Конспект исследовательской деятельности свойства воды

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Зорихина Елена Михайловна

Организация: МДОУ ЦРР д\с Дружба

Населенный пункт: Свердловская область, г. Качканар

Образовательная область : познание, социализация, художественное творчество.

Цель НОД : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи :

Образовательные :

-учить проводить элементарные опыты, сравнивать и анализировать;

- обогащать словарный запас детей словами: прозрачная, непрозрачная, жидкая.

Развивающие :

- развивать умения делать простейшие умозаключения, доказывать, защищать свое мнение.

Воспитательные :

- способствовать появлению самостоятельной познавательной активности детей;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование : глобус, сок, молоко, стаканы, сахар, соль, лимонная кислота, трубочки, ложки, разноцветные пуговицы, салфетки, краски, кисточки.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними.

Ребята пока мы здоровались с гостями, у меня на столе что-то появилось, подойдём, посмотрим, что там.

Как вы думаете, что это?

Баночка, а в ней рыбка.

Без чего рыбки не могут жить?

Ребята как вы думаете, а кому нужна вода?

- Животным, растениям, человеку.

-Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

- Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вода необходима всему живому на земле.

Но вот однажды в сказочной стране вода исчезла, злая волшебница спрятала воду под замками. А чтобы злая волшебница вернула воду в сказочную страну нам нужно узнать свойства воды. И золотая рыбка просит нас, ребята, помочь вернуть воду. Поможем вернуть золотой рыбке воду?

Для этого нам необходимо узнать свойства воды.

Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

- А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.

- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы слышите аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).

- Как вы догадались, что сок – яблочный (пахнет апельсинам).

А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды?

Какой можно сделать вывод: у воды нет запаха!

- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- Как вы думаете, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина).

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).

- Так есть ли вкус у воды? (Нет).

Вывод : У воды нет вкуса.

- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей).

Вывод : вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Ребята, вспомните, что сказала злая волшебница золотой рыбке? Как вернуть воду?

- Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо узнать свойства воды.

Но остался ещё один опыт. Мы провели три, опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.

- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная).

Приглашаю вас, ребята, подойдём к столу.

- Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.

Мы с вами выяснили, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавляешь.

Ребята, а если нам нужно нарисовать воду мы каким цветом её изображаем на рисунке?

Дети: синим, голубым.

Как вы думаете, что изображено на рисунке? (Аквариум).

А чего не хватает в аквариуме? (Воды).

Ребята давайте с вами нарисуем воду для рыбки.

Сегодня мы помогали золотой рыбке вернуть воду, которую заковала злая волшебница. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ). Вода имеет разные свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным. Золотая рыбка рада, что вы помогли ей вернуть воду и у неё хорошее настроение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 80

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

2 февраля 2022г.

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

· Уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

· Развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию.

· Закреплять умение работать с посудой.

· Закреплять умение работать с жидкостью.

· Развивать способность анализировать и делать выводы.

· Активизировать и обогащать словарь новыми словами.

· Воспитывать бережное отношение к воде.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

2. Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на пороге группы серебряное ведёрко. Давайте посмотрим, что в нём лежит?

Воспитатель достает из ведёрки по очереди карточки-капельки с загадками:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками-ответами.

Воспитатель: Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реках, озёрах, родниках, болотах, - речная, озёрная, родниковая, болотная вода. Какая это вода в отличие от солёной, морской?

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Воспитатель: Вода удивительна еще тем, что существует на земле в трех состояниях : твердом (лед, град, снежинка, сосулька), жидком и газообразном (пар) .

Вода в жидком состоянии наполняет ручьи и реки, озера и пруды, моря и океаны. Из туч вода попадает на землю в виде дождя. Дожди бывают грибные (моросящие сквозь солнце), грозовые (гремит гром, сверкает молния), ливневые (шумные, сопровождаются сильными порывами ветра), кратковременные (налетит облачко, прошумит дождь и снова небо ясное и чистое), затяжные (идут по несколько часов, а иногда и дней), моросящие (капельки дождя совсем мелкие) .

Вода в твердом состоянии . Снег, лед, снежинки, сосульки, иней, град – все это застывшая вода. При температуре 0 градусов и ниже вода превращается в лед. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаясь в снежинки, и падают на землю. Так образуется снег. Превращаясь в лед, вода расширяется, причем лед легче воды (если разбить ледяную корку на луже, то льдинки будут в ней плавать) .

Газообразное состояние. Вода превращается в водяной пар, он легкий и невидимый. Водяной пар всегда есть в воздухе. Давайте представим, что мы налили воду в чайник и поставили чайник на плиту. Через некоторое время вода в чайнике закипит и из чайника вырвется струя пара. Это вода нагрелась и превратилась в пар. Осторожно снимем с чайника крышку и вместо нее положим перевернутое блюдце. Некоторое время подержим блюдце вместо крышки, а затем уберем блюдце с чайника и внимательно рассмотрим. Мы заметим на блюдце капельки воды . Это пар, прикоснувшись к холодному блюдцу, превратился в воду.

Презентация.

3. Практическое экспериментирование:

Чики-чики-чикалочка, игра-превращалочка Вокруг себя повернитесь, в ученых превратитесь!

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки, фартуки, подходят к столам, накрытым для опытов.

У каждого ребенка корзинка с пустым пластмассовым стаканом, стаканом с питьевой водой, соломинкой, стакан с соком, стакан с молоком, 2 ложки, предметы разной формы или разные по форме стаканы, резиновые перчатки у воспитателя, краски, кисти, маленький камень.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории нужно обязательно соблюдать правила:

1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. Ничего не пробовать на вкус.

4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в этом стихотворении я озвучила несколько определений воды. Кто может повторить?

Воспитатель: Как вы думаете, все эти перечисленные определения могут стать гипотезой?

Воспитатель: Тогда давайте сформулируем нашу гипотезу.

Дети формулируют гипотезу.

Воспитатель: Итак, приступим к научному доказательству или опровержению свойств воды. Готовы?

Свойство 1: Вода – это жидкость.

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Воспитатель: как мы можем записать это свойство в дневник наблюдений?

Свойство 2: Вода не имеет вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давайте, запишем это свойство.

Свойство 3: Вода не имеет запаха.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Свойство 4: Чистая вода прозрачна.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Вода прозрачна.

Воспитатель: Запишем это свойство в дневник.

Свойство 5: Вода не имеет собственной формы.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Вывод: В отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Воспитатель: Запишем это свойство в дневник.

Свойство 6: Вода может менять цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Вывод: Вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

Воспитатель: Запишем это свойство в дневник.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками)

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

(Присели, обхватили плечи руками).

4. Подведение итогов:

Воспитатель: Вот мы и посмотрели все свойства воды. Давайте перечислим их, опираясь на наши записи.

Дети перечисляют свойства воды.

Воспитатель: Напомните, пож-та, нашу гипотезу.

Дети напоминают гипотезу.

Воспитатель: Подтверждаем мы нашу гипотезу?

Воспитатель: Спасибо, ребята, большое. Это было очень интересное занятие. Я узнала много нового. А что узнали вы?

Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).

Задачи:

Ожидаемые результаты

Интеграция:

Задачи:

Оборудование и материалы:

Глобус, термос, зеркало.

Раздаточный материал для каждого ребёнка: одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, тарелочки, пластиковые контейнеры, салфетки, молоко, ложечки.

Место проведения – музыкальный зал.

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Предварительная работа:

Проведение отдельных опытов с водой.

Наблюдение за водой на прогулке.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Воспитатель:

Идемте, проходите ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздороваемся (дети здороваются) молодцы ребята.

Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие! Мы познакомимся с тем, с чем мы встречаемся каждый день.
Воспитатель. Закройте глаза и протяните вперед руки.
Воспитатель брызжет пульвизатором воду на руку каждого ребенка. После того как дети почувствовали воду открывают глаза.

Воспитатель. Вы догадались, о чем мы с вами будем беседовать? Ответы детей. Слайд 1

Воспитатель: А теперь ребята отгадайте загадку.

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы океаны. (Глобус). Это макет нашей Земли. Слайд 2

-Ребята, давайте снова рассмотрим глобус. Какими цветами он окрашен. Обратите внимание на голубой цвет. Как вы думаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей). Слайд 3. Верно, это моря, реки, озера, океаны. Большая часть территории на глобусе занимает голубой цвет. На Земле вода наполняет ручьи, реки, пруды и озера, моря и океаны. Вода есть в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки. Ребята, а теперь посмотрите на экран. (Читаю стихотворение Рыжовой А.И.) (Слайды о воде 4, 5, 6)

Вы слыхали о воде?

Говорят, что я везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить.

Мы с вами поговорим о воде. А сейчас я вас приглашаю в свою лабораторию и мы с вами превратимся в ученых. Слайд 7

А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.). Ребята, а вы заметили во что одеты ученые. (В халаты). У меня как раз висят халаты для вас, давайте их наденем. А зачем в лабораториях надевают халаты? (чтобы не испачкать одежду)

- Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Ребята я вас приглашаю к 1 столу для проведения опытов.

2 Часть (экспериментальная)

1 опыт. На определение прозрачности воды.

- Перед вами стоит два стакана. Скажите, что в них налито? (молоко и вода)

- положите в 1 стакан с водой ложку, что вы видите? Значит вода, какая? (прозрачная).

- теперь положите ложку во 2 стакан с молоком, что вы видите? Почему? (не прозрачное, мутное). В каком стакане видны ложечки, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком ложка не видна, а в стакане с водой видна? Молодцы ребята. Значит, делаем вывод.

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны. Я вас приглашаю пройти к этому столу. Слайд 8

2 опыт. Растворимость некоторых веществ.

-Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (сахарный песок и речной песок)

- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (сахар в воде растворяется)

- Осталось ли что – нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Молодцы. Правильно. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная). Значит. Правильно. Молодцы. Давайте сделаем вывод. Слайд 9

Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

Физкультурная минутка. Слайд 10

Мы учёные устали

И теперь мы кругом встали

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём

А потом быстреё, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

И работать захотели. Молодцы ребята.

3 опыт. Различные состояния воды. Слайд 11

- Приготовьте руки (педагог достает кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребенку в ладонь (чтобы не простыть мы долго держать не будем)

-Скажите, что это? (Лёд)

- Какой он? (твердый, тяжелый, холодный)

- Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду)

Исходя из этого, что можно сказать про лед? ( Лед – это замороженная вода) Вывод: Лед- это твердая, замороженная вода. Молодцы. Правильно.

Воспитатель:

А сейчас мы узнаем еще одно свойство воды.

- Ребята сядьте на стульчики и посмотрите внимательно.

- Открываю термос с горячей водой и выливаю воду в таз. Что вы видите? (из термоса и таза идет пар)

- Подношу к тазу с горячей водой зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале? (капельки воды)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (пар идет из кипящего чайника). Правильно. Слайд 12.

Вывод: Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Проходите ребята дальше, вот к этому столу с опытами.

4 опыт Окрашивание воды. Слайд 13

Воспитатель предлагает посмотреть на воду и сказать имеет ли она цвет (вода прозрачная, не имеет цвета).

- Давайте проведем следующий опыт. Возьмите кисточки, обмокните их в краску и опустите кисточки с краской в воду. Что произошло с водой? (вода приобрела цвет, окрасилась).

- Какой вывод можно сделать? Вода не имеет своего цвета и может окрашиваться в любой цвет. Молодцы ребята. Правильно.

Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдем ко мне.

Игра ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ. Слайд 14, 15

Воспитатель: Слайд 16, 17,18

Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода бывает жидкой, твердой и парообразной. Вода не имеет своего цвета и может окрашиваться в любой цвет.

Лед растает, и тогда будет из него (вода). Слайд 19

Если сильный, сильный жар из водички будет (пар). Слайд 20

Если холод вдруг придет, из водицы будет (лед). Слайд 21

-Молодцы ребята! Вы успешно справились с работой ученых и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается и нам пора возвращаться в группу. И на память от нашем занятии я вам я хочу подарить кулончики – капельки. Слайд 22.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить с детьми знания о свойсвах воды, её значении в жизни человека. Развивать интерес детей к эспериментальной деятельности. Продолжать обучать детей навыкам проведения опытов.

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями

Развивать речь, мышление, любознательность, умение делать выводы,

Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.

Создание эмоционально-положительного настроя детей.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материалы для НОД: Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки на каждого, молоко, вода , краски, трубочки, сахар, соль, мука, растительное масло, фартуки, колпаки, 2 прозрачных ведра, 2 яйца, кувшин

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

- Для того, чтобы много узнать сегодня на занятии, нужно быть внимательным, слушать друг друга.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Воспитатель: Правильно! Конечно, это вода. Что такое вода? (ответы детей)

(это жидкость, которая нужна всему живому)

Воспитатель: И сегодня мы и будем говорить о воде.

Воспитатель: Ребята, подумайте, и скажите, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно: это реки, озёра, моря, океаны (демонстрируются картинки с изображением рек, озёр, морей, океанов)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (картинки с изображением необходимости воды всему живому. Насекомым, животным, человеку и т.д. Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет.

- Откуда берётся вода в кране?

(Чтение стихотворения)

Спросил на днях малыш - сосед

У струйки, льющейся из крана:

Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

Откуда ты? - спросил росу.

Поверь, и я из океана!

Ты газировка что шипишь?

И из бурлящего стакана

Знай, малыш, и я пришел из океана!

На поле лег туман седой

Малыш спросил и у тумана

Откуда ты? Ты кто такой?

И я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Воспитатель: А вы хотите узнать, какая она вода? Вот и мы с вами будем сегодня учеными и проведем интересные опыты с водой. Тогда надеваем спецодежду и приступаем к работе. Готовы? Начнем!

Опыт №1

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт №2

Вопрос: есть ли у нее вкус? И какой у нее вкус? Горькая? Сладкая? (Нет.)

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения сок Вывод: Вода без вкуса! А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить

Опыт №3

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Вывод: Вода без запаха!

Опыт №4

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Опыт №5

Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №6

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт №7

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Но, чтобы вода попала из крана к тебе в квартиру, она проделала большой путь по трубам и подвергалась очистке. Очищают воду через специальные фильтры Воспитатель: сегодня мы с вами попробуем очистить воду

Опыт № 8

Цель: познакомить детей с системой очистки воды.

Оборудование: Большой стакан с грязной водой; 3 чистых, пустых

стакана; бинт, воронка, тарелка, кусок ткани

1 способ:

Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете

вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через бинт или

марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в

воронку вставьте фильтр – бинт. А теперь мы грязную воду профильтруем.

Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан,

но стакан наливайте не полный.

Воспитатель. Ребята, что у вас получилось? ( фильтр стал грязный, на нем

остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? ( нет).

Вывод: марля пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

Воспитатель.: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки.

Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку

вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная

ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через

Воспитатель.: Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? ( да).

Правильно здесь и песчинки, и соринки. Какой вы вывод можете

Вывод: Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё

3 способ:

Воспитатель.: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку

вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь

на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? ( да). А

что мы для этого сделали?

Вывод: Ватный фильтр из несколько слоёв не пропускает самые

4 способ:

Воспитатель.: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы которыми мы

пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята

что стало с водой? (Вода стала ещё чище).

А как мы это сделали? (профильтровали используя все способы)

Вывод: Тем больше слоев в фильтре, тем лучше очищается вода.

Общий вывод. Воду для приготовления пищи и питья необходимо

Читайте также: