Конспект на тему математика вокруг нас
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Раскина Лариса Владимировна
Населенный пункт: с. Верхний Акташ
Цель: закрепить счет в пределах десяти; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Задачи:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
Что за чудо? Синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте попробует угадать его номер. Первая цифра в его номере обозначает число, стоящее перед числом 2.
Воспитатель: Вторая цифра обозначает число, стоящее после 5.
Воспитатель: Какой же номер автобуса?
Воспитатель: Правильно, номер автобуса 16.
(подводит детей к конструкции из столов и стульев).
Вот наш автобус.
(раздает билеты карточки, на которых написаны примеры.) На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места. Чтобы найти свое место, надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер. (Дети выполняют задание и рассаживаются. Взрослый проверяет, правильно ли они нашли свои места).
Все разместились. Можно отправляться в путь.
Пока мы едем, чтобы не было скучно, выполните задание. Сначала я прочитаю задачу, а вы поставите к ней вопрос. Потом я прочитаю другую задачу, а вы покажите знак, соответствующий условию задачи.
(дети выполняют задание).
(Дети подходят к столу, на котором стоят игрушечные звери)
Каждый может купить только то, про что загадает загадку.
(каждый ребенок загадывает загадку, после того, как все ее отгадают, он получает игрушку. С игрушками в руках дети садятся в автобус.)
(Поочередно показать карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают карточки, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигуру. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигуру).
(на каждом столе разложены карточки с изображением предметов одной группы (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). К каждой группе добавлена одна карточка, на которой изображен предмет из другой группы. Подходя к каждому столу, воспитатель задает вопросы.
Как называется этот магазин? Как одним словом назвать то, что здесь продается? Какой предмет здесь лишний?
Дети отвечают на вопросы, находят карточку с лишним предметом, воспитатель дает ее кому-нибудь из детей. В ходе игры эти дети должны положить карточку в тот магазин, где продаются аналогичные предметы.
В какой магазин мы пришли? (карточки с изображением овощей и фруктов).
Воспитатель: Что в нем продается?
Воспитатель: Какой здесь беспорядок, все овощи и фрукты перемешались.
Разложим овощи на полки справа, а фрукты – на полки слева.
(дети выполняют задание)
А теперь возьмите ключи с цифрами и покажите, сколько здесь фруктов и овощей желтого цвета, красного цвета, круглой формы, овальной формы.
Занимайте свои места и едем дальше. Положите перед собой лист с начерченными на нем тремя отрезками красного, зеленого и синего цвета. Измерьте их длину линейкой, скажите мне результат.
(дети выполняют задание, отвечают на вопросы: назови длину зеленого отрезка (синего, красного), какой отрезок самый длинный, а какой короткий.)
Воспитатель: Сколько здесь зверей? (ответы детей)
Воспитатель: Какой по счету слон, лев, жираф и т.д. Если считать слева (справа)? Кто стоит перед жирафом? После жирафа? До носорога? После него? Как можно назвать этих животных?
Дети: Животные жарких стран.
Воспитатель: Посмотрели на зверей, теперь едем дальше.
Ой, что-то случилось с автобусом, он не двигается. Давайте найдем и устраним поломку. Это можно сделать, если правильно выполнить задание. Воспитатель раздает детям листы с изображением ряда геометрических фигур. Какая фигура здесь лишняя?
Дети объясняют и устраняют поломку.
Воспитатель: Казалось бы, можно ехать дальше, но впереди дорога завалена камнями. Чтобы тронуться с места, надо их разобрать. Давайте возьмем по одному камешку.
Воспитатель предлагает взять каждому ребенку камень, выполнив задание. Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после цифры 5, с цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 4, с цифрой, обозначающей число, стоящее между числами 7 и 9 и т.д.
(дети выполняют задание).
Камни мы убрали, дорога расчищена, едем дальше.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложим назад.
Воспитатель. Что такое лес?
Дети: Сосны, ели, березы, клены!
Это лес, он наш друг зеленый.
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
Воспитатель. Кто напомнит правила поведения в лесу
Дети: Нельзя ломать ветки, деревья.
Нельзя шуметь, сорить.
Нельзя пугать птиц и зверей.
Не разводите костров, берегите лес от пожара!
Воспитатель. Правильно! А какие пословицы о лесе вы знаете?
Дети. Лес -богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Воспитатель. Молодцы. Нам пора отправляться в детский сад. Садимся в автобус. В путь! Вот и наш детский сад. Всем понравилось путешествие? А кто встречался нам в пути? (ответы детей). Молодцы. Наше путешествие закончилось.
4. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику, речь.
5. Уметь соотносить количество и число.
6. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание.
7. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к окружающему миру.
Материал.
Демонстрационный: физическая карта мира, план, кроссворд, замок, куклы Таня, Ваня, Бармалей.
Как называется эта сказка?
В. : Кто ее написал?
Д. : Корней Иванович Чуковский.
В. : А о ком идет речь в сказке?
Д. : О Бармалее, Айболите, папе, маме и т. д.
В. : А кто главный герой?
В. : Как вы думаете, почему у Тани и Вани было столько неприятностей во время путешествия?
Д. : Все проблемы у Тани и Вани от непослушания, они не соблюдали правила поведения, в Африке вели себя безобразно.
Совершенно верно! А на чем можно добраться до Африки?
Д. : На корабле, поезде…
В. : А на чем можно добраться быстрее?
В. : А почему вы думаете, что на самолете?
(размышления детей).
В. : Ребята, мы прилетели в Африку. Посмотрите, что это такое лежит? Давайте сядем за столы и по-смотрим, что же это такое? (дети садятся за столы).
Оказывается, это план Бармалея, на котором он обозначил место где спрятал детей. Внимательно по-смотрите на него и запомните, что и где расположено, а также подумайте, на какие геометрические фигуры похожи объекты. Вам надо на своем месте по памяти выложить такие геометрические фигу-ры, на которые похожи изображенные на плане объекты. (Воспитатель в течение 30 секунд показы-вает план и убирает, дети по памяти выкладывают. После того, как работа завершена, дети вместе с воспитателем проверяют).
В. : А теперь давайте проверим.
(воспитатель показывает план снова, дети сверяют).
В. : Наташа, что расположено в верхнем левом углу?
Н. : В верхнем левом углу расположен прямоугольник.
В. : Умница! Миша, что расположено у тебя на листе в нижнем левом углу?
М. : В нижнем левом углу расположен квадрат.
В. : Анжела, что расположено у тебя в нижнем правом углу?
А. : В нижнем правом углу расположен прямоугольник.
В. : Сережа, что расположено в верхнем правом углу?
С. : В верхнем правом углу расположен треугольник.
В. : Дима, а где находится овал?
Д. : Овал находится в центре.
В. : А теперь скажет Ксения, где находится треугольник?
К. : Треугольник находится в верхнем правом углу.
В. : Ребята, Бармалей спрятал детей в высоком прямоугольном замке. Где он находится на карте?
Д. : В верхнем левом углу.
В. : Совершенно верно! Мы его отметим крестиком. Надо нам пойти к замку и спасти Таню и Ваню.
Но путь туда не близкий. Давайте встанем и пойдем к замку. Идем по высокой траве, по очень узко-му мостику, через пропасть. Опять у нас на пути высокая трава. Идем по ней высоко поднимая ноги, согнутые коленях. (Дети имитируют движения).
Вот и замок! Вот дверь, за которой спрятаны Таня и Ваня. Но чтобы открыть эту дверь, надо выпол-нить задание, которое для нас приготовил Бармалей. Посмотрите, на полянке перед замком выросли ромашки, но у них нет серединки. А чтобы их найти, надо сосчитать количество точек на ромашках. Цифры, которые получатся при счете, написаны в желтых кружках. Это и есть серединки для каж-дой ромашки. (Дети выполняют задание).
В. : Ребята, проверьте друг у друга.
Но замок не открылся. Как нам в замок пробраться?
Посмотрите, с другой стороны замка есть еще одна дверь с замком, попробуем ее открыть. Для этого надо выполнить еще одно задание. Давайте сядем за столы. У вас на столах лежат листы в клетку и простые карандаши. Чтобы выполнить задание, надо внимательно меня слушать и аккуратно чер-тить под диктовку линии.
Поставьте карандаш в угол верхней левой клетки. Карандаш будет двигаться по линиям клеточек.
Итак, начинаем: 3 клетки-вправо, 2-вниз, 5-вправо, 2-вниз, 1-налево, 1-вверх, 1-налево, 1-вниз,
1-налево, 1-вверх, 2-налево, 2-вниз, 3-налево, 5-вверх.
В. : Что у вас получилось?
В. : Именно этим ключом мы и откроем дверь в замке. Открываем, заходим и видим, что Таня и Ваня вместе с Бармалеем решают кроссворд. Они оказывается уже помирились. Поможем им?
В. : 1. Бармалей посадил в своем саду 5 георгинов, 3 из них еще не взошли. Сколько георгинов дали ростки?
2. Утром в саду распустилось 4 бутона розы, а вечером еще 3. Сколько цветов распустилось в саду?
3. У Бармалея в саду распустилось 8 ромашек, 5 он сорвал и подарил Тане. Сколько ромашек осталось?
4. В саду растут 2 куста белых флоксов и столько же розовых. Сколько кустов флоксов в са-ду?
5. Таня посадила 9 ноготков, а Ваня полил только 7 из них. Сколько цветов забыл полить Ваня?
В. : Если все задачи решены правильно, то в выделенном столбце вы сможете прочитать название еще одного цветка.
В. : Именно астры подарил Бармалей детям на прощание. И для вас он приготовил сюрприз!
(Воспитатель дарит детям цветы).
Ну, а теперь пришло время прощаться с Африкой, Бармалеем. Забираем Таню и Ваню и на том же самолете летим в наш детский сад. Присядьте, закройте глаза и полетели.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Для учащихся 2-х классов.
Закрепить знания о разрядном составе двузначного числа; закрепить навыки счета; обобщить знания о видах геометрических фигур.
Развивать вычислительные навыки; развивать смекалку, находчивость, внимательность.
Воспитать мотивацию к изучению правил дорожного движения.
Формирование УУД:
Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;
-развивать логическое мышление.
Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и
Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;
Коммуникативные УУД: аргументировано высказывать собственную точку
-строить понятные для партнера высказывания и ответы,
Оборудование:
изображение дорожных знаков;
карточки с ответами на выражение;
письмо от инспектора.
Формы организации работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
наглядные: презентация, оформленная доска.
практические: практические задания.
Ход занятия.
1 Орг. момент.
(Приветствие. Проверка порядка на рабочем столе. Положительный настрой на работу.)
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
2 Основная часть.
- А где мы можем встретиться с математикой? (В магазине, на рынке, в школе, на улице.)
- Вы правы. С математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра и до вечера. Каждый по дороге в школу или в магазин сталкивается с дорогой и дорожными знаками. Скажите, что нужно знать и взрослым, и детям, чтобы избежать дорожных происшествий? (Необходимо знать правила дорожного движения.)
- А как правила дорожного движения связаны с математикой? ( Дорожные знаки изображены в виде геометрических фигур. Есть дорожные знаки на которых написаны числа.)
- Совершенно верно. А теперь посмотрите на доску, кто знает, что означают эти дорожные знаки?
(осторожно дети)
(главная дорога)
(ограничение максимальной скорости)
(пункт медицинской помощи)
(движение пешеходов запрещено)
- Как называются геометрические фигуры, форму которых имеют знаки? (круг, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник.)
- Назовите дорожный знак, в котором нарисован знак плюс? Что он означает в математике? (Этот дорожный знак называется «пункт медицинской помощи. В математике знак плюс означает действие сложение.)
- Молодцы. А теперь пришло время отдохнуть. (физкультминутка)
Руки ставим мы вразлет. (Руки в стороны.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны вправо — влево.)
Раз и два, раз и два, (Хлопаем в ладоши. )
Руки в стороны держите, (Руки в стороны. )
Друг на друга посмотрите, (Повороты влево — вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз (Опустили руки.)
И на место все садись. (Сели на места.)
- Ребята, нам пришло письмо. Что же в нем написано, сейчас узнаем. (читаем письмо)
- А вот и первое задание. Ответьте на вопросы.
Какое число состоит из 1 десятка и 4 единиц? (14). Именно с 14 лет велосипедисту можно выезжать на дорогу.
А теперь ответьте, если ребёнку 8 лет, сколько лет ему ещё запрещено выезжать на дорогу? (6 лет) .
Сколько световых сигналов у транспортного светофора? (3) Добавьте к этому числу пять десятков, что получится? (53)
Сколько световых сигналов у пешеходного светофора. (2) К двум сигналам пешеходного светофора прибавьте 7 десятков, какое число получилось? (72)
Инспектор дорожно-патрульной службы зафиксировал до обеда 2 дес. случаев превышения скорости, а после обеда 3 случая. Сколько правонарушений за день зафиксировал инспектор? (23)
- Вы справились с первым заданием. Нам предстоит выполнить следующее задание. Решите выражения и расставьте ответы в порядке возрастания.
Конспект урока по математике "Наши проекты".Математика вокрун нас.Числа в загадках,пословицах,поговорках.
Учитель начальных классов Тюкалина О.С.
Конспект урока-проекта по математике
Тип урока – комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с использованием математических знаний в жизни; познакомить с приемами защиты проектов.
Задачи урока:
образовательные:
знакомить с использованием цифр в окружающей жизни;
применять навыки счёта и знание состава чисел в жизни;
формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока;
формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
учить давать оценку полученным результатам.
развивающие:
развивать умение решать задачи;
коррекция внимания и наблюдательности путём создания специальных условий;
коррекция и развитие связной устной математической речи, обогащать речь детей пословицами, поговорками, крылатыми фразами, в которых встречаются числа;
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, через демонстрацию изображений.
воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать самостоятельность и уверенность в себе.
Урок обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
4. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты
- Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков.
- Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
- Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
-название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10;
-историю возникновения чисел и различные способы их записи (начальные сведения);
-несколько пословиц и поговорок, в которых применяются числа и применять их в жизни.
Обучающийся будет уметь:
- решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание;
- объяснять представленные пословицы и поговорки.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- решать задачи на смекалку, отгадывать загадки;
- объяснять смысл пословицы или поговорки.
Структура урока:
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Введение в тему урока.
Ознакомление с новым материалом.
Подведение итогов урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Он зовет всех деток на урок.
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
А сейчас, ребята, слушайте меня внимательно. Я буду вам загадывать математические задачи, а вы посчитайте и назовите мне отгадку.
5 мышат в траве шуршат,
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. 5+2=10
На берёзе 3 синички
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? 3+5=8
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
Листок один упал.
А потом упало 5.
Кто их сможет сосчитать? 1+5=6
Ребята, какие же у нас получились ответы? 10,8, 4,6. Назовите, какие ещё вы знаете цифры.
Введение в тему урока.
Молодцы. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а какая тема сегодняшнего урока, если отгадки в наших загадках цифры, и сейчас мы с вами осуществляли счет?
Теперь попробуйте сформулировать цель? Узнать где встречаются числа в быту, и использовать математические знания в жизни.
Ознакомление с новым материалом.
Работа по учебнику: Чтение текста на с. 64.
-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? (Да. № автобуса, цены в магазинах, № кабинета, в котором будет проходить урок математики, № ряда и места в цирк, количество игрушек и т.д.)
-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа. (Номера страниц, упражнений, дата.)
-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них? (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)
-Что такое пословицы и поговорки? (Мудрые народные высказывания.) ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, 1,2,3.
Ножками потопали, 1,2,3…
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
5.1 Продолжаем работать по теме урока.
-Какие страницы могут быть в этой книге? (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)
-Прочитайте, как правильно работать над проектом:
1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой. (Выбор детей)
2.Какую страничку хотели бы вы сделать? (Выбор детей)
3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.
4.Где вы можете найти материал по теме? (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)
5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.
6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия
А теперь у вас на парте лежит цифра 5, раскрасьте ее в красный цвет, если урок вам понравился, а в жёлтый цвет – если не понравился.
Читайте также: