Конспект логопедического занятия посуда в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Сивцова В.А., учитель – логопед МБДОУ “Детского сада комбинированного вида № 18” г.о. Самара.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.

1) коррекционно-образовательные задачи:

- обогащать знания детей по теме “Посуда”;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- обогащать словарь детей по теме “Посуда”;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).

Оборудование: 1) доска; 2) предметные картинки с посудой: стакан, сковорода, чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник, сахарница, солонка, перечница; 3) картинки с недорисованными изображениями предметов посуды; 4) изображения нескольких наложенных друг на друга предметов; 5) мяч; 6) пластиковые стаканы и ложки; 7) игрушечные предметы посуды; 8) мешочек.

- слова: названия предметов посуды, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, деревянный, стеклянный, глиняный, металлический, хрустальный, пластмассовый;

- тексты: стихотворение “Правило поведения на занятии”; стихотворение к физминутке.

I. Вводная часть.

Логопед приветствует детей, дает установку на активную работу.

Логопед – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Дети называют известные им предметы посуды и садятся.

Логопед – Сядет тот, кто назовет предмет посуды.

= Индивидуальные ответы детей. =

Дети хором повторяют правило поведения на занятии:

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

Логопед - Ребята! У нас сегодня будет очень интересное занятие. Только сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

II. Основная часть.

Л. - Для чего нужна посуда?

Дети – Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Л. - Какая бывает посуда?

Д. – Посуда бывает столовая, кухонная, чайная.

Л. – Ребята, из чего может быть сделана посуда?

Д. – Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины.

Л. – Молодцы! Для приготовления каких блюд используется сковорода?

Д. - На сковороде можно жарить блины, сырники, котлеты, мясо, рыбу, птицу.

Л. - А для приготовления каких блюд используется кастрюля?

Д. - В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель, потушить овощи, приготовить солянку.

Л. – Молодцы! Где хранят посуду?

Д. – Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте.

Л. – Замечательно! Тема нашего занятия “Посуда”.

2. Развитие зрительного восприятия. Дидактическая игра “Что нарисовано?”.

Детям предлагаются изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет и его обобщенное значение.

Например: “Это тарелка — столовая посуда”; “Это чашка — чайная посуда”.

= Индивидуальная оценка детей. =

3. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.

= Индивидуальная оценка детей. =

4. Употребление существительных единственного числа в предложном падеже. Дидактическая игра “Разложи продукты по своим местам”.

= Индивидуальная оценка детей. =

5. Употребление существительных единственного числа в родительном падеже. Развитие зрительного анализа. Дидактическая игра “Чего не хватает?”.

Л. – Ребята, игра “Чего не хватает?”. Незнайка нарисовал для нас различные предметы посуды. Но кое-что он все-таки забыл. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чего не хватает.

Логопед демонстрирует картинки.

Образец ответа: У чайника не хватает носика.

Цель. Развитие умения координировать речь с движением, делить слова на слоги.

Речевая подвижная игра. Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по изучаемой теме).

Мы попрыгаем немножко,

Пусть слова разделят ножки!

7. Постановка серии репродуктивных вопросов. Игра “Ложки и стаканы”.

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

Дети комментируют действия логопеда.

Логопед демонстрирует действие и обращается к одному из детей: “Что я сделала?”

Первый ребенок - Вы положили ложку в стакан.

Логопед демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделала?”

Второй ребенок - Вы достали ложку из стакана.

Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

Первый ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: “Что я сделал?”

Второй ребенок отвечает: “Ты положил ложку под стакан”. Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: “Что я сделал? ”.

Третий ребенок: “Ты положил ложку на стакан”. “Что я сделал?” и т.д.

8.Развитие тактильного восприятия. Употребление существительных единственного числа в форме винительного падежа. Игра “Волшебный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек, в котором лежат игрушечные предметы посуды. Логопед подносит мешочек к ребенку и просит на ощупь найти какой-либо предмет посуды и достать его. Перед тем, как достать предмет ребенок произносит: “Сейчас я достану тарелку и т.д.”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

логопедического занятия с использованием ИКТ

в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи.

Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме.

коррекционно-образовательные

- Усвоение категории Р.п. с предлогом из ; без .

- Закрепление умения правильно употреблять предлоги за, над, перед, в, на.

- Формирование умения образовывать и использовать глаголы буд времени.

- Образование относительных прилагательных.

к оррекционно-развивающие

- Развитие связной речи.

- Развитие зрительно-пространственного и речевого восприятия.

- Развитие слогового анализа слов.

к оррекционно-воспитательные

- Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки.

- Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Правильно, о посуде. (Слайд №1)

Лексико-грамматические игры и упражнения.

- Я купила кастрюлю и буду готовить в ней суп (кашу…).

- Я купил чашку и буду пить из нее чай (молоко…) и т.д.

Употребление категории Р.п. с предлогами без, из .

- Давайте посмотрим из каких частей может состоять посуда.(Слайд №3)

- Я вижу кастрюлю без. ( крышки, ручек).

- Я вижу чайник без. (носика, крышки, ручки).

- Я наливаю суп из… (кастрюли);

- Я наливаю чай из… (чайника) т.д.

Кастрюля – кастрюлька, ложка – ложечка, стакан – стаканчик, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, кружка – кружечка.

Отгадывание загадок (Слайд№6).

Дети отгадывают загадки и открывают картинки-отгадки.

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…(кастрюля)

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (ложка)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,

Если пользуешься ты…
Верно. (сковородкою)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (нож)

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река, обычная. (тарелка)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…(половник)

Импровизация движений в такт четверостишия.

Чашку в руки я беру,

И ко рту я подношу.

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю.

Образование относительный прилагательных.

Дети показывают предмет посуды, называют из чего он сделан и образовывают относительное прилагательное:

- Стакан сделан из стекла, он стеклянный (его можно разбить).

- Кастрюля сделана из металла, она металлическая (ее нельзя разбить).

- Чайник из железа, он железный (его нельзя разбить).

- Кружка из глины, она глиняная (ее можно разбить).

Дети определяют и называют посуду по контуру.

- Я узнал миску (кастрюлю, кувшин, чайник, чашку, самовар).

- Сахар положем в… (сахарницу).

- Соль положем в … (солонку).

- Суп нальем в… (супницу).

- Скажи, где находится ложечка?

- Ложечка находится за стаканом, перед стаканом, над стаканом. и т.д.

12. Развитие связной речи

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

Слоговой анализ слов . (Слайд №14)

Предметные картинки: тарелка, чашка, нож и т.д.

Дети с хлопками и проговариванием определяют количество слогов в каждом слове.

- О чем напоминает нам значок? (Слайд №15)(О том, что мы говорили о посуде)

- Посуда тоже бывает веселой!(Слайд №16) А у вас какое настроение?

- Спасибо за внимание! (Слайд № 17)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.10.2018 4855
  • DOCX 28.7 кбайт
  • 123 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федичкина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.




Логопед.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети.
Это бабушка.
Логопед.
Да, это бабушка Федора.
Федора.
У меня случилась беда. От меня ушла вся посуда. Мне нужна ваша помощь, ребята, помогите её вернуть обратно домой.
Логопед.
Попытаемся помочь Федоре?
Дети.
Да.
Логопед.
Давайте посмотрим на жилище Федоры.
Логопед.
Что мы видим в комнате?
Дети.
Пыль, грязный пол, разбросанные вещи.
Логопед.
Что мы видим на кухне?
Дети.
Повсюду грязная посуда, паутина.
Логопед.
Ребята, вы догадались, почему от Федор убежала вся посуда?
Дети.
Да.
Федора плохо за ней ухаживала: не мыла её, не чистила, разбрасывала по всюду, не ставила на место.
Логопед.

Ребята, как вы думаете, что нужно посоветовать Федоре, что бы посуда вернулась к ней?
Дети.
- Федора, нужно помыть пол.
- Федора, нужно вытереть пыль.
- Федора, нужно разложить разбросанные вещи.
- Федора, нужно попросить посуду вернуться, и больше не оставляй её грязной.
Федора.
Я всё поняла, ребята. Побегу домой наводить порядок, пока посуда недалеко ушла, спасибо за советы.
Логопед.
Дети давайте посмотрим на заколдованную картинку. Что вы здесь видите?


Дети.
Дети.
Я вижу кастрюлю, (чайник, блюдце, чашку).
Логопед.
Давайте обведём по точкам предмет у которого есть дно, крышка, две ручки любым карандашом.
(Логопед уточняет у каждого ребёнка что он обводит и каким карандашом).
Логопед.
Давайте назовём предметы посуды с помощью рук (на гласный звук дети одновременно пальцами и кистями рук показывают положение губ, нижней челюсти и зыка)
Чайник. Вилка. Кастрюля. Кувшин. Стакан. Тарелка. (Дети называют названия посуды, одновременно показывая гласные звуки руками)

Логопед.
Ребята, расскажите, какого цвета, какой формы, из каких частей состоит посуда,из чего она сделана, для чего её применяют.
(Рассказ по мнемотаблице).


Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды , цветные карандаши, самовар.

– Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

Снова горе у Федоры

Не пошел ей впрок урок.

Чистоты, порядка нету

И опять переполох.

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались кто куда!

  1. – Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

Сухари - в сухарницу салат – в салатницу

Соус - в соусницу селёдку – в селёдочницу

Соль - в солонку фрукты – во фруктовницу

Конфеты - в конфетницу сухари – в сухарницу

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до уборки.

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварёшку потеряли,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какой предмет лишний и почему.

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная картинка лежит под столом.

– Какие предметы спрятались в картине? (Чашка, кастрюля, ложка и т.д.)

-- Контур каждого предмета обведите разными карандашами.

-- Сосчитайте и назовите предметы (кастрюля, чашка, чайник, ложка, тарелка и графин)- Какие детали есть у чайника?(носик,крышка,донышко,ручка)

-- Носик у чайника. Какой еще может быть носик? (Носик у ребёнка)

-- Ручка у чайника. Какая еще может бытьручка?(Ручка у девочки; ручка, которой мы пишем)

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля из железа – значит она железная.
Ложка из алюминия – значит она алюминиевая.

Горшочек из глины – значит он глиняный.

Рюмка из хрусталя – значит она хрустальная.

Котелок из меди – значит он медный.

Кружка из дерева – значит она деревянная.

Сковородка из чугуна – значит она чугунная.

Тарелка из керамики – значит она керамическая.

Конфетница из серебра – значит она серебряная.

Соусница из золота – значит она золотая.

Стаканчик из пластмассы – значит он пластмассовый.

–Молодцы, а теперь можем немного отдохнуть.

Вот большой стеклянный чайник (Надули живот, одна рука изогнута

Очень важный,как начальник как носик, другая на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни- разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (Руки перед собой, сомкнуты в круг)

Он посуду нам принёс

– Вот мы все и убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

Ах, вы чистые сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только на столе для чаепития не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

Федора приносит под платком самовар и ставит его на стол.

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся.

- А отгадайте ещё загадки о посуде:

Новая посуда,
А вся в дырках.
(Решето)

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
(Тарелка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Чаю даст тебе напиться.

Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем "железку" эту.

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора мы будем угадывать какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, пробует его и говорит)

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Из смородины – смородиновое

Из земляники – земляничное

Из брусники- брусничное

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Федора:

Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
И поставить все на место
Я не позабуду.

Федора:

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)

Список литературы:

Читайте также: