Конспект классного часа битва под москвой

Обновлено: 05.07.2024

5-6 декабря 1941 года произошло значимое событие в ходе Великой Отечественной войны - началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое не позволило немецкому командованию осуществить зловещие планы по захвату и уничтожению нашей столицы. Случилось это 75 лет назад.

Эта дата не должна пройти мимо внимания подрастающего поколения, и поэтому в нашем детском саду прошли дни мужества и воинской славы, посвященные подвигу русского воинства в ходе войны против фашизма.

Мною была подготовлена презентация для детей старшего дошкольного возраста и содержательная беседа с детьми, которая позволила решить ряд задач по патриотическому воспитанию дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока мужества и презентацию "Оборона Москвы. 75-я годовщина начала контрнаступления под Москвой"

Цель – обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Задачи:

1. Воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них гордость за свой народ и любовь к Родине.

2. Образовательная – закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

3. Развивающая – развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

1 слайд

Ребята! Сегодня мы собрались вместе на уроке мужества, чтобы со всей страной, со всем российским народом в эти дни отметить 75-летие героической битвы под Москвой.

Вопрос: Как называлась война, которая длилась с 1941 по 1945 год в нашей стране?

Ответы детей: Великая Отечественная война.

Вопрос: Какая страна развязала эту войну?

Ответ детей: Фашистская Германия.

Вопрос: Что фашисты хотели сделать с нашим народом?

Ответ: уничтожить, захватить, убить всех русских людей.

2 слайд

Фашисты хотели сразу захватить нашу столицу.

Вопрос: Какой город является столицей России?

Ответ: Москва.

Да, ребята, и немцы думали, что если они захватят и уничтожат главный город России, то они быстро победят весь русский народ.

А. С. Пушкин писал:

«Москва…Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Для каждого русского человека Москва – это гордость, величие. А фашисты хотели стереть с лица Земли нашу столицу, затопить ее водой, чтобы следов от нее не осталось.

3 слайд

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, и уже в сентябре 1941 года фашистские войска подошли близко к Москве.

4 слайд

С 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить укрепления, заграждения, рыли траншеи.

5 слайд

Днем и ночью работали московские заводы.

Вопрос: Что на них изготавливали?

Ответ детей: На заводах делали снаряды и оружие.

Вопрос: А кто же работал на заводах, если все мужчины ушли на фронт?

Ответ детей: Работали дети и женщины.

6 слайд

Между тем немецкая авиация бомбила город. От зажигательных бомб возникали пожары.

7 слайд

Москвичи дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. С земли небо над Москвой постоянно охраняли зенитчики.

8 слайд

9 слайд

Командовать русской армией было поручено талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку – маршалу Г. К. Жукову.

10 слайд

Также командование на себя взяли не менее талантливые военные – маршал К. К. Рокоссовский, И. С. Конев.

11 слайд

Бои шли ожесточенные и кровопролитные. Фашистская армия была вдвое сильнее. Но это не помогло немцам осуществить свой коварный план. Во время битвы за Москву было совершено немало подвигов.

Вопрос: Что такое подвиг?

Ответ: Подвиг – это героический поступок, совершенный в трудных условиях.

Вопрос: Как называют человека, совершившего подвиг?

Ответ: Такого человека называют героем.

Очень важную роль в защите столицы сыграли наши военно-воздушные силы. Летчики Красной Армии проявляли чудеса мужества. Первый воздушный таран в небе над Москвой совершил Виктор Талалихин. Он атаковал вражеский бомбардировщик, уничтожил врага и сам героически погиб.

12 слайд

Совершил подвиг и летчик-истребитель Николай Гастелло. Он направил свой горящий самолет на колонну немецких войск и погиб, уничтожив сотни врагов.

13 слайд

15 ноября 1941 года морозным ясным утром фашисты двинулись на Москву. Они хотели окружить ее с севера и с юга. Упорные бои развернулись в районе города Волоколамска. 16 ноября 1941 года вошло в историю Великой Отечественной войны как день незабываемого подвига, совершенного нашими воинами в районе разъезда Дубосеково. 28 солдат-красноармейцев под командованием генерала Панфилова гранатами, бутылками с зажигательной смесью, огнем из противотанковых орудий подбили 14 вражеских танков! Все панфиловцы погибли, но танки к Москве не прошли.

14 слайд

15 слайд

В декабре 1941 года стояли трескучие морозы, всюду лежал глубокий снег. Немецкие войска были плохо обмундированы, не имели теплых шинелей и зимней обуви. Немцы не подготовились к ведению войны в зимних условиях! Ведь они рассчитывали на быструю победу, а ее-то и не случилось. 5-6 декабря началось контрнаступление Красной Армии, немцы были отброшены от Москвы!

16 слайд

В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа досталась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. Они всегда будут напоминать нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину! Перед вами мемориал в память героям-панфиловцам под Волоколамском.

17 слайд

И этими героями мы будем гордиться всегда. Ведь они защитили Москву и подарили нам жизнь.

18 слайд

Красивы столицы кварталы,

Нам нынче Москву не узнать!

Но рядом когда-то стояла

Фашистская темная рать.

Кружили над полем вороны,

Желтел облетающий лес,

И линия обороны

Москвы проходила здесь.

Воронки, окопы, траншеи,

Разрывы мин и гранат.

Здесь жизней своих не жалея

Погибли сотни солдат.

Они отстояли столицу,

И мы не забудем их.

Мы подвигом будем гордиться бесстрашных дедов своих!

Прикреплённые файлы:

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 75-й годовщине обороны Москвы Комплексное занятие для детей старшего возраста, посвященное 75 годовщине Обороны Москвы Разработано Музыкальный руководитель Яценко Ольга.

Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию контрнаступления советских войск под Москвой Цели: Продолжаем знакомить старших дошкольников с историей своей страны, воспитываем чувство гордости за свою родину и свой народ, который.

Урок мужества для учащихся начальной школы Помнят люди (урок памяти) Цели: 1) познакомить обучающихся с битвой за Сталинград; 2) способствовать воспитанию чувства уважения к людям.

отдали свою жизнь за то, чтобы мирно жили следующие поколения.

Классный руководитель: Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем Московской би тве.

Это было самое крупное сражение Великой Отече ственной войны. Битва под Москвой

продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном

примерно территории Франции. С обеих с торон в ней было заде йствовано около 7

миллионов человек. Общие безвоз вратные потери советских войск в сражениях на

ближних и дальних подступах к столиц е составили 926 тысяч человек. Немцам также был

нанесен зн ачительный урон - 615 тысяч человек. А всего в войне поги бло около 27

миллионов наших соотечес твенников. Нет в нашей стране семьи, которой бы не

коснулась война. Можно сказать, что Великая Отеч ественная война прошла через сердце

и память всего нашего народа. Память о Великой Отечественной войне - это историческая

память. Это память об общи х радостях и горестях, об общих ошибках, поражениях и

победах. Это память об общей и сторической судьбе. Той общей с удьбе, которая и

объединяет миллионы людей разных национальностей в один н арод - народ России. Вот

Классный руководитель. Помнить о том, что когда - то касалось всех нас. Сегодня мы

вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории

человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила

Нужно только слушать и запоминать. Факты, события, имена.

Ведуший 1. Как известно п еред нападением на СССР Гитлер завоевал п очти все страны

Западной Европы. Он мечтал о создан ии всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого

нужно было завоевать и Светский Союз, чтобы з ахватить его богаты е ре сурсы. Так был

разработан п лан Барбаросса . Вот к акие з адачи ставил Гитл ер в этом плане: “Необходимо

напасть на Россию молииеносно и захватить ее ресурсы, не считаясь с возможной гибелью

миллионов людей в этой стране. На м надо взять у России все, что на м нужно. Пусть

гибнут миллионы.” “Россия должна быть уничтожена”, - объявил Ги тлер. Позже Фюрер

уточнил: “Цель моей восточной п олитики заключается в том, чтобы заселить эту

территорию, по крайней мере, ста милли онами германской расы”. У к аждого немецкого

офицера была при себе кн ижечка, содержащая “12 заповедей обращения с русскими, в

которой, в ча стности, говорилось о том, что к русс кому народу д олжны применяться

Ведущий 2. Максимум 5 месяцев отводил Гитлер на всю опера цию. Предполагал д аже

закончить ее з а 3 недели. Все свои силы Гитлер бросил н а осуществлени е этого плана.

Казалось, н е было в мире силы, которая остановит гитлеровскую машину. Но блицк рига

молниеносности не п олучилось. Солдаты, партизаны, старики, женщи ны, дети, люди всех

национальностей поднялись на борьбу с фашизмом. В первые месяцы войны успех

сопутствовал врагу, и наша армия с боями отступала, сдавая город за городом, село за

селом. А в конце сентября вражеские полчища п одошли настолько близко к Моск ве, что

остро встал вопрос о ее оборон е. Не 3 недели, а долги х 5 месяцев немцы шли к Москве,

Ведущий 3 . Вот тогда - то нем ецко - фашистское командование и составило п лан взяти я

Москвы. Этот план фашисты н азвали “Тайфун”. Это многозначительное н азвание должно

было подчеркн уть стремительность и разрушительную силу наступлени я. По этому плану

Москва должна быть окружена, з ахвачена и затоплена. С фашистских самолетов над

нашими войсками сбрасывались листовки, в которых говори лось, что в начале н оября

Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять н а Красно й

площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита

для памятника своей победе. Сейчас этот гран ит можно увидеть на здании Центрального

телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Мо скву колосальные силы. По чи сленности и

технике враг превосходил советские вой ска, прикрывавшие московское направление, в 2

раза; н а двух участках прорыва в 5 - 8 раз, а на треть ем (под Рославлем) - даже в 13 - 14 раз.

Наступление фашистской арм ии началос ь 30 сентября. Мощными танковыми ударами

немцам удалось прорвать оборону, окружить часть советских войск в районе Брянска. В

плен попали 663 тысячи советских солдат! Ги тле р торопил своих солдат. Фашистам

нужно было, во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

Ведущий 4. В течение октября шли упорные бои, наша части даже в окружении

продолжали сопротивление, сдерживая крупные силы врага и тормозя его п ередвижение .

Но фашистам все же уд алось п ерейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже

в середине октября они получили приказ: “Завтракать в Волоколамске, а ужинать в

Москве”. Но этот фашистский ужин в Москве так и не состоялся. В эти решающие дни

основным лозун гом для нашего народа стал приз ыв: “Все н а защиту родной Москвы!” На

защиту столицы поднялся весь народ. Сотн и тысяч москвичей строили укрепления,

уходили в ополчение, туши ли “зажигалки” - 1610 фугасных и 110 тысяч зажигательных

бомб было сброшено н а Москву! Со всех концов страны шли в Москву эшелоны с

продовольствием, подкреплением, техникой. К к онцу ок тября - началу ноября п ротивник

стал выдыхаться. Его наступление на Москву было остановлено железной стойкостью и

волей н аших воин ов. А 7 ноября 1941 г в Москве, к ак в сегда со стоялся праздн ичный


-формирование у детей гордости за свою Родину, её народ и ратную славу.

Область применения: проведение классного часа, посвященного годовщине Победы.

Формы и методы реализации: рассказ-беседа, сопровождаемый показом презентации

Необходимое материально- техническое обеспечение: презентация, выполненная в программе MS Power Point, мультимедийное оснащение.

Содержимое разработки

Пояснительная записка.

Цели и задачи мероприятия:

-нравственно-патриотическое воспитание школьников,

-привлечение внимания подрастающего поколения к героическим страницам истории своей Родины,

-формирование у детей гордости за свою Родину, её народ и ратную славу.

Область применения: проведение классного часа, посвященного годовщине Победы.

Формы и методы реализации: рассказ-беседа, сопровождаемый показом презентации

Необходимое материально- техническое обеспечение: презентация, выполненная в программе MS Power Point, мультимедийное оснащение.

Уважение к своей стране, к ее истории, традициям и богатой культуре является основой любого воспитания. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - одно из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Патриотизм- это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому.

Огромную роль в решении этих задач играет обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этот трудный период проявились лучшие черты народа, и победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости советских людей.

Московская битва является одним из решающих сражений Великой Отечественной войны. Это была первая крупная победа советских войск над

Одной из главных задач рассмотрения Московской битвы должно быть раскрытие великого подвига защитников нашей столицы. Важно, чтобы дети осознали ту огромную опасность, которую нёс фашизм всей стране, всему человечеству.

Для того, чтобы соединить представления о тех далёких событиях с непосредственным духовным опытом младших школьников, за неделю до

проведения классного часа учащимся было предложено побеседовать с родственниками о том, как жили их семьи во время войны; выяснить, участвовал ли кто-нибудь из членов семьи в обороне Москвы.

Во время показа презентации детям были заданы вопросы для уточнения правильного понимания услышанного. Например:

- Как вы думаете, почему именно Москву стремились завоевать фашисты?

-Зачем на улицах Москвы ставили противотанковые ежи?

-Как вы понимаете слова В.Клочкова ?

-В какой песне поётся о героях-панфиловцах?

-С какой целью был проведен парад на Красной площади 7 ноября 1941г.?

-Почему не удалось фашистским войскам захватить Москву? и т.д.

Очень важным при проведении подобного мероприятия является создание соответствующего эмоционального фона. С этой целью были использованы фрагменты записей музыки и песен военных лет.

Сопроводительный текст

В 2015 году наша страна отмечала великую дату: 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.

Много войн пришлось испытать нашей стране за всю её историю, но самой страшной и самой долгой была Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.

Горькими были первые месяцы войны. Наши войска отступали, и через три месяца фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были уверены в своей победе и даже заранее разработали план полного уничтожения Москвы. Предводитель фашистской армии Адольф Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат,

Взрослые мужчины и совсем молодые юноши и девушки записывались в ряды Красной Армии и Народного Ополчения.

На заводах , вместо ушедших на фронт мужчин, к станкам встали женщины и подростки.Они трудились по 12 часов в сутки, обеспечивая столицу оружием и боеприпасами.

Москвичи помогали фронту кто чем мог: вязали теплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.

Тысячи горожан, в основном женщины, невзирая на холод и дождь, строили оборонительные рубежи, копали траншеи, сооружали заграждения и баррикады, таскали мешки с песком. Работа была очень тяжелая, но никто не жаловался, не сдавался.

11-13 слайды

На улицах и площадях Москвы устанавливались противотанковые ежи ,

а в небе размещались аэростаты, которые преграждали путь вражеским самолетам.

Налёты на Москву начались с первого дня войны. Фашисты сбрасывали на город тысячи зажигательных бомб и фугасов. Чтобы защитить Москву от бомбежек, была создана система противовоздушной обороны.

Вокруг Москвы были размещены артиллерийские войска, которые сбивали вражеские самолеты на подлёте к столице.

Во время бомбёжек в городе объявлялась воздушная тревога. Люди уходили из квартир в бомбоубежища, где можно было укрыться от взрывов. Такими бомбоубежищами служили некоторые станции московского метро.

Но часто люди ,вернувшись к своему дому, заставали на его месте только развалины…

Мужественно защищали родной город москвичи, но все же основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии.

22-25 слайды

7 ноября 1941года в центре Москвы состоялся традиционный парад. Несмотря на то, что вражеские войска стояли совсем близко от Москвы, по Красной площади маршем шли ряды солдат и сразу с парада бойцы отправлялись на фронт.

В середине ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. В планах врага было окружить город танковыми войсками, а затем захватить его.

На одном из фронтов на пути фашистов встала стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.

В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, подорвал его и погиб смертью героя.

Этот бой длился всего 4 часа. 18 танков подбили герои-панфиловцы. Из 28 солдат в живых осталось только 4 человека. Но ценою жизни солдат, атака была отбита, танки не прошли к Москве.

Подвигов, подобных этому было совершено очень много, защищая столицу , люди не жалели ни сил, ни даже свои жизни!

И вот 5 декабря Сов. Армия перешла в контрнаступление и отбросила фашистские войска от Москвы.

Немецкая армия, которая считалась непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Победа в битве под Москвой показала всему миру, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить!

31-32 слайды

Укрепилась уверенность наших людей в Победе!

Но до окончательно разгрома фашистских войск нашим солдатам предстояло сражаться ещё долгих четыре года..

После войны в своей книге воспоминаний Г.К. Жуков написал:

Методические материалы посвящены Московской битве, которая стала первой крупной победой советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Автор: Шишкин Сергей Валерьевич.

Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]

Цель: формирование ценностного отношения к истории страны, её героическому прошлому и настоящему.

Задачи:

  • ознакомление обучающихся со славными страницами истории Российской армии;
  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере изучения истории традиций Российского государства;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, источниках информации; аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Слайд1

Осенью 1941 года развернулось первое решающее сражение Великой Отечественной войны, в результате которого весь мир увидел, что Красная Армия не сломлена, она способна побеждать. Советские люди воспрянули духом.

Как вы думаете, о какой битве пойдёт речь на сегодняшнем занятии? Битва за Москву .

Слайд2

Прочитайте на слайде высказывание великого полководца Георгия Константиновича Жукова.

Как вы думаете, почему маршал Жуков, который провёл множество военных операций и сражений в годы Великой Отечественной войны, больше всего запомнил именно Битву за Москву?

Слайд3

Москва, будучи столицей СССР, имела огромное стратегическое значение – от результата Битвы за Москву во многом зависел исход войны.

Используя материалы сайта ОБОРОНА МОСКВЫ, выполните интерактивное задание, перейдя по ссылке или активируя QR-код.

Слайд4

Используя материалы сайта МОСКВА 24, выполните интерактивное задание, перейдя по ссылке или активируя QR-код.

Сопоставьте боевую мощь противоборствующих сторон. Сформулируйте возможные выводы (не менее трёх).

Слайд5

Вместе с войсками к обороне готовился и сам город. В Москве началась подготовка к уличным боям. Четверть миллиона горожан, в основном женщины, фактически круглосуточно возводили защитные сооружения. В городе началась мобилизация. Предприятия местной промышленности и городского хозяйства переориентировались на производство боеприпасов и вооружения.

Выполните интерактивное задание, перейдя по ссылке или активируя QR-код.

Слайд6

Выполните интерактивное задание, перейдя по ссылке, или отсканируйте QR-код.

Слайд7

Слайд8

Выполните интерактивное задание, перейдя по ссылке или активируя QR-код.

Как вы думаете, какое значение имела победа под Москвой в ходе Великой Отечественной войны? Обоснуйте свой ответ.

Ответьте на вопросы, выполните задания.

* Как бы вы оценили последний факт при описании этого дня?

Битва за Москву стала главным военным событием первого года Великой Отечественной войны. Она имела огромное значение: был развеян миф о непобедимости германской армии, сорван план молниеносной войны, укрепилось международное положение СССР.

Читайте также: