Конспект логопедического занятия 4 класс согласование

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

1. Организационный момент

Упражнение “Подбери слово”.

Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

2. Повторение пройденного.

Упражнение “Где слово живет?”

Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

1. Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. Была зеленой маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

4. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

4. Основная часть.

1. Магазин “Игрушка”

Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

5. Физкультминутка. Посчитаем.

Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

6. Основная часть

Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

“Скажу я “высокий”, ответите - . (низкий),

“Далекий” скажу, вы ответите . (близкий),

Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

А “кислый” скажу, вы ответите . (сладкий).

Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

3. Заполни таблицу.

Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

8. Итог занятия. Муха.

Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?

- продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;

- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;

- закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;

- развивать словарный запас детей;

- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты. (Глубокий вдох носом после каждой строчки).

Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:

Наш Полкан попал в капкан.

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, о каких предметах можно сказать:

Мой? – карандаш, ластик, пенал, альбом, портфель.

Моя? - ручка, краска, тетрадь, парта, книга.

Моё? - окно, пианино, колесо, перо, ведро, пальто.

Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в группах.

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Посмотрите, у вас на партах лежит задание: в таблице записаны слова-существительные. З акрасьте слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

-Что можно сделать с этими словами? (Составить словосочетание)

-Что такое словосочетание?

-О чем мы должны помнить, когда будем составлять словосочетания? (Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное, мы должны поставит вопрос от главного слова к зависимому).

Инструкция : Назови 4-й лишний, объясни - почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она женского рода.

2. Самолет, поезд, вертолет, ворона, шмель

3. Холодильник, утюг, телевизор, вагон

4. Книга, фильм, газета, журнал

5. Рубашка, куртка, ботинки, коньки

6. Кабачок, репа, свекла, редиска.

7. Апельсин, яблоко, груша, смородина.

7. Физкультминутка:

Пoд каждoй буквoй есть oдна из трех пoметoк: Л, П, O.

Пoметки указывают на движение рук.

Л – пoднять левую руку в стoрoну,

П – пoднять правую руку в стoрoну,

O – пoднять oбе руки вверх.

hello_html_5f32f522.jpg

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, волк – серый, лиса – хитрая, лев- грозный и т.д.

9. Работа с карточками: формирование умения на уровне предложения.

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки самостоятельно выполняются детьми.

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?

Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Логопедическое занятие для 4 класса

Тема: Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Цель: учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
Задачи: развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля; воспитывать навыки общения и правильного поведения.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

 Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Графические навыки.

- Скажите, про какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро, пианино, пальто.
- Какого рода первая группа предметов? (мужского). Вторая? (женского). Третья? (среднего).

- У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. (Сорока- т.к. она женского рода).
2. Корова, лиса, собака, тигр.
3. Капуста, баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко, абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник.
6. Кабачок, репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша.
8. Репа, чеснок, салат, огурец.
9. Дыня, виноград, лимон, арбуз.
10. Курица, снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел, синица, ласточка, сорока.
12. Конь, собака, корова, свинья.
13. Лиса, заяц, волк, медведь.

Физкультминутка:

- Про каких сказочных героях мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий – Маугли.
Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

Подведение итогов:

- C помощью каких вопросов можно определять род имен существительных и прилагательных?

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для 4 классе по теме "Предлоги". Данный конспект соответствует требованиям ФГОС.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ 4-ГО КЛАССА.

Тема: Предлоги.

Цель: формирование представления о смысловом значении предлогов как отдельного слова.

Коррекционная: устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами;

Развивающая: развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов;

Образовательная:

работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;

Воспитательная:

формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

УУД (метапредметные):

регулятивные: учатся осуществлять контроль за своей деятельностью; учатся принимать и сохранять учебную задачу; осознают важность приобретения знаний; оценивают процесс и результаты;

познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, структуру знания; формируется умение воспроизводить текст; формируется умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя;

коммуникативные: формируется умение полно и грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы речевого общения, выступать перед сверстниками;

Оборудование: Карточки с заданиями, ручки , тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГ.МОМЕНТ. (приветствие, проверка готовности детей к занятию)

Пальчиковая гимнастика(развитие мелкой моторики) :

Паучок ходил по ветке (Руки скрещены . Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью , а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять. ("Паучки" ползают по голове.)

Для чего служат предлоги?

Правило

Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Как пишутся предлоги со словами?

Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)

- Предлог – это ….( Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении).

- Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)
- Приставка – это … (часть слова).
- Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к о за, к от)

3. Письмо по памяти.

Схема работы письма по памяти:
А) Самостоятельное запоминание;
Б) рассказывание друг другу;
В) при закрытом тексте записать в тетрадь;
Г) при открытом тексте само- или взаимопроверка.

Зависело б (от)мыла -

Веснушки я б(от)мыла.
- Какие орфограммы пропущены?
- Раскройте скобки и объясните.
- Чтение хором с орфографическим проговариванием.
- Запись текста по памяти.
- Самопроверка.

4.РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

А) Вставь пропущенные предлоги .

Лосьон … комаров.

Состав … выведения пятен.

Таблетки … кашля.

Крем … чистки обуви.

Капли … бессонницы.

Сделать … неделю.

Стоять …стола.

Прийти . . .другу.

Ходить …дома.

Отказаться ….нездоровья.

Говорить … погоде

Говорить … поводу похода

Б) Из данных слов составьте словосочетание и предложение.

Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед)

В) Прочитайте словосочетания , запишите в тетрадь раскрывая скобки:

(до)ехал (до)б. рёзы

(по)бежал (по)д. ревне

(про)читал (про) город

(от)мёл (от)комн. ты

(на)кричал (на)с. баку

(пере)бежал (перед)м. шиной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Развитие пространственных представлений.

Г) Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

5. Развитие фонематического слуха.

Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Читайте также: