Конспект мхи и лишайники
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, лишайники, папоротники.
Цель: создать условия для расширения представлений о разнообразии растений
метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (картой, рисунками, таблицей, схемой, диаграммой) словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками ; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-логическом уровнях.
познавательных – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире ; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; осуществлять синтез как составление целого из частей
коммуникативных – учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Подготовительный этап
1. Актуализация опорных знаний
Учитель: Какой раздел мы начали изучать?
Учитель: С представителей какого царства мы начали знакомство?
Ученики: С растений.
Учитель: Почему именно с них?
Ученики: Только растения могут вырабатывать вещества для собственного питания.
Учитель: Предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о растениях и в парах поработать с карточками (приложение №1). Распределите объекты по группам.
Учитель: У кого не оказалось лишней карточки?
Учитель: Кого заинтересовал этот вопрос?
2. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Какова тема урока?
Учитель: В роли каких учёных мы сегодня выступаем?
Ученики: Биологов, ботаников (карточки-слова на доске).
Учитель обращает внимание на схему, работу над которой дети начали на прошлом уроке (приложение №3). Ученики замечают новые пустые окошки.
ЛИШАЙНИКИ
Лишайники — это симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Водоросль снабжает гриб органическими продуктами фотосинтеза, а гриб обеспечивает водой и минеральными солями.
Лишaйники растут очень медленно и чувствительно к загрязнению окружающей среды, поэтому они являются идеальным индикатором загрязнения атмосферы, особенно сернистым газом. Слоевище лишайников имеет разные формы, размеры и окраску.
Органами прикрепления лишайников являются ризоиды и ризины (соединенные в тяжи ризоиды).
Разнообразие лишайников
Лишайники бывают белые, серые, желтые, оранжевые, зеленые, черные; это определяется характером пигмента в оболочке гиф. Пигментация способствует защите от чрезмерного освещения или, наоборот, помогает поглощать больше света (черный пигмент лишайников Антарктиды).
По форме и характеру прикрепления к субстрату различают три группы лишайников:
- накипные формы — имеют вид корки или налёта, плотно прирастающего к субстрату (леканора съедобная, графис, лецидея);
- листоватые формы — имеют вид пластинок с рассечёнными, ветвящимися лопастями; их сходство с листьями весьма отдалённое (ксантория — стенная золотянка, пармелия);
- кустистыелишайники — прямостоячие или свисающие кустики. (кладония, ягель — олений мох, цетрария — исландский мох, бородач).
По анатомическому строению лишaйники делятся на гомеомерные (водоросль разбросана по всему телу лишайника) и гетеромерные (водоросли образуют в слоевище обособленный слой).
Лишайников с гетеромерным талломом большинство. В гетеромерном талломе верхний слой — корковый, сложенный гифами гриба. Он защищает таллом от высыхания и механических воздействий. Следующий от поверхности слой — гонидиальный, или альгальный , в нём располагается фотобионт. В центре располагается сердцевина, состоящая из беспорядочно переплетённых гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.
Размножение лишайников
Размножение лишайников происходит спорами или вегетативно: фрагментами слоевища (изидиями и соредиями). Половое размножение обеспечивают специальные участки слоевища, формирующие споры. Спора прорастает в гифу, и при встрече с подходящей водорослью формируется новый лишайник.
Роль лишайников в природе и жизни человека
Роль в жизни человека. Лишайники служат индикаторами загрязнённости воздуха. Некоторые виды используются человеком в пищу (лишайниковая манна). Также лишайники используются в промышленности (изготовление лакмуса), в парфюмерии (получение ароматических веществ), в фармацевтической промышленности (получение препаратов против туберкулёза, фурункулёза, эпилепсий и др.). Лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.
Тема : Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.
Цель: узнать о строении растений каждой группы ; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; классифицировать растения из предложенного списка.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)
-Что означает это слово в переводе? С какого языка?
- На какие царства делят учёные живую природу?
- Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.
- Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений .
- Что бы вы хотели узнать о растениях?
- Что дают растения животным и человеку?
- Какие части можно выделить в строении растений?
- Мир растений велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений. Все они объединены в группы.
- Как вы думаете , по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)
- На сколько групп разделили ученые все растения?
- Какие это группы?
- Какое группа является особой? Почему?
- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?
- Значит, не все растения имеют одинаковое строение.
- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)
2 . Постановка цели.
- Какую же цель мы поставим для себя на урок?
3 . Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.
4. Получение новых знаний.
) Первая группа - это лишайники .
- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?
1 абзац - Почему же лишайники считают особой группой?
2 абзац - Что узнали о строении лишайников?
3 абзац - Где растут лишайники?
- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.
4 абзац - Что интересного узнали?
1 ) Вторая группа – это водоросли.
Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.
-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.
- Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.
Слайд (о водорослях)
Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.
Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.
Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.
Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.
-Какие части растений есть у водорослей?
-Какой возникает вопрос?
- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения
3) Третья группа – мхи.
- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.
- Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.
-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды )
- Что у них есть? Дополнение о размножении спорами.
Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.
Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.
Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.
Посмотрите, как разнообразен мир мхов.
Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.
4) Ещё одна группа – папоротники.
Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.
В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.
У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции. У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
Слайд Дополнения по названиям:
Страусник – сходство листьев с перьями страуса.
Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.
Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.
5. Самостоятельная работа В группах, рассмотрев гербарий заполнить таблицу.
- Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?
6. Итог урока: (по таблице)
-С какими группами растений познакомились на уроке?
-Какую общую особенность заметили у растений этих групп? (у растений каждой группы отсутствуют какие – либо части)
-Действительно, все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после простых начали появляться более сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.
7. Рефлекия (по шкале)
- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Материал на уроке был трудный.
- Кому на уроке было интересно и он запомнил много нового?
- Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?
- Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?
1) прочитать материал в учебнике, подготовить пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос.
Конспект урока по теме "Растения,мхи, лишайники,водоросли".
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна.
Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.
Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.
Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, папоротники.
Урок составлен учителем начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 16: Хузиной Г.Х.Предмет: Окружающий мирКласс: 2классТип урока: Открытие новых знаний.
Мхи и лишайники появились миллионы лет назад. Они жили еще во времена динозавров, и по сей день на валунах, на деревьях и просто на влажной земле можно обнаружить эти растения. Мхи очень разнообразны. У некоторых из них тело расчленено на стебель и листья, а у некоторых оно представляет собой единое тело – слоевище.
Некоторые ученые считают, что мхи произошли от зеленых или бурых водорослей, а некоторые утверждают, что их предками являются низшие псилофиты. Так или иначе, большинство сходятся на том, что мхи и лишайники стали тупиковой ветвью эволюции. То есть, всевозможные папоротники, цветы и деревья ведут свою родословную не от них, а от вымерших псилофитов.
У мхов нет корня, есть лишь уже знакомые нам выросты-ризоиды, которыми растение крепится к земле, камню или дереву. Из-за этого мох не может получать воду и азот из почвы. Поэтому мхи поселяются в сырых местах, где они могут всей поверхностью впитывать воду и питательные вещества, растворенные в ней. Чаще всего мхи растут на почве, в которой мало питательных веществ – ведь здесь им не будут мешать расти другие растения.
Лишайники
Лишайник – это очень интересное растение. Точнее, его и растением назвать трудно. Ведь лишайник – это водоросли и грибы, живущие вместе. Гриб умеет впитывать воду и азот из почвы, а водоросли, живущие на его поверхности, умеют осуществлять фотосинтез, образуя из воды и углекислого газа под действием солнечного света углеводы. Таким образом эти живые организмы отлично дополняют друг друга. Гриб и водоросль так хорошо приспособились друг к другу, что образовали новое растение – лишайник. Такое тесное взаимодействие называется симбиозом.
Читайте также:
- Конспект по экологии в младшей группе посадка лука
- Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста
- В музыкальном театре опера князь игорь 8 класс конспект урока презентация
- Конспект логопедического занятия фонематический анализ и синтез слов
- График обратной пропорциональности конспект