Конспект изменения в жизни животных осенью

Обновлено: 24.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Изменения в жизни диких животных осенью.

Подготовила: учитель начальных классов

специалист первой категории

Криворожской общеобразовательной школы

I - III степеней №59

Симкович Татьяна Викторовна

Цель: способствовать формированию представлений о диких животных, об изменениях в жизни диких животных осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, способствовать формированию умений обобщения, анализа; разделения предметов на группы по установленным признакам; содействовать формированию гуманного отношения к животным.

1. Организация начала урока

Если вам нравится учиться в школе – хлопните

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – будьте активны и внимательны.

Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы объединимся в группы. Для э того нужно подойти к столу , взять понравившийся вам листик и сесть за тот стол, на котором лежат семена дерева, листик котрого в ы в ы брали.

2. Актуализация знаний

а) Минутка наблюдений.

( Учитель заполняет календарь природ ы , дети в тетрадях)

-Какая погода сегодня?(Температура воздуха, состояние неба, ветер, осадки.)

Когда э то б ы вает?(Осенью)

С листопадом и дождем,

С перелетн ы м журавлем.

- Назовите осенние месяцы.

-Почему ноябрь наз ы вают листопадом?

-Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?

( Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе. )

Повторение знаний об осени

- Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.

(Если это бывает осенью, то дети поднимают красн ы й кружок, а если нет – черн ы й.)

 Солнце находится высоко над землёй и хорошо прогревает землю.

 Солнце находится низко над землёй и греет слабо. ( Красн ы й )

 Часто идут дожди. ( Красн ы й )

 Птицы начинают вить гнёзда.

 Опадают листья с деревьев. ( Красн ы й )

 Дикие животные готовятся к зиме. ( Красн ы й ).

3. Индивидуальная работа с карточками.

1. Группирование птиц, изображенн ы х на рисунках,по манере поведения осенью. Об ъ ясните свою м ы сль.

Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

• развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

• развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.

• умение разгадывать загадки о диких животных (белка,ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

• способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных;

• продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень,

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

- проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

- слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,

- участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;

- проявляет положительные эмоции при физической активности.

- умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Материал: картинки с изображением животных (заяц,медведь,лиса,волк, картина с изображением осеннего леса, предметные картинки (грибы,ягоды,яблоки, орехи,морковка, корзина с шишками для подвижной игры.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, разучивание песенок, подвижных игр.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети встают в круг.

В. - Ребята, я еще раз хочу с вами поздороваться. Но сделаем мы это необычно. Я попрошу вас повторять за мной:

Здравствуйте, мои друзья!

В. - Молодцы. Ребята,сегодня в группу нам принесли письмо,а от кого, вы должны отгадать:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

(осень)

В. - Молодцы,правильно это осень. Значит письмо нам прислала осень. Давайте-ка мы с вами прочитаем это письмо:

В. - Ну вот мы и приехали. Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (обратить внимание на картину с изображением осеннего леса). Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило в нашем лесу? (Осень)

- А как вы догадались, что это осень? (На деревьях желтые листочки)

- Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью. (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)

- Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

- Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик)

- Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь, ежик и белочка. Это – дикие животные.

- К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Да орешки грызет. (Белочка).

- Вы правы, это - белочка. А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Вносится игрушка - белка)

Б. - Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы,яблоки. Когда наступает осень, я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик,чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы,яблоки. собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.

В. - Спасибо тебе,белочка,что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда,ребята? (да)

- Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)

- Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)

Если дети называют морковь

- Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему? (Белочка не ест морковку)

- Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу… (Не растет, она растет на огороде)

- Какие молодцы! Все правильно ответили. Ой, белочка,посмотри, сколько здесь рассыпано шишек! Ребята, давайте поможем белочке собрать шишки в корзину. Поможем? (да) А то наша белочка одна не справится.

Правила игры: воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их собирают. Повторяется 2 раза.

В. - Ну вот мы и дома. (встают в кружок) Давайте-ка мы с вами вспомним,что мы с вами сегодня делали? С кем встречались?

После окончания игры дети садятся на стульчики.

- Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?

Летом улья ворошит. (Медведь)

- Правильно. Это – медведь

- Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью? (Много ест, готовит к зиме берлогу.)

- А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.)

- Правильно, медведь осенью много ест, готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать.

- Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку? (Грибы, ягоды, рыбу.)

- Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе:

- Если медведь все ест, что еще он положит в корзинку? (червячка и жёлуди) (Действие 2)

-Покажите, как мишка собирает шишки.

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше он не будет, по лесу гулять.

Сядет на машину и поедет спать.

После игры дети садятся на стульчики

- Вот и к нам в гости зайчик пришел. Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик? (Серого.)

- А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме? (Нет.)

- Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?

- Что зайчик еще не сделал? (Не сменил шубку.)

- А какая у зайчика шубка зимой? (Белая.)

- Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой? (Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.)

Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы:

- Чем покрыта земля зимой? (Снегом)

- Какого цвета снег? (Белого)

- Как вы думаете, на белом снегу серый зайка сможет спрятаться? (Нет)

- А чтобы его не заметили на снегу, что ему нужно сделать? (Поменять шубку с серой на белую.)

- Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.

- Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял.

Предлагаю зайку угостить. Чем будем его угощать?

(Морковкой и капустой)

- А ребята поиграют в игру.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит (2р.)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть (2р.)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать (2р.)

Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики.

- Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились.

- А сейчас предлагаю вспомнить, кто сегодня к нам приходил на занятие. (Белочка, медведь, заяц.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Тютюнник Светлана Юрьевна,

Цели: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материал. Открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери)

Ход занятия

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

- Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.) .

- Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)

нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.

Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.

Воспитатель Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь.

Кто, скажите, он? (Медведь)

-игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Медведь: Я в берлоге крепко сплю,

И меня нельзя будить.

С осени свой жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа

Крепко спать и весны ждать.

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы! Это же плутовка

Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса! А зовут ее. (лиса) .

Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Лиса: Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Воспитатель: Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невоз-можно: копна копной! «

Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не при-греет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли! .

И немножечко устали!

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет.

Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в

норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают

меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только,

что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не

раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите непременно угощу.

Лист осенний облетает, Льется с веток листопад. Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей, Хвостик серебристый Серенький, пушистый.

Воспитатель загадывает загадку, появляется игрушка- волк.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Волк : Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы.

Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и гово-рят о нас в народе, что волка ноги кормят. .

Воспитатель: Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

В мешочке находятся: мед, орехи, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.

Подходят к игрушкам и угощают их.

Пословицы о природе

- А теперь послушайте пословицы о природе:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Воспитатель: вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте мы скажем до свиданья нашим гостям, им пора в лес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей

Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных

Ход урока

1.Психологический настрой.

Если вам нравится учиться в школе хлопните!

Если у вас хорошее настроение улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора.

2. Постановка темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.

3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Что такое природа?

-На какие 2 группы делим предметы природы?

-Что относим к живой природе? К неживой природе?

-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?

- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

Кто написал нам письмо? Животные.

5. Изучение нового материала

Животные – тоже часть живой природы.

Итак, отправляемся в путь?

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.

По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.

На доске таблица

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.

А какие животные нас встречают в лесу, узнай.

– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)

-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает. (хомяк).

Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)

Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.

– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)

- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.

- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.

– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)

– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)

– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.

Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.

7. Просмотр видеоролика

8. Физминутка

9. Работа в группах.

У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.

10. Работа в парах.

- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)

11. Итог урока.

12. Рефлексия.

Тема: Жизнь диких животных осенью.

Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей

Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных

1.Психологический настрой.

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать урок нам пора.

2. Постановка темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.

3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Что такое природа?

-На какие 2 группы делим предметы природы?

-Что относим к живой природе? К неживой природе?

-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?

- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Приходите погулять.

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

Кто написал нам письмо? Животные .

5. Изучение нового материала

Животные – тоже часть живой природы.

Итак, отправляемся в путь?

– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.

- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.

По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.


На доске таблица

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.

А какие животные нас встречают в лесу, узнай.

– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)

-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает .. (хомяк).

Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)

Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.

– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)

- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.

- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.

– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)

– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)

– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)

– Что объединяет этих животных?

Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.

Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.

7. Просмотр видеоролика

8. Физминутка

9. Работа в группах.

У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам ,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.


10. Работа в парах.







- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)

Читайте также: