Конспект на тему сосновый лес

Обновлено: 07.07.2024

Цель: - дать представление о растительном и животном мире соснового леса; об отличии соснового леса от елового.

Задачи: - научить оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, используя систему пометок ИНСЕРТ.

- совершенствовать навык свертывания информации до ключевых слов, словосочетаний (на основе заполнения таблицы).

- совершенствовать навык беглого чтения научно-познавательного текста.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

- Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбки. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.

Дети улыбаются учителю, друг другу.

Формирование целеустремленности и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

2. Отгадывание кроссворда

Совместное открытие названия новой темы

Актуализация опорных знаний

1.Индивидуальная мозговая атака

2.Парная мозговая атака

3.Групповая мозговая атака

Физ. минутка

Открытие нового знания (стадия осмысления)

Чтение текста с остановками (со стопом)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайды)

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое озеро?

- Чем отличается озеро от других водоемов?

- Какие озера вы знаете?

- Давайте вспомним о растительном и животном мире озера. Я вам загадаю загадки, а вы должны вписать ответы в кроссворд.

1. Плавучее мелкое растение.

2. Где вода или болото,

Часто там растет чего-то,

Из него на жарком юге

Сахар получают люди.

3. Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

5. Нос долог, голос тонок,

Летит - кричит, сядет – молчит

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет

Но не тонут, не бьются

8. Жук с темно-бурым телом, ногами – веслами. Часто встречается в любом стоящем или медленно текущем водоеме: озере, пруду, долго живущей луже.

9. Маленькие жучки, которые бегают по поверхности воды. Они так малы, что вода их держит.

10. На рыбалку мы ходили,

Рыбу дружно все удили.

Свой рассказ ты как не крась,

Не ловился лишь ……

- Ребята, посмотрите внимательно на выделенные клетки нашего кроссворда. Прочитайте, какие слова в них получились.

- Сегодня вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побываем в сосновом лесу. Узнаем об его обитателях, познакомимся с растительным миром и поговорим об отличиях соснового леса от елового.

- У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту в высоту.

- Как называется лес, в котором растут сосны?

- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Подумайте, пожалуйста, о сосновом лесе, запишите все, что вы знаете о нем. Старайтесь думать самостоятельно. Не бойтесь ошибиться, записывайте все, что придет вам в голову.

- Теперь предлагаю вам поработать в парах. Обсудите с соседом по парте сделанные записи, в том случае если мысли соседа вам покажутся верными, вы можете дополнить свои записи.

- Давайте поделимся своими мыслями о сосновом лесе со всем классом. Что вы о нем записали?

Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

- А теперь приготовьте тексты, которые лежат на ваших столах. Мы довольно много слушали о сосновом лесе, а сейчас прочитаем текст и проверим свои знания и предположения.

- При чтении вы должны одновременно ставить пометки на полях.

- Начинайте читать. (Учитель по ходу чтения текста учащимися задает вопросы по прочитанному).

- Что узнали о соне?

- Какие животные могут встречаться в сосновом лесу?

- Какие растения растут?

- Чем условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни елового леса?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира для 2 класса

Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.

- проверить уровень усвоения знаний о лесном озере;

- изучить особенности растительного и животного мира соснового леса;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедиа комплекс, презентация.

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного.

II. Проверка домашнего задания

Беседа о лесном озере

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам ответить на вопросы. Напоминаю, что нельзя выкрикивать, нужно давать полные ответы.

- Откройте учебник на с. 113.- Какие растения дети увидели у лесного озера?

- Какие животные обитают в озере?

- Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

- Какие рыбы еще встречаются в озерах?

- Откройте учебник на с. 114. Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?

- Сравните клювы птиц. Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?

- Обратите внимание на рисунки на с.115. Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу?

- Спасибо, вы хорошо усвоили материал о лесном озере.

- У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их, подпишите в верхнем правом углу. Прочитайте внимательно, сейчас вы по описанию узнаете животное, которое обитает в лесном озере. Вам нужно на пустой строке написать название животного. На эту работу вам отводиться три минуты. Приступайте.

- Я проверю ваши работы, а учитель озвучит оценки на следующем уроке.

Эти животные обитают под водой. Задние ноги у них плоские и длинные, похожи на весла. Они прожорливые хищники, поедают насекомых, мальков и головастиков.

Кожа у этого животного грязно-зеленого цвета. Питается насекомыми. Имеет плавательные перепонки на задних ногах, издает неприятные звуки.

У этого насекомого голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Свою добычу схватывает и съедает на лету. Приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов.

Их можно обнаружить на дне озера. Своим передним концом медленно закапываются в песок и медленно ползают по дну, оставляя за собой характерные борозды. Питание происходит одновременно с ее дыханием. Моллюск заглатывает мелкие организмы, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.

III . Изучение нового материала

- Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу. А что такое лес?

- Как вы его себе представляете (где много деревьев).

- А какие деревья растут в лесу? (клен, осина, береза, ель, сосна)

- А как называется лес, где растут разные деревья (смешанный лес).

- Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)

- Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (хвойный)

- А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны? (сосновый бор)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес. А сейчас посмотрите видео леса, прослушайте звуки леса.

Рассказ учителя о сосне

- Сегодня мы познакомимся с удивительным природным сообществом, мы отправимся в сосновый лес. Послушайте рассказ о сосне и скажите, почему сосна – удивительное дерево.

Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.

Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.

- Почему сосна – удивительное дерево?

- Какую беду может принести соснам зимняя шуба из снега?

- Почему ветки у сосны расположены на макушке?

2. Беседа о лесной столовой

- Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу. Хвоей сосны – питаются птицы: рябчик и глухарь. Кору поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

- Откройте учебник на с.117. Давайте прочитаем, кто же еще может найти пищу под корой сосны. Читай……

- Кто же питается насекомыми, обитающими под корой?

- Как дятел приспособлен к этому способу питания?

- Как можно назвать дятла? (лесной санитар)

- Какую пользу он приносит?

А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются? (голубика, черника, брусника) (показ гербария этих растений)

- Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение, ( Слайд 6) а клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Слайд 7 Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

- Какой гриб растет под сосной? (подосиновик) Слайд 8 Кто питается грибами? (белки, лоси)

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

- Какую пользу приносят дятлы?

- Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

3. Практическая работа

- Рассмотрите веточки сосны и ели на нашем гербарии. Сравните хвоинки. Какие они у сосны? А какие у ели? Давайте сравним шишки сосны и ели. Какая шишка у сосны? Какая шишка у ели? Какие животные питаются семенами еловых шишек?

- Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей.

Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты.

Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.

- Почему условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни в еловом лесу?

Откройте учебник на с. 117. Рассмотрите сосну, выросшую в лесу, и сосну на опушке леса. Чем они отличаются? Почему? Сосны, выросшие на опушке леса, имеют длинный прямой ствол, их называют корабельными, так как раньше они шли на обшивку кораблей.

4. Рассказ учителя о пользе растений

- Слайд 14 Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

- Давайте подумаем, почему?

- Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется?

- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину.

Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

- Как люди используют сосну?

5. Анализ стихотворения

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень - И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому? Никому! Просто — ветру, метели,

Такой же красивой неспиленной ели!

- О какой елке идет речь в стихотворении?

- Почему радуется ребенок?

- Почему радуется лесная елка?

Динамическая пауза 2 раза

Утром стрекоза проснулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке

1. Работа в рабочих тетрадях

- Ребята, откройте рабочие тетради на с.23, давайте выполним задание 39,40.

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

- Откуда стол к нам пришел?

- Из какого дерева он сделан? (из сосны)

- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? Правильно, стол, за которым мы сидим, кровать, на которой мы спим, тетради, на которых мы пишем, карандаши, которыми мы рисуем.

- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

V. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока

- Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.116-119 и ответите на вопросы на с. 117, 119.

- С каким природным сообществом мы познакомились?

- Какие растения растут в сосновом лесу?

- Какие животные встречаются в этом природном сообществе?

- Послушайте звуки соснового леса. Каких обитателей вы узнали?

- Кто является санитаром соснового леса?

- Чем отличается сосновый лес от елового?

- Как мы с вами должны относиться к лесу?

- Сегодня на уроке активно работали ……….(оценки)

На этом наш урок закончен. До свидания. Можете готовиться к следующему уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.

- проверить уровень усвоения знаний о лесном озере;

- изучить особенности растительного и животного мира соснового леса;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания:

а) фронтальная беседа по пройденному материалу;

б)работа по карточкам (дифференцированные задания)

3. Изучение нового материала:

а) постановка темы и целей урока;

б) условия жизни в сосновом лесу;

в) практическая работа в группах: сравнение веток и шишек сосны и ели;

г) знакомство с растениями сосновых лесов:

- работа с учебником;

- работа с наглядным материалом;

д) знакомство с животными леса:

- дятел: друг или враг леса?;

- доклад ученика о птицах;

- роль сосны в жизни животных;

4. Закрепление изученного:

- Ответы на вопросы, требующие применения полученных знаний в новой ситуации;

6. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Орг. момент

- Какое настроение создала эта музыка?

- Что представили, когда слушали отрывок из песни?

2.Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания

- С какой целью люди путешествуют?

- Как называются люди, изучающие что- то новое?

Мы продолжаем исследовать окружающий мир, и традиционно начинаем наш урок с рассказа о погоде сегодняшнего дня.

- Но у нас путешествие виртуальное, поэтому погоду в классе создаём мы сами.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- По каким маршрутам мы уже путешествовали?

(Учитель раздает карточки разного цвета для индивидуальной работы.)

а) Фронтальная беседа по пройденному материалу.

- Давайте вспомним, что мы исследовали на прошлом уроке?

(Лесное озеро).

–Узнайте, о каких растениях идёт речь:

Одно из самых маленьких растений водоёма

Гибкий стебель наполнен внутри воздухом.

- Чем отличается ряска от других растений? (Нет листьев)

- Какое из растений лесного озера занесено в Красную книгу?

- Водомерка, жук-плавунец, пчела, комар

- Почему это слово лишнее?

- Задайте одноклассникам вопросы о насекомых лесного озера.

( Примерные вопросы и ответы детей:

- Какое насекомое называют самым прожорливым хищником планеты? (Стрекоза)

- Кто живёт под водой? (Жук – плавунец)

- Как жук- плавунец приспособился к жизни в воде? ( Задние ноги длинные и плоские, похожи на вёсла.)

- Какое насекомое скользит по поверхности воды?(Водомерка.)

- Почему водомерки не тонут? (Длинные задние ноги покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром)).

- Утка, сорока, цапля, лебедь

- Какие из этих птиц плавают, а кто ходит по воде?

(Лебедь и утка плавают- у них короткие ноги и перепонки на лапах, а цапля ходит- у них длинные ноги.)

- Карась, окунь, щука, стрекоза.

- Каких ещё рыб пресных водоёмов вы знаете?

Незнайка составил цепи питания лесного озера. Какие ошибки он допустил?

- Найдите ошибки в цепях питания.

Ряска – щука-карась

Комар – цапля - лягушка

- Сделайте экологический прогноз: что произойдёт, если исчезнут лягушки? (Увеличится количество комаров и мошек и уменьшится количество птиц, например цапель и аистов.)

- Дома вы готовили рассказ об этом животном.

- Кто хочет поделиться своими знаниями?

- Оцените прослушанный рассказ.

- Что можете дополнить?

Физкультминутка.

– Если я назову растение или животное озера – хлопаем, если другие растения или животные – топаем:

Кислица, ряска, клёст, Иван да марья, жук – плавунец, муравей, купальница, стрекоза, иволга, журавль, кит, плотва.

Думаю, в целом вы неплохо запомнили особенности данного сообщества, мы можем двигаться дальше.

4. Изучение нового материала

а) Постановка темы и целей урока.

Ученик читает стихотворение

Вот по этой тропинке мы и отправляемся в сосновый лес.

- Как вы думаете, что нам предстоит более подробно исследовать во время похода?

(-Условия жизни в сосновом лесу,

-Растительный мир

-Животный мир)

Цель урока – изучение соснового леса.

- Когда исследователи отправляются в путь, что им помогает не сбиться с маршрута? (карта)

У нас тоже есть план путешествия

- Какой этап мы уже прошли?

– Как называют сосновый лес? ( Бор.)

- Вокруг стволы растут прямые,

Закатным солнцем залитые.

Встречает нас сосновый бор

И слышен сосен разговор:

Как будто шапки кроны наши.

Мы всех деревьев хвойных краше.

б) Условия жизни в сосновом лесу.

- Вспомните, как выглядит еловый лес.

- Сравните сосновый и еловый лес. ( В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо.

- Как вы думаете, почему? ( У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет)

- В чём причина такого расположения ветвей? (Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.)

- Прочитайте 2-ой абзац в учебнике и скажите, подтвердились ли ваши предположения.

- Что нового узнали о сосне? (Внизу кора коричневая, а наверху красная, хвоинки держатся на ветках 2-3 года. )

в) Практическая работа в группах: сравнение веток и шишек сосны и ели.

- Следующий этап знакомства с сосновым лесом – это практическая работа в группах.

- Подведите итоги вашей работы.

Хвоинки ели

Линии сравнения

Хвоинки сосны

Крепятся поодиночке близко друг к другу

Расположение

Крепятся парами на небольшом расстоянии

Шишки ели

Линии сравнения

Шишки сосны

Вытянутые с гладкими чешуйками

Внешняя сторона –серовато- бурая, внутренняя сторона светлее

- Для чего выполняли эту работу?

- Кто сможет отличить сосну от ели, если увидите эти деревья в природе?

г) Знакомство с растениями соснового леса.

- Если в сосновом лесу светло и сухо, то какие растения там будут расти?

(Светолюбивые и засухоустойчивые.)

- Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете его название, если сложите два слова:

Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток

- Послушайте 3- ий абзац с. 49 и скажите, почему очиток смог

приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)

Практическая работа в парах с иллюстрациями растений соснового леса.

-А сейчас, юные исследователи, работая с иллюстрациями других растений соснового бора, выясните, какое сходство во внешнем строении они имеют?

Рассмотрите растения кошачьи лапки, чернику, бруснику, вереск и зимолюбку.

- Сделайте вывод о сходстве растений соснового леса. ( У них мелкие листья, густо покрывают стебли).

- Чем объяснить такой размер листьев? (Позволяет растениям экономить влагу).

-Какие растения относятся к травянистым? Кустарники?

Мы прошли третий этап нашего путешествия, и думаю настало время привала.

- Что такое привал?

Звучит музыка, звуки леса

Представьте себя на лесной полянке. Вокруг величественные сосны, запах прогретой солнцем хвои разливается по поляне, на стволах выступают капельки смолы. Неподалёку журчит ручеек. Слышны звонкие голоса птиц. Вы идёте по мягкой теплой траве. Дыхание ровное, спокойное. Постарайтесь запомнить это ощущение покоя. Откройте глаза.

д) Знакомство с животными соснового леса.

Рассказ ученика с элементами инсценирования

Следующий объект исследования – это. (животный мир)

-Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц. Звук какой птицы слышался отчётливее других?

- Узнали, кто издаёт громкий звук? (Дятел.)

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.)

- Почему враг леса?( Пробивает клювом дыры в стволе.)

Дятел

Друг леса Враг леса

-Прочитайте, к какому мнению склоняются авторы учебника. с. 49

- Так чего же больше - пользы или вреда приносит дятел лесу?

(Пользы. Питается насекомыми , которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )

- Оказывается дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, проби­тые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить.

- А чем дятел достаёт насекомых?

(Длинным и липким языком.)

- Как удерживается на стволе дерева?

(Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)

Сосновые леса охотно посещает кукушка. Здесь она находит богатый корм - гусениц соснового шелкопряда, а также одного из основных, воспитателей ее птенцов, - горихвостку. На высоких соснах строят свои гнёзда хищные птицы - сова, коршун и канюк. Самый заметный из певчих птиц – зяблик. В сосняках обитает и самый крупный дрозд – дрозд-деряба.)

- Назовите хищных птиц.

- Каких ещё птиц соснового бора вы запомнили?

- О ком кроме птиц говорится в тексте? (Гусенице соснового шелкопряда)

- Гусеницы соснового шелкопряда очень прожорливы. За лето они съедают несколько тысяч хвоинок.

Аплодисментами поблагодарим нашего гостя и подумаем,

что объединяет белку, глухаря, лося?

( Сосна даёт им корм).

1. Хвоя.

2. Семена сосновых шишек.

3. Сосновые побеги и кора.

- Чем питается белка? Выберите верный, по вашему мнению, вариант ответа . (Семенами сосновых шишек.) (Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.)

- Глухарь? (Хвоей. )

- Лось? (Сосновыми побегами и корой.)

- Сделайте вывод о роли сосны в жизни животных? (Сосна нужна животным. Одним она даёт приют, о другим – пищу.)

Назовите всех представителей животного мира, о которых говорили на уроке.

5. Закрепление изученного.

Наше путешествие близится к завершению.

- О чём будем говорить на последнем этапе?

1) - Подумайте над вопросом № 4 на с. 49.

- Какая из этих сосен выросла на опушке, а какая в чаще леса? Почему?

(Сосна светолюбива. Поэтому дерево, растущее на опушке, наклонилось к свету. Оно ниже у него больше веток. А сосна, растущая в чаще, тянется к свету, она выше, и у неё из – за недостатка света нижние ветви отмирают.)

2)- Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет?

(Ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенью ели – не может, та как она светолюбива)

- Кто запомнил названия растений соснового бора?

- Восстановите пропущенные звенья в цепях питания:

сосновые побеги--- ……………. --- …………………

( Например: Семена сосны- мышь – сова, сосновые побеги - лось – волк, хвоя – гусеница шелкопряда - кукушка)

6. Итог урока

Наш урок подходит к концу, подведём итоги.

- Что вы не знали до сегодняшнего урока?

- Что вы сможете дома или друзьям рассказать о сосновом боре?

- Что бы вы ещё хотели узнать о сосновых лесах и сосне?

- Где можно найти ответы на интересующие вопросы? ( В книгах, энциклопедиях, в сети – интернет, спросить у родителей.)

- Встречаются ли сосновые леса в нашей местности?

- Кто из вас был в бору?

-С какой целью посещали лес? (Отдохнуть, набрать грибов и ягод.)

- Сосна растёт медленно, за год высота сосны увеличивается на 50 см, а за 10 лет? ( На 500 см. или 5 метров.)

- Сломать дерево — секунда, а вырастить — года, не забывайте об этом. На следующем уроке мы поговорим, почему нужно беречь леса.

- Каким был наш урок?

- У вас есть смайлики с 3 настроениями – весёлые, спокойные, грустные. Выбирайте тот, который подходит под ваше настроение на уроке и прикрепите на маршрутный лист.

7. Домашнее задание

- Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем.

( Учитель выставляет оценки за урок.)

Самоанализ урока

Литература

2) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

4) С. И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.

5) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.

Цель: развивать у детей способность пересказывать текст и придумывать свою концовку рассказа.

• развивать умение строить грамматически правильные высказывания;

• познакомить детей с описанием соснового леса в рассказе Ю. Дмитриева, помочь увидеть неоднозначность восприятия соснового леса разными людьми;

• учить детей пересказывать текст, сохраняя его стиль,последовательность изложения;

расширять словарь детей за счет новых слов и словосочетаний: хмурый, приветливый, березняк, дубрава, хвоя, опавшие листья;

• развивать умение самостоятельно пользоваться ими и отражать в речи результаты обследования;

• совершенствовать умение рисовать с натуры, передавая в рисунке настроение, отношение к изображаемому.

О чем рассказывает картина?

Какими словами можно сказать про сосновый лес?

Какие краски использовал художник, изображая стволы деревьев? Хвою? Землю в лесу?

Представьте себе, что вы оказались в этом лесу. Придумайте, кто из вас где будет стоять. Что вы услышите, оказавшись на этом месте? Что вы почувствуете (есть ли ветер? Греет ли солнце -O-

Пройдитесь между деревьями. Шуршат ли листья под ногами? Чем покрыта земля? Вместо листьев в сосновом лесу на земле — колючая сосновая хвоя. Почему земля в сосновом лесу покрыта хвоей? Какие запахи вы ощущаете?

Воспитатель сообщает детям, что она что-то принесла из этого леса, просит открыть принесенные коробочки и рассмотреть сосновую хвою. Задает вопросы: «Какая хвоя? Как вы узнали, что она твердая? Колючая? Тонкая? С чем ее можно сравнить? Почему? Понюхайте хвою. Какой у нее запах?

Давайте вернемся в сосновый лес. Что вы почувствуете, находясь в лесу? Коснулась ли прохлада вашего лица? Шевелит ли ветер ваши волосы?

Понравилось ли вам в сосновом лесу? Почему понравилось? Кому не понравилось в этом лесу? Почему?

Педагог отмечает, что люди по-разному воспринимают природу соснового леса — кому-то она нравится, а кому-то нет.

Далее педагог читает рассказ Ю. Дмитриева: «Некоторые люди не любят сосновый лес. Он кажется им хмурым, неприветливым. Конечно, в сосновом лесу не так много красок, как в березняке или дубраве: стволы деревьев темные, хвоя — тоже, а на земле — ни кустика, ни травинки.

Вся земля в сосновом лесу покрыта опавшими иголками. Их так много накопилось за долгие годы, что трава уже не может расти, не может пробиться сквозь этот толстый слой.

После прочтения рассказа проводится беседа по его содержанию:

• Почему некоторым людям не нравится сосновый лес?

• Чем отличается березняк от соснового леса?

• Как в рассказе говорится о земле в сосновом лесу?

• Почему в сосновом лесу мало зелени, травы?

• Как вы думаете, почему автор любит сосновый лес?

• Хотелось бы вам оказаться в сосновом бору, который изображен на картине Шишкина?

• Похож ли этот бор на тот сосновый лес, который описывается в рассказе?

Прослушав пересказы, воспитатель показывает детям сосновую ветку, стоящую в вазе, и предлагает нарисовать ее (рисование с натуры).

Организуется выставка детских работ.

Читайте также: