Конспект комплексного занятия по развитию речи средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Вводная часть

Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)

Педагог приглашает детей в хоровод:

«Ты – мой друг и я – твой друг,

Вместе мы – друзья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Мотивация к деятельности. (2 минуты)

Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.

Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Кузнецова Н.Н.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе

Цель : учить детей участвовать в беседе.

Обучающая : учить детей построению предложения, заканчивать начатую фразу;

Развивающая : развивать воображение: придумывание различных вариантов окончания сказки. Развивать интонационную выразительность при придумывании и передаче своих чувств;

Воспитательная : воспитывать умение выслушивать собеседников.

Предварительная работа : знакомство с различными овощами.

Активизация словаря : рад, обрадовался, расстроились, огорчились, удивились.

Материал : легкие листочки на ниточках, овощи (муляжи или натуральные). Занятие проводится по подгруппам.

Ход занятия:

Воспитатель :

- Дети, посмотрите, сколько разноцветных осенних листьев у нас на ковре! Это, наверное, шалунишка – ветер принес их нам в группу.

За окном ветерок веселится

То подпрыгнет, а то притаится

И летят листочки по дорожке

Словно желтые мышки от кошки.

- А вы хотите быть веселым ветерком? Возьмите себе по листочку вот так (легкие листочки на ниточках) и давайте, как тихий ветерок, подуем на них, а теперь посильнее, а теперь еще сильнее, как ветер-ураган, а теперь потише, еще тише и совсем утих наш ветерок. Несите свои листочки ко мне в корзиночку, как будто ветерок их смел.

(Дети рассаживаются в круг вместе с воспитателем).

Воспитатель :

- Ребята, а что поспевает осенью?

Дети: Осенью поспевают овощи: морковь, картошка, капуста. Осенью поспевают фрукты: яблоки, груши.

- Да, я с вами согласна: осенью поспевают многие овощи и фрукты. Послушайте, пожалуйста, загадку про один овощ: Показался желтый бок

Только я не колобок

Не из мягкого я теста

Покати – не тронусь с места

Приросла к земле я крепко

Назови меня. Я … (репка)

- Догадались, молодцы! А ведь мы сказку про нее знаем. Как она называется?

- Про что эта сказка?

Дети: Как дед посадил репку. Как её помогали тянуть, вытягивать из земли.

Воспитатель:

- Кто тянул репку?

Дети: Репку тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Воспитатель:

- Да все они вместе дружно вытянули репку. Ребята, а давайте подумаем, что случилось бы дальше. Я начну, а вы продолжите.

«Сколько их тут, – подумала репка – наверное, они меня сразу съедят. И не успели они и глазом моргнуть, как репка встала на корешочки, как на ножки, и убежала от них по дорожке. А дальше вы подумайте, кого репка встретила, и что с ней произошло (случилось). (Воспитатель помогает детям придумывать разные продолжения сказки, обращает внимание на интонационную выразительность при передаче образов. Например, репка встретила волка, а он ее не съел, а принес ее в свою нору, и она стала дальше расти. Или репка встретила волшебника, и он ее превратил в девочку. Или что было бы, если репка встретила зайца, медведя … .)

Воспитатель:

- Хорошо, ребята. Какие интересные сказки вы придумали. Я их все запомнила и обязательно запишу.

- А я вам за это сюрприз приготовила. Ну-ка сумеете ли вы отличить репку от других овощей? Найдите ее. (Дети ищут репку среди других овощей, разложенных в разных местах группах, и приносят ее воспитателю).

Воспитатель:

- Вот она какая – РЕПА!

- Вы рады, что отыскали ее?

Дети: Да, рады!

Воспитатель:

Сережа: Да, я рад

Воспитатель:

- Покажи свою радость.

- А Катя обрадовалась как!

Катя: Я обрадовалась, когда мы нашли репу

Воспитатель:

- Покажи ребятам, как ты обрадовалась.

- А как Ваня обрадовался? Какие ты слова сказал?

Ваня: Ух ты, репка!

Воспитатель:

- Дети, а я очень удивилась, как это она такая большая выросла? (Показать детям, как я удивилась)

- А как вы покажете удивление? (Показ удивления детьми)

- Маша, ты удивилась? Покажи как ты удивилась?

- Тима, покажи, пожалуйста, как ты удивился?

- Ребята, а если бы вы не нашли репку, что бы вы сделали?

Дети: Расстроились, огорчились, не обрадовались

Воспитатель:

- Давайте это покажем.

- Я бы вот так огорчилась. (показать)

- Соня, а ты как покажешь огорчение? (Показ мимикой огорчения детьми)

Воспитатель:

- Но репка перед нами. Вот она, какая красавица выросла, всем на радость. Она слышала, какие интересные сказки вы про нее придумывали, как внимательно выслушивали друг друга, и очень хочет, чтобы вы ей угостились, угощайтесь, пожалуйста. (Дети угощаются репой и благодарят).

Нажмите, чтобы узнать подробности

активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.

Задачи: воспитывать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш". Правильно и отчетливо произносить звук "с" и звук "ш". Развивать у детей логическое мышление - умение отгадывать загадки. Упражнять детей рассказывать о временах года (об осени) с использованием наглядных пособий.

Материал для занятия: пособие часы "Времена года", демонстрационные картинки "Осень" и «Осенний букет", контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

Словарная работа: расширять словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, накрапывает, задувает); и за счет прилагательных (березовый, кленовый, разноцветный, грустный) и др.; вводим в речь детей сложное слово листопад.

На прогулке обратить внимание детей на признаки осени: на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.

Воспитатель читает загадку:

Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два -
Пришла … (осенняя пора).

Спросить у детей какое настроение им навеяло (грустное, печальное).О каком времени года говорится в этой загадки? (об осени).

Загадать загадку детям;

С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.

Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте с ними поздороваемся.

1.Воспитатель обращается к детям:

Вспомните о каком времени года мы с вами говорили на прошлом занятии? Какое время года было перед летом (Весна.) Какое время года пришло за летом? (Осень.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) На фланелеграфе появились иллюстрации (4-5) к теме "Осень".

Воспитатель читает стихотворение:

Время года угадай:

Разноцветный лес, красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?" О времени года осень". Когда собирают урожай? "Осенью". Что собирают на огороде? "Овощи" В саду? "Фрукты". В лесу? "Грибы, ягоды". Какой лес осенью? "Разноцветный, красивый". Что происходит с птицами осенью? "Перелетные птицы улетают на юг". Что происходит в жизни животных? "Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму".

2. Расскажем об осени.

Воспитатель показывает детям картинку "Осень" и предлагает вместе придумать рассказ по ней.

Воспитатель начинает рассказ с фразы: "Наступила осень". Обводит указкой всю картину. Продолжает свой рассказ произнося только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующее изображение (цветы, травы, листья, тучу. ). Завяли…(цветы). Пожухла…(трава). Пожелтели на деревьях…(листья). Хмурится …(небо). Накрапывает…(дождь).

Улетают на юг. (птицы).

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ самостоятельно. Рассказы детей 2-3 рассказа.

Рассказ получится примерно такой:

"Наступила осень. Цветы завяли. Трава пожухла. Листья пожелтели. Птицы улетают на юг".

3. Расскажем покажем.

Осень, осень, листопад - (плавным движениям

Листья желтые летят. перед собой поднять руки вверх, а затем как бы дирижируем ими, постепенно опустить вниз).

Ветер дует, задувает, - (руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно дуть перед собой, не раздувая щек).

Туча солнце закрывает. - (закрыть глаза руками).

Дождик капает с утра - (сжать кулаки, выставив из каждого только указательный палец. Совершать поочередные движения кулачками вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя).

Осень- грустная пора. - (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).

4. Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить звуки осени. Длительно произносит звук (с) и говорит детям что так дует ветер.

Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произносит звук (ш) и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением- сделать несколько движений на месте. После этого произнесите несколько раз звукоподражание: "Кап, кап, кап." и спросите детей что это им напоминает (дождь). Повторите знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь. Воспитатель предлагает детям сесть за стол.

Воспитатель показывает детям картинку "Осенний букет". Чтобы вы не грустили, я хочу подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите какой он красивый, яркий. Предлагает детям рассмотреть букет. Вот березовая веточка, а на ней березовый е листочки. Вот кленовая ветка, а на ней кленовые листочки. Вот липовая веточка, а на ней липовые листочки. Вот дубовая веточка, а на ней дубовые листочки. Вот осиновая веточка, а на ней осиновые листочки. Затем не показывая спрашивает у детей:" Какого цвета березовые листочки? (Желтого). А какого цвета липовые листочки? (Зеленого). А какого цвета кленовые листочки? (Оранжевого). А какого цвета листья дуба? (Коричневые). А какого цвета листья осины? (Красные). А как можно сказать про цвета осеннего букета? (Разноцветный, потому что в нем много листьев разного цвета)."

6. Сосчитаем листочки.

Воспитатель предлагает детям сосчитать листочки на ветках (3 березовых, 1 кленовый, 4дубовых, 2 липовых,5 осиновых). Спрашивает у детей, на какой ветке больше листочков, а на какой меньше. Обратить внимание детей что на одной ветке нет ни одного листочка, но зато есть гроздь ягод. Спрашивает, что это за ягоды и как можно назвать эту ветку? (Рябиновая).

Автор: Сычева Наталья Владимировна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

Возрастная группа: средняя группа дошкольного возраста

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.

Методы и приемы:

- словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

- наглядный (рассматривание картинок);

- проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- игровой (дидактическая игра);

- использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.

Введение в тему

Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим

- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

-Спросите, у него что случилось?

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).

Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Читайте также: