Конспект нестандартного урока по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Развивающие: развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы, способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Предметные УУД: выделять устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), предложения из сплошного текста; находить изученные орфограммы, оценивать уместность выбора языковых средств.

Метапредметные УУД

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач, осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержимое разработки

Нестандартный урок по русскому языку в рамках школьной недели русского языка

Цель: развитие познавательного интереса к изучению курса русского языка

Задачи урока:

Образовательные: научить детей самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы; углубить и расширить знания, получаемые на уроках

Развивающие: развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы, способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Предметные УУД: выделять устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), предложения из сплошного текста; находить изученные орфограммы, оценивать уместность выбора языковых средств.

Метапредметные УУД

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач, осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Познавательные УУД: находить, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка; владеть общим способом проверки орфограмм в словах; обобщать изученный материал по таблице.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД: осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств, положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Оборудование: персональный компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями

I. Организационно-мотивационный этап

- Дорогие ребята! Вы любите волшебство и превращения?

Оказывается, чудеса могут происходить не только в сказках, но и в обычной жизни. А помогает нам в этом наш русский язык, ведь волшебство может происходить и с помощью слов.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужно изучать русский язык? ( Ответы детей)

С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Среди трех тысяч языков мира русский язык самый красивый, образный, музыкальный, богатый. Могуч и прекрасен русский язык. Поэт М.Ю. Лермонтов писал:

«Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

1. Представление команд

- Мы начинаем КВН.

Для чего? Для кого?

Чтоб не осталось в стороне

Хором: Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

II. Основной этап

Задания для первой команды. Разгадать ребусы и составить названия 5 овощей

1.Сад + реки (Редиска)

2. Каша + корт (Картошка)

3. Ква + ты (Тыква)

4. Вес + лак (Свёкла)

5. Стан + осип (Патиссон)

Задания для второй команды. Разгадать ребусы и составить названия 5 ягод

1. Клин + бука (Клубника)

2. Родина + сом (Смородина)

3. Сук + барин (Брусника)

4. Булка + иго (Голубика)

5. Рог + диван (Виноград)

2. Ребята, прочитайте стихотворение Н. Матвеевой

Выясните, когда надо употреблять слово одеть, а когда надеть? Составьте полученные сочетания слов.

3. Вставь в глаголы ТЬСЯ или ТСЯ на место пропусков.

Нечего торопи… - не каша вари… .

Ходит журавль по болоту, нанимае… на работу.

Нужно наклони… , чтоб из ручья воды напи… .

Любишь ката…, люби и саночки возить.

Грамоте учи…, всегда пригоди… .

4. В русском языке слово голова встречается в устойчивых выражениях. Допишите к крылатым выражениям слова, раскрывая смысл выражений.

Иметь голову на плечах -

Как снег на голову - …

Выбросить из головы-

Ходить на голове-

5. Укажи слова без приставки.

1) польза 2) полюбил 3) покраска 4) полнота

5) полярник 6) подумать 7) подснежник 8) помощь

6. От данных имен прилагательных образуй имена существительные, обозначающие людей, с указанными качествами.

Ответы: помидор, вишня, кровь, огонь, роза, лава, опасность, мак, кетчуп, перец, мухомор, арбуз.

8. Конкурс капитанов

а) мороженое и пироженое;

б) мороженное и пироженное;

в) морожное и пирожное;

г) мороженое и пирожное

9. Поставьте знаки препинания так, чтобы данный текст был понятным и правильным с точки зрения правописания.

…Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят.

III. Рефлексия. Подведение итогов

-Что на уроке было интересным?

-Что нового узнали?

-Чему научились на уроке

- Вот и закончился КВН. Много интересного мы с вами узнали, многое вспомнили. Дорогие ребята, я благодарю вас за активное участие, за хорошие знания. Я желаю вам навсегда сохранить любовь к русскому языку.

Выставление оценок за работу на уроке.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.

1. Волина, В. Сборник: Учимся играя/ В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.

2. Белицкая, Н. Г., Орг, А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа.2-4 классы / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Юдаева, М. В. Сборник: Песенки о школе/М. В. Юдаева.- М.: Самовар, 2007.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

ВложениеРазмер
konspekt_prichastnyy_oborot.doc 51.5 КБ
prichastnyy_oborot_1.ppt 317.5 КБ
razrabotka_narechie_o-e.doc 81 КБ
prezentatsiya_k_uroku_narechie.ppt 280.5 КБ
test_narechie.doc 23.5 КБ
razrabotka_uroka_po_teme_mnogoznachnye_slova_i_omonimy.5_kl.doc 54.5 КБ
razrabotka_uroka_po_teme_prostye_i_slozhnye_predlozheniya.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Предмет: Русский язык

3.Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др.

4.Тема урока: Причастный оборот и знаки препинания при причастном обороте, урок 2.

5.Тип урока: Урок закрепления и отработки полученных знаний.

6.Технологии: Система развивающего обучения. Компьютерная технология. Игровая технология. Технология сотрудничества.

  • обучающие: отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
  • развивающие: развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложненном причастным оборотом; развитие творческих способностей учащихся через составление сказки с использованием причастий; развитие словарного запаса учащихся.
  • воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

9.Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

10.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, электронная физкультминутка

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Уметь находить причастия, правильно выделять причастия и причастные обороты на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.

Уважительное отношение к родному языку; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

12.Приемы и методы обучения : решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа с текстом, дидактическая игра, взаимоконтроль, различные виды опроса. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого ученика в активную деятельность на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- обобщ ить и системати зировать знани я по пройденной теме, определить

уровень усвоения материал а;

- способствовать закре плению полученны х знани й ;

- содействовать разви тию умени я работать с языковым материалом ;

- создать благоприятные условия для совершенствова ния полученны х навык ов при изучении данной темы.

- продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;

- способствовать расшир ению словарн ого запас а обучающихся за счет включения в речь деепричастий.

В оспитательн ые :

- создать условия для привит ия навык ов работы в группе;

- способствовать становлению чувства ответственности в ходе

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

ТИП УРОКА: комбинированный

ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа с таблицами , развитие речи

I. Организационный момент

II.Подготовка учащихся к работе по теме урока

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Через минутку мы отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет происходить по сказочной стране, которая называется Морфология. В ней есть множество интересных мест, не во всех из них мы с вами успели побывать на уроках русского языка. Она хранит несчетное количество тайн и готовит нам миллионы сюрпризов. А ждет нас в Морфологии наш старый знакомый. Имя его вам сейчас и нужно будет назвать. Для этого послушайте и отгадайте загадку, придуманную П. Чесноковым:

ЗАГАДКУ ЭТУ ОТГАДАТЬ СОВСЕМ НЕСЛОЖНО !

МЕНЯ С НАРЕЧИЕМ ПОРОЮ СПУТАТЬ МОЖНО.

НО ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС ВАС НЕ ПОДВЁЛ,

Я ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОХОЖЕ НА ГЛАГОЛ !

Повторение и обобщение изученного материала

Ребята, сказочн ая стран а Морфология находится на огромном острове . Чтобы на него попасть, нам придется достроить хрустальный мост. Сильный шторм разбросал его части по всему побережью. Соберите их. Итак, вы готовы?! Тогда в перед …

Восстановите пословицы, назовите в них деепричастия, докажите свою точку зрения.

. не суйся в воду.

Что имеем, не храним.

. не всегда брани дорогу.

Вот и добрались мы до ворот Морфологии. Но они закрыты на огромный замок. Да не простой, а орфографический. Чтобы добыть его, нам придется подняться по вот этой опасной скользкой лестнице. Одна ошибка и мы никогда не попадем в Морфологию. Ну что, вперед!

Запишите, объяснив на писание НЕ с глаголами, деепричастиями.

(Не) занимаясь гимнастикой, нельзя сделать тело уравновешенным. ( Сократ )

Мы смотрим на красоту и изящество, (не) отделяя их друг от друга. ( Цицерон )

(Не) встряхивая себя физически, нельзя быть здоровым нравственно.
(Толстой Л.Н.)

Находясь среди дзюдоистов, я (не) чувствую себя чужим, я как будто среди близких родственников. ( Путин В.В. )

Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1. Оглядываться (несов. в.)

7. Распечатать (сов. в.)

2. Сверкать (несов. в.)

8. Оторваться (сов. в.)

3. Спешить (несов. в.)

9. Остановить (сов. в.)

10. Стучать (несов. в.)

5. Прыгать (несов. в.)

11. Играть (несов. в.)

6. Увидеть (сов. в.)

12. Шествовать (несов. в.)

Расставьте знаки препинания, выделяя графически деепричастные обороты.

Б Е Р Е Г И Т Е З Р Е Н И Е

Рассматривая предметы на близком расстоянии, глаза устают. Когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Очень вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаз. Первое условие хорошего зрения – правильное освещение. Создавая условия

для работы, вы должны помнить о том, что стол нужно ставить ближе к окну, чтобы свет падал слева. Настольная лампа устанавливается так, чтобы свет падал на стол, освещая лишь книгу. Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка. Читая лёжа, зрение тоже портится.

(гимнастика для глаз)

Ну вот мы почти у цели, уже виден замок Деепричастия. Но в него не так-то просто попасть. Смотрите, какие суровые стражники его охраняют, и имена у них необычные:

Назовите их по-другому, и они с радостью впустят вас в замок.

Слова для справки: бежать быстро, без особого на то желания,

работать плохо, работать хорошо.

Составьте с этими фразеологизмами предложения и запишите их в тетрадь.

Как гостеприимный хозяин, Деепричастие приготовил пир в вашу честь. А вы поделитесь своим фирменным рецептом!

Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с нашим другом Деепричастием, но обещаем никогда не забывать о нем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания по пройденной теме, определить

уровень усвоения материала;

- способствовать закреплению полученных знаний;

- содействовать развитию умения работать с языковым материалом ;

- создать благоприятные условия для совершенствования полученных навыков при изучении данной темы.

Развивающие:

- продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;

- способствовать расширению словарного запаса обучающихся за счет включения в речь деепричастий.

Воспитательные:

- создать условия для привития навыков работы в группе;

- способствовать становлению чувства ответственности в ходе

ФОРМА УРОКА: урок-путешествие

ТИП УРОКА: комбинированный

ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа с таблицами, развитие речи

I. Организационный момент

II.Подготовка учащихся к работе по теме урока

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Через минутку мы отправимся на поиски приключений. Наше путешествие будет происходить по сказочной стране, которая называется Морфология. В ней есть множество интересных мест, не во всех из них мы с вами успели побывать на уроках русского языка. Она хранит несчетное количество тайн и готовит нам миллионы сюрпризов. А ждет нас в Морфологии наш старый знакомый. Имя его вам сейчас и нужно будет назвать. Для этого послушайте и отгадайте загадку, придуманную П. Чесноковым:

ЗАГАДКУ ЭТУ ОТГАДАТЬ СОВСЕМ НЕСЛОЖНО !

МЕНЯ С НАРЕЧИЕМ ПОРОЮ СПУТАТЬ МОЖНО.

НО ПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ВОПРОС ВАС НЕ ПОДВЁЛ,

Я ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОХОЖЕ НА ГЛАГОЛ!

Повторение и обобщение изученного материала

Признаки глагола Признаки наречия

Ребята, сказочная страна Морфология находится на огромном острове. Чтобы на него попасть, нам придется достроить хрустальный мост. Сильный шторм разбросал его части по всему побережью. Соберите их. Итак, вы готовы?! Тогда вперед…

Восстановите пословицы, назовите в них деепричастия, докажите свою точку зрения.

. не суйся в воду.

Что имеем, не храним.

. не всегда брани дорогу.

Вот и добрались мы до ворот Морфологии. Но они закрыты на огромный замок. Да не простой, а орфографический. Чтобы добыть его, нам придется подняться по вот этой опасной скользкой лестнице. Одна ошибка и мы никогда не попадем в Морфологию. Ну что, вперед!

Запишите, объяснив на писание НЕ с глаголами, деепричастиями.

(Не) занимаясь гимнастикой, нельзя сделать тело уравновешенным. (Сократ)

Мы смотрим на красоту и изящество, (не) отделяя их друг от друга. (Цицерон)

(Не) встряхивая себя физически, нельзя быть здоровым нравственно.
(Толстой Л.Н.)

Находясь среди дзюдоистов, я (не) чувствую себя чужим, я как будто среди близких родственников. (Путин В.В.)

Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1. Оглядываться (несов. в.)

7. Распечатать (сов. в.)

2. Сверкать (несов. в.)

8. Оторваться (сов. в.)

3. Спешить (несов. в.)

9. Остановить (сов. в.)

10. Стучать (несов. в.)

5. Прыгать (несов. в.)

11. Играть (несов. в.)

6. Увидеть (сов. в.)

12. Шествовать (несов. в.)

Расставьте знаки препинания, выделяя графически деепричастные обороты.

Б Е Р Е Г И Т Е З Р Е Н И Е

Рассматривая предметы на близком расстоянии, глаза устают. Когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Очень вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаз. Первое условие хорошего зрения - правильное освещение. Создавая условия для работы, вы должны помнить о том, что стол нужно ставить ближе к окну, чтобы свет падал слева. Настольная лампа устанавливается так, чтобы свет падал на стол, освещая лишь книгу. Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка. Читая лёжа, зрение тоже портится.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

Ну вот мы почти у цели, уже виден замок Деепричастия. Но в него не так-то просто попасть. Смотрите, какие суровые стражники его охраняют, и имена у них необычные:

Назовите их по-другому, и они с радостью впустят вас в замок.

Слова для справки: бежать быстро, без особого на то желания,

работать плохо, работать хорошо.

Составьте с этими фразеологизмами предложения и запишите их в тетрадь.

Как гостеприимный хозяин, Деепричастие приготовил пир в вашу честь. А вы поделитесь своим фирменным рецептом!

Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с нашим другом Деепричастием, но обещаем никогда не забывать о нем.

Читайте также: