Конспект на тему планирование в менеджменте

Обновлено: 05.07.2024

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план".

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Планирование деятельности предприятия основано на ряде принципов (табл. 3.1).

Принципы планирования

Краткая характеристика

Единство научно- технических, социальных и экономических задач развития организации

Этот принцип находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений

Научная обоснованность и оптимальность решений

Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных

Доминирование стратегических аспектов в планировании

Ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования

Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов

Ресурсная сбалансированность планов

Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов

Гибкость и эластичность планирования

Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы

Реализация принципа находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой, благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Виды планов различаются по следующим признакам:

  • целям;
  • предмету;
  • уровню;
  • содержанию;
  • периодам планирования (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Схема классификации видов внутрифирменного планирования

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование, которые обладают определенными характеристиками.

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков (см. табл. 3.2).

Сравнительная характеристика

Виды планирования

Стратегическое

Оперативное

Преимущественно высший уровень

Все уровни с особым акцентом на средний

Слабо структурированные, качественные

Хорошо структурированные, количественные

Ориентация на инновации. Стратегическая адаптация с внешней средой.Обеспечение эффективности: "делать правильные вещи"

Ориентация на интеграцию. Координация внутренней среды. Обеспечение эффективности: "вещи делать правильно"

Создание потенциала успеха

Реализация потенциала успеха

Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный

Акцент на кратко-и среднесрочный

Стратегические хозяйственные единицы

Все функциональные области и все сотрудники

Основная и функциональные стратегии организации

Форма организации планирования

Децентрализованная (централизованное регулирование)

Содержательный аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.

Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущий (до года) и перспективный (более года). С

остав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования.

Планирование представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Он состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Укрупненная схема содержания процесса планирования

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов:

  • постановка задачи планирования;
  • разработка плана;
  • реализация планового решения.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите роль и значение планирования в системе функций менеджмента.

Планирование в системе менеджмента организации — это определение целей развития и эффективного функционирования любой компании, а также методов и средств для достижения этих целей. Фактически это процесс составления специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации при реализации принятых решений.

Основные задачи, которые фирма решает в процессе плановой деятельности:

  • определяет цели, к достижению которых она стремится, и виды деятельности, которые для этого необходимы;
  • поиск необходимых ресурсов и распределение их в соответствии с потребностями;
  • обеспечивает формирование организационной структуры и системы управления;
  • способствует повышению трудовой активности работников;
  • позволяет выбрать наиболее рациональный и эффективный способ достижения целей фирмы, обеспечивает ее прибыльную работу, повышение производительности труда, ритмичности производства, улучшения использования оборудования;
  • создает основу надежного контроля за деятельностью фирмы.

Без планирования системы менеджмента не сможет существовать ни одна организация, поскольку управленческие решения следует принимать относительно:

  • распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • координации работы между отдельными структурными подразделениями;
  • координации с рынком (внешней средой);
  • создание эффективно работающей внутренней структуры;
  • контроля за производственной деятельностью;
  • последующего развития организации.

Планирование в системе менеджмента организации — разработка задач и способов их решения

Среди наших клиентов

Назначение планирования состоит в стремлении своевременно учесть все внутренние и внешние факторы, которые способны обеспечить благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации.

Таким образом, планирование в системы менеджмента организации позволит своевременно принимать решения, даст возможность избежать поспешных выводов и решения, установит конкретные и понятные задачи, а также наиболее оптимальный способ их достижения. Помимо этого предоставит возможность осуществления полного контроля за всеми производственными процессами.

Если говорить в общем, то планирование в системе менеджмента организации можно разделить на следующие процессы:

  • целеполагание (определение системы задач и целей);
  • координация (сочетание) целей и способов их достижения;
  • развитие или объединение имеющейся системы менеджмента организации с ее последующим развитием.

В зависимости от срока выполнения планы принято разделять на:

  • долгосрочные (свыше 5 лет) — относятся, в основном, к категории планов-целей;
  • среднесрочные (1-5 лет), выполняются в виде различных программ;
  • краткосрочные (менее 1 года) имеют форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью краткосрочных, планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

Целеполагание — это разработка системы задач, начиная от общей задачи организации и заканчивая задачами ее отдельных подразделений. В итоге получается дерево конкретных задач, которое и является основой всего планирования.

Но даже в том случае, если цели определены, это еще не говорит о том, что они будут обязательно достигнуты. Для этого требуется наличие необходимых человеческих, финансовых и материальных ресурсов. Причем очень часто от количества данных ресурсов зависит и степень достижения поставленных во время планирования целей. Например, во время планирования создания организации в конкретной области стало ясно, что для этого потребуются финансовые вложения в размере N млн. рублей. Следовательно, данные финансовые ресурсы должны иметься в наличии, и тогда можно говорить о сочетании целей и способов их достижения. В качестве координации, можно привести пример планирования системы менеджмента организации, в которых эффективно сочетаются цели, средства, сроки и исполнители.

Для того чтобы эффективно реализовать планирование, нужно иметь налаженную систему менеджмента качества. Ведь деятельность любой организации направлена на скорейшее достижение показателей планирования, и от того, каким образом эта деятельность скоординирована, очень часто зависит и конечный результат. И можно разработать идеальный план, но без эффективной организации системы менеджмента его не удастся реализовать. Поэтому наличие организационной структуры является обязательным условием. Более того, у каждой компании должна быть предусмотрена возможность последующего развития, а если нет, то это приведет к разрушению компании (если нет развития, значит, мы погибаем). Будущее любого предприятия во многом зависит от среды, в которой оно функционирует, от грамотности персонала и от той ниши, которую предприятие занимает в регионе, стране или отрасли.

Можно сказать, что планирование в системе менеджмента организации делится на два уровня — оперативный и стратегический. Оперативное планирование менеджмента — система управления предприятием на данный момент времени. Стратегическое планирование — определения задач и процедур организации, направленных на долгосрочную перспективу. Эти два способа планирования объединяют предприятие в общее с каждым отдельным подразделением, а это, в свою очередь, является залогом грамотной координации действий.

Также, в настоящее время сложилось несколько способов упорядочения планов, или методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

Балансовые методы основываются на сопоставлении ресурсов, которыми располагает организация, и ресурсов, необходимых для достижения целей в плановом периоде.

Нормативные методы основываются на том, что для расчета потребности в ресурсах используются нормы и нормативы. Нормы и нормативы в планировании могут быть натуральными, стоимостными и временными.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе разнообразного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например, корреляционная модель, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. Исходя из них можно с определенной степенью вероятности прогнозировать дальнейшие события Б, если произошло связанное с ним событие А. Методы линейного программирования позволяют на основе решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные размеры во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее выгодный вариант функционирования или развития объекта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, уменьшить расходы и т.п.

Если взять предприятие в целом, задачи по эффективному планированию в СМК решаются так:

  1. Определяется миссия организации.
  2. Исходя из этого, определяются стратегические ориентиры и направления работы.
  3. Осуществляется анализ и оценка внутренней и внешней среды организации.
  4. Разрабатываются стратегические альтернативы.
  5. Выбирается конкретная стратегия или способы достижения поставленных целей.

Планирование основывается на данных прошедших период времени, но основная цель планирования — это деятельность предприятия в будущем и контроль над ней. Поэтому менеджеры должны получать точную и правильную информацию, ведь от этого зависит надежность планирования и разработанных планов. Качество процесса планирования зависит от профессионализма и компетенции менеджеров, а также от точности прогнозов насчет перспективного развития ситуации.

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план".

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Планирование деятельности предприятия основано на ряде принципов (табл. 3.1).

Принципы планирования

Краткая характеристика

Единство научно- технических, социальных и экономических задач развития организации

Этот принцип находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений

Научная обоснованность и оптимальность решений

Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных

Доминирование стратегических аспектов в планировании

Ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования

Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов

Ресурсная сбалансированность планов

Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов

Гибкость и эластичность планирования

Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы

Реализация принципа находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой, благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Виды планов различаются по следующим признакам:

  • целям;
  • предмету;
  • уровню;
  • содержанию;
  • периодам планирования (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Схема классификации видов внутрифирменного планирования

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование, которые обладают определенными характеристиками.

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков (см. табл. 3.2).

Сравнительная характеристика

Виды планирования

Стратегическое

Оперативное

Преимущественно высший уровень

Все уровни с особым акцентом на средний

Слабо структурированные, качественные

Хорошо структурированные, количественные

Ориентация на инновации. Стратегическая адаптация с внешней средой.Обеспечение эффективности: "делать правильные вещи"

Ориентация на интеграцию. Координация внутренней среды. Обеспечение эффективности: "вещи делать правильно"

Создание потенциала успеха

Реализация потенциала успеха

Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный

Акцент на кратко-и среднесрочный

Стратегические хозяйственные единицы

Все функциональные области и все сотрудники

Основная и функциональные стратегии организации

Форма организации планирования

Децентрализованная (централизованное регулирование)

Содержательный аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.

Объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущий (до года) и перспективный (более года). С

остав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования.

Планирование представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Он состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Укрупненная схема содержания процесса планирования

Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов:

  • постановка задачи планирования;
  • разработка плана;
  • реализация планового решения.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите роль и значение планирования в системе функций менеджмента.


Перечислите и раскройте различия между стратегическим и тактическим планированием.

Рекомендуемая литература:

Косьмин, А.Д. Менеджмент [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д.Косьмин, Н.В.Свинтицкий, Е.А.Косьмина.- М.: Академия, 2016.- 208с.

План лекции:

1. Понятие планирования

2. Принципы планирования

3. Стратегическое планирование

4. Тактическое планирование

5. Различия между тактическим и стратегическим планированием

1. Понятие планирования

Планирование – подробное расписание деятельности организации на определенный период времени.

Планирование для организации в целом осуществляется следующим образом:

Разрабатывается миссия организации или, иначе, цель ее существования. Это логическая точка отсчета и важнейший этап планирования как функции менеджмента, поскольку все дальнейшие цели и задачи будут выстраиваться для осуществления миссии. В частности, на этапе разработки миссии решаются вопросы основных нужд потребителей и способов их эффективного удовлетворения для создания будущей клиентской базы.

С учетом концепции разрабатывается направление работы или стратегический ориентир (качественная цель). Например, достижение организацией технологического превосходства в своей отрасли.

Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды компании. Внешняя среда представляет собой источник, питающий компанию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее потенциала на должном уровне. К понятию внутренней среды относится множество факторов, сформировавшихся в организации в процессе ее развития. Сюда относится человеческие ресурсы, техническая оснащенности компании и т. д.

Определяется стратегическая альтернатива развития предприятия: рост, ограниченный рост, сокращение или все вместе. Стратегия или выбор пути, который лучше всего повысит долгосрочную эффективность организации — еще один важнейший этап планирования как функции менеджмента, ведь выбор, сделанный высшим руководством компании, окажет влияние на всю организацию в целом. А потому выбор должен быть взвешенным, однозначным и определенным.

Планирование как важнейшая функция менеджмента осуществляется на любом предприятии, которое во главу угла ставит развитие и рост, а не только сиюминутную финансовую выгоду.

2. Принципы планирования

Выделяют следующие основные принципы планирования:

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер.

2. Принцип участия означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

3. Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

4. Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы, которые должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Все менеджеры, независимо от того на каком уровне организации они находятся, занимаются планированием. Однако характер и масштаб планирования изменяются в зависимости от полномочий, которыми располагают менеджеры. В зависимости от цели различают стратегическое и оперативное планирование.

3. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование – это процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.

Этапы стратегического планирования:

формирование миссии и целей;

проведение стратегического анализа;

оценка и выбор стратегических альтернатив.

Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, которые принимаются сегодня.

4. Тактическое планирование

Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий.

Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.

Кроме тактического планирования следует различать текущее (оперативное) планирование.

Текущее (оперативное) планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть, как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия.

Процесс текущего (оперативного) планирования состоит из нескольких стадий:

определение возможных действий;

предварительный выбор одного из определенных возможных действий;

анализ возможных последствий;

окончательный выбор действия.

Менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься текущим планированием.

5. Различия между стратегическим и тактическим планированием.

Рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.

Подробность.

В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия.

В тактическом планировании имеет место детальное планирование.

2. Временной уровень.

В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью.

В тактическом планировании — краткосрочностью.

3. Лица, принимающие решения.

В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.

4. Характер проблем.

В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.

5. Степень регулярности действии.

В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер.

В тактическом планировании принят фиксированный график действий.

6. Количество альтернатив.

В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.


-80%

Читайте также: