Конспект классного часа о животных

Обновлено: 05.07.2024

Цель . Р асширить и углубить знания детей о живой природе.

Задачи :Формировать представление детей о роли животных в жизни человека.

Развивать кругозор, мышление и интерес.

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход занятия.

Учитель . Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в мир животных. Прошлый раз мы с вами побывали в гостях у медведя. Скажите, медведь, какое это животное?

Дети. Дикое.

Учитель. А где он живет?

Учитель . Правильно. А сегодня поговорим о животных, живущих с человеком. А как называют таких животных?

Дети. Домашние.

Учитель . Так вот мы поговорим о домашних животных. Ребята, а каких домашних животных вы знаете?

Дети. Лошадь, корова, овца, коза, свинья и др.

Учитель . Молодцы! Но мы будем говорить о тех животных, которые живут в городских квартирах. Это может быть и кошка, и собака, и черепаха. Многие держат птичек, рыбок, а некоторые люди держат у себя дома таких животных, как обезьяна, крокодил и змеи. Но это в отдельных случаях.

А у кого из вас есть домашние животные, и какие?

Дети отвечают .

Учитель . Ребята, а вы любите их?

Дети отвечают.

Учитель. А что значит любите? Как вы это понимаете?

Дети отвечают.

Учитель . Так вот любить, значит заботиться о них, не обижать, кормить, гулять с ними, ухаживать, убирать за ними, следить за их здоровьем и во время делать прививки. Ребята, а знаете, ведь это еще не всё. Любить животных это значит защищать их, не давать другим обижать. Ведь о животных говорят, что они братья наши меньшие. И наша задача оберегать их. А они, в свою очередь, платят нам за доброту своей преданностью. Когда мы возвращаемся домой, они с радостью встречают нас. Они , как и люди, а может быть и сильнее, чувствуют наше настроение. Когда оно бывает плохим – они беспокоятся, а когда у вас все хорошо, они также радостны. Это видно по их поведению. Ведь я права?

Дети отвечают .

Учитель . Но есть такие люди, которые берегут и, как будто, любят своих животных, но по отношению к бездомным животным жестоки. Они могут мучить кошку, побить собаку, пользуясь их доверием, подстрелить из рогатки птицу. И делают они это не для самозащиты, а ради развлечения, ради забавы. Это очень плохо.

Ученик рассказывает стихотворение Важный совет С.Михалков.

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!

Так что одной из важных задач человека является не обижать животных, и давать их в обиду, не бояться помешать издевательству над животными.

Ребята, а кто хочет рассказать о своих животных, что-то, по вашему мнению, интересное. Как вы за ними ухаживаете?

Дети рассказывают о своих животных.

Учитель. Прежде, чем уговаривать родителей завести кого-то из животных надо подумать сможете ли вы ухаживать за ними. Помните, что животное вы заводите и должны взять уход за ними на себя, не сваливая эти обязанности на родителей.

Ученица рассказывает стихотворение Котёнок.

Я нашла в саду котёнка. От мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде.

Так и быть, зверёк несчастный, Помогу твоей беде!

Я взяла его домой, Накормила досыта.

Скоро стал котёнок мой Загляденье просто!

Шерсть - как бархат, Хвост - трубой.

До чего ж хорош собой !

А сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд, темой которого будут домашние животные. Заодно проверим, хорошо ли вы их знаете. Но сначала проведем физминутку.

Вы со мной знакомы близко. Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью.

Я приветливая киска. Останавливаются, встают лицом в круг,

В темноте я зорко вижу, Вновь идут по кругу крадучись.

Понапрасну не обижу. Опять останавливаются

Но дразнить меня опасно — встают лицом в круг

Учитель. Итак, кроссворд. Посмотрите, в этих клеточках под определенными цифрами спрятаны названия домашних животных, и вам предстоит отгадать их. А чтобы вам немного помочь я буду загадывать загадку, а вы должны будете проверить по буквам подойдет ли это слово (количество букв).

Дети. Готовы!

Я начну с цифры

1.Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

2. С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова.

С пухом, а не птица.

3. Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи.

4. .Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, ночью бродит,

5. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

6. Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу.

7. В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обогащение обучающихся знаниями о животном мире.

создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающихся, их творческих способностей;

способствовать формированию стремления оберегать животных, проявлять заботу о них;

способствовать воспитанию любви и бережного отношения к животным

Оборудование : иллюстрации животных, ватман, правила – памятки, карточки для работы в группах, ребусы, маркеры, проектор.

Форма проведения : познавательный классный час.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Первые знания о животных появляются у человека в раннем детстве. Многие считают, что знают о животных почти все. На самом деле, человек не знает большую часть всего того, что происходит в животном мире. И даже те дикие животные, с которыми мы часто встречаемся в зоопарках, на страницах книг, о которых, казалось бы, уже и узнать нечего, часто удивляют нас своим поведением.

На земле насчитывается свыше полутора миллионов видов животных. Человек не перестает удивляться и восхищаться уникальными способностями и возможностями как простых кошек, так и более экзотических гепардов и дикобразов, дельфинов и колибри, черепах и жирафов.

Об одном из таких животных сейчас пойдет речь. Отгадайте загадку и поймете, о ком я говорю.

Пусть она - как есть, плутовка,

От макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка,

Как зовут ее? (Лиса)

Лисица — великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух. Писк полевки, например, лиса слышит за 100 м. Являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных.

Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, земноводных, пресмыкающихся, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков.

Но особенно любит рыжая плутовка полакомиться птицей. Поэтому она частенько заглядывает в курятники. Кстати, соседство человека лису совсем не пугает, поэтому нередко можно встретить лисью нору совсем близко от деревни.

У каждой лисы есть свой индивидуальный кормовой участок. Она ревностно оберегает его от вторжения посторонних и всегда знает, что творится поблизости от ее норы.

Охотится лиса обычно вечером и ночью, хотя имеются и исключения. Некоторые звери предпочитают днем обходить места лежек зайцев, охотиться за птицами и питаются исключительно крупной дичью, пренебрегая мышами или лягушками.

Работа в группах

- На карточках записаны слова. Нужно их рассортировать и записать в 4 группы.

Слова на карточках: синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка,

сом, тигр, муравей, слон, пчела .

Поговорим еще об одном удивительном животном. Угадайте, о ком пойдет речь.

Брать ее опасно –

Она укусит. Ясно? (Змея)

А что вы знаете о змеях?

Змеи относятся к земноводным, они очень увлекательные животные. Змеи покрыты чешуёй. Некоторые могут быть ядовитыми и очень опасными.

Самыми ядовитыми являются Королевские кобры. Их яд почти моментально убивает жертву. Яд распространяется по телу за доли секунды и тем самым убивает жертву.

Самыми длинными являются питоны. Минимальная длина питона примерно пять - шесть метров, а максимальная 17, а то и 20 метров. Питон заглатывает жертву целиком и переваривает её. Жертва может быть как и маленькой, так и большой.

Есть ли у змей кости?

Да кости у змей есть, но только череп. А в основном змея это одна мышца.

Чешуя у змеи это защита, ведь есть и змеи которые не злые, а защита нужна. В основном все змеи очень спокойные. Но это не значит, что можно подходить к ним близко.

Родственниками змей являются в основном ящеры. Один из ящеров - крокодил. Эти земноводные хищные очень опасные. У каждой самки крокодила есть под языком мешочек, в который помещаются яйца. Так самки переносят яйца с места на места. У крокодилов очень прочные зубы и чешуя. На чешуе есть зазубрины. Крокодилы могут находиться под водой около часа, потом достаточно одного вздоха и снова им можно нырять. Крокодилы обитают в джунглях Амазонки.

Работа в группах. Разгадывание ребусов

Разве не интересно узнать, кто из обитателей природы достиг определенных рекордов?

Самой мелкой птицей в мире является колибри , в среднем его размеры примерно равны стрекозе, или крупной бабочке. Живут эти птицы в тропических джунглях, и как и бабочки питаются нектаром цветов. Колибри обладают способностью летать сутки напролет не приземляясь. Они просто все время очень быстро машут своими крылышками, которые для человеческого взгляда сливаются в одно сплошное пятно.

Самое крупное наземное животное - слон

Вес его может достигать 5 тонн. Слон в сутки поедает до 3 центнеров различной растительной пищи. Индийский слон может потратить до 20 часов в день на поиск еды. Несмотря на то, что слон травоядное животное, он далеко не безобиден. Удар хобота слона без труда валит человека с ног. Да же такие опасные хищники как львы не рискуют связываться со взрослыми слонами, и при случае могут только похитить слоненка.

Какое животное имеет самую длинную шею?

Считается, что самое длинношее животное это жираф , и это действительно так. Такой длинной шеей он обзавелся далеко не сразу. Много тысяч лет назад, предки жирафов были обычными антилопами, но постоянная конкуренция за скудные запасы травы в саванне вынудили их питаться листвой кустарников и деревьев.

Тогда же выяснилось, что чем длиннее шея, тем больше вкусных листьев можно собрать. Так за несколько тысячелетий из обычной антилопы возникло уникальное животное, которое мы называем жирафом.

Самое быстрое животное среди наземных млекопитающих - гепард .

На дистанции до 360 м этот красивый пятнистый зверь легко развивает скорость около 100 км/час. Гепард является самым приспособленным среди всех своих родичей-кошек к быстрому бегу. Если гепард не сможет поддерживать скорость передвижения 75-90 км/час, то он будет обречен на голодную смерть, поскольку его основная добыча – газели - передвигаются со скоростью около 80 км/час.

Гепард обладает красивой бархатной песочного цвета шкурой с темными пятнами. Когда-то ручные гепарды использовались для охоты на антилоп. Сегодня гепарды достаточно редкие животные и подлежат охране во всех местах своего обитания.

Самое медлительное животное в мире – ленивец.

Это симпатичный и совершенно беззащитный зверёк, длина которого достигает до 65 сантиметров, а вес составляет от 4 до 7 килограмм. Двигается со скоростью около 2 метров в минуту. У ленивцев маленькая круглая голова с курносой мордочкой и коротенькими ушками. На лапках острые и длинные когти, с помощью которых зверьки цепляются и висят на деревьях. Он может провисеть в такой позе целый день и не устать. Зверёк даже спит в таком состоянии, кстати, спать они могут до 15 часов в сутки. А ночью начинается другая жизнь, нужно покушать, возможно, поменять место обитания. Ведь на одном дереве ленивец сидит до тех пор, пока не кончится вкусная еда. И только тогда перебирается на другое дерево.

Обнаружена самая глубоководная в мире рыба

Совместная команда исследователей из Японии и Великобритании обнаружила ранее неизвестных рыб, которые стали самыми глубоководными класса морской фауны. Обнаруженные рыбы обитают на глубине 7,7 км (7703 метра) в Японской впадине в северной части Тихого океана недалеко от Курильских островов. Максимальная глубина этой впадины 8 513 метров.

Как же рыбы могут обитать на такой глубине? здесь практически нет пищи - вся она расположена 8 километрами выше, здесь экстремально высокое давление, рыбы должны иметь уникальное строение.
Однако, судя по всему, морские обитатели решили все проблемы, так как была обнаружена сравнительно большая группа этих рыб.

Пингвины — бескрылые водоплавающие птицы, обитающие в землях южного полушария. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину на суше. В основном, большинство разновидностей пингвинов обитают на Антарктиде и в некоторых других самых холодных областях полушария. Вообще пингвины созданы для жизни в море.

Некоторые разновидности проводят целых 75 % своей жизни в воде, на сушу они выбираются только для того, чтобы отложить яйца и дождаться потомства.

В дополнение, чтобы не терять тепло, пингвины имеют жесткие, очень компактно расположенные перья. Они покрыты жиром, чтобы увеличить непроницаемость.

Черно-белая расцветка делает пингвинов почти невидимыми для хищников как сверху, так и снизу.

Ходят пингвины с большим трудом, переваливаясь; желая избежать опасности, ложатся на брюхо и скользят при помощи крыльев и ног так быстро, что их трудно догнать, особенно на покрытой снегом поверхности.

Плавают и ныряют пингвины превосходно и с изумительной легкостью преодолевают бурные волны открытого океана.

Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых.

В середине каждого ватмана уже определено направление, в котором будет работать группа. С помощью маркера обведите свои ладони вокруг рисунка пальчиками-лучиками вверх. В нарисованные ладони вам нужно выбрать и приклеить только те правила, которые относятся к данному виду животных (рыбам, птицам или зверям).

Домашнее задание: Следующий классный час мы посвятим птицам.

Для этого нужно найти полезную и интересную информацию о птицах (можно пользоваться Интернет – ресурсами), поискать и показать разные виды кормушек. Отремонтировать и привести в порядок свои – прошлогодние.

А закончить наш классный час мне хочется стихотворением 14-летней Яны Гаврилиной

Посмотри внимательно вокруг!

Почувствуй землю под ногами,

Почувствуй запах ветра, милый друг,

Послушай птичий гомон над садами,

Приглядывайся к миру, не беги,

Ведь мы его частица век от века.

А если так – то береги,

Останься в этом мире человеком.

Вы согласны с этими словами?

Давайте оставаться в этом мире настоящими людьми.

Приложение 1

Правила – памятки

Умей вести себя в лесу, на прогулке,

за городом: не кричи, не пугай диких животных.

Они любят добрых детей.

Не лови ради забавы бабочек,

муравьёв и других животных.

Не мусори на берегах рек,

не мой в них машины.

Это вредит обитателям водоемов.

Не загрязняйте озера, реки, родники.

Очищайте от мусора водоемы.

Берегите зоны отдыха,

не оставляйте после себя мусор.

Соблюдай правила любительского рыболовства.

Не применяй запрещенных орудий лова.

Не разоряй муравейники.

Рыжий лесной муравей – санитар леса.

Не разоряй птичьих гнезд,

не забирай их птенцов.

Птицы уничтожают вредных

для леса насекомых.

Никогда не надо брать из леса животных,

они не нуждаются в этом.

Охраняй лягушек и жаб.

Их слизь на коже обладает

Лягушки и жабы питаются насекомыми,

в том числе и вредными.

Не лови бабочек ради забавы.

Все цветные бабочки полезны как опылители.

Отдельные растения опыляются только бабочками.

не надо пугаться и стремиться убить ее,

она никогда не нападет первой,

за исключением обороны.

Пользу же змеи приносят огромную –

Бережно относись к полезным насекомым -

божьим коровкам, кузнечикам, стрекозам и др.

Подкармливайте птиц зимой,

а весной делайте для них домики.

Не подходите близко к птичьим гнездам.

Ведь по вашим следам

их могут отыскать и разорить хищники.

Не прикасайтесь к гнезду,

чтобы птицы-родители не покинули его.

Не включай в лесу громкую музыку,

чтобы не испугать лесных жителей.

Приложение 2

Карточки для работы в группе

Прочитайте слова, распределите на 4 группы : синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка, сом, тигр, муравей, слон, пчела .

Автор: Новоселова Светлана Васильевна, учитель МБОУ СОШ№11 города Серова Свердловской области
Назначение: материал будет полезен педагогов для организации внеклассной деятельности младших школьников.








Ведущий 2: Каждому известно, что жизнь без животных скучна и безрадостна. Животные делают нашу жизнь радостней, а сколько добра и ласки приносят нам животные!
Загадки о домашних животных.
Ведущий 1: Отгадаем загадки, которые спрятались под игрушками. Каким животным, они посвящены? (домашним)
(На столе игрушки-животные, дети выбирают зверя и отгадывают загадку)
Есть у Савки пятачок,
Два блинка и кренделек.
Без шнурков на нем ботинки,
А костюмчик из щетинки.
(поросенок)



Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(баран)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(коза)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
(Лошадь)



Посмотрите-ка, ребятки, -
Это родственник лошадки!
Он, сестрица, братец, мама,
Дед и папа - все упрямы!
(Ослик)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова)
Я обычная наседка,
Уточка - моя соседка.
Жаль, взлететь мне нелегко,
Куд-кудах, ко-ко-ко!
(Курица)
Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!"
(Петух)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(хомяк)


Пусть мурлычет он громче грома!
– Нет, сказала, подумав, старуха, –
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер
Протяжно и звонко.
Не назвать ли нам “Ветром”
Котенка?
– Нет, старуха, –
Старик отвечает, –
Ветер только деревья качает,
А стена остается в покое.
Не назвать ли котенка
“Стеною”?
Старику отвечает старуха:
– Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воришка…
Не назвать ли нам кошку – “Мышка”?
– Нет, старуха, –
Старик отвечает, –
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка
Сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку кошкой.
Ведущий 1: У кого живёт кошка? Расскажите о своей любимице.
(рассказы второклассников)



Ведущий 2: Кошка – своенравный зверь, полный тайн, которые ещё не разгаданы. Люди никогда не были равнодушны к кошкам: они их рисовали, лепили, вышивали, фотографировали, ставили памятники, сочиняли стихи, рассказы. Кошки поселились с человеком 4 тысячи лет назад. Предком современной кошки считается ливийская или нубийская кошка. Сейчас в мире существует более сотни пород кошек.
В древнем Египте кошек обожествляли, для кошек строили храмы, в их честь устраивались празднества, хоронили на специальных кладбищах в бронзовых, серебряных или золотых гробах. В Средние века отношение к кошкам резко изменилось. В кошке видели воплощение нечистой силы, считали помощниками ведьм. Кошек сжигали, отрезали лапы.
На Руси кошка не была предметом поклонения, но зато не подвергалась и гонениям. В русских народных сказках кошка чуть ли не самое смышлёное животное. Кот сам сказки сказывает, песенки поёт. Кот-баюн был наделён голосом, слышным за 7 вёрст. Своим мурлыканьем он мог напускать сон, который не отличишь от смерти.
Ведущий 1: Можете ли вы назвать себя внимательными и наблюдательными?! Что означает поведение кошек?
Потирание головой о человека (Любовь, преданность, жажда ласки)
Уши прижаты к голове (Подготовка к нападению)
Урчание (Недовольство)
Подёргивание хвостом (Недовольство)
Мурлыкание (Удовольствие, спокойствие)
Шипение ( Готовность к обороне)
Кошки прекрасно предсказывают изменения погоды.
Кошка закрывает лапами нос - Быть морозу
Кошка лежит брюхом вверх - К теплу
Кошка дерёт стену когтями - К непогоде
Кошка к печке - Быть морозу
Ведущий 2: С кошками связано много суеверий.
Веками в Европе кошек замуровывали в стены домов с крысой во рту. Зачем?
(Для отпугивания крыс и другой нечисти )
Во время грозы чёрного кота выбрасывали за дверь. Зачем?
(Считали, что они притягивают молнию)
Считалось, если сбросить кота за борт, то поднимется буря. Почему?
(Кот бережёт корабль от бури )
В новый дом пускают кошку первой. Зачем?
(Чтобы изгнать нечистую силу)
До сих пор у нас сохранилась вера, что тот, кто убьёт кота, тому 7 лет удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того хитрый зверь охраняет от всякой беды.
Ведущий 1: Кошки спасали жизни людей. Во время пожаров, если дело было ночью, коты будили своих хозяев криками и беспокойным поведением, чем и спасали жизнь людям. Кошки защищают человеческие жилища от крыс и мышей. Знаете ли вы, ребята, что если у вас что-то болит и кошка ляжет на больное место, помурчит и легонько помассирует лапками-болезнь пройдет, правда нам после таких процедур не легко, ведь кошки забирают в себя плохую энергию. Может именно потому у них 9 жизней-оттого что их задача быть домашними лекарями, а это трудно и требует много сил и здоровья.
Верный друг человека



Ведущий 2: Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу.
Кто это? Кто из вас – хозяин собаки? Мы будем рады выслушать ваши рассказы о своих подопечных.
(рассказы второклассников)




Ведущий 2: Я делал общую фотографию домашних животных, а мой фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось. (Картинка чудо-животного).



Помогите мне разобраться, части тела каких животных есть на фотографии.
Чей это хвост? (Кошачий).
Чья это голова? (Лошадиная).
Чьё это туловище? (Коровье).
Чьи это рога? (Бараньи).
Чьи это лапы? (Собачьи).
Ну теперь понятно, кого я фотографировал.
Давайте перечислим домашних птиц.



Ведущий 1: А знаете ли вы историю о том, как гуси спасли город. Давным-давно это было. Ни много, ни мало в Древнем Риме. Жил себе Рим, не тужил, как вдруг напали на римлян дикие народы-галлы. Их было так много, что половина римлян бежала из города, а другая половина закрылась в кремле -Капитолии. Галлам очень хотелось захватить сей кремль, получить его богатства, но не могли они его взять как ни старались. Ведь с одной стороны кремля были стены и ворота, а с другой стороны крутой обрыв, т.к. кремль стоял на горе. Тогда галлы решились взобраться на обрыв и взять кремль хитростью. Лезли по обрыву они так тихо и проворно, что ни одна собака в городе не услыхала их. Да только вот не задача-гуси учуяли шорохи и загоготали, захлопали крыльями. Люди проснулись и сумели отбиться от захватчиков. С тех пор римский народ чествует гусей, приносит ему дары в знак глубокой благодарности!
Ведущий 2: Пришло время подвести итоги анкетирования по классу.




В классном уголке вы найдёте технологические карты для изготовления ваших питомцев, а каждый получит кроссворд по теме занятия и конечно заработанные призы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели классного часа: ознакомить детей с многообразием животного мира; научить их бережному отношению к окружающей среде и ее обитателям.

Классный час

Классный руководитель:

Ахременко М.А.

Цели классного часа: ознакомить детей с многообразием животного мира; научить их бережному отношению к окружающей среде и ее обитателям.

Ход классного часа

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы посвятим классный час животным (братьям нашим меньшим). Наверное у какого дома живут их маленькие друзья.

Дети рассказывают о своих домашних питомцах.

- А каких еще животных вы знаете? Для этого мы разгадаем кроссворд.


По горизонтали:

4. Чепуха, чепуха,

Это просто враки:

Сено косят на печи

5. Люблю я клевер на лугу,

И сено сладкое в стогу,

И вербы свежую листву,

И придорожную траву. (Корова.)

Нос пятачком! (Хрюшка.)

8. А он храпит в берлоге,

Прикрыл ладошкой нос.

Но кто его разбудит?

Не встретишь смельчака.

А вдруг намнет бока? (Медведь.)

9. Ей нравится бамбук,

Сладкий, как конфета.

Нет вкусней еды вокруг

Ни зимой, ни летом. (Панда.)

11. Там, за Марьиным прудом,

Всегда найдешь ее ты дом.

Под кусточком под ольховым,

Под листом под лопуховым,

Над зеленою волной,

Над высокою луной! (Лягушка.)

По вертикали:

1. Без хвоста и без ушей,

Ест на завтрак малышей.

Но, по правде говоря,

Я сказал все это зря.

Никогда не видел Нила

И не видел. (крокодила).

2. Есть полоски на матрасе,

И полоски на матроске.

У шлагбаума полоски,

И полоски на березке.

Есть красивые полоски

У рассвета и заката.

Есть полоски у енота,

И у зебры их без счета.

От рожденья полосаты

Наши нежные. (тигрята).

3. Побежала она в огород.

Ей навстречу попался народ: -

Как не стыдно тебе, егоза?

И она опустила глаза.

И когда разошелся народ,

Побежала опять в огород. (Коза.)

6. Сегодня доволен собой наш дружок –

Чудесно провел он субботний денек!

В футбол наигрался передней ногой,

Хороших знакомых проведал другой;

А третья каталась в горах дотемна –

Катанье на лыжах любила она;

Четвертая тоже любила кататься,

Но все же отправилась с пятой на танцы;

Шестая весь день просидела в кино;

Седьмая играла с восьмой в домино. (Осьминог.)

10. Он трусливей всех на свете.

Только зря боится он:

Он ведь бегает, как ветер,

Прыгает, как чемпион! (Заяц.)

11. Где-то есть большая Африка –

Желтые пески да солнышко.

Желтые цветы качаются

В зарослях густой травы.

В этой очень жаркой Африке

Ходят и махают гривами

Вовсе даже не сердитые

Желтые большие. (львы).

- Но к сожалению, сегодня, как никогда, обитатели леса нуждаются в нашей защите и помощи. А все почему? (Животные погибают от голода, болезней, их убивают охотники.)

- А бывали ли вы в зоопарке?

Ребята делятся на небольшие команды по два-три человека, встают в круг. Каждая команда получает задание на карточке, например:

- Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук.)

- В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчелы.)

- По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

- Пятак есть, а ничего не купишь. (Поросенок.)

- Не часы, а время сказывает. (Петух.)

- Белые хоромы, красные упоры. (Гусь.)

- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)

- Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею, а вот летать не могу, и петь я не умею. (Страус.)

- Разоряет огород - роет землю серый. (крот).

Задача ребят с помощью пантомимы изобразить предлагаемое животное. Выигрывает та команда, которая лучше соперников справится с заданием.

Разделившись на команды, ребята должны нарисовать несуществующее животное, но обязательно используя части тела тех животных, которые указаны в списке, например:

Чем интереснее рисунок, тем больше шансов выиграть этот конкурс.

От команды требуются два участника. С помощью мимики, жестов, звуков игроки должны изобразить несочетаемое, например:

- поющую соловьиной трелью гориллу;

- чистоплотную свинью и т. д.

На столе лежат карточки с буквами. Команды должны собрать ответ на вопрос из предложенных букв.

1. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук.)

2. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

3. Какая птица самая красивая, но каркает как ворона? (Райская птица.)

4. Какое животное можно научить стоять на голове? (Слон.)

1. Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 м, вес доходит до 1 т. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)

2. Эти животные живут в кустарниках. Беззубый маленький рот, вытянутая морда и очень длинный клейкий язык характерны для них. Мощные передние лапы вооружены когтями длиной до 10 см. Этот зверек постоянно бродит по лесу в поисках пищи. Питается он червями, ягодами, но основная его добыча - муравьи. В случае опасности зверь поднимается на задние лапы, опираясь на хвост, а передними с невероятной силой старается зацепить все, до чего может дотянуться. Если и это не помогает, то он падает на спину, отбиваясь задними лапами, при этом громко шипит и испускает неприятный запах. (Муравьед.)

3. Этот зверь слишком красивый, поэтому и название у него соответствующее. Главное его оружие - иглы. Живет на земле и деревьях. Питается молодой нежной корой. Спит на деревьях или роет глубокою нору. Часто по соседству с ним селятся бурундуки. Детеныши рождаются с мягкими иглами, но через несколько дней после рождения они затвердевают. (Дикобраз.)

4. Это самое симпатичное и любимое животное Австралии: пушистая шкурка, глаза-бусинки, лохматые ушки, смешной нос. Детеныш рождается величиной с вишню и 7-8 месяцев живет у мамы в сумке на животе. Затем забирается на спину и ездит на ней верхом еще целый год. Обычно с мамой живут 2-3 детеныша разного возраста. Они дружно играют, лазают по деревьям, учатся выбирать съедобные листья эвкалиптов. (Коала.)

Мы порой со смущеньем отводим глаза,

Увидав беспризорного грустного пса,

Убеждаем себя, что не мы виноваты,

Если в нашем подвале плачут котята.

Только знайте: мечтают животные все

О хозяине добром, о своем уголке,

Мечтают вас вечером ждать у дверей,

Тереться о ноги хозяйки своей.

На улице ждут их холод и вьюга,

А в доме всегда есть местечко для друга.

Если вам тесно в квартирах огромных,

Вы покормите животных бездомных.

Автор: Г. Ульянова

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

- Это просто чудесно! Наконец-то хотелось бы чтобы все люди поняли, что животные - это братья наши меньшие, и нуждаются они в защите и заботе! А чем мы можем помочь братьям нашим меньшим? (дети отвечают)

Читайте также: