Конспект мыло и его свойства

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр? Берите по кусочку – кому какое нравится. Здесь его много, всем хватит.
Понюхайте мыло. Чем пахнет? Посмотрите, какого цвета мыло? Какой формы?
Что можно мыть таким мылом?
Выслушиваются ответы детей.
Правильно. Руки, лицо, тело, чтобы были чистые. Такое мыло называется туалетным. Повторите, ребята. Это мыло туалетное.

Воспитатель: Ребята кладите мыло на поднос. Вытрите руки влажной салфеткой.
А теперь давайте поиграем. Посмотрите внимательно на поднос с мылом. Запомните, какое мыло лежит на подносе. А теперь, закройте глаза. (Убирает один кусок мыла). Какое, мыло, пропало – какого цвета, формы?
Выслушиваются ответы детей.
Сколько кусков мыла лежит на подносе?
Дети считают и говорят количество.
Игра повторяется ещё раз.

Цель; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом.

ВложениеРазмер
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx 131.46 КБ

Предварительный просмотр:

  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом.
  • воспитывать интерес к экспериментированию;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой и мылом;
  • воспитывать доброту, отзывчивость и желание оказывать помощь;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  • в процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде), желание исследовать предмет при помощи органов чувств;
  • развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • систематизировать знания детей о мыле и воде;
  • расширить представления детей о свойствах мыла и его разновидностях путем исследовательской деятельности;
  • закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;
  • формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни;
  • закрепить правила безопасности при работе с мылом;
  • формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Приоритетная образовательная область (области):

Интеграция образовательных областей:

  • проявляет интерес к экспериментированию, высказывает мнения;
  • с удовольствием включается в исследовательскую деятельность, используя разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты;
  • проявляет наблюдательность, умеет сравнивать предметы по форме, размеру, по цвету и запаху;
  • понимает слова, обозначающие свойства предмета и способы обследования, использует их в своей речи.
  • проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и
    личной гигиены;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

  • коробочки с мылом;
  • ёмкости для воды для каждого ребенка;
  • мыло по количеству детей разной формы, цвета, размера;
  • салфетки для рук;
  • губки по количеству детей;
  • цветной картон по количеству детей;
  • презентация к занятию.

Наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

Методы и приемы:

  • практические : проведение опыта, экспериментирование;
  • наглядные: презентация;
  • игровые: сюрпризный момент, использование подвижных игровых упражнений;
  • словесные: беседа, вопросы к детям, художественное слово;
  • поощрение: анализ занятия.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Воспитатель: Ребята, вы слышали звук? Это к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

Катя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя. Со мной приключилась беда. Я хотела пригласить вас на прогулку, но посмотрела на себя в зеркало и заметила, что лицо у меня испачкано. Я попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я пойти гулять такая грязная. Что же мне делать? Помогите мне, пожалуйста.

Совместная постановка детской цели

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Катя не смогла отмыть грязь водой?

Дети: Потому что надо умываться с мылом.

Воспитатель : Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь. Как нам ей помочь?

Дети: Подарить мыло.

Воспитатель: А где же нам взять мыло?

Дети : Предположения детей (можно купить в магазине, взять в ванной, взять на полочке, попросить у друга).

(Дети кружатся и одевают колпачки). В путь!

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Через речку, ручеек, перекинулся мосток, осторожно мы пойдем

Что-то новое найдём!

Актуализация знаний детей

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые коробочки! Как вы думаете, что может находиться в этих коробочках? (Предположения детей).

Вы хотите узнать, что в них находится?

Воспитатель: А помогут нам в этом наши помощники - органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас давайте просунем руку в волшебную ĸоробочĸу, ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог?

На экране появляется рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет ладошка? (опрос детей).

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Воспитатель: А теперь давайте откроем коробочки и скажите, что вы видите?

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

На экране появляются глаза.

Давайте-ка внимательно рассмотрим мыло. Но прежде чем взять мыло в руки, давайте повторим правила безопасности во время работы с мылом:

- не брать мыло или намыленные пальцы в рот;

- не допускать попадания мыла в глаза, а если попадет, что нужно сделать?

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое мыло по форме. Какое у тебя Милана, а какой формы мыло у тебя, Cаша? Отличается ли оно по размеру, по цвету? А теперь давайте понюхаем мыло. У меня в руках мыло, которое пахнет клубникой, значит это мыло клубничное. Дима, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?

Ответ ребёнка: Оно напоминает лимон.

Воспитатель: Если мыло с ароматом лимона, значит оно…. ?

Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Мыло бывает разное по цвету, форме, размеру, по запаху.

Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?

Дети : Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе у нас находится ещё одна коробочка. Давайте её откроем. Воспитатель показывает детям хозяйственное мыло.

Дети: Это тоже мыло.

Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Оно не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло?

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как оно называется?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать, мыть игрушки.

Воспитатель: Интересно, почему оно называется жидким?

Дети: Потому что течёт.

Воспитатель: А для чего оно необходимо?

Дети: По этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей.

Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла? Вот сейчас мы с вами их раскроем и познакомим Катю с секретами мыла.

С горы этой мчимся,

Совсем не боимся.

(Предложить детям выбор).

Первичное закрепление нового знания в речи

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Воспитатель: Ребята, что вы видите у вас на столах? А что вы можете сказать о ней? Каĸая вода?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая. (Она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем по кусочку мыла и потрогаем, погладим его. Какое оно?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Воспитатель: А теперь давайте намылим ручки.

Какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны, чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки, тем лучше отмывается грязь.

Воспитатель: А сейчас опустим руки в воду. Посмотрите, какая стала вода.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Воспитатель: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде, и вода приобрела запах мыла.

Воспитатель: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Дети: Что такое пена? (много мыльных пузырьков).

Воспитатель: А сейчас давайте вытрем руки.

Воспитатель делает вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. Именно мыльная пена и смывают грязь.

Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель: А теперь дети я вам раскрою еще один секрет мыла, оно умеет рисовать. Этим секретом часто пользуются швеи, портные. Они рисуют маленькими кусочками мыла по материалу, а мы с вами попробуем порисовать по картону. Давайте подойдём к столу и нарисуем дорожку.

Вам понравилось рисовать мылом?

Воспитатель: А теперь отправимся дальше в путь.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Ух ты, сколько снегу,

Ну-ка дружно с вами вместе разгребаем снежный ком…

Воспитатель: Ребята, что же спрятано в коробочке (открывают).

Воспитатель: А это мыло необычное, оно подарочное. Видите, какое оно красивое. Его можно изготовить самостоятельно. Но об этом мы с вами узнаем в следующем путешествии.

Кому мы его подарим?

Стук в дверь. Заходит почтальон. Забирает посылку.

Воспитатель: Как вы думаете, понравится Кате наш подарок? - Я уверена, что она скажет вам спасибо, когда получит ваш подарок.

Катя: Спасибо вам большое ребята, что помогли мне стать чистой. Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть. Напомните мне ребята.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое).

Мыло пенится, мылом можно стирать, мылом можно рисовать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а самое главное, вы очень хотели помочь Кате и у вас это получилось.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь,

И в саду вы окажитесь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде. Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; .


Формирование представлений детей о свойствах снега и льда; Исследование свойств снега и льда в изменении температурных условий. Свойства воды. .

Цель: Познакомить детей с различными свойствами ткани.Задачи: Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взро.

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период.


Конспект образовательной деятельности "Свойства песка"

Данное занятие способствует развитию познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Занятие по образовательной области " Познание". Конспект образовательной ситуации по экологии " Свойства воздуха" ( старший дошкольный возраст).


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Сергея Ступакова

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

в средней группе

Воспитатель: Евлаш Эльвира Анатольевна

Цель: ознакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

Задачи: расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности, активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде, закрепить правила безопасности при работе с мылом, воспитывать культурно-гигиенические навыки, развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.

Материалы и оборудование: миски для каждого ребенка, миска для воспитателя, трубочки для коктейлей, мыло разной формы, цвета, размера (для выставки), куски мыла по количеству детей венчики, салфетки для рук, фартук (на каждого ребенка).

Словарная работа: венчик, фабрика, лаборатория, опыт, исследование, петелька.

Предварительная работа : рассматривание мыла, беседы о мыле, его свойствах, создание коллекции мыла.

1 организационный этап (включающий):

Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи Деда Мороза.

Цель, которую должны поставить перед собой дети: Помочь Деду Морозу разобраться, как можно изготовить мыльные пузыри, из чего их делают, какие свойства имеет мыло.

- Ребята, к нам в гости сегодня пришли ученицы нашей школы, вы их уже знаете, Таня и Катя. Давайте их поприветствуем.

- Девочки принесли письмо от Деда Мороза.

Гости зачитывают письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Уже совсем скоро наступит наш любимый праздник – Новый Год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят малыши всего мира! Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику. Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас – помогите мне!

- Ребята, поможем Дедушке Морозу?

- Попробуем сами изготовить мыльные пузыри?

- А как вы думаете, из чего их делают? (ответы детей).

- А вы хотите побольше узнать о мыле и его свойствах?

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей ):

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания и представления о мыле и его свойствах.

Цель, которую должны достигнуть дети: Посмотреть коллекцию мыла, созданную вместе с детьми и уточнить какое мыло бывает по форме, цвету, твердости.

- Ребята, а для чего нужно мыло?

- А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла

- Ребята, у нас в группе есть коллекция мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее (рассмотреть коллекцию мыла).

- Какое мыло бывает по форме?

- Какое мыло бывает по цвету?

- Какое мыло бывает по размеру?

- Какое мыло бывает по запаху?

- Какое мыло в бутылочках?

(жидкое, твердое, туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки).

3 этап – основной (изучение нового).

Педагогическая цель: Создать условия для добывания детьми информации о мыле. Подготовить среду для совместного поиска ответа на познавательные вопросы о мыле и его свойствах.

Цель, которую должны достигнуть дети: Внимательно слушать, наблюдать, экспериментировать и определять свойства мыла.

- А сейчас я приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому что каждый работает над своим открытием.

- А мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри.

Правила безопасности.

- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом. Вам помогут ваши схемы, которые вы сами изготовили.

- не брать мыло или намыленные пальцы в рот

- не допускать попадания мыла в глаза.

- а если попадет, что нужно сделать?

Рассматривание мыла.

– Возьмите в руки по кусочку мыла, потрогайте его.

- Какое оно? (твердое, гладкое)

Первый опыт:

- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?

- Давайте проверим это.

- Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)

- Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)

Второй опыт:

- А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.

- Опустите губку в воду и отожмите ее.

- Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)

- Что такое пена? (много мыльных пузырьков)

- А сейчас давайте вытрем руки и немножко отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пузыри пускать!

Дунем в трубочку тихонько,

Полетят они легонько.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не пытайтесь их поймать!

Чуть дотронетесь рукой,

Хлоп! И пусто над тобой!

Третий опыт.

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. — Что происходит? (появляются большие пузыри)

«Если дунуть посильней,

- А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее. Получились мыльные пузыри? нет

- Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? нет

- Теперь давайте попробуем вот такое мыло. Кто знает, для чего это мыло? Для посуды (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? да

- Справились мы с заданием? да

4 этап – закрепление знаний

Педагогическая цель: Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации.

Цель, которую должны достигнуть дети: обосновать выбор предметов для создания мыльных пузырей.

- Какое бывает мыло? (жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом).

- Какое сухое мыло? (гладкое).

- А каким оно становится в воде? (гладкое, но еще и скользкое).

-Что будет, если намылить губку и выжать ее? (появится пена).

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? (пузыри).

- Для чего нужно мыло? (для уничтожения микробов).

«Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно руки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –

- Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии? (ответы детей).

- Я думаю, что нашим гостям понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь Деду Морозу создать мыльные пузыри.

5 этап – заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание

Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли составить ответ на письмо Деду Морозу, адекватно оценить приложенные усилия в решении экспериментальных и познавательных задач. Нацелить детей на дальнейшее познание.

Цель, которую должны достигнуть дети: При поддержке взрослого составить ответ на письмо Деду Морозу.

- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а, самое главное, вы очень хотели помочь Деду Морозу и у вас это получилось.

- Молодцы, ребята! Я вами горжусь!

- Я уверена, что Дед Мороз скажет вам спасибо, когда получит письмо (написать ответ Деду Морозу) и подарит на Новый Год интересные подарки детям.

- А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.

Краткое описание документа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Сергея Ступакова

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

в средней группе

Воспитатель: Евлаш Эльвира Анатольевна

Цель: ознакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

Задачи: расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности, активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде, закрепить правила безопасности при работе с мылом, воспитывать культурно-гигиенические навыки, развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.

Материалы и оборудование: миски для каждого ребенка, миска для воспитателя, трубочки для коктейлей, мыло разной формы, цвета, размера (для выставки), куски мыла по количеству детей венчики, салфетки для рук, фартук (на каждого ребенка).

Словарная работа: венчик, фабрика, лаборатория, опыт, исследование, петелька.

Предварительная работа: рассматривание мыла, беседы о мыле, его свойствах, создание коллекции мыла.

Ход:

1 организационный этап (включающий):

Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи Деда Мороза.

Цель, которую должны поставить перед собой дети: Помочь Деду Морозу разобраться, как можно изготовить мыльные пузыри, из чего их делают, какие свойства имеет мыло.

- Ребята, к нам в гости сегодня пришли ученицы нашей школы, вы их уже знаете, Таня и Катя. Давайте их поприветствуем.

- Девочки принесли письмо от Деда Мороза.

Гости зачитывают письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Уже совсем скоро наступит наш любимый праздник – Новый Год, а у меня на подарочной фабрике закончились мыльные пузыри. А ведь их так любят малыши всего мира! Я хотел узнать у Мойдодыра, как их сделать, но он, как всегда, занят – отмывает всех грязнуль к празднику. Я знаю, что вы умные и любознательные дети, поэтому прошу вас – помогите мне!

- Ребята, поможем Дедушке Морозу?

- Попробуем сами изготовить мыльные пузыри?

- А как вы думаете, из чего их делают? (ответы детей).

- А вы хотите побольше узнать о мыле и его свойствах?

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей):

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания и представления о мыле и его свойствах.

Цель, которую должны достигнуть дети: Посмотреть коллекцию мыла, созданную вместе с детьми и уточнить какое мыло бывает по форме, цвету, твердости.

- Ребята, а для чего нужно мыло?

- А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла

- Ребята, у нас в группе есть коллекция мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее (рассмотреть коллекцию мыла).

- Какое мыло бывает по форме?

- Какое мыло бывает по цвету?

- Какое мыло бывает по размеру?

- Какое мыло бывает по запаху?

- Какое мыло в бутылочках?

(жидкое, твердое, туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки).

3 этап – основной (изучение нового).

Педагогическая цель: Создать условия для добывания детьми информации о мыле. Подготовить среду для совместного поиска ответа на познавательные вопросы о мыле и его свойствах.

Цель, которую должны достигнуть дети: Внимательно слушать, наблюдать, экспериментировать и определять свойства мыла.

- А сейчас я приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому что каждый работает над своим открытием.

- А мы с вами будем проводить опыты с мылом, чтобы создать мыльные пузыри.

Правила безопасности.

- Для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом. Вам помогут ваши схемы, которые вы сами изготовили.

- не брать мыло или намыленные пальцы в рот

- не допускать попадания мыла в глаза.

- а если попадет, что нужно сделать?

Рассматривание мыла.

– Возьмите в руки по кусочку мыла, потрогайте его.

- Какое оно? (твердое, гладкое)

Первый опыт:

- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?

- Давайте проверим это.

- Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)

- Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)

Второй опыт:

- А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.

- Опустите губку в воду и отожмите ее.

- Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)

- Что такое пена? (много мыльных пузырьков)

- А сейчас давайте вытрем руки и немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пузыри пускать!

Дунем в трубочку тихонько,

Полетят они легонько.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не пытайтесь их поймать!

Чуть дотронетесь рукой,

Хлоп! И пусто над тобой!

Третий опыт.

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. — Что происходит? (появляются большие пузыри)

«Если дунуть посильней,

- А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее. Получились мыльные пузыри? нет

- Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? нет

- Теперь давайте попробуем вот такое мыло. Кто знает, для чего это мыло? Для посуды (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку. Получились мыльные пузыри? да

- Справились мы с заданием? да

4 этап – закрепление знаний

Педагогическая цель: Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации.

Цель, которую должны достигнуть дети: обосновать выбор предметов для создания мыльных пузырей.

- Какое бывает мыло? (жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом).

- Какое сухое мыло? (гладкое).

- А каким оно становится в воде? (гладкое, но еще и скользкое).

-Что будет, если намылить губку и выжать ее? (появится пена).

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? (пузыри).

- Для чего нужно мыло? (для уничтожения микробов).

«Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно руки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –

- Ребята, а что больше всего вам понравилось на занятии? (ответы детей).

- Я думаю, что нашим гостям понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь Деду Морозу создать мыльные пузыри.

5 этап – заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание

Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли составить ответ на письмо Деду Морозу, адекватно оценить приложенные усилия в решении экспериментальных и познавательных задач. Нацелить детей на дальнейшее познание.

Цель, которую должны достигнуть дети: При поддержке взрослого составить ответ на письмо Деду Морозу.

- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а, самое главное, вы очень хотели помочь Деду Морозу и у вас это получилось.

- Молодцы, ребята! Я вами горжусь!

- Я уверена, что Дед Мороз скажет вам спасибо, когда получит письмо (написать ответ Деду Морозу) и подарит на Новый Год интересные подарки детям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

ЗАДАЧИ: 1.Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы

2.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3.Расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Коробочка,стружки мыла, мыльные пузыри;

сказка К. Чуковского “Мойдодыр”. Миски для каждого ребенка; Миска для воспитателя;

Трубочки для коктейлей; Мыло разной формы, цвета, размера (для выставки);Куски мыла по количеству детей; Венчик; Салфетки для рук; Фартуки;

Ход занятия:

1.Приветствие в кругу:

Собирайтесь вместе в круг.

Я твой друг - ты мой друг

дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

2.Приветствие гостям:

Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости.

Давайте их поприветствуем:

«Доброе утро солнцу и птицам!

(раздается стук в дверь, и передают коробочку с мылами).

Сюрпризный момент

Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней.

Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

-Ускользает как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.

– Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть,

Беседа

– Действительно, ребята, здесь мыло. Его здесь много, на всех хватит.

Возьмите в руки по кусочку и скажите:

- Какое мыло бывает по форме?

- Какое мыло бывает по цвету?

- Какое мыло бывает по размеру?

- Какое мыло бывает по запаху?

– Мыло имеет цвет, запах, форму.

– Какое мыло нравится вам?

– А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

– Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и

неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетным.

Игровая ситуация с использованием слайдов

–Сейчас я приглашаю на экскурсию в магазин, где продаётся мыло.(слайд1)

Как может называться этот магазин? (ответы детей)

(Галантерея, Бытовая химия, Хозяйственный магазин)

-Мыло, которым моют руки, называется туалетным, оно может быть разного формы и

имеет разный запах.

- Коричневое мыло с необычным запахом называют хозяйственным.

Им можно стирать и делать уборку в доме. Этим мылом можно постирать одежду.

-Дегтярное мыло,предназначено и применяется для лечения и профилактики

Воспитатель рассказывает о разных видах мыла (туалетное,

хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое), где и как оно применяется.

- Ребята, а вы знаете, что с мылом можно поиграть?

Правила безопасности.

Для начала вспомним правила безопасности во время работы с мылом.

  1. Не брать мыло или намыленные пальцы в рот
  2. Не допускать попадания мыло в глаза

А если попадет, что нужно сделать?

Опыт 1.Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?

Давайте проверим это.

-Потрогайте воду. Какая она?(прозрачная, теплая)

Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт:

– В таз с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать,

как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

Художественное слово Круговые движения И водички волнения. Поболтаем мы руками И удивимся сами. Мыло растворяется, Пена появляется.

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой. Оставайся такой, Да не лопайся!

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:

круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук:

отходят назад, образуя большой круг.

Вниманию детей предлагается слайд, на котором изображены

различные предметы: мочалка, испачканы руки, лицо, предметы

Дети находят и называют среди них те, для которых можно

Мыло нам нужно для того, чтобы… (ответы детей)

Когда мыло попадает в воду, то оно…(ответы детей)

У мыла есть друзья, это… (ответы детей)

- Ребята, чаще мылом умывайтесь бодрости и сил набирайтесь,

а у меня для вас сюрприз – мыльные пузыри!

Игры детей с мыльными пузырями.

6. Опыт с трубочкой.

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную

воду и подуйте в них. —

Что происходит?(появляются большие пузыри)

- А теперь возьмите петельку для пузырей и медленно дуньте в нее.

Получились мыльные пузыри? нет

- Тогда давайте попробуем не твердое мыло, а жидкое

(интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку.

Получились мыльные пузыри? нет

- Теперь давайте попробуем вот такое мыло.

Кто знает, для чего это мыло?

Для посуды (интенсивно взбить венчиком).

- Подойдите ко мне и снова медленно дуньте в петельку.

Получились мыльные пузыри? да

- Справились мы с заданием? да

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое,

разного цвета, разной формы, с запахом

- Какое сухое мыло? — гладкое

- А каким оно становится в воде? – гладим, но еще и скользким

-Что будет, если намылить губку и выжать ее? – появится пена

- При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри

- Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов

Все микробы и бациллы Как огня боятся мыла. Нужно руки с мылом мыть, Чтоб здоровенькими быть.

Читайте также: