Конспект на следующий год после завершения драмы борис годунов ссылка пушкина закончилась

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный

углубить представление о драматических жанрах

развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения

воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову и истории

Методы и приемы: слово учителя, беседа, анализ, выразительное чтение наизусть, конспектирование

Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Список литературы:

Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.

Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ

1.Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?

2.Проверка домашнего задания.

3. Основная часть

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

Работа с терминами:

Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

1. Композиция. Трагедия состояла из 5 действий (В драме Пушкина 23 сцены. Почему? Жизнь трудно уложить в определенные схемы. Многочисленность сцен позволила правдиво и более полно отразить историческую действительность.)

2. Единство места (События трагедии "Борис Годунов" происходят в Кремлевских палатах, на площади, в Ново - Девичьем монастыре, в келье монаха в Чудовом монастыре, в корчме на литовской границе, в Кракове , в лесу, на равнине близ Новгорода – Северского и т.д.)

3. Единство времени. События должны происходить в течение одного дня. (В трагедии - с 20 февраля 1598 г. до июня 1605 г. - 6,5 лет.)

Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:

Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет , второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.

Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Давайте запишем главных героев трагедии
1)Борис Годунов
2)Князь Василий Шуйский
3)Марина Мнишек
4)Гришка
5)Сын бориса Федор
6)Дочь Бориса Ксения
7)Андрей Щелкалов

Беседа

- Откроем первую страницу. Прочитаем посвящение. Почему свой труд поэт посвящает Н.М. Карамзину?

(Это знак восхищения трудом Карамзина - историка. Но драма Пушкина это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение).

- В какое время происходят события в драме?. Как мы это можем определить?

(В конце XVI - начале XVII вв. В некоторых сценах Пушкин точно указывает даты. Например, "Кремлевские палаты" (1598 года, 20 февраля), "Равнина близ Новгорода - Северского" (1604 года, 21 декабря) и другие)

- Как вы думаете, с какой целью автор вводит точную датировку?

(Поэт вводит нас в историческое и временное пространство. Хронология соединяет фрагменты произведения в единое целое)

- Перечитаем сцену "Кремлевские палаты". О чем говорят Воротынский и Шуйский?

(Об убийстве мальчика царевича по приказу будущего царя - самозванца Бориса).

- Какую роль играет данная сцена в трагедии?

(Это экспозиция, она готовит нас к восприятию последующих событий)

- Обратимся к сцене "Ночь. Сцена в Чудовом монастыре". Вспоминая Федора, Пимен говорит о том, что "Русь при нем во славе безмятежной утешилась. " Почему же сейчас нет этого?

(Прогневали мы Бога, согрешили,
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. )

- Какой приговор выносит Григорий Борису?

(И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда)

- Перечитаем сцену "Палаты патриарха". Почему Григорий убежал из монастыря?

("Буду царем в Москве!" Завязывается конфликт. Григорий хочет вершить мирской суд.)

Трагедия Бориса. "Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить. "

- Перечитаем монолог Бориса из сцены "Царские палаты"

- В чем смысл монолога? Почему Годунов не может понять причину нелюбви народа?

(Попытка переложить вину на других, что не дает ему разобраться в природе нелюбви к нему народа - духовной, совестной)

- К мукам совести прибавляется опасность польской интервенции, восшествия на престол самозванца. Как бороться с "мятежным шепотом" об уцелевшем Дмитрии?. Поищем ответ на него в сцене "Царская дума".
Что советует Борису патриарх?

(. во Кремль святые мощи
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском; народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет яко прах)

- Обратим внимание на ремарку. Почему бояре испытывают смущение, а Борис "несколько раз отирает лицо платком"?
("Святые мощи, чудотворные останки" могут принадлежать только невинно убиенному младенцу, а не погибшему случайно. Это значит признать убийство)

- Почему Годунов отказывается от выхода предложенного патриархом и принимает помощь Шуйского?
(Перед Борисом выбор: либо поступить по совести - всенародно признаться в своем грехе и спасти Москву, Россию от нашествия, либо поберечь себя и тем самым погубить свою душу, отдать на растерзание страну. Царь выбирает неправду.)

- Эта сцена является кульминационной. Она ярко демонстрирует конфликт "между поведением людей и совестью, между человеческой практикой и человеческими ценностями". Выбор сделан! К чему привел он?

- Назовите дальнейшие события трагедии, ускоряющие развязку?
(Предательство Басманова,
вступление интервентов в Москву,
убийство жены Годунова и царевича Федора)

- Почему так трагичен финал?
(Федор убит после смерти Бориса. Борис умер, но возмездие продолжается. Это не просто индивидуальное наказание, это неизбежное, неотвратимое зеркало греха. Преступление Годунова не ограничивается пределами его судьбы. Он умер, а его грех продолжает осквернять землю)

Трагедия Самозванца

- Найдите в тексте рассказ о Григории Отрепьеве. Кто он такой?
(Сцена "Палаты патриарха")

- Почему Отрепьев сбежал из монастыря?
(совершить "мирской суд"
"буду царем в Москве")

- Обратимся к сцене "Ночь. Сад. Фонтан." Каким мы видим в ней Самозванца?
(В нем есть безграничное честолюбие, острый ум, решительность, безоглядная русская удаль, беспечность: "Беспечен он, как глупое дитя.")

- Обратите внимание на артистичность героя: в келье, в корчме, с Поэтом, с Мариной - он везде разный. Как это подчеркивает Пушкин?
(Он по-разному называет героя. В келье - это инок Григорий; в корчме - Григорий-мирянин. В Кракове - Самозванец. Поэт хватает его за полу - Гришка: играет роль царя. Ощущает, как кто-то хватает - реагирует как вор: на секунду выпадает из роли.
В сцене у фонтана по-прежнему Самозванец, но в какой-то момент вживается в роль и становится Димитрием.
В сцене битвы, когда призывает "щадить русскую кровь" - Димитрий. После сцены Бориса с Николкой - Самозванец.
В сцене "Лес" дважды назван Лжедмитрием)

- Почему одного героя так по-разному называет Пушкин? Только ли для того, чтобы передать его артистизм?
(Называя героя по-разному, автор подчеркивает и его состояние, и свое отношение к нему. Так Самозванец умен, ловок, изворотлив, удачлив, хотя "и вор, а молодец". Он мечтает о престоле, о жизни, полной наслаждений. Он щедр ко всем, кто поддерживает его.
Лжедмитрий расточает щедроты и милости, любую малость использует для того, чтобы укрепить свое влияние, так как одного имени Дмитрия недостаточно.)

- После сцены "Лес" Григорий исчезает из пьесы, он засыпает. В драме 2 его сна. Первый - в келье. Перечитаем его. Что он сулит?
(Славу и бесславие.
Славу - подъем на башню "по лестнице крутой"; бесславие - "и, падая стремглав, Я просыпался")

- Второй сон не описан. Но после него сбывается пророческая часть "И, падая стремглав, Я просыпался".
Мы видим Григория в действии от сна до сна. Почему?
(Его жизнь, карьера как сон. Он уже описал свой круг и ему предстоит проснуться.)

- Как приходит к власти Самозванец?
(Для того, чтобы возвести его на престол убивают Федора. История идет как бы по кругу. Убийство Димитрия, открывшее Годунову путь к власти, предопределило убийство Федора Годунова. Обман порождает обман. Нарушение законного порядка престолонаследия - преступление, порождающее смуту.)

- Трагедия начинается разговором о крови и завершается разговором о пролитой крови ни в чем не повинных людей. Начинается здравицей в честь Бориса и кончается призывом: ". кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!", НО "Народ безмолвствует". Какова же роль народа в пьесе? Отвечая на этот вопрос, обратимся к тексту.

- Как ведет себя народ в экспозиции?
(Безразлично, что равносильно молчанию.
Затем его заставляют умолять Бориса быть царем. Он кричит: "Ах, смилуйся, наш отец, властвуй над нами.")

- Каково поведение народа в финале?
(Кричит: "Да гибнет род Бориса Годунова!" Жалеет Федора и Ксению и ненавидит их.
Затем его заставляют кричать: "Да здравствует царь Дмитрий Иванович!", а он "безмолвствует")

- Почему "народ безмолвствует"?
(Избрание цареубийцы на царство свершилось при непосредственном попущении народа. Это не принесло ему облегчения страданий. Кара продолжается и после смерти Бориса, потому что в бедствиях целой страны не может быть виновен только один человек. В убийстве еще одного мальчика, в нашествии иноземцев виновен и народ, возведший на престол убийцу. Суд идет не только в душе Бориса, но и в глубинах народной совести. Народ слеп до поры до времени. Ужаснувшись новому злодеянию, народ почувствовал свою вину. Его безмолвие - это не только ощущение греха, но и преддверие перелома).

Заключительное слово учителя.

Перелистав страницы трагедии "Борис Годунов", мы с вами пришли к выводу, что это не просто художественная иллюстрация к русской истории, это, говоря словами литературоведа И.П. Карпова, "трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка, вследствие духовного помрачнения народа".

Составьте конспект на тему "Пушкин-Драматург" Пожалуйста очень надобно.
Знаменито, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией*, театром. В драме* Борис Годунов, сделанной незадолго до восстания декабристов, поэт опять обращается к исторической теме. Он указывает короля и патриарха1, дворянство и люд, перенося действие из центра российского страны на российско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена. Трудными маршрутами пришел Пимен, по суждению исследователя-пушкиниста Б. Городецкого, к монашеской келье, пройдя, быть может, через опалу и гнев Строгого. Много переживший, умудренный актуальным опытом, мучениями и думами, Пимен оказывается в состоянии возвышаться в собственных суждениях до значительных обобщений. Потому его суровые слова о Борисе:
О ужасное, диковинное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою для себя цареубийцу
Мы нарекли.
воспринимаются как отзвук строгого мнения народного" о царе законопреступнике. Диковинно выразительны и иные действующие личика драмы. Литературовед Г. Фридлен-дер в вступлении к книжке А. С. Пушкин. Драматические произведения пишет: Фигура Бориса Годунова короля, который не получил престол по наследию, как потомок старого королевского рода, но завоевал его хитростью, умом и энергией, отличительна для того медли. Царь Борис в изображении Пушкина разумный и предусмотрительный властитель. Благодаря разуму и энергии он оттеснил более родовитых бояр, расчистив для себя дорогу к престолу. Но, завладев престол в итоге политической забавы, Борис своим личным образцом показал путь к нему иным политическим честолюбцам. Если один человек темного происхождения проложил себе путь к царскому венцу, то почему не может захватить его иной, желая бы и обычной чернец, раз он ощущает в себе довольно сил. Такие мысли, как показывает Пушкин на образце Григория, не могут не появиться.
Труден у Пушкина и образ Самозванца. Это горячий парень, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно тянет неизвестный ему великий мир. Григорий не авторитетный дворянин, а простой чернец в последующем обнаруживает смелость, разум, дипломатичные возможности, которые в глухом монастыре никогда не смогли бы раскрыться и проявиться с таковой силой. Но он принужден играть чужую роль, прикидываться. Люд с его высочайшим порядочным сознанием одинаково осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти лежит через насилие и правонарушенье.
Законченный в 1825 году Борис Годунов был написан только в 1830 году.
* * *
Итак, обратим внимание на то, как создавался Борис Годунов, подумаем, почему король длинно не давал разрешения на публикацию этого творенья, прочитаем сцену из Бориса Годунова, представим для себя ее героев, подумаем, как создатель относится к ним.

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

Главные персонажи:

Второстепенные герои:

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

1. Умение анализировать текст, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею текста, характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог; владение литературоведческой терминологией.

1. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации находить её, использовать в самостоятельной деятельности.

Эпиграф, трагедия, драма, монолог (внутренний и внешний), образ

Трудовые действия учителя

3. Постановка цели урока, задач и проблемных вопросов

Учебно-методическое обеспечение (средства,оборудование)

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

2. Задание для самостоятельной работы.

3.Постановка проблемного вопроса.

4. Анализ трагедии.

5. Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу.

1.Рассказ выученного фрагмента из трагедии

3. Ответы на вопросы

4. Работа с текстом

5. Работа с презентацией

6. Описание картины

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Организация урока – 1 минута

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,

чтобы оно объяснило нам настоящее

и намекнуло о нашем будущем.

Учащиеся слушают и осмысливают.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала и изучение нового материала - 20 мин.

Умение воспринимать информацию на слух, анализировать и выделять главное.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

- Что такое драма в широком и узком понимании?

- Какие драматические произведения вы читали?

- В чём главное отличие драмы от трагедии?

Работа с терминами (запись в тетрадь):

Драма – Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.

Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

- Вспомните, что такое классицизм? Каковы его главнейщие черты в литературе?

- Что же мы видим в драме А.С.Пушкина?

Всё это позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.

- Кто же является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов – главное действующее лицо трагедии?

- Каким образом Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем? Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения.

- Дайте определение РЕАЛИЗМУ.

Значение слова Драма по Ефремовой:

Драма - 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Герой в трагедиях классицизма. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени. (Сумароков, Фонвизин)

Вопреки традициям здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего лишь в 6 сценах из 23.

Работа с текстом

В основе реализма лежит познание социальных связей человека и общества, правдивое, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.

Основной особенностью реализма является художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития.

С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника – Самозванца.

Этап 3. – 17 минут

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

РАБОТА В ГРУППАХ (характеристика Годунова и Самозванца, Шуйского, Пимена)

- Охарактеризуйте данных действующих героев по плану:

Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Делятся на группы, работают над составлением характеристикой героев произведения.

Этап 4. Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты

Умение высказывать свое мнение и аргументировать его.

Какие высказывания показались вам интересными? Свой ответ аргументируйте.

Что запомнилось особенно? Ваши впечатления от урока?

Отвечают на вопросы

Этап 5. Задание на дом- 2 минут

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

1. Написать сочинение на тему:

2. Закончить характеристику персонажей (те группы, которые не успели сделать это на уроке).

Читайте также: