Конспект некрасов мужичок с ноготок

Обновлено: 07.07.2024

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —

— Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я… —

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

(из стихотворения “Крестьянские дети”, 1861)

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Вариант 1

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, не покладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.

Все, о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей, например “Школьник”. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и стремлением жить счастливо каждого крепостного.

Эти чувства, пронесенные сквозь сердце поэта, он при помощи пера излил на бумагу, навсегда увековечив их в своих бессмертных произведениях.

Стихотворение “Мужичок с ноготок” является частью большой поэмы автора “Крестьянские дети”. В этом произведении Некрасов описывает скудную и сложную жизнь многодетной бедной крестьянской семьи. В ней всего два мужчины — глава семейства и его маленький шестилетний сын.

Им приходится в “студеную зимнюю пору” заниматься заготовкой дров, чтобы обеспечить свою семью драгоценным теплом. Отец занимается рубкой деревьев и затем придает дровам нужные размеры, чтобы они уместились в печи. Сынишка же грузит их на телегу и отвозит домой. Именно в этот момент автор и встречается с мальчиком на дороге, выйдя прогуляться из дому в лес.

Яркими красками усиливает колоритность стихотворения описание зимней поры. Некрасов применяет к зиме эпитет “студеная”, намекая на суровость описываемых морозов. Читатель должен сам догадаться, что семейство в крестьянской хате, видимо, замерзает, раз в такую погоду мужчины принялись за заготовку дров.

Гиперболизуя опасность мороза перед маленьким мальчиком, автор уже напрямую заявляет о том, что мороз был сильным. Однако, мальчуган важно шефствует над лошадкой, ведя ее под уздцы, у него чинное взрослое спокойствие. Поэт показывает его крохотность, сравнивая маленькое тело ребенка с большими папиными сапогами и еще большего размера полушубком.

Вместе с этим, Николай Алексеевич еще более ярко рисует читателям положение бедных сельских детей. Из-за своей закрепощенной судьбы, они вынуждены рано взрослеть, выполняя работу, с которой не всегда и взрослый человек справился бы.

Мальчик описывается автором с нежностью и трепетом. Он испытывает жалость к такому раннему взрослению сынишки, который уже представляется настоящим мужчиной на фоне исполнения семейных обязанностей без лишних слов.

В своем творчестве Некрасов, обращаясь к образу крестьянских детей, всегда описывает его очень трепетно. Детям он всегда отводил особое место в своих литературных произведениях. Знакомясь с ними, нам открывается настоящая душа русского народа, которую читателям так щедро и безвозмездно раскрыл Николай Алексеевич Некрасов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока :изучение новой темы

Методы урока:частично-поисковый,метод инсценировки,метод незаконченных предложении. ; наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный.

Формы : фронтальная, групповая и индивидуальная работа; наглядный, практический;

Инновационная технология :технология опережающего обучения

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова,иллюстрации к стихотворению «Мужичок с но-

жизни детей в прошлом.

б)уметь анализировать поэтическое произведение;

-способствовать развитию устной речи,обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах);

- создать условия для воспитания культуры общения.

Организационный момент

4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

На доске портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

Класс делится на две группы.

А сейчас презентация о Н.А.Некрасове 7 минут

Жизнь А.Н.Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов-русский поэт.Н.А.Некрасов родился в селе Немирово

Винницкого уезда Подольской губернии.Детство Некрасова прошло на Волге,близ

Ярославля,в имении Грешнево.1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена

Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший

армейский офицер,ярый крепостник,был грубым и жестоким.. Мать — Елена

Андреевна, дворянка,женщина умная,ласковая В 7 лет он посвятил ей стихи,а став

взрослым,постоянно о ней вспоминал,что нашло отражение в ряде произведении.Некра-

сов часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам.Они гуляли вместе в

лесу,в поле,на берегу Волги.

В своих произведениях Н.А.Некрасов писал о Родине,правдиво писал о нищей,

разоренной деревне,о тяжелом труде крестьян,о трудной женской доле,нелегкой судь-

бе крестьянских детей,о жизни крестьянских детей,о жизни городской бедноты.

Работа с компьтерной презентацией.

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича

-Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении

семьи? Как вы определили?

Рассказ по картине

Мы видим большую семью у бедного дома.Это крестьянская семья. Дети одеты бедно,

худы. Жильё ветхое.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но,

улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским

друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком

посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы

будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение

полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

Словарная работа.( Словарную работу выполняют обе группы) 7 минут

УЗДА - Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями -жүген

Под уздцы -шаужайынан ұстап

Больно -здесь:очень -өте

Хворост -сухие сучья,ветви,деревья- ағаштың бұталары

ПОЛУШУБОК -Короткая, до колен, верхняя одежда на меху-. қой терісінен жасалған

шолақ тонды киіп

В спокойствии чинном -спокойно

В студеную пору -в очень холодную морозную пору

Шестой миновал - алты жасқа толдым

Шествуя важно -идя важно,не торопясь -асықпай маңызданып
Вестимо -конечно, разумеется- әрине

Учитель читает наизусть стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

Ученики инсценируют стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

Рассказ учителя

Стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" посвящено судьбе крестьян-

ских детей.Автор размышляет об их жизни,восхищается ими,любуется,сочувствует им.

С теплотой и нежностью он рисует ситуации,характеры детей,при этом задумывается о

И шествуя важно,в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах,в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Рассказчик поздоровался с мальчиком,который помогал отцу вывозить дрова из леса.От

мальчика автор узнал,что его зовут Влас,ему миновал шестой год,и что он из большой

мужчина: разговаривает басом,отвечает встречному так,что становится ясно-ему некогда

Автор говорит,что увиденная им картина выглядела ненатурально-будто бы он в

Работа с иллюстрациями

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.

Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А. Серов

и Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О. Мартынюк при работе с деревом

Мужичок с ноготок, есть даже на ковре.

Задание на карточках обем группам. 3 минуты

1. Как зовут мальчика? (Власом)

2.Сколько ему лет? (шестой миновал)

3.Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

(В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок)

4.Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

(В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

5.Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

6.В какое время года произошла встреча? (зимой)

7.Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

(Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз).

8.Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

(С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

9. Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

(Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я).

1.Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?

(Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений).

2. Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

(Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…)

3. Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…Почему он так говорит?

(Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

4.Как разговаривает Влас?

(Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

5. Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

-Что подчеркивает Некрасов словами "парнище" .

(Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

6..Как вы думаете, как относится автор к мальчику?

(Он его любит, с уважением.) Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")

7.Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. Подумайте, почему мальчик так говорит?

(Он понимает, что важность своей работы в семье.)

8. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.

(Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

9. Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно как король. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?

(Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

1) Годы жизни Н Некрасова:

2.Место рождения Н.А.Некрасова.

3) Некрасова звали

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Сергей Алексеевич

г) Николай Алексеевич +

4) Некрасов учился в

а) Петербургском университете +

б) Царскосельском лицее

в) Нежинской гимназии

г) Симбирском университете

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

Методика незаконченных предложений.

Я узнал…. о судьбе крестьянского мальчика Власе,который жил в 19 веке.

Меня поразило во Власе…..его трудолюбие и подражание взрослым и понимание

важности своего места в семье,

Особенно интересным было…..то историческое время,в которое жил Некрасов.

Кумсайская основная школа

Утверждаю: _____ Согласовано: _______ Согласовано: ______

Директор Зам.директора Руководитель МО

Ж.К.Тажибаева по учебно-воспитательной А.К.Тулегенова

Урок по литературному чтению в 6 классе

Краткое описание документа:

Тип урока:изучение новой темы

Методы урока:частично-поисковый,метод инсценировки,метод незаконченных предложении. ; наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный.

Формы : фронтальная, групповая и индивидуальная работа; наглядный, практический;

Инновационная технология:технология опережающего обучения

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова,иллюстрации к стихотворению «Мужичок с но-

жизни детей в прошлом.

б)уметь анализировать поэтическое произведение;

-способствовать развитию устной речи,обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах);

- создать условия для воспитания культуры общения.

Организационный момент

4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.

На доске портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)

Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

Класс делится на две группы.

А сейчас презентация о Н.А.Некрасове 7 минут

Жизнь А.Н.Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов-русский поэт.Н.А.Некрасов родился в селе Немирово

Винницкого уезда Подольской губернии.Детство Некрасова прошло на Волге,близ

Ярославля,в имении Грешнево.1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена

Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший

армейский офицер,ярый крепостник,был грубым и жестоким.. Мать — Елена

Андреевна, дворянка,женщина умная,ласковая В 7 лет он посвятил ей стихи,а став

взрослым,постоянно о ней вспоминал,что нашло отражение в ряде произведении.Некра-

сов часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам.Они гуляли вместе в

лесу,в поле,на берегу Волги.

В своих произведениях Н.А.Некрасов писал о Родине,правдиво писал о нищей,

разоренной деревне,о тяжелом труде крестьян,о трудной женской доле,нелегкой судь-

бе крестьянских детей,о жизни крестьянских детей,о жизни городской бедноты.

Работа с компьтерной презентацией.

Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов,

рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича

-Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении

семьи? Как вы определили?

Рассказ по картине

Мы видим большую семью у бедного дома.Это крестьянская семья. Дети одеты бедно,

худы. Жильё ветхое.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но,

улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским

друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком

посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы

будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение

полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

Словарная работа.(Словарную работу выполняют обе группы) 7 минут

УЗДА- Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями-жүген

Под уздцы-шаужайынан ұстап

Больно-здесь:очень-өте

Хворост-сухие сучья,ветви,деревья-ағаштың бұталары

ПОЛУШУБОК -Короткая, до колен, верхняя одежда на меху-.қой терісінен жасалған

шолақ тонды киіп

В спокойствии чинном-спокойно

В студеную пору-в очень холодную морозную пору

Шестой миновал-алты жасқа толдым

Шествуя важно-идя важно,не торопясь -асықпай маңызданып
Вестимо-конечно, разумеется- әрине

Учитель читает наизусть стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

  • Ученики инсценируют стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
  • Рассказ учителя
  • Стихотворение Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" посвящено судьбе крестьян-

ских детей.Автор размышляет об их жизни,восхищается ими,любуется,сочувствует им.

С теплотой и нежностью он рисует ситуации,характеры детей,при этом задумывается о

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 903 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.05.2015 9994
  • DOCX 31.4 кбайт
  • 53 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тулегенова Айжамал Казбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

• Познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова, формировать интерес и побуждать к чтению детских произведений русских писателей и поэтов.

• Развивать навыки правильного, беглого и выразительного чтения на основе разнообразных видов чтения и работы над содержанием.

• Способствовать воспитанию уважения к тяжёлому крестьянскому труду.

Этапы урока Содержание этапа

2. Читательская разминка

3. Проверка домашнего задания

4. Объявление темы урока

5. Рассказ учителя Вступительная беседа.

6. Первичое чтение учителем (наизусть)

7. Повторное чтение с заданием.

8. Повторное чтение через разнообразие видов чтения

9. Работа по содержанию

Итог урока

• Замените первую букву в слове ПОЧКА, чтобы получились другие слова (ночка, точка, кочка, бочка, дочка)

-Чтение, оценивание

- Чем вам понравился Филиппок?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русской поэзией 19 века, а как фамилия этого поэта вы отгадаете сами, если соберёте вместе части подчёркнутых слов

НЕБО КРАСОТА ОВАЛ

Николай Алексеевич Некрасов родился 4 декабря 1821 года в местечке Юдвине Подольской губернии.

Отец поэта Алексей Сергеевич служил в армии, вскоре после рождения сына, будущего поэта, Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку с чином майора и поселился в своём родовом имении в селе Грешневе Ярославской губернии.

Пользуясь крепостным трудом господа могли жить беспечно и праздно. Возможность полного безделья и бесконтрольного распоряжения сотнями человеческих душ порождала в помещечьей среде развитие самодурства и жестокости.

Поэтическая способность у Некрасова сказалась рано. Семилетним мальчиком, едва выучившись писать, он уже сочинял стихи

И свой первый поэтический опыт он посвятил своей горячо любимой мамочке.

Любезна маменька, примите

Сей слабый труд

И рассмотрите, дорогая,

Годится ль он куда нибудь

-От чьего лица ведётся рассказ?

-выбрать непонятные слова (Студёную пору, хворост, шествуя важно, уздцы, дровосек)

- Разбор непонятных детям слов.

1. по цепочке (по строчке)

2. чтение всей строчки по первому (последнему) слову

3. прочитать первое вопросительное предложение с соответствующей интонацией

4. А что ему ответил мальчик?

5. найдите и прочитайте ещё вопросительные предложения с соответствующей интонацией

6. чтение, нахождение отрывка к рисунку

7. найдите и прочитайте первое восклицательное предложение

8. найдите ещё восклицательные предложения и прочитайте их с соответствующей интонацией

9. чтение названия стихотворения

10. Как его ещё можно назвать?

11. чтение 1 предложения, уберите слова- признаки, Беднее стало предложение или нет

12. найдите предложение по вопросам

• кого? Что делает? Под что? Кто?

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

• где? Что делал? Что? Кого?

В лесу раздавался топор дровосека

- Как звали мальчика?

-Найдите и прочитайте слова, которые описывают, как был одет мальчик Влас?

-А почему в больших?

-А теперь найдите мне слова и выражения, как автор называет мальчика?

(мужичок с ноготок, парнище, малюточка)

-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, а к кому сам мальчик себя причисляет?

(Семья то большая, да два человека всего мужиков то, отец мой да я).

-Какие слова, выражения, движения показывают, что он подражает взрослому, стремится быть похожим на взрослого мужчину?

-Найдите и прочитайте выражения мальчика, из которых видно, что ему некогда разговаривать с прохожими, он занят работой и у него нет времени на пустые разговоры.

-Какое отношение вызывает к себе маленький работник? (нежность, уважение, умиление)

-В какой другой раздел книги вы бы включили это стихотворение (рассказы о детях, рассказы о труде и трудолюбии)

-Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Книги: Н.А.Некрасов. Стихотворения. Саша. Крестьянские дети.

3.Репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"

4.Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок".

5. Ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 24 х.Северокавказского муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края

Урок литературного чтения

Н.А. Некрасов

"Мужичок с ноготок"

Кулешова Любовь Давыдовна,

учитель начальных классов

2014 – 2015 учебный год

Урок литературного чтения

Тема урока: Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

-учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации;

-обогащать словарный запас учащихся.

-пробуждать интерес к истории своей Родины;

-развивать познавательную активность детей;

-развивать устную речь учащихся.

Воспитательные:

-формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины;

-прививать интерес к книге, к чтению.

Оборудование:

1.Книги: Н.А.Некрасов. Стихотворения. Саша. Крестьянские дети.

3.Репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"

4.Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок".

5. Ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

На доске эпиграф:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

2.Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.

3.Работа с репродукциями картин.

4.Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"

5.Подведение итогов урока.

Организационный момент.

2. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.

(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878) (Слайд 1)

Учитель. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечки Немирове, Каменец — Подольской губернии, ныне Винницкой губернии (Украина).

Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнёве, родовом имении отца, которое находилось неподалёку от Волги. Грешнёво находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Здесь он впервые столкнулся со многими тёмными сторонами жизни: грубостью, бесправием и угнетением. (Слайд 2)

Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, в молодости служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством.

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали. (Слайд 3)

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,

Но я нигде так сладко не дышал,

Как в Грешнево…

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, (Слайд 4)

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Они стонали от непосильной работы.

Некрасов позднее писал:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски.

Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

Его мать, Елена Андреевна, была человеком высокой культуры, любящая, добрая женщина. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери:

Играла ты и пела гимн печальный

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

3.Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По этим лугам и в лесу часто бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые

Стоят сады вишнёвые

Тихохонько шумят…

Зелёный шум – так народ называл пробуждение природы весной.

4. Работа с репродукцией картины.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков. (Слайды 6, 7)

- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)

- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?

Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)

Чтение вслух. Словарная работа.

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? (очень холодно)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

УЗДА - часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. (Слайд 10)

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)

А что у отца-то большая семья?

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…"

Так вон оно что! А как звать тебя?-

- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…

Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал… (Слайд 11)

Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста.

- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)

- В какое время года произошла встреча? (зимой)

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье.)

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. (Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

-Кто может совершать эти действия?

Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым.. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

7. Физкультминутка.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперёд.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись влево – вправо, вправо – влево!

Тихо сели. Вновь за дело.

8. Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)

- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Почему он так разговаривает? (Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)

Нахождение предложений с восклицательным знаком.

Чтение предложений с нужной интонацией.

- Вспомните, сегодня на уроке мы уже говорили, почему в конце некоторых предложений ставится восклицательный знак. (Предложение нужно произнести с особой интонацией.)

9.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.

- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

- Здорово, парнище!

- Ступай себе мимо!

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

- Откуда дровишки?

- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.

- А что у отца – то большая семья?

- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.

- Так вон оно что! А как звать тебя?

- А кой тебе годик?

- Шестой миновал.

10.Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

11.Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.

12.Выразительное чтение стихотворения детьми.

Кто лучше? Показать оценку.

13.Итог урока.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)

Заключительное слово учителя.

На этом наш урок подошёл к концу.

14.Домашнее задание. Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: стихотворение наизусть

- Никита, прочитай вслух.

- Как вы понимаете данную фразу?

- Фраза означает, что на уроке нужно работать, рассуждать, отвечать, о том, что знаете говорить, а не молчать.

- Давайте будем стараться придерживаться этого девиза на нашем уроке, согласны?

Читают про себя.

Девиз записан на доске.

Актуализация знаний

Формулирование учащимися темы урока

- В данной фразе зашифровано произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся.

- Для того чтобы данную фразу расшифровать вы должны каждое слово назвать ласково и тогда узнаете название произведения, которое будем сегодня читать.

- Что у вас получилось?

- Мужичок с ноготок.

Постановка цели урока

- Как вы думаете, почему он так назвал своего героя из-за чего?

- Ваши мнения разошлись, чтобы узнать, кто из вас прав, и почему автор назвал так своего героя нужно прочитать произведение, побеседовать и тогда мы с вами узнаем ответ.

- Так какая же цель нашего урока?

Работа по теме урока

Знакомством с биографией Н. А. Некрасова

Первичное восприятие.

Проверка полученного восприятия.

Словарная работа

Вторичное, самостоятельное чтение стихотворения вслух

Беседа по содержанию прочитанного текста

Физкультминутка

Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста

Итог урока, рефлексия

Домашнее задание

- Прежде чем приступить к чтению произведения, я предлагаю вам познакомиться с биографией Н. А. Некрасова.

- А расскажет нам с вами о нём, Вика.

- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна, дворянка. Отец – Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

- Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

- Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети". Обратите внимание на то, какая семья изображена на картине, как одеты дети.

- Что вы можете сказать о семье?

- Послушайте стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопрос:

- Кого встретил Н. А. Некрасов?

- Так кого встретил Н. А. Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике?

- Каким представили его себе?

– А сейчас вы прочитаете стихотворение самостоятельно, но перед тем как вы начнёте читать, давайте разберем сложные слова, которые вам непонятны.

- Откройте учебники на с.151.

- Посмотрите сноску в учебнике?

- А теперь прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение.

Самостоятельное чтение стихотворения Н. А. Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса).

- Как зовут мальчика?

- Сколько ему лет?

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

- Где встретил Н. А. Некрасов мальчика?

- В какое время года произошла встреча?

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

- Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

- Подумайте, почему мальчик так говорит?

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.

- Некрасов Н. А. говорит, что мальчик шествует важно.

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?

- Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

- Почему он так говорит?

- Как разговаривает Влас?

- Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Почему он так разговаривает?

Чтение по ролям диалога мальчика с Н. А. Некрасовым, исключая слова автора.

- Давайте, прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика в парах.

- Но прежде, чем вы начнёте читать, давайте, спланируем вашу работу в парах. Составим план, по которому вы будите работать.

2. Определить границы диалога, т.к. мы читаем только диалог Н. А. Некрасова и мальчика.

3. Перечитать диалог с карандашом в руках, чтобы отметить слова героев и зачеркнуть слова автора.

4. Прочитать в парах диалог.

- А теперь соблюдая каждый пункт нашего плана, приступаем к работе.

- Выполняем первый пункт (второй, третий, четвёртый).

- Пара, которая прочитает первая, должна просигнализировать, о том, что готова – поднять руки вверх. Я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью).

Читайте также: