Конспект логопедического занятия времена года

Обновлено: 07.07.2024

1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II. Логопед : Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П. И. Чайковского.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

• Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Логопед :

- Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.).

- Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)

- Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит?

- Как называются эти птицы?

- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Логопед : Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

• Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

- Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Логопед : Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Когда это бывает? (Осенью).

• Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

- Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Логопед : Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску. Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Логопед :

- Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.).

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

(ответы детей)

Логопед : Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

• Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

III. Слышится стук. Появляется кукла домовё нка Кузи:

- Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для нашего поселка? (ответы детей)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полом,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите.

Кузя дарит каждому из ребят на память о занятии поделки воспитанников подготовительной группы (аппликации по временам года).

Логопед : Спасибо тебе, Кузя за такое замечательное стихотворение и напутствие нашим ребятам и за подарки. А вы, ребята, больше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.

Игра в кругу с мячом (обратная связь) :

- Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: составление и распространение предложений о приметах времен года по картинкам.

Воспитывать интерес детей к сезонным изменениям в природе;

Учить детей составлять и распространять предложения о приметах времен года по картинкам;

Развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление;

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Оборудование: четыре большие картинки с изображениями времен года; маленькие картинки с изображениями примет времен года (по две на каждого ребенка), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

Логопед. Сегодня мы поговорим о временах года. Но сначала давайте научимся делать упражнения для пальцев рук и язычка и выполним речевую разминку с мячом.

а) Упражнения биоэнергопластики.

Логопед знакомит детей с первой парой упражнений биоэнергопластики. Упражнения можно выполнять в положении стоя или сидя. Каждое упражнение пары отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно. Артикуляционная гимнастика проводится сначала параллельно с движениями кисти одной руки, а затем с движениями кистей обеих рук. Упражнения повторяются по 3-5 раз без перерыва. Логопед следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

б) Речевая разминка с мячом.

Логопед. Встаньте, пожалуйста, передо мной полукругом. Давайте поиграем в игры с мячом.

Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы поговорим о временах года.

Уточнение и активизация знаний детей по теме.

Логопед. Ответьте на мои вопросы полным ответом:

Сколько времен года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Какое время года было перед осенью?

Какое будет после осени?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Кто может назвать по порядку осенние месяцы?

Дети отвечают на вопросы. Логопед выдает детям по две картинки с изображениями времен года.

Дети по очереди выполняют задание.

Физкультминутка

Составление предложений о приметах времен года по картинкам.

Логопед. Рассмотрите четыре большие картины.

Выставляет на доску в произвольном порядке четыре картины с изображением времен года.

Логопед. Расставьте изображения времен года по порядку, начиная с осени.

Желающие выходят к доске и выполняют задание.

Логопед. А теперь поставьте свои маленькие картинки рядом с подходящими большими.

Дети выполняют задание.

Логопед. Посмотрите, сколько примет у каждого времени года. Давайте расскажем о каждом времени года по порядку и назовем их приметы.

Логопед по очереди приглашает детей к доске. Дети составляют предложения по картинкам. Логопед внимательно следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.

Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, благодарит детей за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;

- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

I. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)


II. Основная часть.

Л . Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! ( Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …

Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает… (снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает. ( сосулька)

Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

посмотрел вверх на солнышко

потом вниз на снежок

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

по сторонам

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..

Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? ( Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег. с крыш капают сосульки. прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Снова солнце в небе улыбается , (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).

Снег растаял, ручейки звенят . (Разводим руки в стороны, рисуем волну).

С юга птицы с песнями летят . (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).

Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

- Лето, какое? ( Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).

- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

- А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).

-Деревья какие? (Зеленые, пышные).

- Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).

- Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).

- Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).

Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.

Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе) . (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).

Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!

III . Итог.


Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.

Фронтальное занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме

Цель: систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать правильное дыхание;

- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Стоим полукругом)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня перед работой мне позвонил Юпик и сказал, что к нему прилетел гость с Луны. Кто это?

-Юпик попросил вас рассказать Лунтику, что такое времена года? Поможем ему?

-Только где же Лунтик? (Удивление, пожимание плечами)

-Позовём его..Ау…Лунтик…(показ Игрушки)

II. Основная часть.

1. Наше путешествие по временам года начинается!

Первое время года, в котором мы побываем…

Снег танцует и кружится.

На санях, а с ней сама

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль) Подойдем к сундуку .

-Назовите слова (Найдите картинки), которые относятся к этому времени года и прикрепите снежинку.

- А когда идёт очень сильный снег и падает на землю, как называется такое явление в природе? (Снегопад)

2. - Вот и у нас зима покрала все вокруг белым пушистым снегом. Сейчас мы поиграем с вами в игру. (На стульчиках)

-Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…снег

С неба всё скользят пушинки ,

серебристые….снежинки

На полянки, на лужок

Все снижается…снежок

Вот веселье для ребят

Все сильнее…снегопад

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в. снежки

Словно в белый пуховик

Нарядился…снеговик

Рядом снежная фигурка

Это девочка …Снегурка

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой…снегири.

Словно в сказке как во сне

Землю всю украсил. снег.

- Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их.

- На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”)

-Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.

3. -Молодцы ребята! А рассказать Лунтику о зимних забавах поможет язычок.

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

и очень удивился.

Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

потом вниз на снежок

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой (надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки.

Когда снеговик был готов,

по сторонам

Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает, то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

4. Пока мы играли наступило следующее время года. Какое время года идёт за зимой?

Когда это бывает? (Весной)

- Как вы догадались, что этот стишок про весну?

-Назовите весенние месяцы.

- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года).

5. Составление предложений с опорой на картинку.(Презентация)

Где находится картинка с изображением весны. И докажите, почему вы так думаете? (Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег. с крыш капают сосульки. прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.)

6. Игра “Сравни и назови”

Л. начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое, как… (одуванчик).

Солнце круглое, как… (мячик).

Солнце ласковое, как… (мама).

Солнце румяное, как… (блинчик).

-Весной появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как сказать одним словом. Кто это?

-Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы).

-Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”)

-Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.)

-Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные.)

7. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.

Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.

- С приходом весны у зверей появляются кто? (Детёныши)

У белки – бельчата.

У медведицы – медвежата.

- Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами.

Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке

Как зовется время это?

Угадать нетрудно … (Лето)

- Какие месяца вы знаете? (Июнь, июль, август)

- Июнь, июль, август- это какие месяцы? (летние)

Я буду говорить предложения и если они верные, вы будете показывать солнышко-вот так, если неверные – тучку, вот так.

Летом зеленая трава.

Летом идет снег.

Летом люди надевают шапки и куртки (что не так?)

Летом жарко светит солнце.

Летом на деревьях много зеленой листвы.

Летом желтеет трава (почему нет?)

Летом птицы улетают в жаркие страны (Почему не верно?)

Летом дети катаются на лыжах (что неправильно?)

Летом люди купаются в море.

• Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)

• Ели ветер (ветреная).

• Ели дождь (дождливая)

• Если пасмурно (пасмурная)

• Если ясно (ясная)

• Если туман (туманная)

• Если тепло (теплая)

• Если жарко (жаркая)

• Если сыро (сырая).

-Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.

- время года и это …

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я кто же…. (Осень.)

-Конечно, это осень! Какие месяца мы знаем? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

11. Рассказ об осени.

-Слушайте внимательно и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Осенью собирают люди урожай…. овощей и фруктов.

-Молодцы, ребята, а сейчас поиграем мы в игру.

Ход игры: Лунтик просит принести ему в корзинку фрукты Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз, внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке предмет, и кладут карточку в соответствующие корзины.

-Ребята, чтобы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы покажем на нашем волшебном песке , как же происходит смена времен года.

-Вот и подошло наше путешествие к концу! Лунтику очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания.


II. Артикуляционная гимнастика.
Дети проговаривают скороговорку:

За чем ты к нам пришёл?
За пересмешкой
Или за выпересмешкой ?

III. Рефлексия.
Чтение педагогом стихотворения о декабре. О каком времени года идёт речь?
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Дует ветер в феврале.
Воет в трубах громко…
С. Маршак

V. Рефлексия. Итог занятия.
-Проезжая на поезде, какие деревья мог видеть Слонёнок Ах из окна? Чем отличаются зимние деревья от летних? Расскажите стихотворение об апреле. Какое это время года? Что происходит с деревьями весной?

Читайте также: