Конспект коррекционного занятия для детей с умственной отсталостью 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является важным направлением коррекционной педагогики психологии. Занятия направленные на развитие психических процессов детей, приобретают огромное значение при обучении на начальной ступени. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

А так как игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся ее необходимо включать во все структурные элементы обучения. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки.

В форме игрового сказочного путешествия на коррекционных занятиях учащихся можно развить умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы к оррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

Конспект предназначен для обучающихся с легкой умственной отсталостью, 3 класс. Также может быть использован для учащихся начальной ступени, обучающихся по 1 варианту, для учащихся обучающихся в классах с умеренной умственной отсталостью.

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, навыков обобщения и группировки, элементов мышления;

Воспитательные: в оспитание способности подчинять свои действия инструкции, воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к окружающим.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Посмотрим друг на друга, улыбнемся еще раз. Молодцы!

2. Определение темы и цели.

«Что за чудо? - Неизвестно,- покатился шар из теста!

Этим шариком лисица на тропинке подкрепится.

Совершенно верно, ребята. Это – колобок! (Приложение, Колобок).

Понравилась вам сказка? Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем ему. Не дадим колобка на съедение лисе.

Катится колобок по дорожке… Спрятался под елкой, как листок, дрожит. Глядь - по лесу зайка с еренький бежит. (Приложение, Зайчик) Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь колобку.

Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

Молодцы, ребята! Зайчик очень доволен, что поиграл с вами. Отправляемся дальше вместе с колобком.

Отгадайте, кого мы встретим следующим.

На собаку он похож. Зубы острые, как нож.

На луну повыл и смолк - на охоту вышел … (волк) (Приложение, Волк)

Ребята! В течение 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

Следующее задание, волк просит запомнить на слух и повторить.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

3. Динамическая пауза.

Я буду давать задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу волшебное слово

4. Продолжение работы.

Большой, коричневый, лохматый,

Любит громко пореветь,

А зовут его…(медведь). (Приложение, Медведь)

Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Покажите стрелками: что надо класть в одну корзину, что – в другую.

Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с колобком.

Вот так рыжая плутовка,

След свой заметает ловко!

Кур таскать большая мастерица,

А зовут её… (лисица) (Приложение, Лиса)

Ребята, что же делать, как помочь колобку?

Задание 5. Пространственная ориентировка.

5. Итог. Рефлексия.

Как вы думаете, вы спасли колобка от лисы? Что вы для этого сделали? Какие задания вам понравились больше всего?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, попрощайтесь.

Молодцы. Спасибо вам, ребята.


Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

- Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;

- Развитие речи и мышления.

Образовательные:

- Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

- Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

- Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

- Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

План занятия:

Продолжение основной части

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки (цветочки, листочки – зависит от времени года).

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Педагог: Любите ли вы сказки? А что больше слушать или читать? Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке и вспомним любимых героев. Отгадайте загадки.

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж …

Сказку заново прочтёшь!

Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук…

Пауков боится Муха,

Муха-…(Цокотуха).

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот,

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасёт!

Подскажи мне, Томочка,

Кто это. (Дюймовочка).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

И румяный…(Колобок).

Педагог: Замечательно!

2. Основная часть

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта. (приложение 1).

Педагог: Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? В каких сказках встречаются такие герои?

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. (приложение 2)

Педагог: Ребята, повторите за мной: (повторяем 3 раза)(повторяем 3 раем за мной: ит

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Педагог: Молодцы! Продолжаем занятие!

Педагог: Из набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу. (Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.) (приложение 3). У вас у всех получилось? В чем испытали затруднение?

Педагог: Сказки мы слушаем и читаем. А сейчас попробуем составить сами. Перед вами картинки, подумайте и составьте по ним рассказ. (приложение 4)

Понравилось составлять рассказы? Какие трудности вы испытали при составлении?

3. Динамическая пауза

4. Продолжение основной части

Педагог: Молодцы! Отдохнули мы на славу! И нас ждут новые гости и задания. Кто же это?

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок…(Вини -Пух).

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал…(Буратино)

Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Педагог зачитывает начало предложений, а учащиеся продолжают, что подходит по смыслу.

Грач чёрный, а воробей …

Грач – крупная птица, а воробей…

Грач – перелётная птица, а воробей…

У грача клюв длинный, а у воробья …

Сахар сладкий, а перец …

Зима холодная, а лето … и др.

Педагог: Необходимо назвать, одним словом ряды конкретных понятий: (можно приготовить картинки с обобщающими словами, чтобы все дети участвовали, показывая их, а не говоря)

-берёза, липа, ель…(деревья);

- стол, стул, диван … (мебель).

-чиж, грач, сова, воробей … (птицы).

-ножницы, молоток, пила, грабли … (инструменты)

-шарф, варежки, брюки, пальто … (одежда)

- окунь, карась, сом, щука…(рыбы) и др.

Педагог: Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее занятие. Мы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Покажите смайлики, с каким настроением вы занятие.(приложение 5) Спасибо за работу! До новых встреч!

Картинки к заданиям из общего доступа в интернете.

Динамическая пауза – физминутка – автор И.А. Шиенок
















-75%

1. Продолжать учить называть и узнавать времена года и соотносить с названиями месяцев.

2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику, ориентировку на листе бумаги.

3. Воспитывать организованность, интерес к занятию.

ВложениеРазмер
zanyatie_vesna.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников

  1. Продолжать учить называть и узнавать времена года и соотносить с названиями месяцев.
  2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику, ориентировку на листе бумаги.
  3. Воспитывать организованность, интерес к занятию.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

П. - Ребята, отгадайте загадку: «Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

П - Какие весенние месяцы вы знаете?

«Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел … (Апрель)

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

  1. П. - Какие животные проснулись от зимней спячки?

- Как называются животные, которые живут в лесу?

- Давайте с вами сходим в лес к медведю. Идти надо осторожно по тропинке.

(Ведущий называет какое-либо весеннее событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок, получивший мяч, отвечает. Правильно или нет).

(На столе разложены слова, дети составляют предложения из 3 слов и вывешивают на доске)

В музыке король.

Ноты, как пороль:

«До, ре, ми, фа, соль,

До, ре, ми, фа, соль,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года.

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников с ОВЗ по теме "Восприятие цвета".

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Времена года"

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.


конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов


Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)

Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен.


Цели:Формирование набора сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.Закрепление знаний об основных геометрических фигур.


Сценарий развивающего (коррекционного) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе.

Данное занятие разработано для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью 1 класса. Занятие разработано с учѐтом возрастных и индивид.

Воспитывать у младших школьников с ОВЗ дружеские взаимоотношения. Обеспечить высокую творческую активность при выполнении коллективной деятельности; Привитие навыков социально – нормативного поведения, формирующееся умение работать в коллективе.

Способствовать развитию мышления, памяти, речи, наблюдательности. Развивать речь детей, используя методы опосредованного воздействия Развивать высшие психические функции Развивающиеся познавательные процессы

Создание благоприятных условий для творческой и речевой активности у детей посредством игровой, театральной и творческой деятельности

Закреплять знания о сказках и сказочных героях;

учить различным средствам выразительности. Формирующиеся знания о русских народных сказках

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по прочитанному, приготовление фона для коллективной работы.

Ход занятия

- Ребята, давайте сначала поприветствуем друг друга!

Скажите, а вы любите сказки, хотите попасть в сказку?

Сегодня мы с вами отправимся в сказку на сказочном паровозике. Сейчас я вам дам билеты, и вы займёте места согласно билетам.

Отправляемся в сказку.

А чтобы нам не скучно было ехать мы с вами по дороге споем песенку

- Вот и первая остановка. Посмотрите, домик стоит а тут курочка гуляет. А в домике сидят дед и баба.

-А вы не хотите поиграть в сказку?

Давайте вспомним персонажей сказки.

Правильно, в сказке есть баба, дед, курочка и мышка. Кто будут бабой и дедом?

Посмотрите, яичко мышка уже разбила и убежала, а дед и баба плачут, курочка их жалеет Ну вот, курочка пожалела дедушку и бабушку, она снесёт им новое яичко, а мы едем дальше.

Мы с вами приехали в следующую сказку.

Здесь живёт мама коза со своими детками.

Сейчас все наши дети превратятся в маленьких козлят. Покажите, какие у козлят рожки

Козлята ещё маленькие и они любят играть, но рядом живёт волк. Поэтому козлята умеют играть громко и тихо. Когда волк далеко, козлята громко хлопают в ладоши, а когда волк близко, козлятки играют очень тихо, чтобы волк не забрался к ним и не съел их.

Ну вот, мы с вами поиграли, теперь поехали дальше.

Мы снова куда-то с вами приехали, а какая это сказка, я не знаю…здесь только конверт с названием. Нам нужно прочитать название сказки.

Давайте посмотрим, что в этом конверте. … Да там целая сказка. Тут и дед, и баба, и колобок, заяц, волк, медведь. Но кого-то не хватает.

Кого же здесь не хватает

-конечно, не хватает лисы.

Ребята, а ведь лиса Съела колобка, и он теперь не сможет вернуться к бабушке и дедушке. Они, наверное, плакать будут.

Чтобы они не скучали, давайте с вами нарисуем им колобка.

Мы с вами нарисуем, как он катится по лесной дорожке

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются разные задания, упражнения на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мыслительных операций). Этот материал будет интересен педагогам - психологам, учителям начальных классов, молодым специалистам.
Цель: развитие познавательных процессов
Задачи:
- развитие внимания, памяти, мыслительных операций, общей осведомленности;
- развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению.

Ход занятия.
1. Вводная часть.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и передадим свое хорошее настроение окружающим! Приветствие. Настрой на работу.
Начнем наше занятие с разминки (задания на общую осведомленность)
Инструкция: Сейчас я вам каждому буду задавать вопрос, а вы будете отвечать,
1. Какой сейчас месяц? (Октябрь)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Как называется наша страна? (Россия)
5. Сколько секунд в минуте? (60)
6. Назови пять названий профессий (Врач, учитель, продавец, сторож, строитель)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Назови 3 перелетные птицы (Грач, скворец, журавль, соловей)
9. Сколько месяцев в году? (12)
10. Назови второй месяц по счету в году (Февраль)

2. Основная часть.

Читайте также: