Конспект на тему математика вокруг нас

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Раскина Лариса Владимировна

Населенный пункт: с. Верхний Акташ

Цель: закрепить счет в пределах десяти; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Задачи:

  • тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
  • воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
  • тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение;
  • развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия.

Что за чудо? Синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте попробует угадать его номер. Первая цифра в его номере обозначает число, стоящее перед числом 2.

Воспитатель: Вторая цифра обозначает число, стоящее после 5.

Воспитатель: Какой же номер автобуса?

Воспитатель: Правильно, номер автобуса 16.

(подводит детей к конструкции из столов и стульев).

Вот наш автобус.

(раздает билеты­ карточки, на которых написаны примеры.) На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места. Чтобы найти свое место, надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер. (Дети выполняют задание и рассаживаются. Взрослый проверяет, правильно ли они нашли свои места).

Все разместились. Можно отправляться в путь.

Пока мы едем, чтобы не было скучно, выполните задание. Сначала я прочитаю задачу, а вы поставите к ней вопрос. Потом я прочитаю другую задачу, а вы покажите знак, соответствующий условию задачи.

(дети выполняют задание).

(Дети подходят к столу, на котором стоят игрушечные звери)

Каждый может купить только то, про что загадает загадку.

(каждый ребенок загадывает загадку, после того, как все ее отгадают, он получает игрушку. С игрушками в руках дети садятся в автобус.)

(Поочередно показать карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают карточки, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигуру. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигуру).

(на каждом столе разложены карточки с изображением предметов одной группы (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). К каждой группе добавлена одна карточка, на которой изображен предмет из другой группы. Подходя к каждому столу, воспитатель задает вопросы.

Как называется этот магазин? Как одним словом назвать то, что здесь продается? Какой предмет здесь лишний?

Дети отвечают на вопросы, находят карточку с лишним предметом, воспитатель дает ее кому-нибудь из детей. В ходе игры эти дети должны положить карточку в тот магазин, где продаются аналогичные предметы.

В какой магазин мы пришли? (карточки с изображением овощей и фруктов).

Воспитатель: Что в нем продается?

Воспитатель: Какой здесь беспорядок, все овощи и фрукты перемешались.

Разложим овощи на полки справа, а фрукты – на полки слева.

(дети выполняют задание)

А теперь возьмите ключи с цифрами и покажите, сколько здесь фруктов и овощей желтого цвета, красного цвета, круглой формы, овальной формы.

Занимайте свои места и едем дальше. Положите перед собой лист с начерченными на нем тремя отрезками красного, зеленого и синего цвета. Измерьте их длину линейкой, скажите мне результат.

(дети выполняют задание, отвечают на вопросы: назови длину зеленого отрезка (синего, красного), какой отрезок самый длинный, а какой короткий.)

Воспитатель: Сколько здесь зверей? (ответы детей)

Воспитатель: Какой по счету слон, лев, жираф и т.д. Если считать слева (справа)? Кто стоит перед жирафом? После жирафа? До носорога? После него? Как можно назвать этих животных?

Дети: Животные жарких стран.

Воспитатель: Посмотрели на зверей, теперь едем дальше.

Ой, что-то случилось с автобусом, он не двигается. Давайте найдем и устраним поломку. Это можно сделать, если правильно выполнить задание. Воспитатель раздает детям листы с изображением ряда геометрических фигур. Какая фигура здесь лишняя?

Дети объясняют и устраняют поломку.

Воспитатель: Казалось бы, можно ехать дальше, но впереди дорога завалена камнями. Чтобы тронуться с места, надо их разобрать. Давайте возьмем по одному камешку.

Воспитатель предлагает взять каждому ребенку камень, выполнив задание. Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после цифры 5, с цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 4, с цифрой, обозначающей число, стоящее между числами 7 и 9 и т.д.

(дети выполняют задание).

Камни мы убрали, дорога расчищена, едем дальше.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложим назад.

Воспитатель. Что такое лес?

Дети: Сосны, ели, березы, клены!

Это лес, он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

Воспитатель. Кто напомнит правила поведения в лесу

Дети: Нельзя ломать ветки, деревья.

Нельзя шуметь, сорить.

Нельзя пугать птиц и зверей.

Не разводите костров, берегите лес от пожара!

Воспитатель. Правильно! А какие пословицы о лесе вы знаете?

Дети. Лес -богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Воспитатель. Молодцы. Нам пора отправляться в детский сад. Садимся в автобус. В путь! Вот и наш детский сад. Всем понравилось путешествие? А кто встречался нам в пути? (ответы детей). Молодцы. Наше путешествие закончилось.

4. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику, речь.

5. Уметь соотносить количество и число.

6. Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание.

7. Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к окружающему миру.

Материал.

Демонстрационный: физическая карта мира, план, кроссворд, замок, куклы Таня, Ваня, Бармалей.

Как называется эта сказка?

В. : Кто ее написал?

Д. : Корней Иванович Чуковский.

В. : А о ком идет речь в сказке?

Д. : О Бармалее, Айболите, папе, маме и т. д.

В. : А кто главный герой?

В. : Как вы думаете, почему у Тани и Вани было столько неприятностей во время путешествия?

Д. : Все проблемы у Тани и Вани от непослушания, они не соблюдали правила поведения, в Африке вели себя безобразно.

Совершенно верно! А на чем можно добраться до Африки?

Д. : На корабле, поезде…

В. : А на чем можно добраться быстрее?

В. : А почему вы думаете, что на самолете?

(размышления детей).

В. : Ребята, мы прилетели в Африку. Посмотрите, что это такое лежит? Давайте сядем за столы и по-смотрим, что же это такое? (дети садятся за столы).

Оказывается, это план Бармалея, на котором он обозначил место где спрятал детей. Внимательно по-смотрите на него и запомните, что и где расположено, а также подумайте, на какие геометрические фигуры похожи объекты. Вам надо на своем месте по памяти выложить такие геометрические фигу-ры, на которые похожи изображенные на плане объекты. (Воспитатель в течение 30 секунд показы-вает план и убирает, дети по памяти выкладывают. После того, как работа завершена, дети вместе с воспитателем проверяют).

В. : А теперь давайте проверим.

(воспитатель показывает план снова, дети сверяют).

В. : Наташа, что расположено в верхнем левом углу?

Н. : В верхнем левом углу расположен прямоугольник.

В. : Умница! Миша, что расположено у тебя на листе в нижнем левом углу?

М. : В нижнем левом углу расположен квадрат.

В. : Анжела, что расположено у тебя в нижнем правом углу?

А. : В нижнем правом углу расположен прямоугольник.

В. : Сережа, что расположено в верхнем правом углу?

С. : В верхнем правом углу расположен треугольник.

В. : Дима, а где находится овал?

Д. : Овал находится в центре.

В. : А теперь скажет Ксения, где находится треугольник?

К. : Треугольник находится в верхнем правом углу.

В. : Ребята, Бармалей спрятал детей в высоком прямоугольном замке. Где он находится на карте?

Д. : В верхнем левом углу.

В. : Совершенно верно! Мы его отметим крестиком. Надо нам пойти к замку и спасти Таню и Ваню.

Но путь туда не близкий. Давайте встанем и пойдем к замку. Идем по высокой траве, по очень узко-му мостику, через пропасть. Опять у нас на пути высокая трава. Идем по ней высоко поднимая ноги, согнутые коленях. (Дети имитируют движения).

Вот и замок! Вот дверь, за которой спрятаны Таня и Ваня. Но чтобы открыть эту дверь, надо выпол-нить задание, которое для нас приготовил Бармалей. Посмотрите, на полянке перед замком выросли ромашки, но у них нет серединки. А чтобы их найти, надо сосчитать количество точек на ромашках. Цифры, которые получатся при счете, написаны в желтых кружках. Это и есть серединки для каж-дой ромашки. (Дети выполняют задание).

В. : Ребята, проверьте друг у друга.

Но замок не открылся. Как нам в замок пробраться?

Посмотрите, с другой стороны замка есть еще одна дверь с замком, попробуем ее открыть. Для этого надо выполнить еще одно задание. Давайте сядем за столы. У вас на столах лежат листы в клетку и простые карандаши. Чтобы выполнить задание, надо внимательно меня слушать и аккуратно чер-тить под диктовку линии.

Поставьте карандаш в угол верхней левой клетки. Карандаш будет двигаться по линиям клеточек.

Итак, начинаем: 3 клетки-вправо, 2-вниз, 5-вправо, 2-вниз, 1-налево, 1-вверх, 1-налево, 1-вниз,

1-налево, 1-вверх, 2-налево, 2-вниз, 3-налево, 5-вверх.

В. : Что у вас получилось?

В. : Именно этим ключом мы и откроем дверь в замке. Открываем, заходим и видим, что Таня и Ваня вместе с Бармалеем решают кроссворд. Они оказывается уже помирились. Поможем им?

В. : 1. Бармалей посадил в своем саду 5 георгинов, 3 из них еще не взошли. Сколько георгинов дали ростки?

2. Утром в саду распустилось 4 бутона розы, а вечером еще 3. Сколько цветов распустилось в саду?

3. У Бармалея в саду распустилось 8 ромашек, 5 он сорвал и подарил Тане. Сколько ромашек осталось?

4. В саду растут 2 куста белых флоксов и столько же розовых. Сколько кустов флоксов в са-ду?

5. Таня посадила 9 ноготков, а Ваня полил только 7 из них. Сколько цветов забыл полить Ваня?

В. : Если все задачи решены правильно, то в выделенном столбце вы сможете прочитать название еще одного цветка.

В. : Именно астры подарил Бармалей детям на прощание. И для вас он приготовил сюрприз!

(Воспитатель дарит детям цветы).

Ну, а теперь пришло время прощаться с Африкой, Бармалеем. Забираем Таню и Ваню и на том же самолете летим в наш детский сад. Присядьте, закройте глаза и полетели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для учащихся 2-х классов.

Закрепить знания о разрядном составе двузначного числа; закрепить навыки счета; обобщить знания о видах геометрических фигур.

Развивать вычислительные навыки; развивать смекалку, находчивость, внимательность.

Воспитать мотивацию к изучению правил дорожного движения.

Формирование УУД:

Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;

-развивать логическое мышление.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и

Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;

Коммуникативные УУД: аргументировано высказывать собственную точку

-строить понятные для партнера высказывания и ответы,

Оборудование:

изображение дорожных знаков;

карточки с ответами на выражение;

письмо от инспектора.

Формы организации работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

наглядные: презентация, оформленная доска.

практические: практические задания.

Ход занятия.

1 Орг. момент.

(Приветствие. Проверка порядка на рабочем столе. Положительный настрой на работу.)

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

2 Основная часть.

- А где мы можем встретиться с математикой? (В магазине, на рынке, в школе, на улице.)

- Вы правы. С математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра и до вечера. Каждый по дороге в школу или в магазин сталкивается с дорогой и дорожными знаками. Скажите, что нужно знать и взрослым, и детям, чтобы избежать дорожных происшествий? (Необходимо знать правила дорожного движения.)

- А как правила дорожного движения связаны с математикой? ( Дорожные знаки изображены в виде геометрических фигур. Есть дорожные знаки на которых написаны числа.)

- Совершенно верно. А теперь посмотрите на доску, кто знает, что означают эти дорожные знаки?

(осторожно дети)

(главная дорога)

(ограничение максимальной скорости)

(пункт медицинской помощи)

(движение пешеходов запрещено)

- Как называются геометрические фигуры, форму которых имеют знаки? (круг, ромб, треугольник, квадрат, прямоугольник.)

- Назовите дорожный знак, в котором нарисован знак плюс? Что он означает в математике? (Этот дорожный знак называется «пункт медицинской помощи. В математике знак плюс означает действие сложение.)

- Молодцы. А теперь пришло время отдохнуть. (физкультминутка)

Руки ставим мы вразлет. (Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны вправо — влево.)

Раз и два, раз и два, (Хлопаем в ладоши. )

Руки в стороны держите, (Руки в стороны. )

Друг на друга посмотрите, (Повороты влево — вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз (Опустили руки.)

И на место все садись. (Сели на места.)

- Ребята, нам пришло письмо. Что же в нем написано, сейчас узнаем. (читаем письмо)

- А вот и первое задание. Ответьте на вопросы.

Какое число состоит из 1 десятка и 4 единиц? (14). Именно с 14 лет велосипедисту можно выезжать на дорогу.

А теперь ответьте, если ребёнку 8 лет, сколько лет ему ещё запрещено выезжать на дорогу? (6 лет) .

Сколько световых сигналов у транспортного светофора? (3) Добавьте к этому числу пять десятков, что получится? (53)

Сколько световых сигналов у пешеходного светофора. (2) К двум сигналам пешеходного светофора прибавьте 7 десятков, какое число получилось? (72)

Инспектор дорожно-патрульной службы зафиксировал до обеда 2 дес. случаев превышения скорости, а после обеда 3 случая. Сколько правонарушений за день зафиксировал инспектор? (23)

- Вы справились с первым заданием. Нам предстоит выполнить следующее задание. Решите выражения и расставьте ответы в порядке возрастания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Наши проекты".Математика вокрун нас.Числа в загадках,пословицах,поговорках.

Учитель начальных классов Тюкалина О.С.

Конспект урока-проекта по математике

Тип урока – комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с использованием математических знаний в жизни; познакомить с приемами защиты проектов.

Задачи урока:

образовательные:

знакомить с использованием цифр в окружающей жизни;

применять навыки счёта и знание состава чисел в жизни;

формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока;

формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

учить давать оценку полученным результатам.

развивающие:

развивать умение решать задачи;

коррекция внимания и наблюдательности путём создания специальных условий;

коррекция и развитие связной устной математической речи, обогащать речь детей пословицами, поговорками, крылатыми фразами, в которых встречаются числа;

коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, через демонстрацию изображений.

воспитательные:

воспитывать интерес к учебе, предмету;

воспитывать самостоятельность и уверенность в себе.

Урок обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

- Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков.

- Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

- Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Предметные результаты

Обучающийся будет знать:

-название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10;

-историю возникновения чисел и различные способы их записи (начальные сведения);

-несколько пословиц и поговорок, в которых применяются числа и применять их в жизни.

Обучающийся будет уметь:

- решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание;

- объяснять представленные пословицы и поговорки.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- решать задачи на смекалку, отгадывать загадки;

- объяснять смысл пословицы или поговорки.

Структура урока:

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Введение в тему урока.

Ознакомление с новым материалом.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Он зовет всех деток на урок.

Математика – особая страна,

Для путешествия смекалка нам нужна.

Будем много думать и считать,

И задачки не забудем мы решать.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

А сейчас, ребята, слушайте меня внимательно. Я буду вам загадывать математические задачи, а вы посчитайте и назовите мне отгадку.

5 мышат в траве шуршат,

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+2=10

На берёзе 3 синички

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? 3+5=8

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4

Листок один упал.

А потом упало 5.

Кто их сможет сосчитать? 1+5=6

Ребята, какие же у нас получились ответы? 10,8, 4,6. Назовите, какие ещё вы знаете цифры.

Введение в тему урока.

Молодцы. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а какая тема сегодняшнего урока, если отгадки в наших загадках цифры, и сейчас мы с вами осуществляли счет?

Теперь попробуйте сформулировать цель? Узнать где встречаются числа в быту, и использовать математические знания в жизни.

Ознакомление с новым материалом.

Работа по учебнику: Чтение текста на с. 64.

-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где? (Да. № автобуса, цены в магазинах, № кабинета, в котором будет проходить урок математики, № ряда и места в цирк, количество игрушек и т.д.)

-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа. (Номера страниц, упражнений, дата.)

-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них? (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)

-Что такое пословицы и поговорки? (Мудрые народные высказывания.) ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, 1,2,3.

Ножками потопали, 1,2,3…

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

5.1 Продолжаем работать по теме урока.

-Какие страницы могут быть в этой книге? (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)

-Прочитайте, как правильно работать над проектом:

1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой. (Выбор детей)

2.Какую страничку хотели бы вы сделать? (Выбор детей)

3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.

4.Где вы можете найти материал по теме? (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)

5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.

6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия

А теперь у вас на парте лежит цифра 5, раскрасьте ее в красный цвет, если урок вам понравился, а в жёлтый цвет – если не понравился.

Читайте также: