Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста

Обновлено: 06.07.2024

Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

- создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

- развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.

Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.

Вступительное слово воспитателя.

Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).

Ведущий:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

«Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Сказочная физкультминутка.

В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?

Коли есть печка, не нужен диван,

Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).

Дернуть за веревочку –

Такой для входа код.

Съел бабушку и внучку

Голодный серый … (не Кот, а Волк).

В Людоедах знает толк,

Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).

Толстый хвоста и зазнайка

С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).

В пруду, покрытом вязкой тиной,

Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).

Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).

Из полена Карло

Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).

Всем беда и горе.

Следует… (не Федоре, а Шапокляк).

Крыска Лариска ей дорога,

Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).

Умел он дружить и петь под гармошку,

Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).

Знает даже и малыш,

Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).

Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.

Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

- Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может.

- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут).

2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

А Машенька из короба….

Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:

- позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);

После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с элементами театрализации. В викторине участвовали дети старшей и подготовительной к школе групп. Дети отгадывали названия раннее прочитанных сказок по загадкам, по иллюстрациям; отгадывали сказочных героев, участвовали в инсценировке сказок. Зрителями у нас были дети вторй младшей и средней групп. В музыкальной физминутке участвовали и зрители, и конкурсанты. По окончании викторины всеучастники были награждены "золотыми" и "серебряными медалями.

Цель:
Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа:
Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”, дети заходят в группу.

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран, вам нужно назвать сказку, которая здесь изображена. (На экране картинки из сказок: Мойдодыр, Чиполлино, Телефон, (Музыкант, Сказка о рыбаке и рыбке), Гадкий утенок, Буратино, (Купание медвежат, Кот в сапогах), Стойкий оловянный солдатик.

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

Физкультминутка для всех детей.

Вам предстоит разгадать сказочного героя.

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание 7. Аукцион. Какая команда назовет больше русских-народных и авторских сказок.

Шуточная реклама.

1)предлагаю новое корыто, избу, столовое дворянство в обмен на стиральную машину (Сказка о рыбаке и рыбке).

2)Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба).

3) Нашедшему ключ из драгоценного металла, гарантирую вознаграждение. (Золотой ключик или приключение Буратино).

4)Отмою все! (Мойдодыр)

5)Доставка пирожков бабушке (Красная шапочка)

6)Вылечу любого животного, не больно. (Доктор Айболит).

7)Туристическая фирма организует путешествия по молочной речке с кисельными берегами (Гуси-лебеди).

8) Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве на квартиру со всеми удобствами (Бабя-Яга).

Задание 8. Черный ящик. Ведущий загадывает каждой команде по очереди про сказочный предмет лежащий в ящике, команды по очереди отгадывают.

1. в ящике лежит предмет, с помощью которого колдунья хотела отравить царевну (яблоко)

3. что расколола мышка своим хвостиком (яйцо).

4. чем хотела угостить печка девочку (пирожок).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по литературной викторине для детей старшей группы.

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Необходимый материал: кроссворд, нарисованный на бумаге; картинки с изображением атрибута сказки; иллюстрации Красной Шапочки, Колобка, Машеньки, Медведя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по сказкам. Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Петушку не помогали.

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке.

Начались тут приключенья:

Серый заяц тут как тут,

Да волк зубастый и опасный

Нашего героя ждут.

И медведь уж на подходе,

Все ревёт на беглеца.

Обманул их беглец румяный,

Тут навстречу ему лиса.

Стала ласкова к нему.

Говорит: «Сядь на нос, милый.

Сел беглец лисице на нос,

Поделом тебе, румяный,

Виноват во всём ты сам! (Колобок)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

Очень хитрая была.

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

Ребята, пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции нам предстоит разгадать сказочный кроссворд


1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

(Воспитатель показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Дырявый и заплатанный кафтан (Сказки про Алдара Косе)

- Какие интересные сказки у вас получились. Вы настоящие фантазёры!

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет высоким голосом и не так причитает.

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

- Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.



Цель: закрепить знания детьми казахских народных сказок и пословиц. Способствовать пониманию народной мудрости. Воспитывать интерес и эмоциональное отношение к казахскому народному творчеству.

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся в волшебную сказочную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои казахских народных сказок. Интересно с кем из них мы встретимся? А поможет нам в этом- алтын культ ( золотой ключик), он откроет дверь в мир казахских сказок. Давайте попросим ключик помочь нам:

Алтын күлт, алтын күлт! Чудеса детишки ждут. Ты, смотри не подведи Двери в сказку отвори! (под музыку двери отворяются)

-Вот волшебная страна , вся чудес она полна! Как красиво в сказочной стране! Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега, а внизу зеленеют высокие травы, цвету талые маки. А вот и волшебная тропинка. Слышу легкие шаги, кто-то к нам идет. (издалека доносятся напевы , вбегает мальчик)

Джигит: Вернулся я снова в родные края, Аул свой и юрту в степи вижу я!

Воспитатель: Здравствуй , джигит ! Чему это ты так радуешься?

Джигит: Я долго жил вдали от дома, с тех пор , как заблудился. Обветшала моя одежда, но наконец-то, я дома. Помогла мне в беде ласточка
Ласточка, милая Птаха. В ладони мои опустилась без страха! Весть обо мне донесла родная, До отца и матери по которым скучал я! .( Выходит девочка с ласточкой в руках)

Маржан: И ласточка с поднебесья смело, С вестью от брата ко мне прилетела. Мы сын и дочь простого бедняка. Вы знаете наверняка, Из какой пришли мы сказки , Отвечайте без подсказки!

Визирь: О, мой падишах! Щедрость исходит от хорошего состояния и богатства, чем больше денег и скота, тем человек щедрее.

Падишах: Нет! Щедрость зависит от доброты и благородства!

Воспитатель: Ну, ка дети - не держи. Что за сказка нам скажи?

Воспитатель: А какие пословицы о щедрости и доброте вы знаете?

Кербуга: Я тронул струну, но не в духе домбра. В глухом ее голосе нет серебра. Горячим свинцом ее хан покарал- О гибели сына от нее он узнал….

Воспитатель: Интересно, какой батыр выпустил ее из своего лука?Слышите богатырскую поступь, я уже догадалась!

Алпамыс: Сәлеметсіздерме, балалар! Пришел из сказки к вам однажды, Казахский батыр – джигит отважный. Развились в батыре рано - Ловкость барса, слух – джейрана, Зренье беркута и немало Силы непокорного арыстана!

Воспитатель: Кто чтением сказки наслаждался, Как зовут батыра уже догадался!

Алпамыс: Молодцы! Мне очень приятно, что вы меня узнали. Я принес вам загадки, попробуйте отгадать их.
Рубашка волшебная выручит друга, В бою не подводит джигита….(кольчуга)
Что за шапка на джигите, , Чудо шапка посмотрите! . Скачет на коне джигит, Шапка золотом горит…(шлем)Тонка,остра,как жало она,летит,звенит,поет, как струна, рукой могучей пущена в цель. Скорей за круг, спасайся зверь.(стрела)

Дети: А еще мы знаем пословицы о батырской смелости. – Настоящий батыр познается в час испытаний. – Джигиту оробеть – погибнуть. – Стойкий врага одолеет. – Смелый батыр смерть свою побеждает.




Цель: Обогащать представление детей о казахском народном творчестве. Учить понимать нравственный смысл сказок. Закреплять умение придумывать сказки по пословицам, придумывая волшебные и интересные сюжеты, рассказывать их по мнемотаблицам. Закреплять умение детей использовать средства речевой выразительности при передачи литературных произведений, формировать чувства сострадания и отзывчивости к слабым, незащищённым персонажам произведений.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я с большим удовольствием приглашаю Вас в круг радости. Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил круг радости. Это самая настоящая радуга любви; красное сердечко- это любовь творить добро. Оранжевое — это любовь к сказкам. Жёлтое — это любовь к природе. Голубое — это любовь к Родине. Синее — это любовь к семье. Фиолетовое — это любовь к самому себе.

Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем:

Прими планета наш салют
Летит он выше крыши
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек.

Теперь покружитесь друг с другом, обнимитесь, улыбнитесь. Как здорово наша группа наполнилась любовью и радостью.
Ребята, сегодня вас ожидает интересная встреча по казахским произведениям народного творчества.

— Скажите, какие произведения относятся к казахскому народному творчеству?

Дети: Сказки, пословицы и поговорки, песенки и загадки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (сказочник, народ).

Вы знаете, что любая сказка начинается традиционным зачином. Кто мне подскажет, как? Дети Жили-были, Как-то раз, Однажды, В тридевятом царстве, в тридевятом государстве, В одном ауле.

Воспитатель: Скажите, в сказке всегда ли добро побеждает зло? А чему учат сказки?

Дети: быть добрыми, помогать старшим, заботиться о слабых, поступать справедливо.

Воспитатель: Какие виды казахских народных сказок, вы знаете?

Дети: О животных, бытовые, волшебные, об Алдаре Косе.

Воспитатель: Почему казахский народ сложил очень много сказок о животных?

Дети: Казахский народ в давние времена жил в степях, кочевал, менял пастбища для скота, Люди выбирали зелёные луга, богатые растительностью, чтобы домашние животные были сытыми. Казахи хорошо понимали и чувствовали природу. Домашние животные были главными помощниками в жизни кочевого народа. Хитрые и умные, храбрые и трусливые персонажи изображают животных, поступки, которых похожи на поступки людей. Поэтому казахский народ сложил очень много сказок о животных.

Воспитатель: Назовите сказки о животных?

Воспитатель: Что несёт в себе волшебная сказка?

Дети: В волшебных сказках человек борется со злом и всегда торжествует добро и справедливость. В казахских волшебных сказках герои встречаются с чудовищами, убивают драконов, находят клад драгоценностей, золота, бриллиантов. В волшебных сказках есть чудесное зеркало взглянув в которое можно увидеть всё, что творится на земле и всегда добро побеждает зло.

Воспитатель: Назовите героев казахских волшебных сказок?

Дети: Жалмауыз Кемпир, Мыстан, Великаны, людоеды, чудесный конь.

Воспитатель: Какие Волшебные сказки вы знаете?

Воспитатель: Что отражают бытовые сказки?

Дети: В бытовых сказках рассказывается о жизни и быте казахского народа, о проблемах. Главными героями являются простые люди, жадные баи, умные и находчивые юноши, красивые девушки. В сказках описываются обычаи и традиции казахского народа.

Воспитатель: Какие бытовые сказки вы знаете?

(Садятся на стульчики)

Дед-рыбак: Здравствуйте, дети!
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не даёт старику мне покою
Не хочет заниматься делами,
А отправила меня к золотой рыбке
За загадками.
Да пошёл я было к рыбке
Ничего она мне не сказала
Отдала мне сундук с загадками
И сказала; ступай дед к ребятишкам
Они тебе помогут!
Вот и пришёл я к Вам. (Отдаёт сундук)

Воспитатель: Ну, садись, дед посиди снами.
Ну, что ребята поможем деду отгадать загадки.
Воспитатель достаёт из сундука предметы и задаёт детям вопросы.
Ребята, скажите из какой казахской народной сказки волшебное зеркало?

Воспитатель: В чём тайна волшебного зеркала?

Дети: Если в зеркало посмотришь, то увидешь всё, что совершается на свете.

Воспитатель: А сапоги из какой сказки?

Воспитатель: Что случилось с сапогами в этой сказке?

Воспитатель: А этот музыкальный предмет из какой сказки?

Воспитатель: Какую роль сыграла домбра в этой сказке?

Дети: Козлёнок пел дерзкую песенку, чтобы напугать врагов.

Воспитатель: Ребята, а что такое пословица?

Дети: В пословицах говорится о том, каким должен быть человек, трудолюбивым, умным, скромным, честным, добрым.

— Пословицы высмеивают бездельников, лентяев, глупых, жадных.

Воспитатель: А какие пословицы о дружбе, вы знаете?

Дети: Дружба — богатство бесценное.
Дерево крепко корнями, а человек друзьями.
Гостя словами не насытишь.
Гость в двери — счастье в доме.
Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
Доброе дело в воде не тонет, а когда-нибудь обернётся добром.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание составить сказку по пословицам и к сказке составить мнемотаблицу

В одном ауле жил одинокий бай.

Было у него много скота, но был он злой и жадным и ни с кем не хотел дружить.
Как-то раз на аул обрушился ураган и разогнал весь байский скот.
Так же в ауле жил старый мудрый аксакал и была у него волшебная домбра.
Только старик начинал играть на волшебной домбре все добрые желания сбывались. Пришёл злой бай к старому аксакалу и стал просить о помощи — помоги мне старик собрать весь скот, а я тебя за это озолочу.

Воспитатель: Ребята, раскрыл ли Вадим смысл пословицы?

Дети: Да, бай понял, что все люди должны жить дружно, чтобы в трудную минуту прийти на помощь.

Воспитатель: Есть ли в сказке традиционный зачин и концовка сказки?

Какие волшебные предметы использовал в сказке Вадим?

Дети: Волшебная домбра.

Воспитатель: Чему научила вас эта сказка?

Дети: Надо жить дружно и помогать друг другу.

«В одном ауле случилась беда, уже давно не было дождя. У людей высох весь урожай. В этом же ауле жил добрый и сильный джигит и решил он помочь людям.

Отправился джигит в путь идёт и видит, с неба лестница свисает, забрался джигит вверх по лестнице и оказался в солнечном царстве у красавицы Кункей.

— Я знаю, зачем ты пришёл джигит — сказала красавица Кункей, но у нас тоже случилась беда, Солнечное царство и царство дождя захватило чудовище трёхголовое и никто не может победить, но у меня есть чудо меч и он тебе поможет.

Три дня и три ночи боролся джигит с чудовищем и наконец победил его. Джигит освободил царство дождя и солнечное царство.

Воспитатель: Какое волшебство присутствует в этой сказке?

Дети: Лестница, которая свисает с неба и чудо — меч.

Воспитатель: Соответствует ли пословица содержанию сказки?

Дети: Джигит всем помог, если бы небыло таких добрых людей, то кто бы помогал людям.

Воспитатель: Как, вы думаете, закончена ли сказка, или можно ещё, что-нибудь добавить?

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Добро победило зло.

Воспитатель: К какому виду сказок относится эта сказка?
— ответы детей.

Жили — были Алдар — Косе и жадный бай.

Узнал Алдар Косе, что жадный бай даже божьему гостю глотка воды недаст.

Решил он наказать бая. Пришёл к нему в гости. Бай спрятал всю еду и притворился бедным, но разрешил Алдару Косе переночевать. Алдар Косе притворился спящим. Бай поставил варить мясо и уснул.

Встал Алдар Косе и вытащил всё мясо, бросил в казан сапоги бая и ушёл.

Пришёл он в гости к бедному другу. А у друга и еды только два кусочка хлеба чёрствого. Отдал он ему половинку хлеба, за это Алдар Косе Дал ему мясо.

Воспитатель: Ребята, о чём рассказывается в этой сказке?

Дети: О жизни и быте казахского народа.

Воспитатель: К какому виду сказок относится эта сказка? Как вы думаете, правильно ли поступил Алдар Косе, обманув бая? Раскрыла ли Ангелина смысл пословицы в этой сказке?

(Приходит в гости Алдар Косе)

Дети садятся плотным кругом, под звуки домбры Алдар Косе обходит, выбирая себе друга, надевает ему тюбетейку и ребята бегут в разные стороны, стараясь первыми занять место в кругу. Проигравший повторяет игру.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А сейчас вы с помощью карточек символов проанализируете поступки героев
Красный круг — радуюсь за героя.
Жёлтый круг — мне жалко.
Зелёный — справедливо.

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как вы думаете, что бы сказал бай Алдару Косе, если бы встретил его через некоторое время. (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас Полина вам загадает загадку.

Воспитатель: Как вы думаете, что победило в этой сказке?

Дети: Добро победило зло. Победила дружба зверей.

Рефлексия: Дети принимают образ Алдара Косе И образ прекрасной Айсулу. Рассказывают, что понравилось на занятии, что запомнилось.

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.

Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.

Итак, мы начинаем!

Необходимо отгадать названия сказок.

(Воспитатель по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6.Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на доску и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На доске появляются предметы:

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.

«Мальчик с ладошку;

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла.

В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы – швабру.

Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле.

Одной рукой он держит ведро на ноге за ручку, в другой руке держит швабру.

Каждой команде необходимо собрать разрезанные картинки и назвать сказку

Командам нужно за одну минуту ответить на мои вопросы

1команда

Как звали невесту Пьеро?

Кому подошла по размеру хрустальная туфелька?

Кто родился в чашечке цветка?

Кого так долго тянули из болота?

Кто взял спички и поджёг синее море?

Кто сварил кашу из топора?

Кто снёс золотое яичко?

2 команда

Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин?

Кто лечил больных зверей?

Назовите героя, который живёт на крыше?

Кто из героев ездил по улице на печке?

Что купила муха на базаре, когда нашла денежку?

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.

[1] [2]

© Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Любим, 2017 – 2022

Читайте также: