Конспект логопедического занятия звук и буква з подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

1. Организационный момент.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их . Иначе связь со звездой прервется.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….( грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….( замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем. (закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Далее проводится такая же работа с другими словами. И деление слов на слоги, и определение количества слогов в слове.

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

• Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [З] и [З`].

• Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [З] и [З`]).

• Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [З] и [З`])

• Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [З]и [З`]).

o Развитие фонематического слуха.

o Расширение и уточнение словаря детей.

o Развитие ВПФ (внимания, памяти).

o Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

o Развитие мелкой моторики и осязания.

o Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

План занятия

I. Организационный момент:

Логопед :- Придумано кем-то

При встречи здороваться:

-Солнцу и птицам.

- И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Логопед : - Сегодня на занятии нам предстоит выполнить очень много заданий, но чтобы их преодолеть нужно очень постараться и как следует размяться!

(Упражнение для развития внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед :

- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

За-за-за – в саду привязана коза.

Зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за – убегает прочь коза.

Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.

За-за-за – вот упрямая коза.

Зу-зу-зу – привязали мы козу.

Логопед. - Молодцы! Мы хорошо размялись, и я думаю, теперь мы смело можем начинать наше занятие.

(ребенок достаёт из мешочка первое задание)

- Конверт! Посмотрите, что спрятано в конверте? (картинки)

- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([З] и [З`])

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Логопед : - Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)

- Правильно! Произнесём звук [З]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

(Воздушная струя встречает преграду)

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- А теперь произнесём звук [З`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди : З- зь – з- зь, они похожи или нет? (похожи)

- А чем эти звуки отличаются? ([З`] – мягкий, а [З] - твёрдый)

- Давайте повторим: звук [З] какой? (согласный твёрдый, звонкий)

- А звук [З`]? (согласный, мягкий, звонкий)

IV. Различение звуков [З] и [З`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [З] и [З`].

Логопед : - А в мешочке уже новое задание!

Дети достают сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

Я буду называть слова со звуками [З] и [З '], а вы должны будете поднять соответствующую карточку синего или зеленого цвета.

Логопед : - Следующее задание.

Детям попадаются схемы для определения места звука в слове и предметные картинки. Логопед вывешивает схемы где звуки [ З], [З'] вначале слова и в середине. Дети берут картинку, и прикрепляют её с помощью магнита под той или иной схемой.

- А теперь придумайте сами слова где звуки [З], [З'] будут вначале слова, а затем в середине.

Логопед : - Как вы думаете, что это?

- На что ещё похожа наша буква (на цифру три)

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружка.

- А в волшебном мешочке опять что-то есть. Проверти, что же там? (буквы)

(Дети по очереди достают Буквы)

- А теперь настало время нам размяться.

На полу разложены предметы, в названии которых есть [З] или [З`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [З], другая – в свою корзину предметы со звуком [З`]. (Зонт, заяц, зеркало, замок, забор, зебра, зерно, змея, резинка, звезда, узел)

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы : нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)

- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.

- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [З`], если синим - [З].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Логопед : - И последние задание, которое вам приготовил мешочек.

Дети достают ребусы

- Однажды слоги поиграли,

Не по порядку в слово встали,

И плачут слоги громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(дети ставят слоги по порядку и читают слова)

(Замок, зима, зонт, зубы)

- Ребусы вы разгадали, слоги по порядку расставили. Еще нужно подобрать к этим словам схемы.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)

X. Итог занятия

Припоминание детьми слов со звуками [З] и [З`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями, а в волшебном мешочке снова что-то есть!

-Ой, а это он, за ваши старания, сюрприз для вас приготовил!

Дети достают из мешочка подарки.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Учитель-логопед высшей кв. категории Минина Евгения Викторовна.

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми подготовительной логопедической группы на тему:

- автоматизация звука З в речи;

- развитие фонематического слуха и восприятия в процессе выделения заданного звука из речевого потока; определения местоположения звука в слове,

- развитие навыков согласования слов в словосочетаниях; обогащение активного словарного запаса существительными и глаголами;

- знакомство с графическим изображением буквы З, составление и чтение прямых слогов, слов;

- совершенствование у детей навыка коллективной деятельности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед напоминает детям, что:

«Надо разговаривать, надо выговаривать

Так правильно, так внятно,

2. Определение темы занятия.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и выделить начальные звуки отгадок.

Длинное ухо. Комочек пуха.

Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц).

От дождя спасает, а сам не намокает.

Хоть и намокает, а не промокает. (зонт)

Лежит верёвка. Шипит, плутовка.

Брать её опасно! Укусит. Ясно? (змея)

Запорошила дорожки. Разукрасила окошки.

Радость детям подарила. И на санках прокатила. (зима)

3. Логопед просит детей охарактеризовать звук (согласный, звонкий).

4. Педагог просит детей назвать несколько слов, начинающихся на звук З.

Слова для анализа: зонт, змея, земляника, зима, забор, заяц, зеркало.

- делить слова на слоги;

- определить, твёрдо или мягко звучит З в каждом слове.

Ответы даются полной фразой.

Открыть – закрыть

Говорить – замолчать

Помнить – забыть

Развязать – завязать

Разжечь – затушить

Веселиться – загрустить

Расстегнуть – застегнуть

Расплести – заплести

На улице зима и стало холоднее!

Теперь одежда нам нужна теплее.

Чьи варежки?- Мои.

Чья шапочка? – Моя.

Чей шарфик? – Мой.

Пойдем гулять скорей с тобой.

Чтоб ножки не замёрзли, мы потопаем.

Чтоб ручки отогрелись, мы похлопаем.

Будем весело играть.

Хорошо зимой гулять!

9. Логопед предлагает познакомиться с буквой З:

Зайчик букву З искал,

Всех зверей на помощь звал.

Даже зебра прискакала,

Из далёких жарких стран.

Букву З змея искала,

Обезьяна и фазан…

Еле-еле отыскали

На опушке под сосной.

Дружно букву обнимали,

Очень рад народ лесной!.

ЗА (замок, забор, закат)

ЗО (зонт, золото)

ЗУ (зубы, зубр)

ЗИ (зима, Зина)

12. Игра для развития мелкой моторики:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, повертели, покрутили..

И – открыли!

13. Письмо в тетрадях печатного варианта буквы З.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.09.2017 3551
  • DOCX 18.1 кбайт
  • 44 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Минина Евгения Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.

1 Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору (зайка)

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

От дождя спасает

Но не промокает (зонт)

- Какой первый звук в этих отгадках? (з)

- какой он? (согласный, звонкий, твердый)

- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)

- в каком замке живет звук (з) – в синем

Выставляется игрушка – Зима.

А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.

Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).

Обозначение звуков з, зь цветными символами

2. Выставляются слоговые домики.

Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра

4. Речевая зарядка

У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза

За-за-за-на лугу стоит коза

Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу

Зы-зы-зы- колокольчик у козы

За-за-за – уходи домой коза

Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)

Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).

Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.

6.Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей,

А под музыку, друзья,

Потанцует и змея.

У меня закрыт замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали и открыли.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.

Назвать слово, в котором нет звука (з)

нарисована картинка, под ней слово. Из квадрата выбрать только те буквы, которые есть в этом слове (дети делают самостоятельно, демонстрационный лист с выполненным заданием выставляется на мольберт – проверка задания)

По первым звукам картинок составить новое слово

Покажите, как можно обозначить слово зима. Сколько слогов в этом слове? (Дети отхлопывают слово – два слога). Обозначьте все звуки в слове зима кружочками. Дети обозначают у себя на столах. Проводится анализ сделанного и педагог на доске выкладывает кружочками это слово.\

12 Знакомство с буквой З

У каждого из вас есть касса букв на столах. Зайка очень просит вас найти его букву З

З не просто завитушка На эту букву посмотри,

З – пружинка, крендель, стружка Она совсем как цифра 3

На полу разложены цветочки с гласными буквами. Ребенок одетый в шапочку комарика летает и звенит: з-з-з, перелетая с одного цветка на другой и соединяет звук (з) с гласным: за, зы, зо, зу

Читайте также: