Конспект мхи и лишайники

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, лишайники, папоротники.

Цель: создать условия для расширения представлений о разнообразии растений

метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (картой, рисунками, таблицей, схемой, диаграммой) словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками ; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-логическом уровнях.

познавательных – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире ; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; осуществлять синтез как составление целого из частей

коммуникативных – учитывать другое мнение и позицию; умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Подготовительный этап

1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Какой раздел мы начали изучать?

Учитель: С представителей какого царства мы начали знакомство?

Ученики: С растений.

Учитель: Почему именно с них?

Ученики: Только растения могут вырабатывать вещества для собственного питания.

Учитель: Предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о растениях и в парах поработать с карточками (приложение №1). Распределите объекты по группам.

Учитель: У кого не оказалось лишней карточки?

Учитель: Кого заинтересовал этот вопрос?

2. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Какова тема урока?

Учитель: В роли каких учёных мы сегодня выступаем?

Ученики: Биологов, ботаников (карточки-слова на доске).

Учитель обращает внимание на схему, работу над которой дети начали на прошлом уроке (приложение №3). Ученики замечают новые пустые окошки.


Лишайники таблица

ЛИШАЙНИКИ

Лишайники — это симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Водоросль снабжает гриб органическими продуктами фотосинтеза, а гриб обеспечивает водой и минеральными солями.

Лишaйники растут очень медленно и чувствительно к загрязнению окружающей среды, поэтому они являются идеальным индикатором загрязнения атмосферы, особенно сернистым газом. Слоевище лишайников имеет разные формы, размеры и окраску.

лишайники схема

Органами прикрепления лишайников являются ризоиды и ризины (соединенные в тяжи ризоиды).

Разнообразие лишайников

Лишайники бывают белые, серые, желтые, оранжевые, зеленые, черные; это определяется характером пигмента в оболочке гиф. Пигментация способствует защите от чрезмерного освещения или, наоборот, помогает поглощать больше света (черный пигмент лишайников Антарктиды).

По форме и характеру прикрепления к субстрату различают три группы лишайников:

  • накипные формы — имеют вид корки или налёта, плотно прирастающего к субстрату (леканора съедобная, графис, лецидея);
  • листоватые формы — имеют вид пластинок с рассечёнными, ветвящимися лопастями; их сходство с листьями весьма отдалённое (ксантория — стенная золотянка, пармелия);
  • кустистыелишайники — прямостоячие или свисающие кустики. (кладония, ягель — олений мох, цетрария — исландский мох, бородач).

По анатомическому строению лишaйники делятся на гомеомерные (водоросль разбросана по всему телу лишайника) и гетеромерные (водоросли образуют в слоевище обособленный слой).

Лишайников с гетеромерным талломом большинство. В гетеромерном талломе верхний слой — корковый, сложенный гифами гриба. Он защищает таллом от высыхания и механических воздействий. Следующий от поверхности слой — гонидиальный, или альгальный , в нём располагается фотобионт. В центре располагается сердцевина, состоящая из беспорядочно переплетённых гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.

Размножение лишайников

Размножение лишайников происходит спорами или вегетативно: фрагментами слоевища (изидиями и соредиями). Половое размножение обеспечивают специальные участки слоевища, формирующие споры. Спора прорастает в гифу, и при встрече с подходящей водорослью формируется новый лишайник.

Роль лишайников в природе и жизни человека

Роль в жизни человека. Лишайники служат индикаторами загрязнённости воздуха. Некоторые виды используются человеком в пищу (лишайниковая манна). Также лишайники используются в промышленности (изготовление лакмуса), в парфюмерии (получение ароматических веществ), в фармацевтической промышленности (получение препаратов против туберкулёза, фурункулёза, эпилепсий и др.). Лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.

Лишайники таблица

Тема : Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.

Цель: узнать о строении растений каждой группы ; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; классифицировать растения из предложенного списка.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)

-Что означает это слово в переводе? С какого языка?

- На какие царства делят учёные живую природу?

- Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.

- Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений .

- Что бы вы хотели узнать о растениях?

- Что дают растения животным и человеку?

- Какие части можно выделить в строении растений?

- Мир растений велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений. Все они объединены в группы.

- Как вы думаете , по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)

- На сколько групп разделили ученые все растения?

- Какие это группы?

- Какое группа является особой? Почему?

- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?

- Значит, не все растения имеют одинаковое строение.

- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)

2 . Постановка цели.

- Какую же цель мы поставим для себя на урок?

3 . Объявление темы урока.

- Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.

4. Получение новых знаний.

) Первая группа - это лишайники .

- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?

1 абзац - Почему же лишайники считают особой группой?

2 абзац - Что узнали о строении лишайников?

3 абзац - Где растут лишайники?

- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.

4 абзац - Что интересного узнали?

1 ) Вторая группа – это водоросли.

Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.

-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.

- Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.

Слайд (о водорослях)

Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.

Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.

Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.

Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.

-Какие части растений есть у водорослей?

-Какой возникает вопрос?

- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения

3) Третья группа – мхи.

- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.

- Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.

-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды )

- Что у них есть? Дополнение о размножении спорами.

Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.

Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.

Посмотрите, как разнообразен мир мхов.

Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.

4) Ещё одна группа – папоротники.

Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.

В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.

У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции. У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.

Слайд Дополнения по названиям:

Страусник – сходство листьев с перьями страуса.

Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.

Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.

5. Самостоятельная работа В группах, рассмотрев гербарий заполнить таблицу.

- Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?

6. Итог урока: (по таблице)

-С какими группами растений познакомились на уроке?

-Какую общую особенность заметили у растений этих групп? (у растений каждой группы отсутствуют какие – либо части)

-Действительно, все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после простых начали появляться более сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.

7. Рефлекия (по шкале)

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Материал на уроке был трудный.

- Кому на уроке было интересно и он запомнил много нового?

- Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?

- Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?

1) прочитать материал в учебнике, подготовить пересказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос.


Конспект урока по теме "Растения,мхи, лишайники,водоросли".
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна.


Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.

Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.


Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, папоротники.

Урок составлен учителем начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 16: Хузиной Г.Х.Предмет: Окружающий мирКласс: 2классТип урока: Открытие новых знаний.

мхи и лишайники

Мхи и лишайники появились миллионы лет назад. Они жили еще во времена динозавров, и по сей день на валунах, на деревьях и просто на влажной земле можно обнаружить эти растения. Мхи очень разнообразны. У некоторых из них тело расчленено на стебель и листья, а у некоторых оно представляет собой единое тело – слоевище.

Некоторые ученые считают, что мхи произошли от зеленых или бурых водорослей, а некоторые утверждают, что их предками являются низшие псилофиты. Так или иначе, большинство сходятся на том, что мхи и лишайники стали тупиковой ветвью эволюции. То есть, всевозможные папоротники, цветы и деревья ведут свою родословную не от них, а от вымерших псилофитов.

У мхов нет корня, есть лишь уже знакомые нам выросты-ризоиды, которыми растение крепится к земле, камню или дереву. Из-за этого мох не может получать воду и азот из почвы. Поэтому мхи поселяются в сырых местах, где они могут всей поверхностью впитывать воду и питательные вещества, растворенные в ней. Чаще всего мхи растут на почве, в которой мало питательных веществ – ведь здесь им не будут мешать расти другие растения.

Лишайники

Лишайник – это очень интересное растение. Точнее, его и растением назвать трудно. Ведь лишайник – это водоросли и грибы, живущие вместе. Гриб умеет впитывать воду и азот из почвы, а водоросли, живущие на его поверхности, умеют осуществлять фотосинтез, образуя из воды и углекислого газа под действием солнечного света углеводы. Таким образом эти живые организмы отлично дополняют друг друга. Гриб и водоросль так хорошо приспособились друг к другу, что образовали новое растение – лишайник. Такое тесное взаимодействие называется симбиозом.

Читайте также: