Конспект мероприятия день народного единства

Обновлено: 06.07.2024

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения праздника;
  • Закрепить знания о символах России;
  • Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Слайд №1 ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Слайд №2 ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Слайд №3 С 2005 года 4 ноября в России отмечается как День народного единства. История этого праздника неразрывно связана с Казанской иконой Божией Матери и с такими известными людьми, как патриарх Гермоген, князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земской староста Кузьма Минин.

Слайд №4 16 век.

Слайд №5 После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался.

Слайд № 6 Три сына у царя было. Старший умер, средний недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя!

Слайд № 7 И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Слайд № 8 Цари-самозванцы.

Слайд № 9 Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся!

Слайд № 10 Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол.

Слайд № 11 Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер.

Слайд №12 В Москве воцарился Самозванец, который остался в истории Лжедмитрием I. Лжедмитрий I государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь.

Слайд №13 Поэтому они его убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. В истории его назвали Лжедмитрием II.

Слайд № 14 27 августа, 17-го по старому стилю 1610 года Боярская Дума заключила договор с Польшей, согласно которому на московский престол приглашался сын польского короля Сигизмунда III – Владислав, будущий король Владислав IV.

Слайд № 15 Народное единство

Слайд № 16 Против захватчиков и предавшего страну боярского правительства поднял восстание воевода из старинного рода рязанских бояр Прокопий Ляпунов. Он собрал ополчение и двинулся на Москву.

Слайд № 17 Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде.

Слайд 18 Тамошний купец Кузьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

Слайды № 19

Слайд № 20 А.Д.Кившенко Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам.

Слайд № 21

Слайд № 22 Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский.

Слайд №23 Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд № 24 В борьбе против польских завоевателей отличился простой русский человек Иван Сусанин.

Ива́н О́сипович Суса́нин — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино Костромского уезда (род. в селе Деревеньки).

Слайд №25 Согласно легенде, Сусанин был нанят отрядом поляков зимой 1612–1613 гг. в качестве проводника в село Домнино, где скрывался царь Михаил Фёдорович.

Слайд № 26, 27 Сусанин завёл поляков в болотистый лес,

Слайд №28 Где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Слайд №29 А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" Но патриарх Гермоген разослал из Кремля грамоты во все города страны, призывая народ оставаться верным православному царю. - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Слайд № 30 Непреклонного стража Православной церкви поляки уморили голодом. Но дело было сделано.

Слайд № 31 На зов патриарха откликнулись сотни тысяч ратников.

Слайд № 32 Бои за Москву.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей.

Слайд № 33 Начались бои за Москву.

Слайд № 34 Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд № 35 Шли тяжелые бои за Москву.

Слайд № 36 И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Слайд № 37 Русское войско во главе с Мининым и Пожарским победным маршем проехали по освобожденной Москве.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Слайд № 38 Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит в Москве на Красной площади - в самом сердце России.

Слайд № 39 Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора И.П.Мартоса (1752 - 1835) - один из самых известных памятников Москвы.

Слайд № 40 Он создавался с 9 лет на народные пожертвования и находится у Покровского Собора (Собора Василия Блаженного).

Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника, украшенного двумя барельефами, нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".

Слайд № 41 А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде. По инициативе мэра г. Москвы Ю.М.Лужкова этот памятник воссоздан и преподнесен в дар от москвичей жителям Нижнего Новгорода 4 ноября прошлого года. Творческое повторение памятника безвозмездно осуществил известный скульптор, монументалист, народный художник РФ, президент Российской академии художеств З.К. Церетели. В Нижнем Новгороде памятник установлен на площади перед храмом Иоанна Предтечи на Скобе, с паперти которого Минин призывал нижегородцев пожертвовать часть своего имущества на дело спасения Отечества.

Слайд № 42 Не забыт и подвиг Ивана Сусанина. Ему установлен памятник в городе Костроме.

Слайд № 43 День Казанской иконы Божией Матери.

Слайд № 45 В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда народное ополчение подошло к Москве, то в первых его рядах сиял чудотворный лик Казанской иконы Божией Матери. Три дня перед решающей битвой воины провели в посте и молитве перед иконой. И 22 октября (4 ноября по новому стилю) ополченцы ринулись в бой. Они обращались с молитвой к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. И никакая вражеская сила не смогла их остановить, потому что на их стороне была Заступница Небесная.

Слайд № 46 Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!

Слайд № 47 ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Наталья Майданик

Слайд № 48 В память о чудесной победе русского войска над польскими захватчиками было объявлено празднование Казанской иконе Божией Матери. А на Красной площади взметнулся к небу Казанский собор, куда торжественно была перенесена икона, находившаяся в рядах ополченцев. Казанский собор, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Этот собор был разрушен в 1936 году, а сегодня восстановлен на своем историческом месте.

Слайд № 49 Казанский собор есть и в Санкт-Петербурге.

Слайд № 50 Казанский собор есть и в Волгограде.

Слайд № 51 Герб России.

Слайд № 52 Флаг России.

Слайд № 53 Гимн России.

Слайд № 54

Призывная

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час

Кардашина Ольга Анатольевна,

города Полевского Свердловской области,

Автор (ФИО, должность)

Кардашина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

4 ноября – День народного единства.

Цель и задачи ресурса

Цель: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.

Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма, чувства гордости за свою страну.

Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007

Методические рекомендации по использованию ресурса

Данное мероприятие использовано во внеклассной работе. Учитель готовит мероприятие совместно с детьми: дети разучивают стихи, подбирают пословицы о Родине. Для более интересной подачи материала можно пригласить принять участие в мероприятии старшеклассников – шефов.

Заколодкина А.М. Сценарий для общешкольной линейки в честь Дня народного единства //Классный руководитель; 2008; №2

Каменева В.И. Во славу отечества! // Читаем, учимся, играем; 2008; №8

Климова О.Б. И матушка Россия будет помнить нас! //Книжки, нотки и игрушки;2007; №9

Рыжова Т. День народного единства: (классный час для учащихся 3-7 классов)// Воспитание школьников; 2007; №8

Интернет – ресурсы :

Ход мероприятия:

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия. (Учащиеся, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

День Победы

Рождество Христово

Праздник Весны и Труда

День защитника Отечества

День независимости России

День народного единства

День Конституции

Международный женский день

Учитель: Какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства мы с вами узнаем сегодня на нашем мероприятии.

Учитель: На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию. Р – Родина, родимая
О – одна, особенная, огромная
С – славная, сильная
С – смелая, свободная
И – искусная, историческая, идеальная
Я – ясная, яркая.

Россия – самая большая страна на свете. Она так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.

1 ученик: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
2 ученик: Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель: Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова , в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Чтение учениками стихотворения Э. Асадова

1 ученик: Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась.

2 ученик: И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

3 ученик: В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

Учитель: Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста становилась, и называли старики то время лихолетьем.

Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

3 ученик: Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю!

Учитель: Давайте познакомимся поближе с этими героями. (Рассказы учащихся)

Учитель: Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа в группах со словарём Ожегова

Учитель: А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси! И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Главное в этом событии, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Однако изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение. Памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса и отлитый из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, был установлен в Москве, на Красной площади, перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Скульптор изобразил момент, когда Козьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Н. Кончаловской.

1 ученик: Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

И князю Пожарскому -

2 ученик: От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

3 ученик: «Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Учитель: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник?

Рассказы учеников. 1. Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века. В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту. Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты. На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей. Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

2. Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты. Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине вы знаете? (учащиеся перечисляют по очереди)

• Своя земля и в горсти мила.

• Без корня и полынь не растет.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

• Москва всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

-Ребята, кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

-Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

-Что помогло победить врага? (Единение народа.)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. (У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.)

Учащиеся: Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

( На доске появляется цветок единства)

Ученик: В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних сёлах, городах!

Учитель: День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Учитель: Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству. ( Уметь договариваться, не ссориться, дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.)

Учитель: На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Учащиеся: 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Учитель: В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём главные слова:

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;

Задачи: Способствовать формированию правильного отношения к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закрепить знания о государственной символике страны.

Подготовка патриотического мероприятия ведётся заранее. Готовятся и развешиваются плакаты в классе, раздаются стихотворения для того чтоб учащиеся выучили. Приглашаются гости-родители.

Оформление: тема мероприятия, государственная символика РФ

Оборудование : компьютер, презентация PowerPoint , музыкальные фонограммы

Данная работа представляет собой внеклассное мероприятие , посвящённое 4 ноября (Дню народного единства) Поскольку праздник появился не так давно, то возникла необходимость создать подобную работу. Беседа с учащимися сопровождается презентацией и проигрыванием гимна России. Также возможно использовать данную разработку для проведения линейки по данной теме.

Целевая аудитория: для 5 класса

Кл.руководитель: Пивсаева Т.Н.

Ход мероприятия :

t1604076830aa.jpg

t1604076830ab.jpg


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

t1604076830ac.jpg

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны

t1604076830ad.jpg

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ученик:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна

1.Ученик:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ученик:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ученик:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ученик:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!

Ученик:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Учитель :
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны

- (герб, флаг, гимн).


- Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

t1604076830ae.jpg

Герб России

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Учитель:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

t1604076830af.jpg

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Учитель:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

t1604076830ag.jpg


О Флаге Российской Федерации

Ученик:
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Учитель:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.

Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я

ученик:
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

И мне особенно приятно,
Что автор пламенных стихов
Любимый мной невероятно
Поэт наш детский — Михалков.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи —
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Учитель:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

t1604076830ai.jpg

Ученик:
Россия — необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Учитель:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.

t1604076830aj.jpg


Учитель:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место ( город, село) где родился каждый из нас.

Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину

ученик:
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский )

Учитель:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.

1 ученик:
Ты мой брат и я твой брат
Вместе это сила!
Каждый должен это знать -
Дружба победила!
2 ученик:
С днем единства вас друзья
Счастья и удачи!
Что бы дружба век жила!
Так, а не иначе!
3 ученик:
Потому что вместе мы -
Это жизни сила!
Обойдет чума войны
Если мы едины!
4 ученик:
Наша матушка Россия как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Вместе: Славься, гордая отчизна!

ученик:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
( Наталья Майданик)

Учитель:
Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект общешкольного мероприятия "День народного единства" для обучающихся начальных классов.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:
- закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;

- закреплять знания о географическом положении страны на карте;

- сообщить элементарные сведения об истории России;

- формировать знания о многонациональности нашей страны;

- закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;

-воспитывать уважение к другим народам и культурам;

- развивать внимание и память.

Орг. момент:

- Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже…(Родины)

- Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Что же такое Родина?

Родина. (автор Татьяна Бокова)

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

- А как называется наша Родина? (Россия)

Основная часть

- Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.
Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту).

- Только ли русские живут в России?(нет)

- Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)

- Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.

-Как вы думаете, какая национальность лучше?(ответы детей)

- Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.

- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)

Эксперимент: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у обуч-ся не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)

- У праздника День народного единства очень древняя история. Послушайте её. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой. В стране не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций из презентации)

- Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ)

- Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка?(Гимн)Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

- Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей).

- Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

- А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит? Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Подведение итогов

- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике - День Народного Единства, о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Читайте также: