вы думаете, почему человек захотел лететь в космос? (Познать другие планеты и т.д.)

- Кто был первым космонавтом на Земле? (Ю.Гагарин)

- Как Вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, чтобы быть космонавтом нужно много тренироваться, делать гимнастику, и я вам предлагаю тоже потренироваться).

Чтобы к звездам полететь,

И зарядкой каждый день надо заниматься.

Делай раз - руки вверх

Делай два – руки вниз

Делай три – присели

А на четыре – побежали.

Поиск ответа на вопрос, решение проблемы (опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности).

Осуществление выбора способа решения проблемы владения активной речью.

Дети повторяют движения.

Планирование деятельности вместе с детьми.

Цель: совместное определение конкретных действий.

Открытие нового знания.

Цель: формировать представление о разнообразии способов действий

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии, обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную деятельность.

Побуждение детей на дальнейшую деятельную направленность внимания.

Педагог: Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытывал Ю.Гагарин

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

В приложении)

Создание ситуации необходимые в получении новых представлений, умений, способов деятельности.

Расскажите о своих впечатлениях.

И хотелось бы подвести итог нашего занятия стихотворением (автор), посвященному Юрию Гагарину.

СТИХОТВОРЕНИЕ.(на выбор воспитателя)

Поблагодарить детей за активную деятельность.

Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в его силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.

Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать было трудно.

- У меня все в порядке, все в порядке,- передал он,- лечу нормально. Чувствую себя хорошо.

По прежнему тысячью голосов ревел двигатель. Ракета дрожала от напряжения. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую указали ей ученые.

И вдруг стало тихо – это перестал работать двигатель. Но корабль по-прежнему мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше.

Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку – она так и осталась приподнятой, поднял ногу – она не опустилась. О некоторых вещах мы говорим, что они легки как пух. Пушинка и в самом деле очень легкая. Даже при слабом ветерке она сможет пролететь несколько километров. И все же, в конце концов, упадет на землю, потому что даже пушинка хоть немножко, совсем немножко, но весит. А вот в космическом корабле все стало невесомым.

Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел – а карандаша на месте нет: она плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.

Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо попробовать. Ведь еда в космосе так же ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал, есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?

Дать представление о космических полетах, закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.

Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, скафандр, космодром и др.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героев-космонавтов (заниматься спортом, в дальнейшем хорошо учиться в школе).

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Закончился космический полет,

Корабль спустился в заданном районе,

И вот уж целиной пилот идет,

Чтоб землю взять в свои ладони

И в космосе он думал лишь о ней,

Из-за нее летал в такие дали-

И лишь о ней все двести долгих дней

Писал в своем космическом журнале!

-О чем говорится в стихотворении?

-Для чего люди летают в космос (и т. д по стихотворению)

А сейчас проведем небольшую разминку:

1. Планета голубая,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

2. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет (Луна).

3. По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)

4. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (ракету).

- Ребята, догадались, о чём мы сегодня будем вести разговор? (о космосе, космонавтах)

-Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)

- Почему этот праздник так называется? (это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники).

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до других звезд и планет было очень далеко. И тогда учёные придумали ракеты. (Показ).

И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак, которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.

Много лет назад именно 12 апреля космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Юрия Гагарина).

В космической ракете,

Он первым на планете,

Подняться к звездам смог.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики — праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос. Космический полет требует долгой подготовки и всегда опасен,вот почему космонавты перед полетом всегда очень долго тренируются.

Гагарин прошел очень хорошую подготовку.

-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы быть космонавтом? (ответы детей). Правильно, ведь для того, чтобы быть космонавтом необходимо иметь крепкое здоровье, много тренироваться, не бояться трудностей.

- Давайте мы тоже пройдем космическую тренировку.

Мы летим к другим планетам-

Объявляем всем об этом. (дети поднимают руки вверх, машут руками)

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет. (ходьба на месте)

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь. (руки на поясе, покачивание с ноги на ногу)

И с Большой Медведицей

В синем небе встретится. (ходьба на месте)

Космонавт одет в специальную одежду, которая называется скафандр (показываем иллюстрацию, на голове шлем, куда подается кислород, ведь мы с вами знаем, что в космическом пространстве нет воздуха, на ногах тяжелые ботинки (ведь в космосе нет земного притяжения). - Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости). Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.

(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)

- Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?

Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь в ракете могли быть какие–то неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности.

В ракете не должно быть ничего лишнего, иначе она не взлетит или не будет работать как надо, возникнет перегрузка.

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий

Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются, когда они благополучно приземляются.

Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю. Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась.

А через 2 года в космосе побывала женщина - Валентина Владимировна Терешкова (показ портрета). А ещё через 2 года был совершён первый выход человека в открытый космос.

Первым летчиком-космонавтом, вышедшим в космос, был Алексей Леонов (показ портрета, он провел 10 минут за бортом корабля и показал, что в открытом космосе можно работать.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна работа космонавтов?

Космонавты во время полета видят и наблюдают много интересного и много работают. Они ведут медицинские и технические наблюдения, изучают поверхность Земли, сообщают о приближении ураганов, о случившихся стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды, проводят различные опыты о влиянии невесомости на разные организмы. Вот такая сложная и интересная работа.

На какой планете мы живем?

Как называются люди на этой планете?

Как выглядит из космоса планета Земля?

Кто летает в космосе? (Космонавты, астронавты)

Где стартуют космические корабли? (С космодрома)

Что одевают, когда летят в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь)

Сколько весит космонавт в невесомости? (Ничего).

Кто был первым космонавтом Земли?

Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

Космос сейчас совсем не такой уж таинственный, каким он казался недавно. И мы, все люди планеты Земля, с огромным уважением и восхищением относимся к Юрию Гагарину, человеку, с которого всё это началось, который был первым. А быть первым всегда очень трудно, ребята! Вот почему именно его полёт в космос и отмечается нами, как замечательный праздник — День Космонавтики.

Может быть, кто – то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- О чём бы ты рассказал дома, из того что увидел и услышал?

Занятие можно закончить конкурсом детских рисунков, посвященных космосу и космонавтике

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизировать и расширить элементарные представления детей о космонавтике.

Цель: систематизировать и расширить элементарные представления детей о космонавтике

образовательные: познакомить с историей первого полета человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики.

развивающие: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать;

воспитывающие: создавать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос, воспитания нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.

Планируемые результаты образования:

Познавательные УУД: общеучебные – выражать свое отношение к обозначенной теме

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формой речи, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать собственное мнение и аргументировать его, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничистве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: осмысливать учебный материал, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: расширяют познавательные интересы, владеют общими логическими приемами мышления, используют воображение, проявляют устойчивое стремление к общению, сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, выражают интерес к освоению новой информации.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.

Конечно же, это космонавт. А знаете ли вы, какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля? (День космонавтики) С именем какого человека связан этот праздник? (Юрий Алексеевич Гагарин) Да, этот праздник неразрывно связан с именем нашего земляка, уроженца смоленской земли – Юрием Алексеевичем Гагариным, первым человеком, покорившим космическое пространство. Слайд 1.

Беседа об истории покорения космоса.

С давних времен звездное небо притягивало, манило к себе людей. Слайд 2.

Но прошли тысячи лет, прежде чем человек увидел Землю такой, как вы видите ее сейчас. Слайд 3.

Это стало возможно только тогда, когда люди изобрели космические корабли. Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев положили начало освоению космоса. Слайд 4.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. Слайд 5.

Прошло совсем немного времени и в октябре 1957 года с космодрома Байконур отправился в космос первый искусственный спутник Земли. Слайд 6.

Прежде, чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. Слайд 7.

А знаете ли вы клички других собак, побывавших в космосе? 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого собаки Белка и Стрелка. Слайд 8.

Первый полет в космос.

12 апреля 1961 года весь мир всколыхнула ошеломляющая весть: человек в космосе. Имя этого человека стало известно всему миру – Юрий Гагарин. Слайд 9.

Каким же был этот человек?

Юра Гагарин родился недалеко от города Гжатска. С детства мальчик увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Семью Гагариных немцы выгнали из дома, пришлось жить в землянке. После войны Юра поступает в ремесленное училище. Но свою мечту стать летчиком не забывает и поступает в военное авиационное училище.

Физкультминутка.

Вскоре Гагарина зачисляют в отряд будущих космонавтов. Он попадает в первую школу по подготовке летчиков – космонавтов, которая очень удивила его. Юрий увидел дома – одни круглые, другие какие-то изогнутые. Внутри них стояли огромные и совсем непонятные машины. Слайд 10.

В классах на столах было множество хитрых приборов – их нужно будет все изучить. В шкафах много книг, учебников, ведь, чтобы лететь в космос, надо много знать. Надо знать, как работает ракета и все приборы на ней, научиться управлять ракетой. А еще в школе был спортивный зал. Космонавту нужно быть крепкому, выносливому, надо каждый день заниматься спортом. Но и этого мало. Лететь в ракете намного труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому еще на земле космонавтов приучали ко всем трудностям полета. Слайд 11.

И вот настал день полета. Проводить Гагарина в небывалый полет собрались ученые, конструкторы, инженеры – те, кто создал этот замечательный корабль. Слайд 12.

В кабине космического корабля было очень тихо, и все, что осталось там, на Земле, да и сама Земля, стало чем-то очень далеким.

Взлет! Тысячью голосов взревел двигатель, ракета задрожала. Слайд 13.

- Поехали! – крикнул Гагарин. Слайд 14.

Те, кто наблюдали со стороны, видели, как из-под ракеты вырвался огненный вихрь. Она медленно оторвалась от бетонной площадки, рванула ввысь и в одно мгновение растаяла в голубой дали.
Полёт продолжался сто восемь минут. Корабль "Восток" поднялся на высоту триста двадцать семь километров и сделал полный оборот вокруг Земли.
Очень сложный был этот первый полёт. Множество опасностей подстерегало космонавта на каждом шагу.
Но Гагарин благополучно вернулся на родную Землю, чтобы рассказать, как выглядит космос. Слайд 15. Много всяких чудес увидел он за этот полет. Обо всем этом он передавал по радио, записывал в бортовой журнал. Ведь ученым так много надо знать!

Как только радио известило мир о благополучном приземлении космического корабля, толпы людей высыпали на улицы, никто не мог усидеть дома. Шутка ли – человек впервые побывал в космосе!

А через два дня Москва встречала героя. Слайд 16.

Освоение космического пространства.

Как вы думаете, профессия космонавт – это только мужская профессия?

А через 2 года в марте 1965 был совершен первый выход в открытый космос. Это очень сложная операция, но она может понадобиться для разных нужд – для устранения неисправностей, для осмотра космической станции и ремонта, для сборки больших конструкций. Подготовка к нему была не малой – три года. На космическом корабле "Восток- 2" находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов. Десять минут пробыл Леонид Леонов в открытом космосе. Космонавт оказался совершенно один в бесконечном пространстве, без всякой опоры, летящим с громадной скоростью высоко-высоко над планетой и связанным с кораблём лишь тонким, прозрачным кабелем. Это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса. Слайд 18.

Космос сегодня.

Сегодня полеты в космос стали привычными. Спутники и орбитальные станции выполняют множество работ в космосе (следят за погодой, находят залежи нефти, газа и полезных ископаемых, транслируют телепередачи и т. д.) Слайд 19.

Конкурсная программа.

Доложите о готовности к полету. Даю команду! На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Наши космические корабли отправились в полет.

Мы подлетаем к первой планете. Это планета Умников и Умниц. У них есть вопросы к землянам. Вы готовы на них ответить?

Какая собака первой побывала в космосе? (Лайка)

Какая страна запустила самый первый искусственный спутник Земли? (СССР)

Кто из людей первым побывал в космосе? (Гагарин)

Сколько длился первый полет Гагарина? (108 мин)

Первая женщина космонавт? (Терешкова)

Кто совершил первый в мире выход в открытый космос? (Леонов)

Молодцы! Жители планеты очень довольны вашими ответами. Летим дальше. В иллюминатор мы видим следующую планету – планету Капитанов. На этой планете предстоит пройти испытание командирам космических кораблей. Жители планеты обнаружили очень интересную вещь, по-видимому, картину, только никак не могут понять, что на ней изображено. Капитанов просят помочь восстановить картину. (Капитаны собирают игру-пазл на космическую тему).

Жители планеты благодарят вас. Капитаны доказали, что они достойны носить такое звание. А мы движемся дальше. На пути планета Неизвестная. Что нас там ждет, мы не знаем. Кто там живет, мы тоже не знаем. Наша задача подружиться с жителями этой планеты, ведь мы же прилетели с миром. Предлагаю командам придумать, на какую планету они прилетели, как она выглядит, кто на ней обитает, чем занимаются обитатели планеты.

(Участники команд рассказывают о планете, об обитателях планеты).

Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы приобрели много друзей в космосе. Но пора возвращаться на Землю. На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Вот мы и приземлились.

Вам понравилось наше космическое путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

Бороздин В. Звездолетчики. – М.: Просвещение, 1982. – 65с.

Внеклассные мероприятия в начальной школе/ авт-сост Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.

История покорения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет — ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими.


Зачем нужно покорять космическое пространство

В данный момент эксперты выделяют большое количество причин для этого. Не только тяга к знаниям движет проекты освоения человеком космического пространства:

  • Выживание. В определенной ситуации человечество может оказаться на грани исчезновения. Предполагается, что спасти остатки цивилизации поможет только эвакуация на другую планету.
  • Добыча полезных ископаемых. Считается, наиболее ценными залежами обладают астероиды. Соответственно, поэтому освоение человеком космического пространства играет экономическую роль. Редкоземельные металлы не настолько редки в других звездных системах. Таким образом, это позволит решить множество проблем.
  • Возможность противостоять глобальным угрозам. Сейчас в данный ранг возведены кометы и астероиды. Ранее эти теории лишь пугали зрителей с экранов телевизора, но упавший в 2013 году Чебаркульский метеорит под Челябинском показал всю мощь космических тел.

Этапы освоения космоса


Мечты о космосе

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях.

Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд.


Циолковский Константин Эдуардович

Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

I этап – первый запуск космического аппарата

Датой, когда началось освоение космоса считается 4 октября 1957 года – это день, когда Советский Союз в рамках своей космической программы первым запустил в космос космический аппарат – Спутник-1. В этот день шарообразный спутник вышел на орбиту, передав обратно сигнал об успешном старте.


Первый космический Спутник

Устройство представляло собой две сваренные полусферы из магниевого сплава и четыре стабилизатора, параллельно играющие роль передающих антенн. Общая масса устройства не превышала 88.5 кг.

Он был настолько популярен, что в Советском союзе в его форме делали даже ёлочные игрушки и значки. Освоение космического пространства СССР поставило точку на стараниях американцев первыми покорить космос. Единственной целью его запуска была проверка теорий. В конце концов, освоение космоса в 50-60 годы перестало казаться призрачной задачей. Также это спровоцировало всплеск огромного количества научной фантастики, наводнившей страницы книг и экраны телевизоров.

II этап – первые живые существа на орбите


Первая собака в космосе -Лайка

Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.


Собаки Белка и Стрелка

По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль — всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

III этап – выход человека в космос

Гагарин стал первым человеком, который отправился в космос и вернулся живым и невредимым на Землю.


Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

С тех пор каждое 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой:

  • был совершён первый в мире групповой космический полёт,
  • затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г);
  • состоялся полёт первого многоместного космического корабля;
  • Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г)

Первые человеческие жертвы


IV этап – первая высадка на Луну

Хотя Советский Союз первым вышел в космос и даже первым запустил на орбиту Земли человека, но США стали первыми, чьи астронавты смогли совершить удачную посадку на ближайшем космическом теле от Земли – на спутнике Луна.


V этап – исследование планет Солнечной системы

Ещё одна советская программа, но уже по изучению Венеры; снова множество важнейших достижений и открытий.


Космический аппарат Венера 9


Космический аппарат Вояджер-1

Они впервые передали детальные цветные снимки дальних планет и в первый раз сфотографировали крупнейшие спутники.

VI этап – человечество выходит за пределы Солнечной системы


в 1977 г Вояжер-1 после изучения Юпитера и Сатурна приступил к выполнению дополнительной миссии по исследованию отдалённых регионов Солнечной системы, включая пояс Койпера и границу гелиосферы.

На борту аппарата закреплён футляр с золотой пластинкой, где для предполагаемых инопланетян указано местонахождение Земли, а также записан ряд изображений и звуков.

VII этап – начало международного комплексного изучение космоса



Первый марсоход

VIII этап – начало работы МКС (Международной космической станции)


Одна из главных целей при создании станции – это возможность проведения различных опытов и экспериментов, которые требуют наличия уникальных условий космоса, а в частности – невесомости, а также вакуума и микрогравитации.

Всего в проекте МКС участвует 14 стран.

IX-этап –интенсивное исследование и коммерциализация космоса


Продолжается изучение нашей Солнечной системы:

Коммерческое освоение космоса

Без космоса человечество уже себя не представляет. Кроме всех плюсов практического освоения космического пространства, развивается и коммерческая составляющая.

Частные космические компании:

  • SpaceX (основана в 2002 году) и её космодром
  • Blue Origin — создана в 2000 году.
  • Virgin Orbit — компания, созданная Virgin Group в 2017 году. Готовится проект воздушного старта[1]
  • Суборбитальные КК SpaceShip компании Scaled Composites: SpaceShipOne — первый в мире частный космический корабль; SpaceShipTwo — туристический суборбитальный КК, дальнейшее развитие SpaceShipOne.
  • Interstellar Technologies — первая японская фирма в области частной космонавтики; создана в 2003 году.
  • S7 Space — российская компания, основным видом деятельности которой является запуск ракет космического назначения и выведение космических объектов на орбиту.

С 2005 года ведется строительство частных космодромов в США (Мохава), ОАЭ (Рас Альм Хаймах) и в Сингапуре. Корпорация Virgin Galactic (США) планирует космические круизы для семи тысяч туристов по доступной цене в 200 тысяч долларов. А известный космический коммерсант Роберт Бигелоу, владелец сети отелей Budget Suites of America, заявил о проекте первого орбитального отеля Skywalker.


Деннис Тито- космический турист

Планы по колонизации Марса от Илона Маска

SpaceX — частная компания, основанная Илоном Маском с амбициозной целью ни много ни мало колонизировать Марс. Самым важным достижением на данный момент является не возвращение и посадка первой ступени Falcon и не запуск автомобиля в сторону Марса, а возобновление интереса к космосу в широких массах. Маск вместе со SpaceX вернул человечеству великую мечту.

Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства.

Читайте также: