Конспект логопедического занятия на тему спорт
Обновлено: 05.07.2024
Конспект подгруппового (индивидуального) занятия в подготовительной группе по теме “Спорт. Автоматизация звука С.”
Канева Е.В., учитель-логопед, МОУ “Сторожевская средняя общеобразовательная школа” Детский сад с. Сторожевск.
Цель: Автоматизировать звук [С] в словах и предложениях со стечением согласных.
Задачи: Продолжать закреплять правильное произношение звука [С] в словах и предложениях со стечением согласных. Продолжать тренировать изменять слова в родительном падеже множественного числа. Продолжать тренировать согласовывать существительные с числительными. Развивать фонематическое восприятие. Воспитывать усидчивость и терпение.
Логопед: Послушай слова. (СТАРТ, СОРЕВНОВАНИЕ, СЛАВА, СУДЬЯ, СТАДИОН, СИЛА). Какой первый звук в этих словах.
Дети: Первый звук в этих словах, звук [С].
Логопед: Ребята давайте охарактеризуем звук [С]. Положение органов речи при произнесении данного звука. Где находится язык, какая форма губ, какая струя выдыхаемого воздуха.
Дети: Кончик языка упирается в нижние зубы. Зубы сближены. Губы вытянуты в улыбочку. Воздушная струя холодная. Звук [С]- твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.
Логопед: Ребята, объясните значение этих слов. Как, одним словом можно назвать эти слова.
Дети: Эти слова связаны со словом спорт. Это спортивные слова.
Логопед: А что означает слово спорт.
Что такое тренировка?
Сила, ловкость, и сноровка!
Спорт поможет нам везде:
И в учёбе, и в труде!
Дети: Спорт - это когда занимаешься физкультурой, катаешься на лыжах, коньках, играешь футбол….
Логопед: Но вначале покажем ему артикуляционную гимнастику. Научим выполнять эти упражнения.
“Накажи непослушный язычок”
Логопед: Ребята посмотрите на картинки, ответьте на вопросы, помогите Незнайке назвать различные виды спорта, спортсменов и показать их на картинке. Игра “Помоги Незнайке”. Логопед детям показывает картинки.
Играет в хоккей - хоккеист.
Играет в футбол - футболист.
Играет в волейбол - волейболист.
Играет в баскетбол - баскетболист.
Играет в теннис - теннисист.
Едет на велосипеде - велосипедист.
Занимается гимнастикой - гимнаст.
Поднимает штангу - штангист
Катается на коньках - фигурист
Логопед: Как, одним словом назвать эти слова.
Дети: Это спортсмены.
Логопед: Ребята, научите Незнайку называть спортсменов во множественном числе. Вот так: один футболист - много футболистов. Игра: “Один - много”
Логопед: Ребята, сейчас мы вместе с Незнайкой превратимся в маленьких математиков и научимся считать спортсменов. Я показываю цифру и картинку, а вы считаете. Вот так: Один хоккеист, два хоккеиста, три хоккеиста, четыре хоккеиста, пять хоккеистов. (Показываем цифры). Игра: “Посчитай”
Логопед: Ребята, для каждого спортсмена, чтобы играть и заниматься спортом, нужен какой – либо предмет. Помогите Незнайке подобрать предметы спортсменам. Детям предъявляются картинки.
футболисту - футбольный мяч
баскетболисту - баскетбольный мяч
Волейболисту - волейбольный мяч
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
Логопед: Пока мы с вами отдыхали, Незнайка принёс пособие Домик. Незнайка хочет научиться определять звуки в словах, связанных со спортом. Вы его научите определять звук - в начале, в середине или в конце слова. Если звук в начале слова, кладёте фишку на первый домик, если звук в середине слова, кладёте фишку на второй домик, если звук в конце слова, кладете фишку на третий домик.
Дети: Да, мы согласны.
Игра “Где звук” (Пособие Домик и фишки, картинки).
Картинки: Стадион, ловкость, кросс, спартакиада, скакалка, ласты, бокс, скачки, теннис, роликовая доска.
Логопед: Ребята, повторите эти слова. Объясните Незнайке значение этих слов.
Дети совместно с логопедом объясняют значение этих слов.
Логопед: Ребята, научите Незнайку считать в словах звуки. Разложите кружочки. Сколько в слове звуков, столько и кружочков. Игра: “Сколько звуков”.
Дети проговаривают слова по отдельным звукам. Расставляют кружочки.
Логопед: “Помогите Незнайке придумать предложения с определенными словами”.
Логопед: Молодцы ребята, а теперь придумайте с данными словами предложения, но по схеме. Например: предложение должно состоять из трёх слов, четырёх слов или пяти слов. Логопед самостоятельно предъявляет схемы детям. Дети придумывают предложения.
Незнайка: Спасибо ребята, я сейчас все знаю про спорт, спортивные игры и про спортсменов. Я с радостью пойду на спортивный праздник.
Логопед: Ребята, давайте Незнайке сделаем подарок, обведём рисунки (спортсменов) по точкам и аккуратно раскрасим. “Обведите по точкам спортсменов”.
Дети обводят по точкам, раскрашивают картинки и дарят Незнайке.
Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня делали на занятии. Что вам понравилось, а что не понравилось. Что было трудно выполнить, а что легко.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: закрепить знания детей о видах спорта: учить детей классифицировать виды спорта и называть спортивные снаряжения; учить образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах; образовывать относительные прилагательные; активизировать предметный словарь по теме.
Оборудование: картинки по теме, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Беседа о спорте.
Летние виды спорта: легкая атлетика, плаванье, футбол, волейбол;
Зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт.
Рассмотреть картинки по теме.
У лыжника – лыжи; у конькобежца – коньки; у боксера – перчатки; у футболиста - спортивная форма, кроссовки, мяч, ворота; у волейболиста - мяч, волейбольная сетка; у теннисистов - ракетка, воланчик; у велосипедистов - велосипед.
4. Образование относительных прилагательных.
Лыжи из древа - деревянные
Лыжи из пластика - пластиковые
Мяч из кожи - кожаный
Лыжные палочки из железа - железные
5.Фикультминутка
Цель: Развитие сложных форм языкового анализа и синтеза на основе спортивной лексики.
Задачи:
- Образовательные: развивать навыки сложных форм языкового анализа и синтеза; обогащать словарный запас по теме “Спорт. Виды спорта”; закреплять правописание слов иностранного происхождения; совершенствование навыков словообразования; учить детей работать со словарём.
- Коррекционно-развивающие: Развитие языкового анализа и синтеза, связной речи, эрудиции; обогащение словарного запаса, слухового внимания, логического мышления.
- Воспитательные: воспитывать любовь к спорту, воспитывать волевые качества, прививать навыки ЗОЖ.
Оборудование: презентация, тематический толковый словарик “Спорт”; карточки с изображением олимпийских колец; карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”; тетрадные листы в клетку для игры “Эрудит”; мяч; карточки с предложениями для редактирования, толковые словари, тематические картинки, мяч.
Межпредметные связи: физическая культура, история, русский язык.
Ход занятия
-Сядет тот, кто назовёт любой вид спорта.
- Многие из вас ходят на урок физкультуры, каждый из вас когда-либо участвовал в эстафетах дружбы школы. И сегодня мы проведём небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, научимся образовывать новые слова.
- Кто из вас знает, что такое Олимпийские игры? (Работа со спортивным словариком)
- Да, Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводимые один раз в четыре года. Найдите в словарике из какого языка пришло к нам слово? (греческого)
Историческая справка: (слайд 3)
В настоящее время считается, что символ Олимпиады в виде пяти колец означает основные участвующие континенты, каждый из которых имеет определенный цвет: Европа - синий, Африка - черный, Америка - красный, Азия - желтый, Австралия - зеленый. Но есть и другая версия.
С появлением олимпийской символики некоторые связывают психолога Карла Юнга, также считающегося в некоторых кругах ее создателем. Юнг хорошо разбирался в китайской философии, ему было известно, что кольцо в древних культурах является символом величия и жизненной энергии. Поэтому он представил идею о пяти переплетенных кольцах – отражении пяти энергий, которые упоминаются в китайской философии: воды, дерева, огня, земли и металла.
Вместе с символикой в 1912 году ученый ввел свой образ олимпийских соревнований – современного пятиборья. Любой олимпиец должен был владеть каждым из его пяти видов.
1. Первая дисциплина – плаванье - в виде кольца синего цвета изображает также стихию воды и указывает на ритм, который держит дыхание, позволяет двигаться по поверхности воды вперед, к лидерству.
2. Кольцо зеленого цвета – прыжки – является изображением дерева и символом энергии наездника. Он должен обладать умением управления не только своей энергией, но и энергией лошади.
3. Следующая дисциплина – фехтование, и его изображает огненная стихия в виде кольца красного цвета. Данная дисциплина символизирует собой чутье. Успех фехтовальщика зависит от умения чувствовать противника и угадывать его движения.
4. Кольцо желтого цвета обозначает земную стихию и представляет такую дисциплину, как бег по пересеченной местности. Она указывает на стойкость и упорство. Бегун по пересеченной местности словно перескакивает через стихии, зная, когда нужно замедлиться, а когда увеличить скорость.
5. Дисциплину стрельбы и уникальные свойства металла изображает кольцо черного цвета. Здесь необходимы точность, четкость. Успешность выстрела зависит не только от физического напряжения, но и способности холодного мышления, с помощью которого стрелок концентрируется на цели и поражает мишень.
3. Работа с тематическим толковым словарём.
- Начнём наши соревнования. Подберите синонимы к слову “соревнование”. (Матч, турнир, состязание)
- С какого языка пришло к нам слово Матч? (англ.)
- С какого языка пришло к нам слово Турнир? (фр.)
- Назовите стечение согласных в слове “матч”.
- Кто оценивает соревнования? Подберите синонимы к слову “судья”. (рефери, арбитр).
- Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают? (Ответы детей)
4. Развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
(У детей на столах карточки с изображением олимпийских колец. Каждое кольцо разделено на части по количеству букв в данных словах. На доске написаны слова).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? (Высказывания детей)
Распределите слова “ ловкость, быстрота, выносливость, сила, честность” по олимпийским кольцам.
- В каком слове есть парный согласный звук, который нужно проверить? (ловкость)
- В каком слове непроизносимый согласный? (честность)
- Какие слова образованы с помощью суффикса –ость-? (ловкость выносливость, честность)
- Игра “Эрудит”
- Вы должны отгадать загаданное слово и составить из их “эрудит”.
1. Первое слово я загадаю вам сама. Это слово греческое. В современном олимпийском движении – четырёхлетний период, в первый год которого проводятся олимпийские игры - олимпиада.
- Какой первый гласный вы напишите в слове?
- Запишите это слово в середине листа.
- Так мы называем человека, который занимается плаванием - пловец.
- Назовите гласные буквы этого слова
- Впишите слово, используя первую букву слова, олимпиада.
- Это слово пришло из древнегреческого языка. Эту спортсменку мы можем увидеть с булавами, лентой или обручем – гимнастка.
- Сколько слогов в этом слове?
- Запишите его, используя первую букву И слова олимпиада.
- Это немецкое слово. Спортсмен, который поднимает тяжёлую штангу - штангист
- С помощью какой морфемы образовано это слово?
- Используйте шестую букву слова олимпиада для записи этого слова.
- Это английское слово. Спортсмен, забрасывающий мяч в корзину – баскетболист.
- Какую гласную вы напишите между буквами Б и Л?
- Запишите его, используя последнюю букву слова, олимпиада.
- Первая часть этого сложного слова “вело” пришла к нам из латинского и обозначает “быстрый”. Этот спортсмен быстро гоняет на велосипеде – велогонщик.
- Запишите это слово, используя букву, которая стоит между буквами К и Т в слове баскетболист.
- Часть этого сложного слова произошла от древнегреческого слова -атлет, который занимается бегом, прыжками в длину или высоту. легкоатлет.
- Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
- Назовите корни этого слова. Какой гласной они соединены?
- Запишите его, используя седьмую букву слова гимнастка так, чтобы с ней соединилась вторая часть этого слова.
6. Развитие навыков словообразования.
-Игровой момент с мячом “Отрази удар” - образовать имена прилагательные от данных существительных
матч по футболу – футбольный матч
зал для занятий гимнастикой – гимнастический зал
турнир по шахматам – шахматный турнир
команда по волейболу – волейбольная команда
дорожка для бега – беговая дорожка
поединок боксёров – боксёрский поединок
свисток судьи – судейский свисток
7. Работа над связной речью.
- Сегодня в газетах будет напечатано много объявлений о спортивных состязаниях. К сожалению, они напечатаны с пропущенными словами. Прочитайте их и вставьте недостающие слова.
Запасные слова: Матч, шахматисты, футболу, игра, поединок, дружба, свисток, эстафета, турнире, боксу.
Летом 2014 года в Бразилии состоялся чемпионат мира по_______________. Судья раздал __________ и началась______________. _______________закончился.
А соревнования по состоялись в Атырау. Боксёрский_________________ двух спортсменов закончился победой боксёра из Шымкента. В шахматном_________________, который пройдёт в 2014 году в Норвегии, примут участие _________________ многих стран.
Недавно в нашей школе была организована традиционная спортивная ___________________. Победила _________________.
Правильный вариант:
Летом 2014 года в Бразилии состоялся чемпионат мира по футболу. Судья раздал свисток и началась игра. Матч закончился.
А соревнования по боксу состоялись в Атырау. Боксёрский поединок двух спортсменов закончился победой боксёра из Шымкента. В шахматном турнире, который пройдёт в 2014 году в Норвегии, примут участие шахматисты многих стран.
Недавно в нашей школе была организована традиционная эстафета дружбы. Победила дружба.
8. Итог занятия. (слайд 4)
-Из маленьких букв – искорок олимпийского огня – составьте предложение. Что у вас получилось? (Ты – чемпион!).
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
По теме дети должны знать:
- как называются разные виды спорта;
- как называются спортсмены;
- какие бывают спортивные снаряды, их названия.
Материалы для ознакомления с темой:
Задания по развитию речи:
Ходит на лыжах — лыжник, бегает на коньках — …,
стреляет из винтовки — …; играет в теннис — …,
плавает — …, играет в шахматы — …,
играет в футбол — …; занимается туризмом — …;
занимается гимнастикой — …; играет в хоккей — …;
прыгает —…, занимается фигурным катанием — …,
ездит на велосипеде — …; ездит на мотоцикле — …;
прыгает с парашютом — …
Спортсмен — много спортсменов, упражнение — упражнений, форма — форм, победитель — победителей, чемпион — чемпионов, лыжница — лыжниц, лыжник — лыжников, пловчиха — пловчих, боксер — боксеров, хоккеистка — хоккеисток, велосипедист — велосипедистов
Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро.
Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.
Маша прыгает высоко, а Саша еще … (выше).
Маша точно попадает в цель, а Саша еще ……. (точнее)
Маша далеко ушла вперед, а Саша еще … (дальше).
Читайте также: