Конспект нод тема осень в гости к нам пришла

Обновлено: 05.07.2024

- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

- Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.

- Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, связную речь, коммуникативные навыки.

- Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа : дождливая, ветреная, пасмурная, хмурая, сырая, ранняя, золотая, поздняя, разноцветные, термометр.

Методы и приемы: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения, демонстрация, дидактические игры , иллюстрирование.

Материал и оборудование:

Раздаточный материал : осенние раскраски, листы белой бумаги А4, силуэты серого и белого зайца на каждого ребенка.

I . Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне Анжелика рассказала очень красивое стихотворение. Вы хотите его послушать?

Стали дни холоднее

И от птичьего крика

В сердце только грустнее

Стаи птиц улетают - прочь

Все деревья блистают

В разноцветном уборе!

Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети : - Об осени.

Воспитатель: - Вова, объясни, по каким приметам ты догадался, что в стихотворении говорится об осени ?

Ребенок : - Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее.

Воспитатель: - Какие приметы осени ещё вы знаете ? (называют)

Воспитатель: - Ребята, вы очень меня порадовали!

II . Актуализация опыта участников деятельности.

Раздаётся звонок телефона.

- Вам интересно послушать его? (Да)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени?

Воспитатель: - Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

III . Организация продуктивной самостоятельной деятельности детей.

- И так, первое задание.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как можно узнать какая будет погода?

Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, по термометру.

Воспитатель: - А теперь поиграем, я буду показывать на экране, а вы назовёте, какая бывает погода осенью одним словом. Г оворить нужно четко и внятно, не выкрикивать.

- Осенью идет дождь – погода дождливая.

- Осенью дует ветер – погода ветреная.

- На улице пасмурно – погода пасмурная.

- На улице холодно – погода холодная.

- За окном хмуро – погода хмурая .

- А если сыро? – погода сырая.

Воспитатель: - Вы отлично справились с заданием.

- А как вы думаете, вся ли осень одинаковая?

Воспитатель: - А какие периоды осени вы знаете?

Дети: - Ранняя осень , середина осени и поздняя осень .

Воспитатель: - Ребята, а середину осени называют – золотая.

Воспитатель: - Какой месяц называют ранним?

Воспитатель: - Какой месяц называют середина осени ?

Воспитатель: - Какой поздний месяц?

Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Помогите пожалуйста мне разложить их по порядку.

Воспитатель: - Вы меня порадовали, тем, что были внимательны.

- Вправо, влево повернись и в листочки превратись.

- Мы листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова побежал,

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

- Вправо, влево повернись и в ребяток превратись и на стульчике окажись.

Воспитатель : - А сейчас слушайте внимательно. Отвечать будете по одному, по порядку. Я буду называть начало предложения, а вы должны по смыслу закончить предложение.

- На смену лету пришла ( осень ).

- Осенью опадают (листья).

- Дует холодный (ветер).

- В лесу растут (грибы).

- Моросит мелкий (дождик).

- Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч).

- Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края) .

- Дни становятся короче, а ночи (длиннее).

- Молодцы! Вы правильно закончили предложения.

Воспитатель : - А как в лесу животные готовятся к зиме?

Воспитатель : - Что за зверек прячется в дупле и почему?

Дети: – Это белка! Она сделала запасы на зиму. Белка не любит холодной, дождливой погоды, поэтому сидит в тёплом дупле и грызет орешки.

Воспитатель : – Что-то происходит с медведем?

Дети: – Медведь на зиму залезает в берлогу и спит там до прихода весны.

Воспитатель : – Посмотрите, там, вдали за ёлкой, Лежит мяч, в иголках. Кто это?

Воспитатель : – Это мать – ежиха. Потеряла своих маленьких ежат, ведь им пора прятаться в норку, скоро выпадет снег.

- Что вы можете сказать про зайцев? (Дети высказывают своё мнение).

Воспитатель : - Ребята, посмотрите на меня глазками, я вам сейчас расскажу одну историю.

Поспорили лесные зайчата, одни говорят, что осень уже кончается, и пора менять серые шубки на белые, а другие считают, что зима далеко и ещё рано менять шубку. И никак они не могут принять правильное решение.

- А вы ребята, как считаете? (Дети высказывают своё мнение).

- Все так считают?

- А вот правы вы или нет, мы сейчас и узнаем.

Воспитатель: - Приглашаю за столы поэкспериментировать. Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?

Воспитатель : Это для зайца плохо или хорошо?

Воспитатель : А теперь давайте положим на листок белого зайку, его будет видно зимой?

Воспитатель : - Это плохо для зайки или хорошо?

Воспитатель : - Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

- Ребята, скажите, пора зайцам менять серые шубки на белые?

Дети: Да, а то лиса или волк заметят.

Воспитатель : Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима.

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что между людьми давно ведется спор: одни утверждают, что осень - это хорошо, а другие - что плохо. А как вы считаете? Кто считает, что осень - это хорошо, станьте слева от меня, а кто думает, что осень - это плохо, справа.

- Теперь, объясните, почему вы так считаете.

Дети: - Я люблю осень за то, что она разноцветная.

- Мне не нравится осень, потому что бывает холодно.

IV . Рефлексия участниками образовательной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами проделали большую работу, выполнили все задания колдуна, и он вернул Осени все краски.

Воспитатель: - В какие цвета Волшебница Осень нарядила все деревья?

Дети : В красный, желтый, оранжевый цвет.

V . Обобщение воспитателя.

- Ребята, кому мы сегодня помогли? (Осени).

- Что сделали? (Возвратили ей краски).

- Нравится ли вам оказывать помощь? (Да).

- Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).

Воспитатель: - Ребята, Осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она, волшебниками и дарит вам раскраски.

1. Организационный момент.
- Ребята, я хочу загадать вам загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.

2. Основная часть.
- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.
Дождь идёт по земле,
Мокрая дорога…
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Спят берёзы в серебре,
Ярче зелень сосен,
Потому что на дворе
Золотая осень.

- Какие приметы осени вы можете назвать? Что еще происходит в природе? Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовится к зиме, часто льет дождь и т. д., листопад

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- А первый у нас какой месяц? Сентябрь.
- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.


Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Какое время года изображено на первой картине?
- А на этой?
- А какое время года на третьей картине?
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
- А сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка "Листочки"
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

- А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее. Но сначала подготовим свои пальчики.

3. Итог занятия.
- Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Автор: Уткина Инесса Николаевна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

  • Эмоционально обогащать речь детей.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе;
  • Воспитывать выдержку, решимость, смелость, организованность, инициативность, аккуратность,
  • Воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Материалы и оборудование:

- ватман с изображением дерева;

Предварительная работа:

  • чтение произведений об осени;
  • заучивание стихотворений;
  • наблюдение за осенними явлениями на прогулке;
  • рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
  • дидактические игры по данной теме;
  • слушание музыки по данной тематике.

Ход занятия

I.Создание игровой мотивации.

Дети встают в круг.

Ручки, ручки просыпайтесь,

Здравствуйте!
Пальчики сердитые,

Здравствуйте!
И ладошки наши крошки.

Здравствуйте!
Разбудите ножки,

И притопы, и притопы,

Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки,

Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки,

Здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте!
Поцелуй воздушный всем пошлите,

-Ребята, а вы верите в чудеса? Хотите, чтобы я совершила чудо? Вот у меня есть волшебная палочка. Только надо закрыть глазки.

Дети отгадывают загадку и педагог предлагает послушать сказку про себя. (дети садятся на стульчики)

Сказка: Жила была Осень, она была красивая и могущественная, а так же капризная. Ее настроение менялось очень часто. Когда приходила осень она разукрашивала природу в разные цвета, т.к. она была художницей.

Осенью растут цветы? НЕТ Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА Жаркий ветер прилетает? НЕТ

Туманы осенью плывут? ДА Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

К нам букашки прилетают? НЕТ Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? ДА Сапоги всем обувать? Да

Ребята, молодцы, а какие цвета осени вы знаете? Как называется осеннее явление, когда опадают листья? Почему опадают листья?

Ребята я волшебница. Я вас сейчас превращу в листочки. Хотите? Ой, это не детки, а листочки, выходите в круг.

Мы листики осенние. На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели. Полетели, полетели и на землю сели

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Ребята, вы молодцы. А вы умеете отгадывать загадки? Нам мой помощник зайчишка будет загадывать загадки.

Молодцы! Мне еще нужна ваша помощь. Один художник нарисовал меня, но кое-что забыл дорисовать. Поможете мне закончить картину? Чем можно дополнить ее?

У меня есть грибочки и листочки. Помогите мне их приклеить. Воспитатель напоминает, как необходимо приклеивать детали. Дети выполняют аппликацию.

После выполнения аппликации педагог с летьми рассматривает работу, хвалит детей.

-Мне пора! А вам я верну вашу Инессу Николаевну. Закрывайте глазки

Дети закрывают глаза, педагог произносит волшебные слова и снимает венок.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (мультимедийная презентация)

• Словесный метод (рассказ)

• Прием эмоциональной заинтересованности (превращение)

• Игровой прием (игра-физминутка)

• Использование проблемных ситуаций (художник не дорисовал картину, чем ее можно дополнить).

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию. Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции.

На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми. После проведения занятия педагог анализирует его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я сегодня шла в детский сад и встретила ёжика, и он мне передал вот эту волшебную корзину. Давайте откроем ее и посмотрим что в ней. (Открываю корзину, достаю листья и рассыпаю их на ковре).
Ребята, что это?
Дети. Листочки.
Воспитатель. Какие они по цвету? (Ответы детей: красные, желтые, зеленые).
А в какое время года бывают такие листочки?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Как еще можно назвать эти листочки.
Дети. Осенние.
Воспитатель. Сколько листочков у нас на ковре?
Дети. Много.
Воспитатель. Возьмите по одному листочку. (Дети берут листики)
Сколько у тебя Вика (Саша, Артём, Захар……), листочков? (Один)
Какого цвета листочек? (Ответы детей). Положите их обратно на ковер.

Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
(Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседаем, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
( Идём по кругу с высоким подниманием колена.)
Воспитатель. Детки, соберите все листочки и подбросьте их вверх. Посмотрите, как красиво они летят и падают. Это называется листопад. Егор (Вика, Катя….. ) как это называется?(Ответы детей)
(Предлагаю поиграть 2 – 3 раза.)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад).

Воспитатель. Ребята, ёжик очень любит яблоки, он принес нам три яблока и попросил сделать для них ковер из листьев: каждому яблочку – свой цвет. (Достаю из корзины три яблока: красное, желтое и зеленое.)
Спрашиваю у детей какого цвета яблоки?
Какие листочки мы должны собрать зеленому (красному, желтому,) яблоку? (Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель. Детки, ёжик сказал мне, что он на дороге нашел какие – то кусочки картинок, а что это понять не может, давайте ему поможем сложить эти картинки.

Заключительный этап
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями. Давайте еще раз повторим приметы осени.
Осенью часто идут дожди.
Осенью редко светит солнышко.
Осенью дует холодный ветер.
На деревьях желтеют и опадают листья.
Воспитатель. За то, что вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями, ёжик принес вам угощение (достаю из корзины яблоки и угощаю детей).

Читайте также: