Конспект методической разработки образовательной деятельности

Обновлено: 08.07.2024

Доминирующая область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование представления о взаимосвязи растений и насекомых-опылителей.

– Познакомить детей с процессом опыления растений насекомыми.

 Закрепить знания, умения и навыки при работе с конструктором Lego Education WeDo 2.0.

 Формировать умение конструировать и программировать модель пчелы, опыляющей цветок.

 Развивать у детей пространственное и наглядно-действенное мышление, речь, мелкую моторику, навыки программирования.

 Обеспечить освоение детьми основных робототехнических средств.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, коммуникативные способности (умение работать в группе и в парах), самостоятельность.

 Воспитывать умение слышать и слушать воспитателя.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход занятия

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь на вашу активную работу, сегодня вы будете моими помощниками, нам предстоит совершить удивительные открытия.

Давайте посмотрим видеоролик. (Воспитатель включает видеоролик).

Показ вступительного видеоролика, в котором Макс и Маша наблюдают за цветами).

Дети просматривают видеоролик, включаются в деятельность, беседуют с педагогом, высказывают свою точку зрения.

Актуализация знаний

– Ребята, что вы увидели в фильме?

– Как вы думаете, что же делают пчёлы? Зачем они это делают?

– А вы любите наблюдать за природой?

– Сегодня я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

– Правильно. Главная задача эколога – сохранение окружающей среды для будущих поколений. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

– Юные экологи должны много знать о природе. В фильме мы увидели цветущий луг. Цветов очень много. А знаете ли вы их названия? Предлагаю вам игру в группах: перед вами карточки с изображением цветов (Приложение 1).

Ваша задача – рассмотреть цветы и вместе вспомнить, как они называются.

Но для этого давайте поделимся на две команды (по номеру варианта).

Напомните, пожалуйста, как нужно себя вести, когда вы работаете в команде?
– Молодцы, ребята! Я рада, что вы отлично знаете названия цветов. Наверное, все любят цветы. А чем цветы нравятся насекомым, как считаете?

– Некоторые насекомые приносят большую пользу людям. Например, пчёлы. Что они делают для человека?

– А полезны ли пчёлы для цветов?

– Да, пчёлы приносят пользу и цветам: они переносят пыльцу (она выглядит почти как порошок – слайд) с цветка на цветок, благодаря этому у растений образуются семена (Приложение 2).

Они созревают, падают в землю, а весной появляются новые цветы (слайд, круговорот жизни цветка) (Приложение 3). Кто знает, как это называется?

– Это называется опыление. А насекомые, опыляющие цветы, называются опылителями.

– Каких ещё насекомых-опылителей можете назвать вы? Вспомните, как вы наблюдали за насекомыми летом.

КОНСПЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ НОД

Научиться правильно, грамотно и обдуманно планировать образовательную деятельность.

4 СЛАЙД

Что же такое методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме основной или дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей. Может быть как индивидуальной, так и коллективной.

5 СЛАЙД

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия или образовательной деятельности;

разработку серии занятий;

разработку образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания и программ ДОУ;

разработку культурно – досуговой деятельности;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ НОД

6 СЛАЙД

В связи с введением ФГОС ДО произошло много изменений в организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности.

Прошло немало времени с выхода первого документа, но до сих пор у некоторых педагогов возникают вопросы при оформлении конспекта, организации и проведении НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго, и мы к ней привыкли.

А сущность не изменилась!

Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия.

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности прежде всего в –

Ø формах её организации,

Ø в изменении позиции педагога по отношению к детям,

Ø в обновлении структуры НОД.

Что нам предлагает ФГОС ДО?

Из образовательного процесса исключается учебный блок, но не исключается процесс обучения, то есть меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность наполненная новым содержанием.

7 СЛАЙД

Отсюда вытекают главные задачи педагога дошкольного образования при проведении образовательной деятельности:

ü добиться максимальной активности детей,

ü включить в творческий процесс всех воспитанников,

ü сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,

ü побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Сделать непосредственно образовательную деятельность яркой и интересной можно только при её тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

8СЛАЙД

ü Определить цель, отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития. Определить дозировку и сочетание разных задач.

При постановки не должно быть доминирования обучающих задач.

Учитываем целевые ориентиры на этапах завершения раннего и дошкольного возраста.

9 СЛАЙД

ü Продумать структуру НОД, целесообразность распределения времени, рациональность организации труда воспитателя и воспитанников.

Наличие логики перехода от одной структурной части к другой, их примерную длительность.

ü Продумать начало образовательной деятельности, создание мотивации у детей, ход образовательной деятельности и окончание.

ü Содержание НОД должно соответствовать реализуемой программе (образовательной системе), учитывать уровень развития воспитанников, их возрастные особенности.

10 СЛАЙД

ü Подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач. Должно быть достаточное количество игр, упражнений, заданий, их разнообразие, сочетаемость друг с другом, эффективность в достижении поставленных задач.

ü Определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования.

11- 17 СЛАЙДЫ

ü Выбрать форму организации ОД (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное);

Обратите внимание коллеги на экране предоставлены возможные формы при организации детской деятельности. (Перечислить)

18 СЛАЙД

ü Сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания. От воспитателя требуется четкость, точность, ясность, лаконичность в формулировках заданий, при объяснении игр, упражнений, в инструкциях, что и как делать детям, в описании проблемных, игровых ситуаций.

19 СЛАЙД

ü Важно учесть соблюдение баланса между занимательными элементами и познавательным содержанием.

20 СЛАЙД

ü Соблюдение баланса между словом и действием педагога и детей в тексте конспекта. Педагог не должен доминировать над детьми! Важно выявлять и поддерживать инициативу детей, создавать условия для проявления их активности и самостоятельности.

21 СЛАЙД

ü В заключительной части – подведение итогов. Уточнить, что нового узнали, где это можно применить. Для детей старшего дошкольного возраста возможно первичное формирование навыков рефлексии. Для этого важно продумать вопросы, которые будут наталкивать детей на осознание собственных действий, эмоций…

А сейчас, я вам продемонстрирую примерную схему конспекта ОД с детьми.

22 СЛАЙД

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема образовательной деятельности.

Предварительная работа с воспитанниками.

Дидактическое обеспечение НОД (дидактические материалы, оборудование)

Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.

Использованная литература

Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

23 СЛАЙД

Ход образовательной деятельности:

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Этап. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).

Любая образовательная деятельность начинается с организационного момента, его цель – собрать внимание детей и подвести их к теме и цели деятельности. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, соответствующие теме деятельности.

Что бы заинтересовать детей можно использовать: новую игрушку, необычный звук, игру на внимание, письмо, сюрпризный момент.
2. Этап. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей).

Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи.

Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.


3. Этап. Постановка проблемы.

Затруднение в игровой ситуации.

Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

Поиск выхода из затруднительной ситуации.

24 СЛАЙД

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4. Этап. Актуализация знаний.

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.


6. Этап. Самостоятельное применение нового на практике.

Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений.

Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее.

Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

25 СЛАЙД

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


7. Этап. Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.


8. Этап. Рефлексия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, . самооценки

(для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Возможно использование элементов рефлексии – что получилось? Что не получилось? Почему? Что было сложно, а что легко? Кто тебе помогал? Было ли проще работать в команде, в паре? – вопросы должны помогать детям осознать свои действия, чувства, эмоции.

26 СЛАЙД

Возможна табличная форма описания деятельности.

В этой форме есть положительные моменты – ярко видна активность детей и педагога, а также результат и предполагаемые риски и методы их преодоления по каждому действию, что позволяет оценить их целесообразность.

Рубрики

Структура интегрированного занятия

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная.


Детские лаборатории. Направление: «Опыты, игры - эксперименты в режиме дня…

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей, расширение представления детей о диких и домашних животных.

развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности

упражнять в счёте до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приёмами счёта, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам;

продолжать расширять представления о грибах (лисички, боровики) и деревьях (клён, берёза, дуб, сосна);

развивать межполушарные взаимодействия (упражнять детей в выполнении перекрёстных движений через использование кинезиологических упражнений);

воспитывать стремление к познавательной активности, дружеские взаимоотношения.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности:

социально-познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Планируемые результаты:

- дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым;

- доброжелательны в общении со сверстниками в совместных делах; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них;

- умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают;

- эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологическойразгрузки.

Организация и методика проведения образовательной деятельности

1.​ Организационный.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я принесла в группу корзинку. Вы её не видели? Мне срочно нужно найти корзинку.

Воспитатель предлагает заинтересованным детям найти корзинку.

Воспитатель: Вы хотите узнать, зачем я искала эту корзинку? Тогда я вам загадаю необычную загадку. Я буду не только рассказывать загадку, но и показывать её руками.

Воспитатель сопровождает текст загадки кинезиологическими упражнениями для рук.

Он пушистый, он игривый,

Часто любит хвост ловить,

Молоко парное пить.

Испугаешь – он шипит,

Приласкаешь – он мурчит,

Весело играет (ответы детей)

Сюрпризный момент. Воспитатель показывает в корзинке котенка.

Воспитатель оставляет котёнка в корзинке. Рассматривают с детьми книжку, в которой к нарисованным картинкам добавлено изображение кинезиологических упражнений.

Воспитатель: Не могу понять, что это за сказка. А вы, догадались, ребят? (выслушивает ответы детей). Может быть, спросим у Котёнка?

Хочет обратиться к котёнку, но оказывается, что его в корзине уже нет (показывает детям корзинку с пустым отделением).

2.​ Мотивационный

Воспитатель: Ох, пока мы рассматривали эту книгу, котенок убежал из корзины (показывает детям пустую сторону корзины). Ребята, а как же мы узнаем, какую сказку нам хотел рассказать Мурзик? (Выслушиваются идеи детей, поддерживается их инициатива).

Воспитатель: Как хорошо вы придумали, давайте отправимся на поиски котёнка.

3.​ Образовательный

Воспитатель: Что бы в дороге было веселей, сделаем пальчиковую гимнастику, повторяйте за мной:

Наши ушки слышат стук (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)

Вот ладошки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)

Наши пальчики трещат (потирание кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

А теперь ты их согрей (ладони на щеки)

К путешествию готовы? (руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова! (шагаем вперед).

Подходят к птичьему двору. Воспитатель обращает внимание детей на следы около забора.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами расскажем и покажем, как домашние птицы живут на птичьем дворе, повторяйте за мной.

Во дворе стоит забор,

За забором птичий

Руки на столе: правая – ладонью вниз левая – сжата в кулак. Произнося текст, поочерёдно менять положение рук.

Тут галдёж и суета

Начинается с утра:

Ударять правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, а затем поменять положение рук.

Громко крякают, болбочут

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Гуси, утки, индюки,

Соединять одноимённые пальцы рук, начиная с больших.

Воспитатель: Ребята, а вы котёнка случайно не нашли на птичьем дворе? (ответы детей: нет).

Воспитатель: Петушок нам хочет показать, куда побежал котёнок, но сначала просит посчитать, сколько птенцов на птичьем дворе?

Воспитатель: Ребята, Петушок видел, что котенок побежал в лес. Пойдем и мы в лес. Давайте построимся все друг за другом, выполняйте вместе со мной:

В лес отправимся гулять, (дети маршируют на месте)

Будем весело шагать.

Друг за другом мы гуськом.

На носочки встали (бегут на носочках)

И к лесу побежали.

Воспитатель: Смотрите вот мы и в лесу, здесь тихо, прохладно, слышатся голоса птиц, зверей.

Воспитатель: Посмотрите тут под елкой, на пригорке, старый еж построил норку. А давайте расскажем стихотворение про ежа руками.

Ёжик, ёжик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой.

Встретил зайку и синицу,

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу

Всех, кого нашёл в бору,

Пригласил в свою нору

Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем ежу кого мы ищем и зачем, может быть он нам поможет? (Побуждает детей обращаться к ежу с просьбой, правильно выстраивая предложения).

Звучит музыка, дети собирают грибы, воспитатель при необходимости напоминает правила игры.

Воспитатель: Сколько много грибов собрали, какие вы молодцы! А давайте расскажем ежу, какие грибы мы для него собрали. Кто помнит, как называются эти грибы, правильно лисички. А это? Правильно, боровики. А кто скажет, чем эти грибы похожи (ответы детей), а чем отличаются (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились, ёж подсказал, что котенок побежал по тропинке к лесному озеру, давайте, и мы туда отправимся.

Воспитатель обращает внимание детей на озеро (сухой бассейн с шариками).

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Ребята, посмотрите, на дне озера спряталось много рыбы. Котенок очень любит кушать рыбку. Давайте наловим рыбки для котёнка. Послушайте правила игры: рыбу нужно ловить двумя руками одновременно и опускать в каждое ведро по одной рыбке. Посмотрите, вот так (воспитатель демонстрирует, как правильно выполнять задание).

Дети под музыку выполняют задание, воспитатель побуждает детей соблюдать правила игры.

Воспитатель: Замечательно, много рыбы наловили.

Воспитатель: Нашелся котенок. Вот теперь мы узнаем, какую же сказку хотел нам рассказать Мурзик. Присядем, отдохнем и сказку в гости позовем. Все вместе послушаем и покажем сказку руками про нашего путешественника.

4.​ Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что сегодня необычного произошло? Где мы с вами сегодня побывали? А зачем мы все это делали? (ответы детей). А вам понравилось рассказывать сказку руками?

Воспитатель: Сегодня вы научились показывать сказку руками, вы сможете дома показать ее своим родителям. А котенка положим в корзинку, он отдохнет после долгого путешествия.

Читайте также: