Конспект нод по развитию речи домашние животные путешествие в деревню старший дошкольный возраст
Обновлено: 05.07.2024
Конспект (НОД) по развитию речи для старшего дошкольного возраста.
Прием основан на арт-терапевтических техниках – фототерапия, терапия животными и логотерапия , используя метод ТРИЗ.
Цель: учить образовывать новые слова; придумывать и пересказывать рассказ последовательно; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи;
показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, как нужно о них заботиться; придумать фантастическое домашнее животное, формировать умение выделять главное; развивать творческое воображение;
воспитывать трудолюбие; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них.
1 этап: Подготовка к работе.
2 этап: Групповая работа.
В: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Какие вы добрые, ласковые, веселые. А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (чистоговорки, скороговорки, гимнастика)
Артикуляционная гимнастика. (проговаривание гласных звуков)
В: Куда же мы с вами попали?
Д: В деревню.
В: А как вы догадались, что это деревня? (Ответы детей). Мы с вами где живем? (Ответы детей).
В: А чем деревня отличается от города? А к кому вы приезжаете в деревню? (Ответы детей). А в этой деревне живут наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Оля. А почему их не видно на улице?
Д: Они трудятся.
В: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Д: Трудолюбивые.
В: Как вы думаете? Чем занимаются дедушка и бабушка?
Д: Выращивают на огороде овощи, ухаживают за домашними животными.
В: Давайте подумаем, какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы в огороде? А поможет нам в этом зашифрованная картинка.
В: У дедушки Вани и бабушки Оли в деревне много друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья? Тогда внимательно слушайте.
(Прослушивание магнитофонной записи – голоса домашних животных)
В: Что вы сейчас услышали?
Д: Голоса животных – коровы, козы, свиньи.
В: Как мы можем назвать всех этих животных?
Д: Домашние животные.
В: А теперь отгадаем загадки.
С хозяином дружить,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко дает.(корова)
По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан. (баран, овца)
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою –
Молоко тебе даю.
Я такая егоза! (коза)
В: А каких домашних животных вы еще знаете?
(Кошки, собаки…) Как вы думаете, для чего нужны домашние животные?
Д: Домашние животные приносят людям пользу.
В: А какую пользу приносят, мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру.
Д: Так говорят про корову.
В: Почему так называют корову?
Д: Потому что она дает молоко, а из молока делают сметану, масло, творог…
В: Давайте порадуем дедушку с бабушкой, расскажем про их любимую
корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема-подсказка.
В: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли.
А давайте мы порадуем дедушку и бабушку подарком. Ребята, а что мы им подарим? (фантастическое животное). Давайте вспомним и расскажем дедушке и бабушке про особенности чудесного животного.
Д: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое, туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка взяла теплые вещи, хвост у него будет как у собаки, чтобы оно виляло им, ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать, а еще у этого животного будет вымя, чтобы давало молоко. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
3 этап: Рефлексия.
В: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будут, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами.
Понравилось вам в деревне?
А теперь пора прощаться. Сегодня на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт. Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это путешествие. Отправляемся в обратный путь. Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
II . Описание приема ТРИЗ на занятии по речевому развитию в старшей группе: занятие детям очень понравилось, они с удовольствием придумали фантастическое животное, в свободное время нарисовали его. Очень помогает развивать воображение и речь.
Дети научились проявлять заботливое отношение к домашним животным.
Активно и доброжелательно взаимодействовать в познавательной и игровой деятельности.
Узнали и закрепили названия домашних животных и научились сравнивать их.
Задачи:
1. Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2. Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте с вами придумаем необыкновенное, фантастическое домашнее животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).
Приложение 1
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
К онспект занятия по развитию речи
Загидуллина Гульгена Анваровна
Конспект (НОД) по развитию речи для старшего дошкольного возраста.
Прием основан на арт-терапевтических техниках – фототерапия, терапия животными и логотерапия , используя метод ТРИЗ.
Цель: учить образовывать новые слова; придумывать и пересказывать рассказ последовательно; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи;
показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, как нужно о них заботиться; придумать фантастическое домашнее животное, формировать умение выделять главное; развивать творческое воображение;
воспитывать трудолюбие; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них.
1 этап: Подготовка к работе.
2 этап: Групповая работа.
В: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Какие вы добрые, ласковые, веселые. А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (чистоговорки, скороговорки, гимнастика)
Артикуляционная гимнастика. (проговаривание гласных звуков)
В: Куда же мы с вами попали?
Д: В деревню.
В: А как вы догадались, что это деревня? (Ответы детей). Мы с вами где живем? (Ответы детей).
В: А чем деревня отличается от города? А к кому вы приезжаете в деревню? (Ответы детей). А в этой деревне живут наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Оля. А почему их не видно на улице?
Д: Они трудятся.
В : Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Д: Трудолюбивые.
В: Как вы думаете? Чем занимаются дедушка и бабушка?
Д: Выращивают на огороде овощи, ухаживают за домашними животными.
В: Давайте подумаем, какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы в огороде? А поможет нам в этом зашифрованная картинка.
В : У дедушки Вани и бабушки Оли в деревне много друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья? Тогда внимательно слушайте.
(Прослушивание магнитофонной записи – голоса домашних животных)
В: Что вы сейчас услышали?
Д: Голоса животных – коровы, козы, свиньи.
В: Как мы можем назвать всех этих животных?
Д: Домашние животные.
В: А теперь отгадаем загадки.
С хозяином дружить,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан. (баран, овца)
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою –
Молоко тебе даю.
Я такая егоза! (коза)
В: А каких домашних животных вы еще знаете?
(Кошки, собаки…) Как вы думаете, для чего нужны домашние животные?
Д: Домашние животные приносят людям пользу.
В: А какую пользу приносят, мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру.
Д: Так говорят про корову.
В: Почему так называют корову?
Д: Потому что она дает молоко, а из молока делают сметану, масло, творог…
В: Давайте порадуем дедушку с бабушкой, расскажем про их любимую
корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема-подсказка.
В: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли.
А давайте мы порадуем дедушку и бабушку подарком. Ребята, а что мы им подарим? (фантастическое животное). Давайте вспомним и расскажем дедушке и бабушке про особенности чудесного животного.
Д: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое, туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка взяла теплые вещи, хвост у него будет как у собаки, чтобы оно виляло им, ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать, а еще у этого животного будет вымя, чтобы давало молоко. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
3 этап: Рефлексия.
В: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будут, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами.
Понравилось вам в деревне?
А теперь пора прощаться. Сегодня на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт. Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это путешествие. Отправляемся в обратный путь. Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
II . Описание приема ТРИЗ на занятии по речевому развитию в старшей группе: занятие детям очень понравилось, они с удовольствием придумали фантастическое животное, в свободное время нарисовали его. Очень помогает развивать воображение и речь.
Дети научились проявлять заботливое отношение к домашним животным.
Активно и доброжелательно взаимодействовать в познавательной и игровой деятельности.
Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ.
Формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое.
Развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения.
Упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение.
Совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.
Формировать доброжелательность в общении.
Воспитывать любовь к близким, заботу о них.
Заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Воспитатель: - Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: - Да
Воспитатель: - Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: - Да
Воспитатель: - Какие же вы, ребята?
Дети: - Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: - А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: - Да
Воспитатель: - А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: - Так как же мы должны разговаривать?
Дети: - Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
Воспитатель: - А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий.
Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в),
дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л),
а теперь едем на поезде (ч-ч-ч).
Вот и добрались.
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку
Воспитатель: - Куда же мы с вами попали?
Дети: - В деревню (село…)
Воспитатель: - А как вы догадались, что это деревня?
(Ответы детей)
Воспитатель: - А мы с вами, где живем?
Дети: - Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: - А чем отличаются город от деревни?
Дети: - Размером, строением домов…
Воспитатель: - А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: - В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: - А кто живет в деревне?
Дети: - В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: - Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: - Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: - Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: - Трудолюбивые люди.
Воспитатель: - Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: - Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: - Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
Воспитатель:- А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: - А вы, ребята любите трудиться?
Дети: - Да
Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: - А что растет на полянке?
Дети: - Трава, цветы…
Воспитатель: - А какая травка?
Дети: - Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: - А кто живет на траве?
Дети: - Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: - Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Воспитатель: - У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: - Да
Воспитатель: - Тогда внимательно слушайте.
( прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: - Что вы сейчас слушали?
Дети: - Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: - Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: - Домашние животные.
Воспитатель: - А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: -кошки, собаки…
Воспитатель: -Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: - Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: - А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: - Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: - Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного
Дети: - Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: - Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Воспитатель: - Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).
Читайте также: