Конспект нод подснежник в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира и художественному творчеству ( ручной труд)

Область Познание

Художественное творчество.

Провела воспитатель ГБОУСОШ38 дошкольное отделение 818 Глинкина Галина Валентиновна

Цель занятия: расширить знания детей о подснежниках.

Уточнить знания детей о строении цветка, об условиях необходимых для роста растения.

Познакомить с загадкой, легендой, стихами о подснежнике.

Развивать память, любознательность, мелкую моторику.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

Оборудование: презентация, луковица подснежника, баночка с землей, стаканчики с водой, ложечки, влажные салфетки.

Раз- два- три- четыре- пять- становитесь в круг играть.

Здравствуйте, дети! Как сегодня светло и тепло! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам а вы Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните их ротика все обиды и огорчения. ( Делают вдох и выдох три раза).

Сейчас на место сядет тот, кто назовет мне лесные цветы ( лесные значит растут где? ), правильно в лесу. А теперь садовые.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно а как вы догадались?

Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы. Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?

Зима ушла а весна…… пришла

Зима холодная а весна….теплая

Зимой солнце морозит а весной…..Греет

Зимой сугробы высокие а весной…… низкие

Зимой надевают шубы а весной…… куртки

Зимой идет снег а весной…. Дождь

Зимой природа спит а весной… просыпается.

МОЛОДЦЫ! Сегодня главным гостем нашего занятия станет удивительный цветок. Я думаю что вы легко отгадаете его название, когда услышите про него загадку.

Загадка про подснежник

Из под снега вырастает,

Раньше всех весну встречает.

Правильно это подснежник! Послушайте что бы мог сказать нам подснежник если бы умел говорить.

Ух, какой ты, снег, колючий,

Ты холодный, снег, и злющий.

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь,

Уплывешь потоком в речку

И не скажешь ни словечка!

У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы а еще их называют ПЕРВОЦВЕТАМИ. Как вы думаете почему их так называют? Правильно потому что они зацветаеют самыми первыми.

Это трепетное медуница и ветреница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска…. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми.

Мне кажется, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить людям радость.

Все эти и многие другие растения в народе называют подснежниками.

Ребята, а как вы думаете, почему подснежники так спешат вырваться из-под под снега?

Оказывается что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветает как можно раньше. Ведь когда пригреет солнце, развернуться листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев , и они закроют эти крохотные цветочки. А цветам без солнца жить нельзя.

На поля дохнуло ветром весенним,

Ивы распустились за прудом

У тропинки маленький подснежник

Загорелся, синим огоньком .

Закачался слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему.

И в ответ с приветливой улыбкой,

Солнце наклоняется к нему.

Как вы думаете почему цветок сравнивают с молочной каплей?

Лепестки цветка похожи на каплю а цвет белый, как у молока. С наступлением темноты цветок подснежника закрывается и становится похож на каплю молока.

Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он снегосверлитель, у Чехов он снежинка, у немцев снежный колокольчик. А болгары, за то что он бросает вызов зиме называют его кокиче т.е. задира

Эти растения так любят весну, что бывает слабого дыхания ее достаточно, чтобы лепестки раскрылись и засияли счастьем.

Подснежник- лесной цветок. Но в конце зимы, начале весны когда он расцветает мы не ходим в лес. А как же тогда посмотреть на подснежники? Многие любители цветов сначала сажают их в домашних условиях а потом уже высаживают на клюмбы возле своих домов.

Этот красивый и нежный цветок вырастает из луковицы. В этой маленькой луковицы собраны наопленные за лето и очень питательные вещества.

Растения,которые вырастают из луковицы называют “луковичные растения”. Вам хорошо знакомы такие родственники подснежника луковичные растения как нарцисс, тюльпан, гиацинт.

Сегодея вы сами посадите подснежники. А потом из стаканчика подснежники можно пересадить на клумбу нашего участка. И тогда каждый год цветок будет радовать нас своей хрупкой красотой и предупреждать о приходе Весны.

Перед работой нам с вами необходимо Динимаческая пауза “ Подснежник” .

Проснуоась природа и солнечный лучик

Метлрй разогнал ненавистные тучи.

Из серой земли появился росток-

За ним и подснежника светлый цветок ( дети поворачивают голову вправо- влево).

Зеленую выставил ножку ( руки на пояс дети поочередно выставляют вперед правую и левую ногу).

Потом потянулся из всех своих сил ( Дети тянутся, руки вверх).

“ Я вижу: погода теплая и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?” ( Дети поднимают руки вверх).

У вас на столах стоят подносы со всем необходимым для посадки подснежника. Максим, расскажи пожалуйста что находится на подносе? ( Баночка с землей, стаканчик с водой, ложка, влажная салфетка, таблица с именем ребенка).

Ваши баночки уже наполнены землей но не доверху. Вот так. ( Показ). Затем посадите луковицу с ростками и присыпьте сверху грунтом. Вы знаете что еще необходимо растению для роста? Свет и вода. Подъем и поставим на подоконник, ведь там самое теплое место. Молодцы!

А сейчас Я расскажу вам легенду о подснежнике. Вы знаете легенд об этом цветке очень много, у каждого народа есть своя легенда, но мне понравилась легенда молдавского народа.

Легенда о подснежнике.

Однажды солнце спустились на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли что такое радость и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решил спасти солнце. Каждый год он искал дворец Змея, а когда нашел то вызвал его на бой. Долго они боролись и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветили весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы- подснежники, вестники весны. С той поры в честь от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Мы с вами уже говорили о том, что подснежник-лесной цветок. А так как подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто на себя, а кто и на продажу. Срывают охапками выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.

А ведь первоцветы не стоят в воде! Они моментально вянут. А главное-ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими. Многие занесены в Красную книгу.

Учить рисовать подснежник. Учить создавать весенний пейзаж.

  1. Расширять знания детей о весне и первом весеннем цветке-подснежнике.
  2. Расширять словарный запас.
  3. Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески) .
  4. Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и цвета.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и инструменты :

Голубая офисная бумага, цветная бумага, кисти, акварельные краски, простые карандаши, клей, демонстрационный материал.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети сидят на стульях полукругом. Лицом к воспитателю.

Организационный момент: приветствие с игрушкой медвежонком.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришел Мишка. Давайте с ним поздороваемся и пусть у нас погостит.

Воспитатель: Какое время года наступило?

Воспитатель: А какой праздник мы, не давно, с вами отмечали?

Воспитатель: Послушайте небольшое стихотворение:

Вот подснежник на поляне я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Что раскрылся мой подснежник от ее тепла.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Воспитатель: Весной все в мире радуется теплу после долгой зимы. От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед темнеет, затем трескается. Запомните, весной выходить на лед очень опасно, можно провалиться.

Капают сосульки с крыш, тает снег, солнышко пригревает все чаще, природа просыпается.

И вот вблизи водоемов весной распускаются первые весенние цветочки, маленькие, нежные и хрупкие…

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает…(подснежник).

Воспитатель: По легенде, богиня природы Флора пригласила все цветы на праздничный бал-маскарад. Снег тоже захотел попасть на праздник и стал просить цветы спрятать его под своим хитоном. Но цветы испугались холода, и только белый Подснежник решился спрятать Снег под своей накидкой и тайком провести его на карнавал. С тех пор Снег и Подснежник подружились и теперь Снег укрывает Подснежник от холода.

А теперь вы превратитесь в цветочки-подснежники, вставайте на ковер в рассыпную. Все встали? А теперь закройте свои глаза и присядьте на корточки.

Вот подснежники проснулись (встать, протереть глаза)

Улыбнулись, потянулись (улыбнуться, потянуться)

Раз-росой они умылись (имитация умывания)

Два-красиво покружились (кружимся)

Три-нагнулись и присели (сесть)

И на солнце поглядели (голову вверх).

Воспитатель: Молодцы! Теперь садитесь на свои места. Как вы думаете, как звучит весна?

Солнце…солнышко, трава…травушка, небо…небушко, дерево…деревце, дождь…дождик, ветер…ветерок, река…реченька (речушка), лес…лесок, цветок…цветочек.

А подле сквозистый

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему поэт называет подснежник голубенький, чистый?. Уточняются ответы детей и рассказыва о первоцветах, с опорой на наглядность и детскую энциклопедию (подснежники всегда белого цвета, а люди часто называют пролески (маленькие синие цветы похожие на подснежник) подснежниками).

Если вам встретятся в природе эти цветы, пожалуйста, не рвите их, они очень редкие и занесены в Красную Книгу, как вымирающий вид.

Вот послушайте еще одно красивое стихотворение.
Только снег сойдёт с опушки,-
Воздух звонче и теплей.
У подснежников макушки
Снега белого белей.
Как нежны в наряде белом
Эти скромные цветы!
Не срывай их между делом,
Будь же умницею ты!
У подснежника – цветочка,
Есть один лишь цветонос.
Не родится сын иль дочка,
Если ты цветок унёс.
Он не может дать отпора-
В платье беленьком цветок.
Лишь росинками с укором,
Вслед заплачет лепесток.

Воспитатель: вот какой подснежник. Попробуем его нарисовать?

А чтобы наши пальчики хорошо рисовали – проведем для них разминку:

- Наши белые цветочки,

Распускают лепесточки. (Пальцы плавно разжимаются на правой, затем на левой руке)

- К солнышку тянутся,

Весне радуются (поднять руки вверх, улыбнуться)

- Расположите лист бумаги вертикально.

- Сначала мы сделаем набросок простым карандашом.

- Стебелёчки похожи на крючки, а сам подснежник опустил свою головку.

- Цветок подснежника состоит из трех белых лепестков. Рисуем овал и по бокам еще два полуовола- это цветок.

- На низком стебле - рисуем один овал – это бутон, еще не раскрывшийся подснежник.

- когда набросок выполнен полностью, раскрашиваем его акварелью, начинаем от светлых тонов, (белые цветы и белый снег, зеленые стебли и листья, заканчиваем темным-коричневым- земля)

Когда работы уже нарисованы приклеиваем солнышко и облака.

В конце занятия рассматриваем наши подснежники, обмениваемся впечатлениями, обсуждаем, делаем выставку.

Воспитатель вместе с ребятами и игрушкой мишкой рассматривают выставку творческих работ.

Воспитатель: понравилось тебе у нас, Мишенька? Придешь еще в нам в гости?

1. Учить детей создавать в рисунке образ подснежника : листья короткие и острые, тонкие стебли, цветок из трех лепестков приемом примакивания.

2. Закреплять знания детей о признаках весны.

3. Закреплять знание детей о первоцветах.

1. Воспитывать бережное отношение к природе, цветам-первоцветам.

2. Воспитывать аккуратность во время рисования.

1. Развивать внимание и память.

2. Продолжать формировать правильную осанку, соблюдая правильное положение тела при рисовании.

Предварительная работа: тонирование листов, рассматривание изображений первоцветов, беседа о Красной книге.

Ход НОД

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем рисовать. Вы любить рисовать? Но сначала я хотела бы предложить послушать легенду о весеннем цветке. О каком? Отгадайте загадку. На лесной проталинке, вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький (подснежник). Дети с воспитателем подходят к мольберту и рассматривают иллюстрации. Воспитатель рассказывает как подснежник получил свое название. (За способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает. Подснежник это цветок первоцвет. Он цветёт самыми первыми. А вы знаете какие ещё цветы первоцветы? Ответы детей. В: Давайте посмотрим на доску. Дети и воспитатель рассматривают на доске изображения первоцветов, называют их (мать-и-мачеха, крокусы, медуница, нарцисс, подснежник). В: Вам нравятся первоцветы? А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу? Что это значит, ребята? Ответы детей. В: Правильно, подснежники такие красивые цветы, что люди очень часто срывают их, совсем не беспокоясь, что их осталось очень мало. Эти цветы стали очень редкими. Как вы думаете, можно их срывать? А что же можно сделать, чтобы их стало больше? Ответы детей.

В: Да, их надо беречь, не срывать. А еще, когда очень хочется букет подснежников, их можно не срывать, а нарисовать. Нарисуем подснежники? Ответы детей. В: Хорошо, но сначала, давайте поставим стульчики к столам и сделаем с вами физкульминутку.

Вот подснежники проснулись, (встают и потирают глаза)

Улыбнулись, потянулись. (улыбаются и потягиваются)

Раз – росой они умылись, (умываются)

Два – изящно покружились, (кружатся)

Три – нагнулись и присели, (нагибаются, приседают)

И на солнце поглядели. (поднимают голову вверх).

В: Теперь давайте рассмотрим подснежник. Назовите мне пожалуйста его части (листья, стебель, цветок, корень). А что длинее листья или стебли? Верно. Не забудьте об этом, когда будете рисовать. А какие листья по форме? Посмотрите, какой тонкий стебель, на что он похож? (на крючок) А куда смотрят головки у цветов? (вниз). Давайте подумаем, как будем рисовать цветок? (примакиванием). В: А давайте подумаем, зачем я приготовила для вас две кисточки? Что мы будем рисовать тонкой кистью? А что той, что потолще? Ответы детей. Воспитатель показывает способы изображения на мольберте, дети рисуют подснежники. В процессе выполнения работы воспитатель следит за правильной осанкой ребенка (стул придвинут к столу, листок лежит прямо перед ребенком, напоминает, чтобы ребенок не наклонял низко голову). Дети проходят к столам, где находится материал для рисования.

— Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки. Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Пусть они цветут, растут, Радость всем несут!

В: Теперь давайте положим наши подснежники радом и рассмотрим их. Красивые у нас цветы получились? Получается, чтобы у человека был красивый цветок, совсем необязательно его рвать, правда? Как вы думаете, мы сделали сейчас полезное и доброе для природы дело?







Послушайте загадку:
Хорошо гулять в лесу! (Н. Френкель)
Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит
на лесной проталине.
Чей-то нежный голосок
Еле-еле слышен -



Воспитатель: Ребята, подумайте, как же быть, если хочется подарить эти цветы любимым людям, например, на праздник? (можно нарисовать подснежники и подарить рисунок вместо живых цветов)
Конечно, мы с вами можем изобразить подснежники при помощи акварельных красок.
Скажите, какие цвета нам потребуются для рисования лепестков? (белый или синий)
Сначала мы нарисуем тонкий стебелёк с листочками, а потом способом примакивания лепестки цветочка. (воспитатель показывает последовательность рисования подснежника на мольберте)
А теперь, ребята, проходите за столы и приступайте к работе.
(Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П.И Чайковского)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети свободно ходят по группе и рассматривают рисунки)
Мы как будто оказались на весенней лесной полянке, полной подснежников!
Сегодня все отлично постарались, нарисовали замечательные цветы. Теперь, когда наши работы подсохнут, мы сможем подарить их близким, любимым людям, маме, бабушке или ещё кому-нибудь.
Скажите, ребята, вам понравилось сегодня заниматься?
(После занятия организуется выставка рисунков)

Для рисования подснежников потребуются:
- лист бумаги голубого цвета А4
- акварельные краски
- кисточка
- стаканчик с водой

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории, г. Феодосия, АР Крым.

Расширить знания детей о подснежнике.
Уточнить знания детей о строении цветка, об условиях, необходимых для роста растения.
Познакомить с загадкой, легендой, стихами о подснежнике.
Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворение наизусть.
Развивать память, любознательность, мелкую моторику.
Воспитывать экологическое мировоззрение, желание подарить маме подарок, подготовленный самостоятельно.

Оборудование:

Картинки с изображением подснежников.
Живой цветок с луковицей, грунт, пластиковые стаканчики, лопатки, лейка с водой.

Подснежник фото

Предварительная работа:

Дети украшают аппликацией или разрисовывают акриловыми красками пластиковые стаканчики.
На прогулке дети наблюдают за подснежниками на клумбе.

Ход занятия:

Сегодня главным гостем нашего занятия станет удивительный цветок. Я думаю, что вы легко отгадаете его название, когда услышите про него загадку.

Загадка про подснежник

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.

Послушайте, что бы мог сказать нам подснежник, если бы умел говорить:

Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка!

У подснежника только два узких листа возле короткого стебля.

Подснежник - лесной цветок. Но в конце зимы и в начале весны, когда он цветет, мы не ходим в лес. А как же тогда посмотреть на подснежники? Многие любители цветов высаживают подснежники возле своих домов. Вы видели подснежники на клумбе во дворе детского сада. Их специально посадили для вас, чтобы вы могли познакомиться и полюбоваться этими первыми весенними цветами.

Сегодня вы сами посадите подснежники в стаканчики, чтобы подарить мамам на праздник 8 марта - Женский день. А после праздника эти подснежники не завянут в вазе, как другие сорванные цветы. После праздника из стаканчика подснежники можно пересадить в землю на клумбе в своем дворе, возле дома. И тогда каждый год этот цветок будет радовать своей хрупкой красотой и предупреждать о приходе Весны.

Проснулась природа и солнечный лучик
Метлой разогнал ненавистные тучи.
Из серой земли появился росток -
За ним и подснежника светлый цветок.
(Дети поворачивают голову вправо-влево).

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
(Руки на пояс, попеременно выставляют вперёд ноги).

Потом потянулся из всех своих сил
(Дети тянутся, руки вверх).

Высаживание цветов

Вы уже украсили стаканчики, так что можете приступать к посадке цветка. Наполните стаканчик грунтом, но не доверху. Вот так. (Показ). Затем посадите луковицу с ростками и присыпьте сверху грунтом. Вы знаете, что еще необходимо растению для роста, кроме грунта? Свет и вода. Польем и поставим на подоконник, ведь там самое светлое место.

Как вы думаете, понравится маме такой подарок?

Заучивание наизусть

Еще больше понравится маме ваш подарок, если, вручая ей подснежник, вы прочтет стихотворение об этом цветке. Это короткое, но красивое стихотворение написала Наталия Маслей. Слушайте и запоминайте:

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.

Легенда о подснежнике

Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Вы знаете, что подснежник - лесной цветок. А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? Какие растения заносят в красную Книгу? Зачем растения заносят в Красную Книгу? Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы
- Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

Вопросы на закрепление:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: