Конспект особенности природы северной америки

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова:
Северная Америка; США; Канада; Мексика; Кордильеры; Великие равнины; Гренландия; Канадский щит; Великие озёра; Миссисипи; Аппалачи; Каньон Колорадо.

Основные понятия

Торнадо – воронкообразный вращающийся вихрь, образующийся в грозовых облаках и протягивающийся вниз к земле.

Гейзер – горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.

Национальный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека, но разрешён туризм.

Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя об особенностях географического положения, рельефа, климата и внутренних вод Северной Америки.

- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Мотивация: развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.

Основные знания и умения: преставление о разнообразие природы материка; ознакомление с животными и растениями Северной Америки.

ВложениеРазмер
urok_7_klass.doc 118.5 КБ
prezentatsiya.ppt 1.27 МБ

Предварительный просмотр:

7 класс. Разнообразие природы Северной Америки

Тема урока: Разнообразие природы Северной Америки

Тип урока: комбинированный

Форма урока: нетрадиционный урок

Методы обучения: репродуктивный и исследовательский

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Северной

Америки; повторить знания, полученные при изучении темы

Мотивация: развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к

самостоятельному поиску знаний.

Основные знания и умения: преставление о разнообразие природы материка;

ознакомление с животными и растениями Северной Америки.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, карточки-задания, кроссворд

I. Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Проверьте всё ли готово у вас к уроку. А начать я его хочу со слов:

На карте Америки Северной — Точка.

В ней радостно встретились

И только друг друга

На чистом английском

Увы, я в английском

Не слишком сильна,

Я только запомнила

Одно — Миссис Ипи,

Другое — Мисс Ури.

II. Проверка домашнего задания:

1. Какие крупные реки протекают по материку? (Миссисипи, Миссури, Огайо, Макензи и т. д.)

2. Где на материке много озёр? Расскажите о Великих озёрах. (Эта крупнейшая водосборная система расположена в Северной Америке, в бассейне реки Святого Лаврентия, на границе двух государств – Соединенных Штатов и Канады. Великие озера – это группа из пяти наиболее крупных водоемов, куда входят - Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.)

III. Изучение нового материала.

- Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам посмотреть одно видео. (Видео о природе материка)

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь у нас на уроке? ( о природе материка)

Хорошо, итак цель нашего урока – как можно больше узнать о природных зонах Северной Америки.

Природа Северной Америки совсем иная, чем на уже изученных материках. Природные комплексы её очень разнообразны, среди них много уникальных: рощи гигантских секвой, особая природная зона прерий. Природа материка имеет много общего с природой Евразии, на котором мы живём.

В Северной Америке природные зоны расположены необычно. На севере материка они вытянуты полосами с запада на восток. В центральной и южной частях природные зоны вытянуты в меридиальном направлении. Такое распределение природных зон – особенность Северной Америки.

Мы знаем, что природная зона - это крупный природный комплекс. А что включает в себя этот комплекс? (Климат, почва, растительный и животный мр)

Схематически это можно представить таким образом . (лайд 2)

Климат Природная зона Почва

Животный мир Растительность

По карте природных зон Северной Америки (см. атлас с. 23) определите, какие природные зоны представлены на территории Северной Америки?

  1. Зона арктических пустынь.
  2. Зона тундры.
  3. Лесотундра.
  4. Тайга.
  5. Смешанные и широколиственные леса.
  6. Зона лесостепей и степей (прерии).
  7. Зона саванн и редколесий и др .(лайд 3)

характеристики природной зоны

  1. Географическое положение (ГП).
  2. Климатические условия (К).
  3. Почвы.
  4. Растительность.
  5. Животный мир.
  6. Деятельность человека.
  1. Зона арктических пустынь ( лайд 5, 6 ) окаймляет Канадский Арктический архипелаг, острова Виктория, Баффинова Земля, Для этой зоны характерно исключительно широкое развитие оледенения. Осадков выпадает главным образом в виде снега. Короткое лето. Почвы арктические пустынные. Скудная растительность: мхи и лишайники. Животный мир: мускусный овцебык, белые медведи, волки, лисицы. Моря, проливы, заливы архипелага богаты видами водных млекопитающих: моржи, тюлени, касатки.

Овцебык – крупное, травоядное животное с густой и длинной шерстью. Находится под охраной.

  1. Зона тундры (лайд 7,8) занимает северное побережье материка и прилегающие к нему

Тундра – безлесное пространство субарктического пояса, покрытая мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Климат тундры суровый. Зима долгая. Лето короткое и прохладное. Почвы тундры принадлежат к болотному и тундрово-глеевому типам. Растительность: мхи, лишайники; во влажных местах много осок, карликовой берёзы и ивы. Животный мир беден видами, но богат особями. Часто встречаются карибу (северный олень), песцы, леммингы, волки и др. Из птиц белая сова и белая куропатка. Моржи и тюлени у побережья, карибу привлекают много охотников. Неумеренная охота наносит большой вред животному миру тундры.

3. К югу тундра переходит в редколесье – лесотундру. Средняя t июля всюду

превышает +10 С. Почвы тундрово-глеевые и глеево-подзолистые. Растительность: чёрная, белая ель, бальзамическая пихта, берёза, осина. Животные: карибу, песец, бобр, норка и др.

4. Зона тайги. (лайд 9, 10)

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные породы деревьев.

Тайга имеет континентальный климат. Повышенное увлажнение. Осадков выпадает 500- 600 мм. в год. Холодная снежная зима и влажное прохладное лето. Почвы мерзлотно-таёжные и подзолистые. Растительность: ель, пихта, американская лиственница, сосна и др.

Животные: медведь-гризли, волк, олень-вапити, рысь, куница, скунс, белка, лось и др. В национальных парках сохранился бизон. Варварская охота привела к сокращению поголовья бизонов. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида (15 тыс. голов).

5. Зона смешанных и широколиственных лесов. (лайд 11, 12)

Эта зона располагается на востоке материка. Умеренный климат. Обилие осадков. Достаточное увлажнение. Почвы серые лесные и бурые лесные. Они содержат больше перегноя, чем подзолистые. Растительность: десятки видов дуба, клёна, каштана, бука, липы, магнолии и др. Зона лесов в горах Кордильер отличается от лесной зоны на равнинах.

6. Зона лесостепей и степей (прерии).

Лесостепи и степи вытянулись с севера на юг от канадской тайги до Мексиканского залива.

Прерии - переходная подзона между широколиственными лесами и степями на Великих равнинах.

Климатические условия благоприятные для произрастания трав, среди которых преобладают злаки (бородач, бизонова трава, типчак). Осадков выпадает много - более 1000 мм. в год. Зона лесостепей и степей изменены человеком – распаханы или превращены в выгоны для скота. Почвы чернозёмные, каштановые, серые лесные, Почвы прерий – брунизёмы (содержат меньше органического вещества, сильно выщелочены). В

растительности преобладают многолетние морозостойкие злаки: ковыль, житняк, бизонова трава и др. Животные: бизон (в заповедниках), койот, суслики, тушканчики и др. Много птиц: тетерев, гриф, индейка. Встречаются гремучие змеи.

7. Зона полупустынь и пустынь. (лайд 13,14)

Формируется в условиях сухого климата. Занимает внутренние плоскогорья Кордильер.

Сейчас вы проведёте небольшую исследовательскую работу. Представьте, что вы группа учёных-исследователей и изучаете тайгу Северной Америки. Среди вас специалисты по климату, почвам, растительному и животному миру.

Климатолог определяет климат данной местности.

Почвовед изучает почвы.

Ботаник – специалист по растениям.

Зоолог – специалист по животному миру.

Учитель раздаёт карточки-задания.

а) назвать климатический пояс;

б) указать количество осадков;

в) кратко охарактеризовать зиму и лето.

а) определите тип почвы зоны;

б) почему такие почвы.

а) указать разнообразие растительного покрова зоны.

а) указать многообразие видового состава животных зоны.

В результате вашей исследовательской работы вы получили описание тайги Северной Америки. Это можно оформить в виде таблицы. (лайд 15)

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

- Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите символ, который соответствует вашему настроению.

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

2. Стадия вызова

Проверка домашнего задания

- Какой материк мы изучили до этого? (Антарктида)

1) Берега Материка Антарктида омывают воды трех океанов (да. Атлантический, Тихий, Индийский океаны) +

2) В Антарктиде водятся белые медведи(нет. Они водятся в Арктике) –

3) Главное богатство Антарктиды - огромные запасы пресной воды (да.95 % всех пресных вод сосредоточено во льдах Антарктиды) +

4)Материк Антарктида принадлежит американцам и русским (нет. Материк не принадлежит ни одной стране) –

5)Материк имеет две поверхности :ледяную и подлёдную. максимальная толщина ледникового покрова достигает 4700м. (да) +

6) Главная особенность природы Антарктиды – её мягкий климат. Здесь отмечена самая высокая температура на Земле +89,2 градуса по Цельсию (Нет. Климат Антарктиды суров. И здесь зафиксированы самые низкие температуры воздуха -87,2 градуса по Цельсию) -

7) На побережье обитают животные, чья жизнь тесно связана с морем это- ластоногие (морской слон, морской леопард, тюлень - крабоед). Наиболее многочисленны пингвины разных видов. (да) +

8) В Антарктиде нет рек. (нет. В Антарктиде есть река Оникс, которая уносит свои талые воды на восток) -

антарктический тип климата - узкая прибрежная полоса - летом температура 0 +2 градуса по цельсию, 700 мм. осадков в год

(субантарктический тип климата, а лето в антарктическом типе климата -28, -30 градусов по Цельсию, 200-400 мм в год и расположен он в центре материка.

Изучение нового материала

- Интересно ли вам знать что мы будем сегодня изучать? А чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите пожалуйста на слайд, я в это время прочту вам стихотворение, вы внимательно слушаете, а потом ответите на мои вопросы.

Есть волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке - равнины, на западе горы,
Есть там реки, озёра и море.

Равнины богаты рудою,
В горах залегает металл.
Там реки богаты водою,
И гор ты таких не видал!

Есть золото, каменный уголь,
Есть туманы, дожди и снега.
И живут там отважные люди,
Победить их нельзя никогда.

Там пальмы в небо уходят,
Лианы бушуют в тени,
Индейцы какао разводят,
Бананы, табак и бобы.

Природа щедро одарила
Животным миром материк.
Живут там ламы и тапиры.
И слышен ягуара крик.

Что же это за Земля, с такой интересной природой?

- Да, действительно. Сегодня на уроке мы начнем изучать Северную Америку, а именно природу этого материка. (Записывают тему в тетрадь: Страны Северной Америки. США.

Заполнение таблицы (Лист 1)

Впишите в первую колонку, все, что знаете о Северной Америке. (1 минута). Обменяйтесь информацией друг с другом, дополните ответы друг друга, отбросьте лишнее. Коллективное обсуждение завершилось. Сверим с информацией на слайде.

Задание

  1. Выявить особенности ГП Соединённых штатов Америки;
  2. Познакомиться с населением страны, узнать его численность, какие народы населяют;
  3. Выяснить каковы особенности природы государства;
  4. Узнать, чем занято население.

(Вписанные вопросы являются планом урока. Данный методический приём позволяет подвести учащихся к формулировке цели урока. Приём демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.)

Что я знаю о материке Северная Америка

Чтобы я хотел(а) узнать
о о материке

Что я узнал нового на уроке о материке.

1. Омывается тремя океанами
2. На территории много полезных ископаемых
3. Протекает самая крупная река Миссисипи.
4. Северный материк
5. Самые высокие горы Кордельеры
6. Получил свое название в честь Америго Веспучи
7. Открыл его Христофор Колумб
8. Коренное население индейцы
9. Называют Новым светом
10. Был с Евразией единым материком - Лавразия
11. Самый крупный остров материка и в мире Гренландия

1. ГП материка
2. Рельеф
3.Климат и внутренние воды
4. Природные зоны
5. Последствия влияния хозяйственной деятельности населения на природу

3. Стадия осмысления

Получение новой информации

С чего начинаем изучать материк? (С географического положения.)
- Почему изучение материка начинается с ГП? (ГП влияет на природу, а природа - на хозяйственную деятельность).

1. Работая по картам атласа и учебником на стр. 193, вы должны заполнить в географическом диктанте, который лежит у вас на столах, пропуски, вписав туда необходимую информацию.

Северная Америка ……. по размерам материк. ……. материка – 24,2 млн.км 2 .

Материк Северная Америка находится в северном полушарии относительно …….. , в ……… полушарии относительно нулевого меридиана; северный тропик пересекает ….. часть материка, северный полярный круг северную часть материка. Узким ……… перешейком Северная Америка соединена с ….. Америкой.

Сев. точка – мыс………– 72 0 с.ш. 950 з.д. (на п-ове Бутия),

Южная точка – м. Марьято -70 с.ш. 950 з.д. (панамский перешеек)

Западная точка – м. ………….650 с.ш. 1680 з.д. (в Беринговом проливе)

Восточная точка – м. Сент-Чарльз 52 0 с.ш. .. 0 з.д.

Береговая…. . 75 600 км – самая длинная среди материков.

Ребята проверяют выполненное задание в паре. (Взаимопроверка в парах).

Правильный текст:

S материка – 24,2 млн.км 2 .

Материк Северная Америка находится в северном полушарии относительно экватора, в западном полушарии относительно нулевого меридиана; северный тропик пересекает южную часть материка, северный полярный круг северную часть материка.

Сев. точка – мыс Мёрчисон – 72 0 с.ш. 950 з.д. (на п-ове Бутия ),

Южная точка – м. Марьято -70 с.ш. 950 з.д. (панамский перешеек)

Западная точка – м. Принца Уэльского 650 с.ш. 1680 з.д. (в Беринговом проливе)

Восточная точка – м. Сент-Чарльз 52 0 с.ш. 550 з.д.

Береговая линия. 75 600 км – самая длинная среди материков.


(Класс делится на три группы. Групповая работа)


Представление работ

Северная Америка
Северный, западный, богатейшая
Протянулась, обладает, лежит
Северная Америка открыта Х.Колумбом.
Северный континент.

Северная Америка, география которой была освоена только в 17 столетии, и то не полностью, представляет собой огромный материк. Открыта она была европейцами в 10 веке. Протяженность Северной Америки настолько большая, что природа здесь разная не только на юге и севере, но и в западных и восточных частях материка.

природа северной америки

Общий обзор

Карта Северной Америки (физическая) демонстрирует, что на крайнем севере тут, как и на Евразийском материке, располагаются арктические пустыни – царство льда и снега. На этой земле ничего не растет, за исключением мхов и лишайников. От Аляски, севера Лабрадора и Гудзонова залива начинается зона тундр. Здесь уже можно встретить карликовые деревья, кустарники и невысокие травы. Лесотундра перетекает в хвойный лес. Вообще же леса Северной Америки занимают треть территории материка. Тайга с белыми и черными елями, соснами, бальзамическими пихтами сменяется смешанными и широколиственными лесами, в которых встречаются липы, клены, дубы, каштаны. Затем лес редеет и к югу переходит в лесостепи, а после – в степи. Эти зоны Северной Америки называют прериями. На материке есть и настоящие пустыни, но они нарушаются прорезающими их горами.

карта северной америки физическая

Климатические особенности

Природа Северной Америки так многообразна, поскольку материк находится во всех климатических поясах, кроме экваториального. Зимой погода значительно зависит от солнечной радиации, а летом – от влияния океанов. На севере материка в январе морозы достигают -20…-25 градусов, а в центральной части Гренландии могут доходить до -55 градусов. На Аляске и большей части Гудзонова залива зимой холодает до -15…-20, а летом воздух прогревается до +5…+10. В областях с умеренным климатом (к северу от устья Колумбии) зимой температура составляет -5…-10 градусов, а летом не превышает +20. Территория от Флориды до Калифорнии относится к субтропическому поясу. На Миссисипской низменности летом в среднем теплеет до +25…+30, а зимой морозы могут достигать -15 градусов.

Арктика

Как показывает карта Северной Америки (физическая), самая северная часть материка вовсе не однообразна. В зависимости от рельефа меняется и природа. Все, что не покрыто льдом, пропитано водой. По окраске тундра временами даже ярче, чем русский осенний лес. Океанические льды дают удивительную цветовую гамму с плавным переходом от белого цвета к черному. Лед зачастую окрашен зеленоватыми и голубыми оттенками. Здесь обитают белые медведи и моржи, а птиц не так уж и много, хотя обилие насекомых служит для них богатой пищей.

зоны северной америки

Более половины суши американской Арктики составляет Гренландия, которая на 85% покрыта ледяным щитом. Однако ее береговая полоса не такая уж и холодная, как кажется многим. В летнее время люди тут даже купаются в озерах. Флора Гренландии весьма разнообразна и насчитывает несколько сотен разных видов растений, в числе которых есть даже березы. Но, конечно, в основном земля покрыта растительностью, характерной для тундры. Здесь встречается самое маленькое на планете дерево – карликовая ива, достигающая в высоту не более 5 сантиметров. Западное побережье Гренландии отличается более суровой природой. Тут лежит лед, а скалистые берега изрезаны фьордами и заливами.

Бореальные леса

Природа Северной Америки богата лесами. К югу от тундры растут осиновидные тополя и ели, юго-западнее – еловые и сосновые леса, которые на юге сменяются переходной зоной с хвойной и листопадной растительностью. Канадский северный край поражает молчаливой красотой в любое время года, но летом, когда еловый лес сверкает яркими красками, здесь особенно красиво. Юкон и Британская Колумбия покрыты целым океаном деревьев. Растения и животные Северной Америки в этой зоне представлены множеством видов. Из представителей фауны тут встречаются белохвостые олени, лесные бизоны, койоты, бобры, американские лоси, серые и рыжие рыси, лесной карибу, кролики и зайцы, росомахи.

леса северной америки

В переходной зоне хвойные деревья начинают чередоваться с листопадными: дубом, бузиной, ольхой, кленом. Смешанный лес тянется от Британской Колумбии до Великих озер и дальше – к Новой Англии. Горы Южной Калифорнии окружены лугами и покрыты зелеными лесами. В прибрежной зоне много экзотических растений – это и пальмы, и завезенные из Австралии эвкалипты. В Кентукки, Алабаме и Теннесси растет настоящий широколиственный лес. Через эти штаты и Джорджию он идет на восток, к югу Виргинии. Тут встречаются дубы, лещины, вязы, березы, грабы, магнолии, ольхи, ивы, клены, тополя, каштаны, ясени, акации.

Леса умеренного пояса отделены от прерий полосой парковых насаждений. Они пролегают через Восточный Техас, огибают Великие равнины и покрывают равнины Иллинойса, а далее минуют Скалистые горы и опять появляются на юге Британской Колумбии. Такого вида ландшафту присущи травы и появляющиеся среди них одиночные деревья: можжевельник, сосна, дуб, клен, ель.

Прерии

Так называют необозримые пространства, занимающие всю центральную часть материка. Природа Северной Америки сильно изменилась вследствие воздействия человека, и прерии в первозданном виде теперь встречаются лишь небольшими участками. Остальная же земля распахана, орошена искусственно, пересечена линиями электропередач и сетью дорог. Вдоль рек на заливных лугах раскинулись фермы. Многие растения и животные Северной Америки, ранее встречавшиеся здесь, сейчас исчезли или резко сократились.

растения и животные северной америки

В прериях зимой бывает достаточно холодно: выпадает снег, свирепствуют ветры. С приходом весны возможны сильные паводки. Здесь лучшее время – первый месяц лета, когда все благоухает и цветет. В августе наступает засуха, нередко происходят пожары. И все-таки уголки прерий, сохранившиеся нетронутыми, американцы считают краем непревзойденной красоты. Туристы любят эти места не меньше, чем морские побережья и лесные парки.

От Аляски до Мексики тянется цепь Кордильер, а между их хребтами лежат плоскогорья и плато. Скалистые горы покрыты чудесной растительностью и таят много синих дивных озер. Снег на северных склонах и в чашеобразных долинах может не таять все лето. Горы Аризоны, Юты и Колорадо окружены высокими плато. Вся эта область имеет свой климат, свою природу и геологическую структуру, потрясающую фауну и флору. Множество геологических пластов прорезает одно из чудес Северной Америки – Большой каньон, глубина которого достигает 1800 метров, а протяженность – 340 километров. Люди со всего света приезжают сюда, чтобы увидеть своими глазами зрелище вечности и величия природы.

Песчаные побережья

На северо-востоке материка, от острова Нантакет до Флориды и вокруг Мексиканского залива, простирается прибрежная полоса со множеством песчаных дюн. В некоторых местах на дюнах растут сосны, крестовник, шиповник. Здесь водится немало птиц: пересмешники, дрозды, голубые цапли, дятлы, краснокрылые болотные трупиалы, овсянки, бакланы, чайки, утки. Пернатые кормятся морскими обитателями: рыбой, крабами, мечехвостами и проч.

северная америка география

В заключение

Природа Северной Америки уже давно не такая, как была раньше. Распахав прерии, вырубив леса, построив города, люди нарушили природное равновесие. Человек уничтожил странствующего голубя, истребил стада бизонов, а тем животным, которые остались, приходится приспосабливаться к новым условиям. Можно видеть, как на городских улицах опоссумы переворачивают мусорные баки в поисках еды, еноты-полоскуны возле ресторанов выпрашивают объедки, а вдоль магистралей пасутся дикие олени, совершенно не обращая внимания на проносящиеся автомобили. В Нью-Йорке на небоскребах гнездятся совы и сапсаны, да и в парках и садах прижились самые разные птицы. Вот такая она, фауна антропогенного ландшафта!

Читайте также: