Конспект логопедического занятия в младшей группе на тему осень

Обновлено: 07.07.2024

Цель - развитие грамматического строя речи.

Задачи:

  • Активизация словаря по теме "Осень".
  • Знакомство с признаками осени, закрепление названия цветов.
  • Формирование у детей навыка активной подражательной речевой деятельности.

Оборудование: предметные картинки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы любите играть?
- Я предлагаю вам немного поиграть, будем подражать осенним звукам.

Дидактическая игра "Повтори, что как звучит"

- Сейчас я буду вам бросать мяч, а вы повторяйте, пожалуйста, за мной. Кто повторит, садится на стульчик.
- Ветер дует: "У-у-у".
- Дождь идет: "Кап-кап-кап".

- Идем по лужам: "шлеп-шлеп"
- Когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: "ш-ш-ш"

- Греем замерзшие руки, дышим на них "х-х-х!"
- Ёжик фыркает в лесу вот так "ф-ф-ф"

Изучение новой темы

Логопед: Все эти звуки мы можем слышать осенью. Сейчас время года у нас осень.
- Осенью становится прохладно, часто идут дожди, дует ветер, листочки на деревьях становятся красного, желтого цвета.
- Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим.

- Какая сегодня погода: солнечная или дождливая? (идет дождь)
- Дует ветер за окном? (да)
- Есть на улице лужи? (есть)
- Какого цвета листья на деревьях? (желтые)

Дидактическая игра "Осеннее дерево"

Логопед: Ребята, посмотрите у нас растет дерево, которое еще не поменяло листву.
- Давайте поможем дереву превратиться в осеннее.
- Прикрепи на дерево желтый листочек.

- Прикрепи на дерево красный листочек.
- Прикрепи на дерево желтый листочек.
- Прикрепи на дерево красный листочек.

Физкультминутка "Осенние листочки"

Мы - осенние листочки.
Мы - осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой

Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках)
Полетели, полетели, И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)

И листочки все поднял, Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)

Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

Предметные картинки овощи и фрукты.
Логопед: Ребята, а еще осенью созревает урожай – овощи и фрукты.

- В нашем огороде тоже созрел урожай, давайте посмотрим какие у нас созрели овощи и фрукты.
- Руку в мешочек опускай, овощи, фрукты доставай и называй.

Итог занятия

- Вы все сегодня молодцы!
- А теперь нам пора прощаться. До свидания!

-игрушка лесовичок, осенние листочки жёлтого, красного и зелёного цветов, сказки о язычке, камешки разных цветов.

Ход занятия:

Организационный момент. - Здравствуйте, ребята.

… Встаньте в круг.

Ребята слышите, кто шуршит? Это Лесовичок!

Лесовичок принес для вас необычную сказку.

Логотренинг

Изучение новой темы.

-Ребята наш гость забыл, какое сейчас время года, мы ему поможем вспомнить?

– Осень.

Как вы догадались?

- Люди начали одеваться.

- C деревьев начали опадать листья.

А сейчас, давайте покажем Лесовичку, как падают листики с деревьев.

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

Ребята, а какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

-Дождливая. Действительно, когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

- потому что на улице ветер,

Капля раз, (прыжки на носочках, руки на поясе)

Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва. (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

А потом, потом, потом (8 прыжков на носках, руки на поясе)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом)

Работа над речевым дыханием

Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть.

Скоро начнется листопад. Пока мы с вами укрывались от дождя,

подул ветерок и к нам в окно залетели листья.

Посмотрите, какого они цвета? Логопед раздает каждому по листочку.

- Давайте мы с вами превратимся в ветерки и сдуем листья с ладошки, не надувая щеки.

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо. Ветерок всё тише, тише,

Деревца всё выше, выше,

Ветерок затих совсем - А играть мы будем все!

Ребята, ветер так сильно подул, что листочки рассыпались. Давайте их соберем и сядем за столы.

А еще лесовичок принес нам волшебные камешки, из которых можно сделать осенние листочки, давайте посмотрим, что у нас получится?

дети составляют листочки из разноцветных камешков.

Каждому из детей логопед дает по листочку.

Подведение итогов занятия.

- Что вам сегодня понравилось?

Похвала каждого ребенка.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в I младшей группе детей с ОНР

Подготовила и провела учитель-логопед Боярова А. Н.

- Познакомить детей с характерными признаками осени.

- Расширять активный словарь.

- Учить образовывать множественное число существительных.

Оборудование: разрезные картинки, игрушка ежик, листочки разного цвета и размера, сюжетная картина.

Где у нас глазки? Что они делают?(глазки смотрят)

Где у нас ушки? Что они делают?(ушки слушают)

- Солнце светит- хорошо!- улыбнуться.

-Туча солнышко закрыла! - нахмуриться.

- Радуга на небе!?- удивиться.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? - Ежик.

- Что он держит?- Листик.

- Какой листик ? ( большой, желтый).

А знаете почему он такой? - Потому что наступила осень. Таких листиков много.

- Посмотрите у ежика листик, а давайте поможем ему,сложим листочки.

-Какой листик у тебя ? (У меня желтый).

У ежика был один листочек

- Что мы сложили ежику? (Листочки).

Дети выполняют движения по показу педагога

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, богом, бегом.

- Что такое случилось, что это за капли? ( дождь).

Рассматривание сюжетной картины.

Перед детьми выставляется сюжетная картина.

Посмотрите, ребята вышли на прогулку и спрятались под грибок. - Почему? - Потому что пошёл дождь.

Капельки слились все вместе и получилась большая лужа. А вот еще одна, и еще. Что это такое? - лужи.

Кто к нам приходил? Что мы сделали для ежика?

А почему сейчас листики желтые?( наступила осень)

А что еще бывает осенью? (Идет дождь).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 250 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2019 732
  • DOCX 39.5 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Боярова Александра Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

- рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

- карандаши по количеству детей;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто . (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Над землёй повисла,

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

Время года отгадай

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение карандашом.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Читайте также: